355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Евгений Примаков » Поучительный урок (Вооруженная агрессия против Египта) » Текст книги (страница 4)
Поучительный урок (Вооруженная агрессия против Египта)
  • Текст добавлен: 8 октября 2016, 15:38

Текст книги "Поучительный урок (Вооруженная агрессия против Египта)"


Автор книги: Евгений Примаков


Соавторы: Рафаэль Арутюнов

Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕФТЯНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Политика – это концентрированное выражение экономики. Эта истина не является плодом априорных умозаключений. Она вытекает из практики и подтверждается самой жизнью. Рассматривать политику США на Ближнем Востоке без учета этой истины – значит заранее обречь себя на ошибку, тем более, что американская политика кажется на первый взгляд довольно противоречивой.

Известно, что с самого начала Соединенные Штаты не были безучастны к подготовляемой Англией и Францией агрессии, об этом уже говорилось выше. Агрессоры получили поддержку от США через организацию Североатлантического пакта (НАТО). Факт использования самолетов с опознавательными знаками НАТО в военных операциях против Египта очевиден. Но дело даже не столько в самолетах. «Будем откровенны: без оборонительной системы НАТО Англия и Франция не осмелились бы действовать на Среднем Востоке», – писала в конце ноября 1956 года английская газета «Дейли телеграф энд морнинг пост», явно имея в виду поддержку агрессорам, оказываемую Соединенными Штатами.

Затем, как мы видели, Соединенные Штаты выступили в разнобой с Англией и Францией по египетскому вопросу в Совете Безопасности и на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

Прошло еще некоторое время, и Англия и Франция, не солоно хлебавши, были вынуждены вывести свои войска из Египта.

Соединенные Штаты лишь месяц назад голосовали за прекращение агрессии и вывод интервенционистских войск. Но 5 января 1957 года президент США потребовал от конгресса чрезвычайных полномочий в вопросе о вводе американских войск на Ближний и Средний Восток.

«Когда англичане и французы дискредитированы, – откровенно писало американское агентство Ассошиэйтед пресс, – перед США открывается возможность стать сильным, если не господствующим фактором в этом районе».

Однако, прилагая все силы для вытеснения своих англо-французских соперников с Ближнего и Среднего Востока, Соединенные Штаты в то же время проводили политику «балансирования» при каждом конкретном случае, когда под удар ставились империалистические позиции на Ближнем Востоке вообще. США боролись против квалификации Организацией Объединенных Наций англо-франко-израильских действий как агрессии. Они отвергли советское предложение о совместном применении силы против агрессоров и выступили в поддержку империалистического багдадского пакта, разваливающегося под ударами народов, возмущенных действиями в Египте участницы блока – Англии. Соединенные Штаты, борясь за сохранение империалистических позиций, приняли участие в заговоре против Сирии.

Таким образом, за сравнительно короткий период мир был свидетелем того, как американская политика несколько раз меняла свою форму. Форму, но не содержание. Причины метаморфоз лежат, конечно, гораздо глубже, чем в простом чередовании «симпатий» и «антипатий» США к той или иной стороне (а нужно сказать, что многие на Западе именно так и объясняют изменения в американской политике). Эти причины лежат на глубине мощных ближневосточных нефтяных пластов. Используя кровавую авантюру англо-французских соперников и их ослабление в результате этой авантюры, США стремились упрочить и расширить свою нефтяную империю на Ближнем и Среднем Востоке. «Американская политика, – писала 25 ноября английская газета «Санди таймс», – находится под контролем нефтяных лоббиистов, и ее цель заключается в том, чтобы полностью заменить английское влияние и экономические интересы на Среднем Востоке американскими».

Любопытные факты по интересующему нас вопросу приведены вашингтонским обозревателем Дрю Пирсоном в двух статьях, опубликованных в американской газете «Кэпитл таймс», а также в некоторых других американских газетах.

Дрю Пирсон показывает, что именно нефтяные монополии господствовали в госдепартаменте США и направляли американскую внешнюю политику в дни англо-франко-израильской агрессии против Египта.

В этот период во главе госдепартамента стоял небезызвестный Герберт Гувер. Этого человека называют в США не иначе, как «дипломатом от нефти». Вся его политическая карьера от начала до конца подчинена служению интересам известных американских нефтяных магнатов, с которыми он связан тесными семейными и финансовыми узами.

Гувер является директором компании «Юнион ойл компани оф Калифорниа», которая в настоящее время сливается с «Галф ойл корпорейшн», а 92 процента сырой нефти, принадлежащей последней, находится на Ближнем Востоке. Речь идет о том самом Герберте Гувере, который сыграл в 1954 году зловещую роль в вопросе национализации нефти в Иране. Тогда путем различных махинаций под руководством Гувера был создан так называемый консорциум по добыче нефти в Иране. В результате иранская нефть вновь попала в руки иностранных монополий, причем, американские получили 40 процентов акций.

Герберта Гувера сменил на посту заместителя государственного секретаря Кристиан Гертер. Но этот деятель также оказался непосредственно связанным с нефтяными монополиями, в частности с филиалом «Стандард ойл оф Нью-Джерси», владеющим 30 процентами акций «Арам-ко» – крупнейшей американской компании в Саудовской Аравии. Американские нефтяные компании хищнически эксплуатируют нефтяные ресурсы арабских стран: Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна и других. В виде многомиллионных прибылей они присваивают значительную часть национального дохода арабских стран. Одна лишь «Арамко» за последние пять лет получила прибыль в размере более двух миллиардов долларов. Эта сумма превышает доходную часть годовых бюджетов всех арабских стран, вместе взятых. Стремлению еще более увеличить эти и без того баснословные прибыли, стремлению прибрать к рукам район, имеющий важнейшее стратегическое значение, и была посвящена деятельность госдепартамента США в период англо-франко-израильской агрессии против Египта.

И не только в этот период. В начале 1957 года правящие круги США открыто заявили о своих претензиях: они преподнесли ближневосточным народам новогодний «подарок» – «доктрину Эйзенхауэра».

В своем послании конгрессу, изобилующем антисоветскими выпадами, президент США потребовал разрешить ему использовать в любой момент, когда он сочтет это необходимым, вооруженные силы Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Президент потребовал также усиления военной и экономической «помощи» странам этого района.

Совершенно ясно, что речь шла о новой империалистической программе закабаления ближневосточных народов, о новом плане обогащения заокеанских монополий – путем вытеснения английских и французских партнеров.

В свете новой американской доктрины становится предельно ясной вся политика США во время египетских событий, – политика, направленная, с одной стороны, на подавление национально-освободительного движения арабских народов, с другой стороны, на установление безраздельного господства монополистических кругов США на Ближнем и Среднем Востоке.

Нити «доктрины Эйзенхауэра» ведут к тем же нефтяным монополиям. И не случайно американская газета «Кэпитл таймс» требует «провести расследование для установления степени ответственности нефтяной дипломатии» на Среднем Востоке и в Африке. Газета требует узнать, не являются ли бурные события в этом районе мира «результатом нефтяного империализма».

Парадоксально, но факт: «нефтяной империализм» породил «нефтяной голод».

ПРИЗ – НЕФТЯНОЙ ГОЛОД

Французская газета «Комба» признала: «Авантюра дает нам последний урок: раньше для разорения страны необходима была военная катастрофа, а сейчас для этого достаточно приостановить подачу нефти».

Нефть имеет большой удельный вес в энергетическом балансе Англии и Франции. Во Франции, например, она составляет треть всей потребляемой энергии. Какое место занимает жидкое топливо в экономической жизни этих стран, видно на следующих примерах: на бензине и жидком топливе работает преобладающая часть транспорта, 40 процентов всей английской стали выплавляется в печах, работающих на нефти. Около половины всего изготовляемого в стране стекла производится в печах, использующих нефть в качестве горючего. Важнейшее место занимает нефть в цветной металлургии Англии и Франции, горячей штамповке, керамической, кирпичной, бумажной промышленности. Потребность в нефти в этих странах непрерывно растет.

По официальным данным за последние годы Франция получала на Ближнем Востоке 80 процентов ввозимой сырой нефти, что составляет 106 миллионов тонн. Причем 60 процентов этой нефти поступило в Западную Европу через Суэцкий канал, остальная – по нефтепроводам до Средиземного моря. Главными нефтепроводами, по которым перекачивалась нефть для Западной Европы, были трансаравийский нефтепровод американской компании Таплайн (из Саудовской Аравии к Средиземному морю с пропускной способностью приблизительно 15 миллионов тонн нефти в год) и уже упомянутые выше нефтепроводы английской компании «Ирак петролеум» – Киркук – Триполи и Киркук – Баниас. В течение 1955 года по этим двум нефтепроводам в Европу было перекачено около 30 миллионов тонн нефти-сырца.

В результате агрессии Англии, Франции и Израиля против Египта движение по Суэцкому каналу оказалось приостановленным. В начале ноября были взорваны сирийскими патриотами и нефтепроводы «Ирак петролеум компани». Англия, Франция и другие страны Западной Европы лишились преобладающей части нефти, обычно поступавшей к ним с Ближнего Востока.

Это не XIX век. Снимок сделан в декабре 1956 года в Париже на площади у Биржи. Вследствие острой нехватки бензина во Франции некоторые предприниматели «тряхнули стариной»…

Существует ли выход из создавшегося положения? Есть несколько вариантов, но ни один из них, судя по высказываниям западных специалистов, не дает оснований для оптимизма. Первый вариант – транспортировка нефти в обход Суэцкого канала, мимо мыса Доброй Надежды. Это означает, по словам английского журнала «Нью стейтсмен энд нейшн», прежде всего увеличение платы за транспортировку на 25-30 процентов. Но дело даже не в этом. Потребуется быстрое увеличение танкерного флота, а масштабы этого увеличения видны хотя бы из следующего примера: если считать путь вокруг мыса Доброй Надежды путем, заменяющим Суэц, то нужно каждые 10 лет удваивать имеющийся танкерный флот.

«Стоимость такой операции можно вообразить, но трудно подсчитать», – пишет журнал.

Другой вариант – покупка американской нефти. Однако что это дает Англии и Франции? «Так как американская нефть дороже ближневосточной, мы будем вынуждены столкнуться с ростом цен не только на горючее, но и на все товары и продукты», – пишет французская газета «Либерасьон». Кроме того, покупка всей необходимой для экономики Западной Европы нефти в долларовой зоне – непосильная задача. У стран Западной Европы нет соответствующих долларовых запасов. Помимо того, следует учитывать, что заокеанские нефтяные магнаты полны решимости заработать на трудностях своих европейских партнеров, продавая им нефть втридорога.

Остается единственная возможность – ограничение потребления. Но к чему это приводит? Возьмем только один день в Париже – 19 ноября 1956 года, – описанный корреспондентом ТАСС. Следует тут же оговорить, что к этому дню еще далеко не полностью сказались последствия нефтяного голода, однако описание этого дня также весьма характерно.

В Париже трудно достать бензин, большинство бензоколонок закрыто. Из тех колонок, которые работают, бензин отпускается в строго ограниченном количестве – от 5 до 10 литров. Заявляют, что автомобильное движение уже сейчас в городе сократилось примерно на 40 процентов. Министр финансов и экономики Поль Рамадье устроил пресс-конференцию, во время которой объявил, что в ближайшее время ожидается повышение цен на бензин. Министр обратился к «гражданским чувствам» владельцев автомашин, призывая «добровольно» сократить потребление бензина на 30 процентов. В противном случае, заявил Рамадье, правительство вынуждено будет, в частности, полностью прекратить автомобильное движение в течение половины января. Министр признал, что «нормирование» в распределении жидкого топлива между отраслями промышленности приведет к «некоторому замедлению экономической деятельности Франции». На фондовой бирже Парижа 18 ноября продолжалось резкое падение акций в связи с острой нехваткой нефтяных продуктов.

Во Франции с целью экономии горючего был введен запрет на выезды на автомашинах в соседние департаменты, отменен ряд поездов. В результате появились серьезные перебои с сахаром, мылом, углем для отопления жилых домов. Серьезный кризис угрожает автомобильной промышленности страны, в которой занято полмиллиона рабочих, и смежным отраслям. Многие предприятия переходят на неполный рабочий день. Во Франции несколько заводов, перешедших на неполный рабочий день, уволили многих рабочих. С 1 января 1957 года в Лондоне на 20 процентов сокращено снабжение промышленности дизельным топливом. По подсчетам экономистов, это приведет к сокращению общего объема производства страны, к существенному росту безработицы.

День ото дня влияние нефтяного голода все больше и больше сказывается на экономике стран-агрессоров. «Арабам удалось использовать свои природные богатства в качестве петли на шее у империализма», – писала газета «Аль-Гумхурия». Эти слова недалеки от истины.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

В одном из номеров газеты «Ньюс кроникл» английский писатель Том Гопкинс опубликовал статью «Шансы Англии на величие». Заголовок статьи был помещен на фоне двух фотографий: слева – колонна танков, справа – зал совещания ООН.

Правительства Великобритании и Франции сделали ставку на колонны танков. В результате колонны английских и французских солдат понуро побрели к причалам для погрузки на корабли, отправляющиеся в Средиземное море.

Воля народов восторжествовала. 22 декабря последние английские и французские солдаты покинули Порт-Саид. Над государственными учреждениями города взвился зеленый флаг Египта. Через 18 дней один из наиболее видных организаторов египетской авантюры, премьер-министр Англии Иден, подал в отставку.

Так бесславно кончилась агрессия в Египте. И скажем прямо: для Запада это был далеко не «путь к величию».

Агрессоры потерпели сокрушительное поражение. Война подорвала международные позиции Англии и Франции, возбудила к ним ненависть народов и нанесла им экономический ущерб. Она поставила их перед крупными военными расходами и внутренними экономическими трудностями. Все это будет тяжело сказываться в Англии и Франции на протяжении очень долгого времени.

Мужественная борьба Египта показала, что в наше время нельзя победить народ, твердо решивший отстаивать свою свободу и независимость. Победа Египта еще раз подтвердила неотвратимый крах колониализма.

Бесславный уход из Порт-Саида французских агрессоров

Во время египетского кризиса появились новые факторы, которые призваны оказать серьезное влияние на дальнейшее развитие международных событий. Во-первых, это несокрушимая солидарность арабского , мира. Она была явно неожиданной для агрессоров, строивших свою политику на искусственно разжигаемых противоречиях между различными арабскими странами. Но быстро растущее самосознание арабской нации оказалось сильнее колонизаторских хитросплетений. Единство арабского мира, несомненно, окажет в дальнейшем еще большее влияние на ход ближневосточных событий. Его не смогут игнорировать ни Англия в своей колонизаторской практике, ни Франция в своей политике в Северной Африке, ни Соединенные Штаты – авторы пресловутой доктрины, направленной на закабаление арабских стран.

Второй важный момент, вызванный к жизни египетскими событиями, – это солидарность всех восточных народов, борющихся за политическую и экономическую самостоятельность. Декларированная еще в Бандунге, она вызвала много скептических суждений. События в Египте полностью их развеяли. Единство азиатских и африканских стран стало фактом. События в Египте ясно доказали, что объединенные действия всех восточных стран – это мощная сила, могущая воспрепятствовать колониализму.

Третий важный момент, проявившийся во время вооруженной агрессии против Египта, заключается в следующем: ясно обозначилась сила, которая способна сыграть исключительную роль в борьбе против агрессии, за мир и справедливость. Это крепнущая связь и сотрудничество между национально-освободительным движением стран Востока и социалистическим лагерем. Мощная поддержка Советского Союза, Народного Китая и других стран народной демократии может оказать решающее влияние в деле пресечения поползновений колонизаторов, – в этом убеждает египетский пример.

Наконец, во время египетских событий арабские народы сумели впервые в истории успешно применить в борьбе с империализмом экономическую блокаду. Мы привыкли слышать об экономической блокаде как об оружии, используемом развитыми империалистическими державами в их борьбе с освободительным движением слаборазвитых стран. Теперь восточные страны бьют империалистов их же оружием.

Египетский народ, все народы мира одержали важнейшую победу – победу, значение которой трудно переоценить. Они отстояли право на мир.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю