Соавторы: Эдди Бримсон
сообщить о нарушении
Текущая страница: 25 (всего у книги 25 страниц)
Так что же действительно было сделано для разрешения проблемы с начала восьмидесятых годов, когда она проявилась во всей красе? Несмотря на все заявления ответственных лиц, очень немногое. Единственная идея, пришедшая в голову ФА — максимально осложнить попадание суппортеров на выездные матчи — в стране с самой, вероятно, массовой выездной поддержкой оказалась достаточно серьезной задачей. Создание Английского Клуба Болельщиков, неплохая мысль в теории, только озлобило подавляющее число суппортеров, которые желают путешествовать самостоятельно, так как такое путешествие — одна из самых привлекательных вещей в жизни. Клуб Болельщиков может создавать препятствия в распространении билетов, но большинство суппортеров отлично знают, что достать билеты можно на практически любую игру (в Дублине они свободно продавались у стадиона), и что самостоятельно путешествовать, особенно по Европе, очень легко. Так в чём тогда смысл этого Клуба, если не считать создания проблем людям? И в то время как ФА делает жесты, наглядно демонстрирующие, что 100 процентов болельщиков сборной принимают участие в насилии, полицию охватывает “шпионский бум”. Как только появляется информация о возможном участии сборной Англии в каком-либо состязании за границей, Футбольная Разведка включается в дело и бомбардирует фотографиями и различной сопроводительной информацией то государство, которому посчастливилось принимать нас у себя дома. Все это в совокупности с уже и так запятнанной репутацией побуждает полицию этого государства перейти на “осадное положение”, а в британских газетах как грибы после дождя множатся статьи, предупреждающие нас о том, что любой английский суппортер за малейшее нарушение будет немедленно депортирован.
Это, в свою очередь, вынуждает местную полицию рассматривать каждого английского фана как потенциальную проблему, соответственно, все полицейские силы ставятся под ружье, на свет божий извлекаются все спецсредства и агрессии долго ждать не приходится — нужен только повод. Такие агрессивные и провокационные по своей сути действия полиции вызывают больше инцидентов, чем предотвращают, и представители прессы, опять-таки, прибывают на место событий с уже готовыми избитыми заголовками и фотографиями. Вывод, что во всем виноваты английские фаны, неизбежен в каждой подобной статье, а то обстоятельство, что матч проходил заграницей, дает повод порассуждать на тему расизма, неизменной козырной карты в дискуссиях о футбольных суппортерах.
Когда сборная Англии не сумела пробиться на последний чемпионат мира 1994 года в США, вздох облегчения, раздавшийся по ту сторону Атлантики, был отлично слышен здесь, несмотря даже на еще более громкий вздох, раздавшийся на Ланкастер-гэйт. Счастливчик Дуги на ранних стадиях турнира находился во Флориде (в Орландо свои матчи проводили ирландцы, но Дуги как чумы избегал всего, связанного с футболом) и кое-что разузнал о тех действиях, которые должны были быть предприняты в случае попадания англичан в финальную часть. Американцы дрожали при одной мысли о появлении на их земле сборной Англии и нескольких тысяч ее суппортеров. Они просто не знали, чего ожидать (несмотря на тот факт, что каждый год Америку посещают сотни тысяч английских туристов), и решили перестраховаться, как они любят.
Например, изначально планировалось, что в городах, где будет играть свои матчи сборная Англии, должны быть предусмотрены особые статьи бюджета о финансировании размещения в них спецподразделений полиции, и глава службы безопасности чемпионата даже заявил (цитирую): “Я не думаю, что мы перегнули палку”. Хотя само по себе это достаточно смешно, тот факт. что ФА и английская полиция участвовали в разработке таких планов, показывает, с каким неуважением эти две организации относятся к английским суппортерам. Да, после событий в Дублине английским суппортерам редко удается предстать в прессе в хорошем свете, но интересно, что полиция, явившаяся причиной жестокого избиения людей после матча, причем избиения, засвидетельствованного прессой, совершенно не подверглась критике за это. А ведь многие избитые были заведомо невиновны — разве что виновны в своем присутствии на игре. Это что, “хорошая работа”?
Мы полагаем, что все, имеющие отношение к футболу, должны направить свои действия на уменьшение выраженности проблемы футбольного насилия и подъем имиджа игры. Мы также должны использовать шанс подсказать ФА, полиции и правительству, какие действия могут быть предприняты с их стороны для восстановления доброго имени английских суппортеров заграницей. Для начала нужно запустить информационную машину и рассказать всему свету, что подавляющее большинство английских футбольных суппортеров — добропорядочные законопослушные граждане, которые вовсе не собираются тратить свое время на футбольный хулиганизм. Что они не собираются крушить все на своем пути, и что они — не фашиствующие хулиганы: все, чего они хотят, это поддерживать свою команду в безопасной и комфортной обстановке. Следующий шаг — разобраться с траблмейкерами и политическими экстремистами, использующими матчи сборной Англии заграницей как средство для получения паблисити и место для “вербовки” людей. Нужно связаться с правительствами иностранных государств и предпринять меры для того, чтобы каждый англичанин (или англичанка), совершивший правонарушение в связи с футбольным насилием, был судим и наказан в той самой стране. Так же крайне важно, чтобы такой человек отбыл свое наказание полностью именно там, где совершил преступление, потому что это для многих станет отличным фактором устрашения, как мы уже говорили. Да, это ляжет дополнительным финансовым бременем на страны, которые обычно прибегают к массовой депортации, но они могут возместить убытки через УЕФА или ФИФА, эти организации извлекают из игры огромную прибыль и обязаны противодействовать всему, что вредит футболу. Все это, конечно, должно быть организовано на международном уровне и относиться ко всем фанам, не только англичанам, но так же итальянцам, голландцам и немцам.
Поскольку большинство матчей, о которых мы здесь говорим, проводятся на территории ЕС, должен быть введен в действии международный закон о запрете вывешивания на матчах любого баннера с любым символом, имеющим политическое значение, за исключением государственных флагов. В нашем случае это положит конец всевозможным экстремистским символам, использование которых некоторыми английскими суппортерами является одной из основных проблем. В наше время, когда влияние ЕС постоянно растет, добиться ввода в действие такого постановления сравнительно легко, и мы уверены, что оно будет принято к выполнению всеми членами Союза.
Британская полиция должна остановить политических экстремистов, выбирающих своей мишенью футбольные матчи (всем известно, о ком идет речь, они были рады “засветиться” во время событий в Дублине). Да, свобода убеждений — один из фундаментальных принципов ЕС, но мы считаем, что безопасность рядовых зрителей на матче гораздо важнее, нежели уважение прав установленных хулиганов. Также необходимо, чтобы британские полицейские открыто ездили с английскими фанами на каждую игру, не только для мониторинга траблмейкеров, но и для нашей защиты в случаях провокаций со стороны местных суппортеров или полиции, когда вина может быть незаслуженно возложена на англичан. Полиция может сказать, что она уже создала непреодолимые препятствия для поездок заграницу футбольных хулиганов, но так как большинство хулиганов не занесены в полицейскую базу данных, эта стратегия не так эффективна, как кажется. Нужно что-то еще более действенное, чтобы очистить нашу игру от таких элементов, так же как и выездные матчи сборной.
За очевидным исключением уже выявленных хулиганов, ФА должна привлекать суппортеров, и мужчин и женщин, к посещению выездных матчей сборной Англии, так же как туристические кампании других стран должны быть заинтересованы в посещении нами их городов, то есть в привлечении наших денег. Во время Евро-88 мы (пятеро парней в нанятой машине) ехали из Франкфурта в Мёнхенгладбах после матча с Россией не по автобану, а по небольшим дорогам, и это было здорово. Мы останавливались в маленьких городках и деревнях, и везде люди принимали нас с распростертыми объятиями, так как понимали, что мы просто хотим посетить их города, а не собираемся крушить их. Разве то же самое не может быть сделано для всех нас? Другие страны радушно принимают ирландцев и шотландцев, и мы ничем не хуже их.
Ключ ко всему находится в одном маленьком слове: уважение. Мы хорошо знаем, что уважение нужно завоевать, и что все эти годы английские суппортеры отнюдь не были ангелами. Но речь идет не о тех, кто участвует в насилии, а о настоящих футбольных суппортерах, и мы заслуживаем уважения — не только со стороны ФА, но и стороны полиции и правительства. Уважение и доверие — великое оружие: относитесь к людям хорошо, и они ответят вам тем же; относитесь к ним как к грязи, и тогда увидите, чем они ответят вам. Мы видели достаточно, чтобы понять это.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все сказанное выше — не больше чем наше личное мнение, конечно, но нам кажется, что оно может позитивно повлиять на решение проблемы футбольного насилия. Мы не настолько наивны, чтобы полагать, будто осуществление предложенных нами мер позволит уничтожить ее за один день. Более того, мы уже говорили, что твердо убеждены в том, что полностью эта проблема никогда не исчезнет. Среди молодых людей все еще считается модным драться на футболе, точно так же играет важную роль статус принадлежности к организованному мобу или “боление” за клуб, фаны которого имеют соответствующую репутацию. Выпивка, драки и участие в беспорядках для многих — часть процесса взросления. Это может не нравиться, но от этого никуда не уйдешь,, потому что такова жизнь и это одна из основных причин существования проблемы. Насилие в среде суппортеров связано именно с футболом потому, что футбол — самая популярная игра на земном шаре, а то, что доминируют в нем мужчины, представляет собой отличную почву для, как говорят академики, “племенной атмосферы” с ее собственными ритуалами, обычаями и кодексом чести. Защита репутации и чести своего клуба —неотъемлемая часть этой культуры и дает многим молодым людям как раз то, в чем они нуждаются: шанс “утвердить” себя и превратиться из мальчика в мужчину.
Ранее на страницах нашей книги мы рассказали, как пришли в насилие; вероятно, теперь мы должны поведать вам о том, как мы ушли из него. таким образом вы яснее сможете понять ход наших мыслей. Мы далеки от какой-либо апологии, но это было чертовски веселое время, и оно нравилось нам. Однако по прошествии нескольких сезонов вещи стали меняться; основное ядро моба начало рассыпаться под прессом работы и семейных проблем. Кроме того, использование оружия стало все более и более распространенным, столкновения становились все более и более жестокими. Но все равно, мы насмотрелись порядочно лезвий бритв, направленных на нас, прежде чем стали беспокоиться по этому поводу. Однако нам стало приходиться иметь дело с подобными вещами намного чаще, чем мы того хотели!
Конечно, были и другие факторы. Живя в маленьком городке неподалеку от Лондона, мы были окружены в повседневной жизни ордами фанов Шпор, “Арсенала” и “Челси”, так же как и ордами фанов Шершней, и противостояние начало переходить в саму эту жизнь, так как людям было известно, что мы — активные сторонники своего клуба.
Последней же каплей, переполнившей чашу нашего терпения, стал один инцидент, где мы получили серьезные травмы — у Эдди была сломана челюсть, а Дуги получил перелом двух ребер. По дороге домой мы пересмотрели свои взгляды и поняли, что такая жизнь больше не привлекает нас, поэтому решили “завязать”. Но мы сделали это по своему собственному желанию, а не под чьим-то нажимом или влиянием. Нам просто надоело, вот и все. Я уверен, что многие читающие эти строки испытывали те же чувства, хотя, конечно, не бывает двух одинаковых судеб.
Футбол — игра, в которую играют люди. Она привлекает миллионы суппортеров из всех слоев общества, и только от суппортеров зависит ее выживание. Для подавляющего большинства людей, интересующихся футболом, он являет собой безопасное и доставляющее море радости увлечение. Но сопутствующее игре огромное возбуждение и страсть неизбежно приводят к тому, что среди этого большинства находятся индивидуумы, стремящиеся к конфронтации. После всех наших встреч и разговоров с суппортерами клубов всех уровней со всех концов Англии нам стало ясно, что огромное большинство суппортеров убеждены в том, что футбольное насилие останется в той или иной форме, и вы знаете, что мы оба разделяем это мнение. Может быть, это не тот хэппи-энд, которого вы ждали (хотя, конечно, зависит от вашей собственной точки зрения), но это непреложная истина, и время докажет нашу правоту.