355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Чезаре Ломброзо » Гениальность и помешательство » Текст книги (страница 20)
Гениальность и помешательство
  • Текст добавлен: 3 октября 2016, 18:29

Текст книги "Гениальность и помешательство"


Автор книги: Чезаре Ломброзо


Жанр:

   

Психология


сообщить о нарушении

Текущая страница: 20 (всего у книги 20 страниц)

“ Тайны чудовищной жестокости в морской службе, или Ретроградный прогресс XIX столетия”, соч. в 5 частях.

“Корабельный юнга” – поэма в рифмованных октавах.

“Романтический сборник” – один том.

“Избранные письма” – один том.

“Пауперизм в Италии и средства к его уничтожению” – поэма.

“Скучающий холостяк” – юмористическая пьеса в 5 действиях.

Переводы с латинского (?).

Сонеты, эпиграммы, акростихи, шарады, загадки, ребусы и пр.

Статьи, напечатанные в различных журналах, как, например, в Il Dovere, Corriere di Marche и пр.

«Автор очень высокого мнения обо всех этих произведениях; и действительно, хотя в них встречается перефразировка одних и тех же идей, хотя нередко они весьма несовершенны в отношении ясности изложения, но в них проявляется иногда увлекательное красноречие и – что еще удивительнее – заметна строгая логичность, свидетельствующая об умении автора достигать главной цели – убедить читателей в своих необыкновенных дарованиях и в роковой силе печальных обстоятельств, омрачивших этот светлый ум. Своими сочинениями М. А. собирается не только прославить себя, но и опозорить своих бесчисленных воображаемых врагов, ухитрившихся столько времени продержать его в тюрьмах. При этом он, однако, не скрывает, что ему недостает знаний в области социологии и что убеждения его шатки; в самом деле, они до того неустойчивы, что М. А. легко доказать, с помощью логических доводов, нелепость его поступков и бессмысленность проводимых им идей, например относительно социализма, интернационализма и пр. Под влиянием таких доводов он нередко сознает неосновательность своего предположения, будто все общество вооружилось против него, причем даже сам объясняет свои заблуждения и странные поступки расстройством своих умственных способностей, которое вызвано роковыми случайностями его жизни, исполненной треволнений всякого рода».

V
АНОМАЛИИ ЧЕРЕПА У ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ (К XI ГЛАВЕ)

Я уже говорил раньше о таких аномалиях и теперь прибавлю лишь несколько новейших наблюдений в том же роде, заимствованных у Канестрини, Мантегацца, Фохта и др. Кроме того, я сам подробно исследовал череп Вольта и нашел в нем, при замечательной красоте формы и несомненно большей емкости[77]77
  У клинициста Фукса поверхность мозга занимала 22,1005 см2.
  у Гауса – 21,9588
  И при том же весе у неизвестной женщины – 20,4115
  У простого рабочего – 18,7672
  (Бишоф, «Вес мозга у человека», 1880).
  Емкость черепа Канта была 1740 см3 – на 40 см3 больше, сравнительно со средней емкостью у германцев.


[Закрыть]
относительно среднего уровня, многие из тех особенностей, которые, по мнению антропологов, составляют принадлежность низших рас; как, например, выпуклость шиловидных отростков, малая извилистость венечного шва, следы среднего лобного шва, тупость лицевого угла (73°) и в особенности сильные черепные склерозы, доходившие местами до 16 миллиметров, чем обусловлен и значительный вес черепа – 753 грамма. Из наблюдений других исследователей мы узнаем, что у Манцони, Петрарки и Фузиньери лоб был покатый, что у Байрона, Фосколо, Хименеса и Доницетти найдено сращение черепных швов; затем мы убеждаемся в субмикроцефалии[78]78
  Малый размер черепа.


[Закрыть]
Розари, Декарта, Фосколо, Тассо, Гвидо Рени, Гофмана и Шумана; находим склерозы у Доницетти и костный гребень между крыловидным отростком и основной частью затылочной кости у Тидемана.

К таким же ненормальностям следует отнести теменную трещину, найденную у Фузиньери, асимметрию черепа Биша, Романьози, Канта, Шеневи и Данте (причем у последнего было найдено еще и неправильное развитие левого теменного бугра и присутствие двух бугорков на лобной кости), плажиоцефалию[79]79
  Сплющенный череп.


[Закрыть]
– у Бруначчи и Макиавелли, несоразмерно выдающийся лоб (68°) у Фосколо и ультрадолихоцефалию[80]80
  Крайняя степень удлинения черепа.


[Закрыть]
у Фузиньери (показатель 74), составляющую разительный контраст с обычной у венецианцев ультрабрахицефалией[81]81
  Крайне укороченный череп.


[Закрыть]
(пок. 82 и 84), ультрадолихоцефалию О’Коннора (73), тогда как средним показателем для ирландцев является 77; присутствие средней затылочной ямы.

у Скарпа и, наконец, множество особенностей строения черепа Канта, обыкновенно не встречающихся у немцев, как, например, ультрабрахицефалия – 88,5, плоский череп (показатель высоты 71,1), непропорциональность верхней части затылочной кости, вдвое более развитой, чем нижняя, и несоразмерно малая лобная дуга, сравнительно с теменной.

На основании таких данных и ввиду того, что гениальные способности часто развиваются в ущерб каким-нибудь психическим свойствам, мы можем сделать предположение, что гениальность сопровождается аномалиями того самого органа, действие которого приносит гению его славу. Чтобы такой вывод не показался слишком смелым, мы, кроме приведенных выше наблюдений, укажем еще на многие другие факты, напр. водянку желудочков мозга у Руссо, гипертрофию мозга у Кювье, менингит у Гросси, Доницетти и Шумана, отек мозга у Либиха и Тидемана. У этого последнего Бишоф нашел кроме значительного утолщения костей черепа, особенно лобных, еще и уплотнение твердой мозговой оболочки, прилегающей к кости, утолщение и повреждение паутинной оболочки, а в мозгу – явные признаки атрофии. Вагнер нашел у клинициста Фукса перерыв роландовой борозды, происшедший от пересечения ее на поверхности мозга образовавшейся аномальной извилиной, случай до того редкий, что он встречается, по Джиакомини, – один раз на 356, а по Гешелю – один раз на 632 вскрытия. Мозг Скарпа весил только 1066 граммов. Вагнер и Бишоф нашли вес мозга знаменитых германских ученых ниже средней цифры, принятой для германцев, хотя это обусловливалось, может быть, их преклонным возрастом и болезненным состоянием в последние годы жизни, как, например, у Либиха (70 лет) – 1352 г и Деллингера – 1207 г, умерших от чахотки.[82]82
  Французский ученый Ле Бон, исследовавший 26 черепов гениальных французов, как, например, Буало, Декарта, Журдана и др., нашел у наиболее известных из них емкость в 1732 см3, тогда как у древних обывателей Парижа она была только 1559; в настоящее время едва лишь 12 из ста парижан имеют емкость выше 1700 см3. У гениальных же людей 73 из ста обладают емкостью черепа больше этой средней цифры.


[Закрыть]

ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГАХ

Чезаре Ломброзо – знаменитый психиатр и криминалист. Родился 6 ноября 1836 года в Венеции, умер в Вероне 9 октября 1909 года. Молодость его протекала среди тяжелых материальных лишений. Он был заключен в тюрьму по подозрению в заговоре; участвовал в кампании 1859–1860 гг. Вызванное им и его учениками, в основном Горофало и Феерри, движение научной мысли привело к необходимости пересмотра оснований науки, уголовного права, равно как и тех институтов, через которые осуществляется современное уголовное правосудие.

В основе учения Ломброзо лежат взгляды, преобладавшие в трудах френологов и получившие особое распространение в 60-х гг. XIX в.

Первые работы Ломброзо в области медицины, в особенности о кретинизме, обратили на него внимание Вирхова.

С 1855 года начинают появляться его журнальные статьи по психиатрии, кафедру которую он занял в Павианском университете в 1862 году, будучи в то же время директором дома сумасшедших в Пезаро.

Ломброзо обратил на себя особое внимание теорией о невропатичности гениальных людей, на почве которой он построил смелую параллель между гениальностью и бессознательным состоянием, а также психическими аномалиями…

Изучая преступников и преступления, он одним из первых применил в своих работах антропометрический метод.

Задавшись целью выдвинуть на первый план изучение преступника, а не преступления, на котором, по мнению Ломброзо, исключительно сосредоточилось господствовавшее до него так называемое классическое направление науки уголовного права, он подвергал исследованию различные физические и психические явления у большого числа заключенных правонарушителей и таким образом выяснял природу преступника, как особого типа человека. Исследования патологической анатомии, физиологии и психологии преступников дали ему ряд признаков, отличающих, по его мнению, прирожденного преступника от нормального человека.

Руководствуясь этими признаками, Ломброзо признал возможным не только установить тип преступного человека вообще, но даже отметить черты, присущие отдельным категориям преступников, как, например, ворам, убийцам, насильникам и др. Череп, мозг, нос, уши, цвет волос, татуировка, почерк, чувствительность кожи, психические свойства преступника подвергались наблюдению и измерению Ломброзо и его учеников, послужив им основанием к общему заключению, что в преступном человеке живут, в силу закона наследственности, психофизические особенности отдельных предков. Выведенное отсюда родство преступного человека с дикарем проявляется особенно явно в притупленной чувствительности, в любви к татуировке, в неразвитости нравственного чувства, обуславливающей неспособность к раскаянию, в слабости рассудка и даже в особом письме, напоминающем иероглифы древних. Но основные взгляды Ломброзо на преступника менялись по мере развития его работ, так что развитая им атавистическая теория происхождения преступного человека не помешала ему видеть в последнем также проявление нравственного помешательства и эпилепсии…

…Рассматривая уголовное право как отрасль физиологии и патологии, Ломброзо переносит уголовное законодательство из области моральных наук в область социологии, сближая его вместе с тем с науками естественными. Анализ генезиса преступности приводит его к заключению, что должна существовать аналогия между карательной деятельностью государства, охраняющей социальную жизнь, и теми реакциями, которые обнаруживают как животные, так и растения на испытываемые ими внешние воздействия.

…Ломброзо встретил решительных противников прежде всего со стороны криминалистов, восставших против попытки уничтожения основ существующего уголовного правосудия и замены «нынешних» судей-криминалистов судьями новой формации из среды представителей естественно-научных знаний.

Помимо криминалистов Ломброзо нашел себе опасных противников и среди антропологов, доказывающих, что уголовное право – наука социальная и прикладная и что ни по предмету своему, ни по методу исследования она не может быть сближена с антропологией.

Его работы и исследования были подвергнуты критике со всех сторон. На Брюссельском международном уголовно-антропологическом конгрессе противники теории одержали верх, доказывая несостоятельность понятия преступного человека, как особого типа, равно как и всех тех частных положений, которые из этого понятия выводил Ломброзо.

Эти нападки ничуть не смутили Ломброзо. Он продолжил работу и создал новые крупные труды. Так, после сочинения о преступном человеке «L’uomo deliguente» (1876 г.) Ломброзо написал книгу о политическом преступлении и о революциях в отношении их к праву, уголовной антропологии и науки управления: «Iidelitto politico e le rivoluzioni» (1890 г.); о преступной женщине «La donna deliguente» (1893 г.).

Со временем под влиянием критики Ломброзо перестал считать преступность только атавизмом, обусловленным к тому же «нравственным помешательством», и стал признавать влияние на преступность некоторых социальных факторов.

Биосоциологическая теория Ломброзо, несмотря на все негативное к ней отношение и «научную несостоятельность», продолжительное время сохраняла ведущее положение в западной криминологии, став основой биокриминологии, а самого профессора судебной медицины из Турина Ч. Ломброзо по праву считают родоначальником антропологической школы уголовного права.

Из трудов Ломброзо переведены на русский язык «Гениальность и помешательство» (1892 г.), «Новейшие успехи науки о преступнике» (1892 г.), «Любовь у помешанных»; его взгляды разбираются также в монографиях русских ученых: И. Закревский, «Об учениях уголовного права антропологической школы» (1891 г.); А. Вульферт, «Антрополого-позитивная школа уголовного права в Италии» и др.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю