Текст книги "Эстония. Взгляд со стороны"
Автор книги: Борис Юлегин
Жанры:
Публицистика
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)
Меняются политики, а вместе с ними и политика. И все равно синусоида крайностей будет сглаживаться, спрямляться по мере повышения образованности политиков. Так должно быть. Время, правда, уходит.
Изменились люди в Эстонии. И русские, и эстонцы. Эстонцы затаились от предвкушения последствий. Русские напугались смелости своих ожиданий и надежд. Все притихло. Народ, независимо от национальности, готовится к лишениям. Все чаще, теперь и среди эстонцев, раздаются голоса о том, что в советские времена было не так уж и плохо.
Экономический кризис внес коррективы в радужные планы правительства, предприятий, семей. Оказалось, что не бывает, чтобы всем долго и хорошо. Что не может появиться что-то из ничего. Ни по физическим, ни по экономическим, ни по жизненным законам.
Депутаты Рийгикогу, понимая суть процессов, решили заморозить себе зарплату аж на целый год. Это чтобы разделить страдания с народом. А народ в ответ содрогнулся от такого благородства. Но за депутатов вступился премьер. Он откровенно сказал, что на 63 тысячи крон в месяц семью прокормить немыслимо. Что, мол, хорошего наголосует депутат при такой нищенской зарплате? Для справки, 63 тысячи крон – это без малого – 140 тысяч рублей. А средняя зарплата по Эстонии – 14 тысяч крон. А тут и президент подоспел. Он взял, да и не утвердил депутатское решение. Действительно, разве на такие деньги прокормишь семью?
Изменились цены. Но, как утверждает Росстат, цены в России растут в четыре раза быстрее, чем в странах Евросоюза. Получается, что в Эстонии-то дела не так уж и плохи. Если в сравнении.
Хотя уже поговаривают, что Эстония сидит в такой глубокой долговой яме, в какой не сидит ни одна другая бывшая братская республика. Что внешняя задолженность превысила все допустимые нормы в несколько раз. Может, это и так. Но на то и новые союзники, чтобы помогать младшим.
Продолжаются масштабные раскопки на площади Вабадусе – главной площади эстонской столицы. Здесь на глубине 6-ти метров обнаружены древние стены. Возможно, окажется, что Таллин еще старше, чем мы себе представляли.
Знатоки говорят о том, что дорожная полиция получила указание штрафовать водителей за превышение скорости даже на пять километров. Это чтобы залатать дырки в бюджете. Не будем проверять. Лучше сбавим скорость.
Кстати, еще несколько слов о ценах. Какие-то из них запомнились полгода назад, что-то совсем недавно. Поэтому цифры в книге могут и не совпадать с тем, что есть сегодня. Важны тенденции и соотношения. Они, как показывает опыт, остаются величинами постоянными. Например, размер пенсии относительно зарплаты. Или размер квартплаты по отношению к доходу. Все относительно.
Меняется и Россия. К тому времени, когда выйдет эта книжка, где-то, может, и дороги подремонтируют, а где-то и лишние справки ликвидируют.
В Крестцах Новгородской области, где мы с вами по дороге на Таллин совсем недавно пробовали пирожки, тоже есть изменения. Здесь местная власть обязала всех бабулек, которые вдоль трассы торгуют пирожками и наливают чай из самоваров, укрепить материальную базу. В дополнение к столам и лавочкам, они теперь должны на своем рабочем месте иметь домик с окошком, теремок такой. Посчитали – а домик-то дороже 40 тысяч рублей. Интересно, чей родственник тот подрядчик, который готов эти теремки производить?
Уже ничего не подскажет президенту Святейший Патриарх Алексий Второй. Огромная потеря и для России, и для Эстонии. Мир, похоже, еще не в состоянии оценить масштабы этой утраты.
Да, не все гладко в Эстонии, продолжающей целеустремленно, как и Россия, строить капитализм. Есть проблемы, есть откровенные промахи и ошибки. Хотя, как говорится, а судьи кто? Может, это и не промахи вовсе! Может, так задумано.
Главное то, что в Эстонии человек, несмотря ни на что, становится основным действующим лицом в жизни страны. Не человек для государства, а государство – для человека. Власть не только сама развернулась к людям лицом, но и заставила сделать то же все структуры, так или иначе связанные с человеком. Это становится понятным только по мере общения с этими структурами. Но по мере общения появляется синдром привыкания. А через неделю уже кажется, что иначе и быть не может. Большинство жителей Эстонии, сами того не замечая, живут с этим синдромом.
Экономия человеческого времени, жизненных сил человека, как физических, так и психических, – принцип, которому подчинено все остальное. Это видно в пенсионном и налоговом департаментах, в миграционной службе и отделениях авторегистра, в районных управах, банках и поликлиниках. В этом, в отношении к каждому человеку, Эстонию уже можно сравнивать с Финляндией, Францией и Германией. А ведь и двадцати лет не прошло с тех пор, как изменились ориентиры. Удивительно!
Не верите? А поживите недельку-другую у эстонских знакомых или родственников. Присмотритесь, прислушайтесь. Вера придет сама.
Из окна бара эстонского парламента – Рийгикогу – открывается вид на промышленную зону Таллина. Там, вдали, – море и порты. Поближе – городская товарная станция. По крайней мере, так она называлась двадцать лет назад. Сверху, с Вышгорода, хорошо видны десятки железнодорожных веток. Но на рельсах нет вагонов. Ни одного! Километры путей и ни одного грузового вагона. Непривычно и нереально.
Как лист нотной тетради. Только без нот.
ВСЕМ СПАСИБО!
Кажется, именно такими словами режиссер завершает работу. На минуту представим себя режиссерами.
Во-первых, спасибо всем, кто сумел дочитать эту книжку до конца. То есть, тем, кому она и была предназначена. Значит, что-то заинтересовало, зацепило. И это уже хорошо. Для начала. Так что остается шанс на возрождение интереса россиян к соседней стране. А заодно и к своей, если вдруг захотелось хоть в чем-то улучшить, отладить собственную жизнь. Соотечественники же, живущие в Эстонии, возможно, под другим углом зрения взглянули на свою историческую родину. Увидели, что и здесь многое иначе, чем кажется со стороны. В чем-то лучше, чем представлялось, в чем-то – наоборот.
И вправду, хорошо там, где нас нет.
Огромная благодарность тем, кто помог в поиске и переработке фактического материала. От зоркого глаза друзей и коллег не скрылось ничего – ни в газетах, ни в Интернете. Ни в эстонских, ни в российских. Впрочем, Интернет-то един. Хотя и случаются заморочки – эстонские страницы не открываются в России, а российские недоступны эстонцам.
Эстонский друг Владимир Репкин не только нашел силы и время первым прочитать еще «сырую» болванку книги. И сразу заявить решительный протест на желание автора сгладить шероховатости, а иногда и ухабы эстонской жизни. Спасибо ему, сняли розовые очки.
Автор признателен Ангелине Король. Юная эстонская шахматистка, не один раз испытала на себе странности, постоянно возникающие при пересечении границы между двумя нашими странами. И даже нашла верные слова, соответствующие ситуации. Ангелина любит Россию, но помнит о том, что Эстония – ее родина. Она может жить и там, и там. И везде нравится. Потому что юная. А юным в жизни все должно нравиться.
Особая благодарность тем, кто помогал и помогает эстонской общине, а с ней и эстонской культуре, существовать и развиваться в Тверской области. Областные властные структуры объективно оценивают стремление национальных меньшинств сеять разумное, доброе, вечное. И тем, кто сеет больше, – больше и помогает. Вот и эта книга ни за что не увидела бы свет без поддержки Тверской областной администрации. Об этом можно, наверное, было бы и не говорить. Но тогда это было бы несправедливо.
Спасибо Тверскому землячеству в Эстонии, его председателю Андрею Мельникову, активистам землячества Евгении Хапонен и Валерию Соболеву. Эстонские тверяки достойно представляют родину, несут ее культуру на эстонскую землю. Снятые ими фильмы и изданные книги о Тверской земле – всегда событие в культурной жизни Эстонии и ее столицы. Благодаря им эстонская общественность лишний раз вспоминает и о своих соотечественниках, живущих в России.
Друг детства, действующий депутат Рийгикогу, Владимир Вельман откровенно делился своим видением ситуации и грядущих перспектив. Без его помощи вряд ли удалось бы из окна парламента увидеть город с высоты птичьего и депутатского полета.
Жена Леночка, стремительно прочитав первую верстку книги, расстроилась. Жалко, говорит, что закончилась.
Исправим! У автора много чего припасено для следующей книги.
Всем спасибо!