355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Борис Валеджо » Искусство фэнтази (с илл.) » Текст книги (страница 3)
Искусство фэнтази (с илл.)
  • Текст добавлен: 5 июня 2017, 10:30

Текст книги "Искусство фэнтази (с илл.)"


Автор книги: Борис Валеджо



сообщить о нарушении

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)

Женская борьба

Замысел картины мне предложил художественный редактор, поэтому предварительного наброска я не делал. Я просто сделал для фотосъемок шпаргалку. Затем я выбрал три фотографии и, скомбинировав их, скопировал на кальку и перенес на картон. Первое, что я для себя определил, – это положение двух фигур на картоне: как их следует разместить по отношению друг к другу и к остальному пространству. Уяснив себе это, я изобразил на торте ринг, на котором происходит схватка.

Второй этап

Я сделал предварительную лессировку и более или менее свел фон воедино. Когда я по своему методу подбирал и наносил цвета фона, в области неба вполне естественно стали происходить разные метаморфозы. Я колебался в выборе фона: то ли мне сделать его светлым, то ли темным. Но поскольку название журнала, для обложки которого создавалась эта картина, имело тень, теряющуюся на темном фоне, я отдал предпочтение более светлым цветам. Также, поскольку предполагалось, что картина будет гротесковой, я решил, что светлые цвета более соответствуют такому настроению. Пока все это принимало зримые очертания, мне пришло в голову, что можно не ждать, пока высохнет тонкий прозрачный слой, а продолжать работать над небом более плотными кроющими красками. Так я и сделал.

«Женская борьба» (Female Wrestlers), завершенная иллюстрация
Проработка фигур

Я нашел фон, соединив таким образом второй и третий этап. После этого оставалось просто ждать, пока краска высохнет, чтобы начать работу над фигурами.

Работая над картиной, я обычно сосредотачиваюсь на чем-нибудь одном – конкретном и небольшом по размерам. Если это человеческая фигура, то я начинаю с лица и головы. Потом я корплю над участком от шеи до талии, а затем – от талии до ступней. Разделение фигуры на эти отрезки позволяет, если это нужно, прерваться на границе любого из трех участков, не беспокоясь, что потом, когда я снова приступлю к работе, цвета не будут совпадать.

Я хотел сделать цвета фигур довольно теплыми, потому что фон был задан холодными тонами – голубыми, лиловыми и т. п. Делая фигуры теплыми, я мог бы добиться выразительного контраста. Однако чтобы теплые и холодные цвета не сталкивались друг с другом, я утеплил фон прямо за фигурами, смешав немного оранжевых тонов с голубыми.

Блондинка здесь (см. с. 114) уже частично сделана. Я подумал, что будет интересно добиться контраста ее платиновых волос и красной одежды с загорелой кожей. Я также нанес сильные красноватые рефлексы на теневые участки, например, под ее левой рукой.

В законченной картине вы можете видеть различия между тонами кожи блондинки и брюнетки. В общих чертах, тело блондинки – цвета меднокрасного загара, груди слегка светлее, а ноги чуть темнее. Хотя у брюнетки груди тоже светлее, тело написано в более холодных тонах. Это сделано для того, чтобы тела отличались одно от другого.

Взбитый крем на торте в ряде мест написан почти чистыми белилами (световые блики я обычно делаю абсолютно чистыми белилами). Это задает хороший контраст с темными тонами кожи.

Я сильно преувеличил пространственную перспективу торта. Мне и вправду пришлось исказить ее, чтобы объединить все элементы. Перспектива неточна, но она в картине работает; она дает зрителю впечатление огромности торта, балансирующего там, внизу, на земном шаре. Чтобы избежать вопроса «Как такое может быть?», я не стал детализировать землю, написал ее размыто, лишь в общем плане.

Снимок модели и карандашный набросок

Хромовый робот

Рисуя робота, я предложил моему натурщику дать свою интерпретацию позы. В окончательном варианте я решил дать зеркальное изображение фигуры и поменять положение рук. Мне показалось, что так она выглядит более естественно, больше соответствует настроению, которое я хотел передать на картине. Здесь вы видите рисунок, выполненный на кальке и перенесенный на картон. Я немало потрудился над светотенью, обозначил сочленения металлических частей, а также добавил кое-что к самой фигуре: нечто техническое, вроде наушников и соединений на суставе бедра и локтях.

На рисунке также неявно намечена сфера, на которой стоит робот.

Поскольку на этом картоне была только одна фигура, определить для нее наиболее эффектное место не представляло больших проблем. Однако, перенося рисунок на картон, я должен был оставить место для названия книги. Затем я нанес акриловую краску (жженую умбру).

Рисунок карандашом к окончательному замыслу
Второй этап

Чтобы добиться сильного контраста с блеском металла, я сделал фон очень темным, почти черным. Что я считаю наиболее интересным в данной картине, – это как я достиг эффекта хромированной поверхности, как я «воплотил» в металле человеческое тело. Отражения под тенями теплые. Полутона на высших точках округлостей холодные. Это я сделал не только для того, чтобы добиться более интересного, визуально менее однообразного изображения, но чтобы создать особый род иллюзии.

Работа красками

Вообще хромирование детали можно увидеть на машинах. Как от них отражается свет? Нижняя часть хромированной детали обычно отражает дорогу, верхняя – небо (небо обычно представляется в голубых тонах, а дорога – в более теплых, коричнево-оранжевых). Вы, поглядев на моего робота, конечно, не скажете: «Это мне напоминает автомобиль!» Но мозг все равно связывает представление о хромированной поверхности с ее изображением здесь.

Для сферы, на которой робот стоит, я использовал цвета фона.

Хромовый робот, завершенная иллюстрация к сборнику рассказов Айзека Азимова
Законченная картина

Я выдержал нижнюю часть фигуры действительно темной и лишь чуть-чуть обозначил ее полутона и световые акценты, дабы выделить верхнюю часть. Поскольку галактическая туманность над головой робота очень яркая, рефлексы на верхней части корпуса довольно сильны.

Я сделал сферу, на которой он стоит, почти прозрачной. Трудно сказать, металл это или стекло. Просто она выглядит гораздо светлее и более хрупко, чем сама фигура, которая остается самым сильным элементом картины.

Конан, для журнала «Плейбой»

Формирование портфеля

Настоящий портфель должен быть однородным; образцы работ должны быть связаны между собой по теме и стилю. Они также должны быть чистые.

Я считаю, что работы производят лучшее впечатление, если все они примерно одинакового размера. В данной ситуации вполне применима пословица «о прочности цепи судят по ее самому слабому звену». Лучше иметь тощий портфель с несколькими хорошими работами, чем толстый, но набитый слабыми вещами. Одна неудачная работа может загубить хорошее впечатление от всего остального.

Помню, как-то я показывал образцы иллюстраций к мистике одному художественному редактору, который заметил: «Все это очень мило. А нянек-то вы умеете рисовать?» При всей своей нелепости, такая ситуация вполне может возникнуть. По этой причине предпочтительней иметь несколько различных портфелей, показывающих различные жанры, в которых вы можете работать. Грубо говоря, художественные редакторы вешают на тебя ярлык. Я как-то заметил, что один художественный редактор занес меня в свои списки не под буквой «В» – Валеджо – а под буквой «Н» – научная фантастика. И это несмотря на то, что я иллюстрировал исторические и готические романы, мистическую литературу.

Вряд ли художественные редакторы разглядят тебя во время твоего первого или второго визита. Обычно бывает так: тебе звонят, назначают время встречи и оставляют у себя папку твоих работ. Очень часто молодые художники выражают опасение, что у них что-нибудь украдут.

Ранние работы, образцы обложек – плакатные краски, неопубликовано

Такое случается редко, особенно в хорошо известных издательствах. Если какое-то издательство хочет использовать данную работу, то ему выгодней нанять художника, чем умыкнуть ее.

Хорошо, если у вас есть печатные копии ваших работ с вашим именем, адресом и номером телефона, и вы можете оставить их в издательстве. Неплохо периодически повторять свои посещения. Каждые несколько месяцев, по мере того как у вас появляются новые работы для показа, вы можете звонить и назначать встречи.

Когда я начал показывать свои работы, я подготовил несколько образцов плакатными красками. В то время, когда я сделал эти образцы, я использовал в качестве примера для подражания несколько мягких цветных обложек уже вышедших книг. Как я ни крутился с этими работами, результат был почти нулевой. Художественные редакторы чувствовали, что хотя в этих работах и «есть искра таланта», они непрофессиональны и их не продать. Фактически я работал в изоляции – как в ракушке. Я сопоставлял свои образцы не с оригиналами, которые готовились для оформления мягкой обложки, а только с самой обложкой напечатанной книги. Естественно, что таким образом нельзя было получить точное представление о том, каковы мои работы в сравнении с работами других художников.

Хэтчет (Hatchett), издательство Бэлантайн
Земля обезьяны (Ape's land), издательство Потт Букс

Когда я впервые посетил ежегодную выставку Общества иллюстраторов в Нью-Йорке, я уже продал несколько картин для обложек комиксов. Я считал, что мои работы не хуже других, может, даже лучше, чем у большинства художников. Поскольку подразумевалось, что на ежегодной выставке представлено лучшее, что сделано в области иллюстрации за данный год, я желал проверить, как мое мнение о собственной работе соотносится с реальностью. Выставка действительно открыла мне глаза – я понял, какой долгий путь мне еще надо пройти. Примерно с неделю я чувствовал себя подавленным, а затем решил все исправить. В этом смысле выставка не только поставила меня на место, но вдохновила, дала толчок к развитию.

Знакомство с современными работами помогло мне понять и другое: стили меняются. Стили, которые были популярны, скажем, в шестидесятых и семидесятых, сейчас могут показаться довольно устаревшими. Конечно, нужно развивать собственный стиль, собственный взгляд. Но нужно также постоянно учитывать, что именно хорошо продается сегодня.

Послесловие

Хотя иллюстрация «фэнтази» существует уже много лет, лишь сравнительно недавно здесь был сделан огромный шаг вперед. Это верно как в плане улучшения техники иллюстрации, так и в плане ее большей популярности.

Не секрет, что зрелищные фантастические и научно-популярные фильмы, созданные в последнее десятилетие, пользуются невероятной популярностью и, соответственно, имеют более строгих и взыскательных последователей. Ценимая теперь не кучкой любителей, а огромным большинством приверженцев иллюстрация к «фэнтази» и научно-фантастической литературе поднялась до высот настоящего искусства.

В альбомах, подобных этому так же как в художественных школах, объем информации, которую можно передать ученику, ограничен тем, что можно выразить словами или показать. В конечном счете, каждый художник сам определит, насколько ему полезна данная информация и как ее использовать в соответствии с его или ее личными целями. В этом смысле ничто не может заменить времени, проведенного за мольбертом или рисовальной доской. Настойчивость зачастую является большим даром, чем сырой талант. Моей же задачей было лишь показать примерное направление, дабы облегчить путь.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю