Текст книги "Евангельские рассуждения"
Автор книги: Борис Михалев
Жанр:
Религия
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
ТЬМА ВНЕШНЯЯ
"Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов."(Мат.8.12.).
Если тьма – вовне, значит свет – внутри. Его начало – корень личности, источник сознания. Человек многослоен, лучом сознания пронизаны все внешние (грубые) и внутренние (тонкие) оболочки. Первое место при определении жизненных ориентиров занимает вопрос: "Что в сложном человеческом существе светильник, а что – освещаемое?". Правильный ответ: основа личности – в самой ее глубине, на дне, под всеми движущимися слоями. Она тоньше самого тонкого слоя, не появляется и не исчезает и не подвержена изменению. Того же, кто поместил "я" куда-то выше и соответствующе жил, ожидает плач и скрежет зубов.
ОТКАЗ ОТ ЗЕМНЫХ ПРИСТАНИЩ
"Один книжник подошед сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты не пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову."(Мат.8.20.).
Христос абсолютно внешне не использовал Свой колоссальный потенциал святости, не позволил божественной энергии реализоваться в качестве земных последствий. Он полностью сконцентрировал ее в мистическом резервуаре спасения, который отдал, (поскольку Сам не нуждался – был чист) стремящимся к нему, но не имеющим достаточно сил. Из факта, что даже твари, согласно закону судьбы, обретают благоприятные условия, а Христос (несравнимый по совершенству, не только с тварями, но с людьми, и не только с людьми, но со святыми отцами всех церквей) – нет, следует вывод именно о неком перераспределении сил между целями мирскими и небесными. Иначе потребовалось бы отрицать закон судьбы, соответственно, утверждать хаос. Сказав об этом книжнику, вознамерившемуся идти за Ним, Спаситель напомнил о необходимости ученикам поступать подобно учителю: не рассеивать накопленную энергию вовне, а сосредоточивать и направлять внутрь, нацеливая, однако, в отличие от Него, исключительно к собственному спасению.
ПОГРЕБЕНИЕ МЕРТВЫМИ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ
"Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мат.8.21,22.).
– Неуважение принуждал Он проявить ученика к памяти отца? Да и каким образом мертвые могут погребать мертвых, раз сами в этом нуждаются?
– Здесь речь не о физической смерти в буквальном смысле, а о возможной независимости индивидуального пути от внешней телесной принадлежности. Последняя творится судьбой, определяющей пассивную (безвольную), часть существования (главную для животных, но второстепенную – для человека). Помимо нее есть часть активная – первостепенная, к области которой единственно и может относиться следование за Христом, предполагающее личный выбор. Кроме того, принадлежность к народу, сословию и пр. есть лишь частичное проявление судьбы – реализация некоторых, вполне завершенных к моменту предыдущей смерти, ее формирующих факторов (другим предстоит осуществляться по ходу жизни). Незавершенные факторы судьбы могут многие жизни ждать своего дополнения актами свободной воли. Тонкое во всем первично, телесное же рождение – самый внешний, грубый процесс. Поэтому родители – инструменты, а не авторы судьбы. Уважение к отцу не требует идти по его стопам в делах, мыслях, вере. Оно – только отдание ему усилий, прежде на тебя затраченных. Если отец для Христа мертв, отказ сына на этом основании следовать за Ним – грех. Судьба шире рождения и крови, воля главнее судьбы. Данное от родителей – верхушка айсберга, однако, и вся его полнота никак не отражается на возможностях.
– Но если человек, к примеру, от рождения глух, разве это не ограничивает его существенно.
– Свобода воли – способность не просто совершать физические действия, а принимать решения относительно образа жизни. Она – смысловой, неподвластный судьбе параметр (тем выше, чем больше отрезок времени самоопределения), право выбора в принципе, а не шага в частности. Человеку, охватившему разумом весь процесс совместного существования "я" и движущегося (цель – освобождение), закон судьбы совершенствоваться помогает. Препятствовать он может лишь реализации злой воли.
БЕСЫ И СВИНЬИ
"И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так-что никто не смел проходить тем путем. И вот они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они вышедши пошли в стадо свиное. И вот все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде"(Мат.8.28-32.).
– Почему человеческая природа совместима с бесовской, а животная нет? На каком месте лестницы бытия стоят бесы?
– Вышестоящее включает в себя все нижестоящее, но им не исчерпывается. Чем выше следующее, тем меньшее место в нем занимает предыдущее. Бесы – выпадение из лестницы бытия, так как последняя устремлена к Богу. Они – побочный эффект свободной воли, результат злоупотребления ею. Отказ или согласие – выбор. Чтобы что-то отвергнуть, надо предварительно сформировать в сознании соответствующее понятие. Безбожие подразумевает способность ставить и решать вопрос смысла жизни. Человек это может, животное – нет.
ГРЕХ И БОЛЕЗНЬ
"Что легче сказать: "прощаются тебе грехи", или сказать: "встань и ходи"?" (Мат.9.5.).
Исцелить болезнь – значит простить грехи. Следовательно, последние причина первой. Кажущееся отсутствие грехов, предшествующих болезни (врожденный недуг) свидетельствует о том, что конкретная жизнь – не одинокий элемент бытия, а часть совокупности его аналогичных фрагментов, нанизанных на стержень судьбы. Ответственность за поступки – личностна (никто не расплатится за меня, и я ни за кого не пострадаю). Болезнь рождена грехом собственным, иначе связывающий их принцип – родство. Однако, оно внешне, то есть относится к явлениям и не способно содержать смысл. У всего грубого – тонкая подоплека. Родство частно, общее для него – судьба. Причины болезней хранящаяся в недрах индивидуального сознания – ядре, существование которого длится до освобождения.
МИЛОСТЬ И ЖЕРТВА
"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию."(Мат.9.12,13).
Жертва всегда имеет какую-нибудь цель, то есть приносится ради чего-то. Само это понятие включает два необходимых элемента, связанных как причина и следствие: апеллирующее действие и ответное событие, равные по достоинству усилие и результат. Спасение как жертва – заслужено (достигнуто исключительно личными усилиями по очищению). Доступно это только очень сильным, которых мало, здоровым, не имеющим нужду во враче. Большинство – слабые (больные). Им требуется помощь (милость) – созданное Христом озеро спасительной влаги, после питья которой жажда не возобновляется. Однако доступ к нему открыт не для всех. Чтобы лодка, ставшая чьей-то собственностью, не была бесполезной рухлядью, владелец должен стремиться пересечь водную преграду, предварительно оценив достоинство того, что за ней находится. Чтобы воспользоваться спасительной энергией Христа, надо иметь спасение целью, а для этого – утвердить родину личности в Царстве Божьем, разочароваться во всех плотских пристанищах для "я", раскаяться в окончательности земных целей и подчинить их единой высшей мистической. Поэтому покаяние и названо необходимым условием милости. Христос помогает очистить поток сознания только тому, кто сам прежде очистит мировоззрение. Если оно – руководитель человеческой жизни – с Христом не сотрудничает, Он бессилен что-либо изменить.
МОЛОДОЕ ВИНО В ВЕТХИХ МЕХАХ
"Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое." (Мат.9.15-17.).
Совершенствование осуществляется поэтапно. Перескакивание через ступени недопустимо. От слабых духовно, к которым пришел Христос, глупо требовать жесткого поста. Попытка, обреченная на провал, для дальнейшего духовного роста, несомненно, преграда. Им следует практиковать посильное самоограничение – использование минимально необходимых земных благ. Мучительное для человека отсутствие последних, то есть некий своего рода "принудительный" пост, судьба дает тем, кто в принципе совершенствоваться не желает, заблуждается (позволяет мысленно то, что с очищением несовместимо), или все правильно понимает, однако, на деле игнорирует. Реально же, пусть медленно, совершенствующийся к неблагоприятным поворотам судьбы обычно бывает внутренне готов, поэтому они для него уже не имеют форму внешних ударов, а гармонически вписываются в добровольный процесс, которым он самостоятельно управляет.
ВОЗВРАЩЕНИЕ "МИРА"
"А входя в дом, приветствуйте его, говоря: "мир дому сему"; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится". (Мат.10.12,13). Судьба каждого позволяет ему получить лишь то, чего он достоин. Если кто-то хочет дать больше, или другое, обстоятельства препятствуют. Однако, усилия дающего – не впустую: "мир" его к нему возвращается.
НЕАВТОРСТВО НЕЗАМУТНЕННЫХ
"Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас." (Мат.10.19,20). Всякий истинный духовный делатель – монах, ученый или художник – в высшей степени очистивший сознание, не сочиняет то, что говорит, пишет, рисует. Он -проводник, а не автор, Бог – не посторонний повелитель – корень собственной личности, относительно которой мирской человек – фрагмент – совокупность движущихся оболочек на неподвижном "я". Поэтому создание произведений не цель – лишь ступени от себя внешнего к себе внутреннему.