355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Беатрикс Шиферер » Женщины Вены в европейской культуре » Текст книги (страница 10)
Женщины Вены в европейской культуре
  • Текст добавлен: 8 октября 2016, 23:10

Текст книги "Женщины Вены в европейской культуре"


Автор книги: Беатрикс Шиферер



сообщить о нарушении

Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)

Неортодоксальный подход к браку как-то поясняют слова Лу:

«…Речь идет о понимании того факта, что брак означает жить друг в друге (а не друг с другом), пусть даже в религиозном, совершенно идеальном смысле. Сама по себе любовь не есть, разумеется, нечто идеальное, – но, ей-богу, я никогда не понимала, почему люди, влекомые друг к другу чувственно, вступают в брак.» [147]147
  Lou, Lebensrückblick, S. 288.


[Закрыть]

Лу входит в творческие круги Берлина (Август Стриндберг и другие) и Парижа (Франк Ведекинд, Кнут Гамсун и другие). В отличие от Альмы Малер-Верфель она не чурается дружбы с женщинами, например с Фридой фон Бюлов, вместе с которой едет в Петербург. В апреле 1895 года ее принимает в свой круг литературная Вена. Лу знакомится с А. Шницлером, Г. фон Гофмансталем, Ф. Зальтеном, Р. Беер-Гофманом, П. Альтенбергом, а также с поборницами женского равноправия Марией Ланг и Марией фон Эбнер-Эшенбах, в которых ее восхищает симбиоз творческого и чисто женского начал.

В 1897 году в Мюнхене состоялось знакомство тридцатишестилетней Лу с двадцатидвухлетним Райнером Марией Рильке. Это было началом большой любви, в которой духовное вполне уживалось с физическим. «Я в тебе», – пишет в своем стихотворении опьяненный любовью поэт [148]148
  bei Peters, Lou, S. 256.


[Закрыть]
.

В одном из писем поэту Лу утверждает:

«…Мы стали супругами раньше, чем друзьями, а сдружились не по выбору, а повинуясь узам заключенного в неведомых глубинах брака. Это не две нашедшие друг друга половины, а тот случай, когда одно целое с трепетом узнает себя в другом целом. Нам суждено было стать братом и сестрой, но еще в те времена, когда инцест не превратился в грех…» [149]149
  Lou, Lebensrückblick, S. 138.


[Закрыть]

Рильке переезжает в Берлин, чтобы быть рядом с любимой. Начинается интенсивное изучение русского языка, что пригодилось при поездке обоих в Россию в 1899 году (Лу была со своим мужем) и в 1901 году при посещении Л. Толстого.

Рильке очарован этой страной, а Лу пережила встречу с детством. Поэт наделся, что совместная поездка, сам воздух, ландшафт и люди России укрепят его связь с восхитительной женщиной. Она же все более отдаляется от него, хотя глубокие дружеские чувства продолжают в ней жить. В часы депрессий он часто ищет поддержки своей опытной подруги. Душевный след, оставленный Рильке, как и знакомство с Ницше, находит свое выражение в книге Лу.

В 1903 году Луману предлагают кафедру восточных языков Гёттингенского университета. Супруга едет вместе с ним и впредь, отправляясь в дальние странствия, всегда потом возвращается в общий дом на Хайнберге.

В 1911 году на конгрессе Международного психоаналитического общества она знакомиться с Зигмундом Фрейдом. Эта встреча, возможно, определила всю ее дальнейшую жизнь.

«…Он просто высмеял мое страстное желание изучать психоанализ: ведь в то время никто еще не помышлял об учебных институтских курсах. Спустя время, когда я вновь, после полугодовых самостоятельных занятий, предстала перед Фрейдом в Вене, он тоже смеялся над моей наивностью и еще более искренно, так как я заявила мэтру, что помимо него хотела бы иметь наставником Адлера (оба успели стать заклятыми врагами). Фрейд добродушно согласился при условии, чтобы ни о нем „там“, ни о „них“ здесь не заводить речи…» [150]150
  ebd.‚S. 165.


[Закрыть]

Исключительность Лу проявилась и в этом случае. Она была не только единственной женщиной, но и единственным человеком, умудрившимся учиться одновременно и у Фрейда, и у Адлера. А обет молчания она сумела не нарушить. Фрейд ценил ее работы и, конечно, ее позитивное отношение к жизни, которого сам отнюдь не разделял. Вероятно, именно поэтому эти две столь несхожие личности понимали и уважали друг друга. Лу особо почитала Фрейда за то, что своим учением он дал теоретический базис ее собственным взглядам. Связь между учителем и ученицей не порывается и после ее отъезда из Вены. К 75-летию ученого Лу пишет книгу «Благодарное слово Фрейду».

О выдающемся интеллекте и особом даре вчувствования, предрасположившем ее к занятиям психоанализом, мы имеем подробный, хотя и неоднозначный отзыв шведского психиатра П. Бьере, с которым она тоже имела любовную связь.

«…У нее был дар непосредственного погружения в мир мыслей другого человека, особенного когда она его любила. Ее мощная духовная концентрированность сразу же воспламеняла духовный темперамент партнера. Мне еще не встречался в жизни человек, который бы так быстро, так точно и полно мог понять меня… В беседах с ней мне открывались вещи, которые без нее остались бы мне, пожалуй, неведомыми. Она активизировала мою мысль подобно катализатору. Вспоминаю, как она стала изучать шведский, чтобы читать мои книги…» [151]151
  bei Peters,S. 339 ff.


[Закрыть]

Между 1914 и 1918 годом Лу все чаще бывает в Мюнхене. В 1921 году в терапевтической клинике Кёнигсберга она проводит учебные сеансы психоанализа и вскоре становится выдающимся специалистом в этой области. Занявшись психоанализом, Лу уже не возобновляет литературного творчества. Но в ее художественных произведениях главное внимание уделено глубинным человеческим и психологическим связям.

Существует удивительное свидетельство, оставленное одним из ее учеников кенигсбёргского периода:

«…Не скрою, что вид психоанализа, который избрала Лу, глубоко импонировал мне, более того, стал подспорьем на всю жизнь. Прежде всего тем, что с тех пор я стал куда более терпим к поступкам других… В этом ценность психоанализа, он делает человека скромнее…» [152]152
  bei ebd.‚ S. 358 f.


[Закрыть]

В 1930 году умер престарелый муж Лу. В последние годы обе половины этой необычной четы стали гораздо ближе друг другу. Экономка продолжала служить вдове после смерти востоковеда, и Лу завещала ей и ее ребенку – видимо, от Андреаса – все свое состояние.

В шестьдесят лет после тяжелого гриппа у Лу на какое-то время выпали волосы. Она страдала от диабета, а в совсем преклонном возрасте – от рака груди. После успешной операции пришлось прибегать к камуфляжу. Несмотря на недуги и трудности она была по-прежнему активна, вела оживленную переписку, встречалась с друзьями, принимала пациентов. Самым близким человеком в последние годы стал Эрнст Пфайфер, который поначалу обратился к ней за консультацией. Он привел в порядок ее наследие после смерти Лу, постигшей ее после обострения уремии 5 февраля 1937 года в Гёттингене.

Лу Андреас-Саломе, 1934.

Основатель медицинской антропологии Виктор фон Вайцзеккер передает свое восприятие этой выдающейся личности, осуществившей эмансипацию по отношению к себе и тем самым оказавшей беспримерное воздействие на свое время:

«…Я должен вспомнить еще одну женщину, которой я обязан приобщением к психоаналитической практике: это Лу Андреас-Саломе. В ту пору ей было семьдесят лет, в тиши гёттингенской клиники она занималась психоанализом и вела таинственную жизнь Сивиллы нашего духовного мира. Эта удивительная женщина еще сохранила светло-русый цвет волос и гибкость подвижной фигуры, напоминающей молодое деревце… она обладала способностью мягко и осторожно проницать человеческие души и не страдала мужеподобием погруженной в науку и преисполненной замыслов женщины… Редкий случай, когда человеку удалось глубоко постичь науку психоанализа и сохранить при этом собственную индивидуальность; ни до, ни после я не встречал никого, кто мог бы сравниться в этом с Лу Андреас-Саломе…» [153]153
  bei ebd.‚ S. 376 ff.


[Закрыть]

Литература

Die Frauen Wiens, Ein Stadtbuch für Fanny, Frances und Franceska. Hrsg. von Eva Geber, Sonja Rotter‚ Marietta Schneider. Wien 1992.

Frauen: Porträts aus zwei Jahrhunderten. Hrsg. von Hans Jurgen Schultz. Stuttgart 1986.

Lou Andreas-Salome: Die Erotik. Frankfurt/M.-Berlin-Wien 1985.

Lou Andreas-Salome: Lebensrückblick. Frankfurt am Main 1974.

Bauerles Allgemeine Theaterzeitung. Wien 1843.

Elias Canetti: Das Augenspiel‚ Lebensgeschichte 1931–1937. Frankfurt am Main 1985.

Hans Deichmann: Leben mit provisorischer Genehmigung, Leben, Werk und Exil von Dr. Eugenie Schwarzwald (1872–1940). Berlin-Wien-Mühlheim a.d. Ruhr 1988.

Du silberne Dame Du, Briefe von und an Lina Loos. Hrsg. von Franz Theodor Csokor und Leopoldine Ruther. Wien-Hamburg 1966.

Marie von Ebner-Eschenbach: Aphorismen Erzählungen Theater. Hrsg. von Roman Rocek. Wien 1988.

Marie von Ebner-Eschenbach: Meine Kinderjahre. Berlin 1907. Frankfurt am Main 1987.

Es geht mir verflucht durch Kopf und Herz. Vergessene Briefe an unvergessene Frauen. Hamburg 1990.

Lisa Fischer: Lina Loos oder die Rekonstruktion weiblicher Kreativität in einer sozial-historischen Biographie. Phil. Dissertation. Wien 1993.

Karl Glossy: Hormayr und Karoline Pichler. Jahrbuch der Grillparzer Gesellschaft. Wien 1902.

Francoise Giroud: Alma Mahler‚ oder die Kunst, geliebt zu werden. Wien-Darmstadt 1986.

Brigitte Hamann: Bertha von Suttner. Ein Leben für den Frieden. München 1986.

Alice Herdan-Zuckmayer: Genies sind im Lehrplan nicht vorgesehen. Frankfurt/Main 1981.

Lene Jansen: Karoline Pichlers Schaffen und Weltanschauung. Graz 1936.

Peter Stephan Jungk: Franz Werfel. Eine Lebensgeschichte. Frankfurt am Main 1987.

Beatrix Kempf: Bertha von Suttner‚ Schriftstellerin, Politikerin, Pazifistin. München 1987.

Oskar Kokoschka: Mein Leben. München 1971.

Lina Loos: Das Buch ohne Titel. Graz-Wien 1986.

Thea Leitner: Fürstin, Dame, Armes Weib. Wien 1991.

Alma MahIer-Werfel: Mein Leben. Frankfurt am Main 1963.

Rosa Mayreder Tagebücher (1873–1937). Hrsg. u. eingeleitet von Harriet Anderson. Frankfurt am Main 1988.

Rosa Mayreder oder Wider die Tyrannei der Norm. Hrsg. von Hanna Bubenicek. Wien-Köln-Graz 1986.

Lucian O. Meysels: In meinem Salon ist Osterreich. Berta Zuckerkandl und ihre Zeit. Wien-München 1984.

Karen Monson: Alma Mahler-Werfel. Die unbezähmbare Muse. Munchen 1986.

Sibylle Mulot-Deri: Sir Galahad. Porträt einer Verschollenen. Frankfurt am Main 1987.

H. F. Peters: Lou Andreas-Salome‚ Das Leben einer aussergewöhnlichen Frau. München 1964.

Caroline Pichler: Auswahl aus dem Werk. Eingeleitet und hrsg. von Kurt Adel. Wien 1979.

Caroline Pichler: Denkwürdigkeiten aus meinem Leben. Wien 1844.

Caroline Pichler: Denkwürdigkeiten aus meinem Leben. Hrsg. von Emil Karl Blumml. Wien 1914.

Karoline Pichler: Madame Biedermeier. Eingeleitet und ausgewählt von Ernst Joseph Görlich. Graz 1963.

Gertrude Prohaska: Der literarische Salon der Karoline Pichler. Ungedruckte phil. Dissertation. Wien 1946.

Sir Galahad: Mutter und Amazonen. Frankfurt am Main – Berlin 1987.

Walter Slezak: Wann geht der nächste Schwan? München 1964.

Hilde Spiel: Fanny von Arnstein oder Die Emantipation. Ein Frauenleben an der Zeitwende 1758–1818. Frankfurt am Main 1978.

Hilde Spiel: Die hellen und die finsteren Zeiten, Erinnerungen 1911–1946. München 1989.

Friedrich Torberg: Die Erben der Tante Jolesch. München 1978.

Friedrich Torberg: Gesammelte Werke, Band XVII, Liebste Freundin und Alma. München-Wien 1987.

Marianne Wintersteiner: Die Baronin, Bertha von Suttner. Eine erzählende Biographie. Irdning/Stmk. 1984.

Marianne Wintersteiner: Ein kleines Lied, wie fängt’s nur an… Das Leben der Marie von Ebner-Eschenbach. Eine erzählende Biographie. Heilbronn 1989.

Bertha Zuckerkandl: Österreich Intim. Erinnerungen 1892–1943. Hrsg. von Reinhard Federmann. Frankfurt am Main-Berlin-Wien 1970.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю