Текст книги "Шуя и окрестные монастыри (СИ)"
Автор книги: Андрей Рощектаев
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
Обитель изначально была очень мала и располагалась на крохотном участке на берегу Тезы, который по весне превращался в остров. В 1764 г. она была упразднена, но в XIX веке усилиями новых благотворителей возрождена. Основу нового монастыря составили Успенский храм 1819 года и Покровский 1849-го.
Закрытая в советское время, обитель вновь возродилась в 1991 г. – то есть почти одновременно с Шартомским мужским монастырём. Как и там, здесь действует детский приют – только для девочек-сирот.
Честно говоря, я хоть и собирался, да так и не побывал в Дунилово, потому что мне заранее объяснили (причём, разные люди, независимо друг от друга), что в монастырь никого не пускают. «Раньше, как и везде, свободно принимали паломников, а теперь игуменья Ольга просто не открывает ворота. Даже организованным группам с батюшками». Лично я воздерживаюсь от того, чтобы давать этому какую бы то ни было оценку. Во все времена существовали и существуют особо строгие, полностью закрытые для мирян монастыри и скиты. Насколько оправдано превращать в такую закрытую обитель Успенский Дунилов монастырь – вопрос в компетенции только священноначалия.
Впрочем, в том же Дунилово по соседству с Успенским возрождается ещё Благовещенский монастырь (всего до екатерининской реформы в этом уникальном селе действовали сразу три обители!). Возможно, он будет более открытым.
А в селе Сергеево в 10 км от Шуи расположен Фёдоровский монастырь – молодой, XIX века. Его основала по благословению св. Иоанна Кронштадтского владелица большого имения Александра Николаевна Шубина. Из соседней Нижегородской губернии она пригласила 30 первых насельниц. В 1881 г. образовалась община, в 1889 г. она получила официальный статус монастыря. В 1897 г. был возведён большой пятиглавый Успенский собор в неорусском стиле. Главной святыней стал очень редкий образ – Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение». Число сестёр к моменту революции превысило 300 человек.
Жизнь женского монастыря продолжалась всего 40 лет, и в 1929 г. он был закрыт. Правда, последние тяжёлые годы ознаменовались тем, что здесь нашёл свой приют будущий мученик митрополит Серафим (Чичагов) – один из великих святых ХХ века. Из страха никто не решался предоставить ему убежище, настолько «дурной» была его репутация у Советской власти. Игуменья Арсения не побоялась. Кстати, сама она впоследствии сподобилась мученического венца и в 1939 г. умерла в Ивановской тюрьме.
После долгого советского запустения монастырь возродился в 1994 г. – но уже как мужской. Надо сказать, это редкое явление: во много раз чаще встречаются обратные примеры – бывшие мужские обители становятся женскими.
Судя по разговорам, которые я слышал, жители Шуи очень чтят свою пригородную обитель, связанную с именами Иоанна Кронштадтского и Серафима (Чичагова).
Ещё более молодая мужская обитель находится в селе Кузнецово. Она образовалась в 1998 г. на месте старинного, издавна почитаемого прихода, состоящего из двух красивейших пятиглавых церквей: Казанской 1775 года и Успенской 1811-го. Ансамбль их можно назвать, пожалуй, образцом храмового зодчества Ивановской земли – лучшим продолжением традиций XVII века. Приход не закрывался никогда и сохранил многие старинные святыни.
По двум своим храмам монастырь назван Успенско-Казанским. Сейчас здесь уже несколько десятков насельников, среди которых есть и схимники. Почитатели тихих, не туристических, по-настоящему молитвенных обителей преодолевают порой тысячи километров, чтобы приехать в Кузнецово. Таких паломников пока немного – но, пожалуй, это именно тот монастырь, про который можно лаконично сказать: «Все, кому полезно знать, о нём знают».