355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Андрей Ливадный » Сфера Дайсона » Текст книги (страница 6)
Сфера Дайсона
  • Текст добавлен: 16 октября 2016, 21:56

Текст книги "Сфера Дайсона"


Автор книги: Андрей Ливадный



сообщить о нарушении

Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)

– Смотрите, тут кто-то был! – воскликнул он, указав на экраны.

Яна и Семен обернулись.

Андор сбросил скорость, притормаживая на скользкой поверхности ледника.

Вездеход прокатился еще метров пятьдесят и остановился, как раз в тот момент, когда в поле зрения видеокамер появилось устье узкого черного ущелья, стены которого носили явные следы бушевавших тут титанических энергий.

Олег не успел ни изумиться, ни испугаться. Готовый сорваться с губ вопрос внезапно застрял в мгновенно пересохшем горле, потому что мутная снежная пелена вдруг приподнялась, сминаемая порывом ветра, и они увидели два почерневших кибернетических механизма, вплавленных в стены ущелья.

Это были человеческие машины времен Первой галактической войны, и схватка между ними произошла, судя по тонкой корочке едва образовавшегося льда, всего несколько суток назад!..

***

Сфера Дайсона. Окраина болот...

В первый момент, когда на болотах вдруг зачастили вспышки разрывов, Элен не поняла, что произошло. Она устала, была подавлена, и к отсветам от разрывов ее внимание привлекло восклицание Сергея:

– Элен, посмотри на экраны!

Она подняла голову.

– О черт!..

Раздумывать было некогда. На краю болот кто-то стрелял из импульсного оружия.

Несколько секунд понадобилось системам двух "Фалангеров" на предстартовую процедуру, а затем оба сервоприводных чудовища приподнялись над редкой порослью кустарника, распрямляя свои ступоходы.

От края болота, вверх по склону начинающихся предгорий, спотыкаясь и падая, бежал человек. Элен включила режим оптического увеличения и увидела, что это Фримен.

– Джон, что случилось? – выкрикнула она в коммуникатор.

– Помогите мне! Помогите! – пришел в ответ его крик. – Они гонятся за мной!

– Кто?!

Фигурка продолжала карабкаться по склону. Внезапно у края болот появилась группа каких-то существ.

– Сергей, включи оптику умножителей... – заледеневшим голосом произнесла Элен.

Патрушев повиновался.

Господи, что за твари гнались за Фрименом?!

– Капрал, где Майлер? – преодолев шок от увиденного, выдавила Элен.

– Он мертв! Я... Я застрелил его... Случайно...

Фигурка Фримена уже преодолела половину отделяющего его от машин склона.

– Я не могу больше... – хрипя, выкрикнул он. – Убейте же их!

Элен не знала, что ей делать. Весть о смерти Майлера потрясла ее не меньше, чем вид преследующих Фримена насекомоподобных тварей.

– Стреляйте же! – упав и снова вскакивая, неистово орал он. – Их там множество! Стойбище, муравейник!..

– Лейтенант, надо помочь ему! Элен закусила губу.

Что она должна делать? В ее орудии осталось всего несколько снарядов. Топтать громадных муравьев ступоходами?

Проблему разрешил Сергей. Патрушев не выдержал. В пусковой установке его "Фалангера" оставалась еще одна ракета, и он выпустил ее параллельно склону.

Оранжево-черный разрыв ударил посередине между капралом Фрименом и преследующей его группой инсектоидных существ, которые, вероятнее всего, и являлись исконными обитателями Сферы.

Выстрел не мог причинить вреда ни Фримену, ни его преследователям, скорее он был призван напугать последних, и это получилось. Группу существ разметало взрывной волной, но, когда рассеялся дым, Сергей не увидел трупов – существа, которые минуту назад гнались за Фрименом, теперь улепетывали вниз по склону.

– Джон? – позвал Сергей, но не услышал ответа.

– Он лежит неподвижно, – сообщила ему Элен, которая лучше просматривала пространство пологого склона.

– Подстрахуй, я выйду. Райт не стала возражать.

Все равно, они сдохнут тут, рано или поздно, сегодня или завтра, какая разница? Этот мир был слишком чужд человеку, чтобы оставлять им надежду на выживание.

Она дождалась, пока Сергей доберется до упавшего ничком Фримена и склонится над ним.

Наконец Патрушев разогнулся, и Элен услышала его голос.

– Он мертв... Не выдержало сердце... Райт не ответила.

Она плакала, не в силах больше воспринимать этот затянувшийся кошмар.

Ни Сергей, ни Элен не подозревали, что в эту минуту за ними наблюдают три пары человеческих глаз, вкупе с видеосенсорами робота-андроида.

Семен опустил электронный бинокль и сказал, обращаясь к своим спутникам:

– Нужно срочно остановить их, пока эти два "Фалангера" не натворили чего похуже.

***

Предгорья. Несколько часов спустя...

Тупоносый вездеход стоял на краю ровной площадки, обнаруженной среди скал. Рядом, поджав ступоходы, застыли два "Фалангера".

Под козырьком причудливо выветренной скалы мятущимися отсветами пламени сиял костер, подле которого, зябко ежась от наступившего вечернего холода, расположились пять человек и робот-андроид.

– Значит, территория внизу занята насекомоподобными существами? продолжая начатый незадолго до этого разговор, переспросил Семен, глядя на осунувшееся лицо Элен Райт.

– Да, – лаконично ответила она.

– Какой можно сделать вывод из их поведения? – неожиданно задал вопрос Олег.

Элен покосилась на Таирова. Боже, весь мир сошел с ума... Этот парень сотню лет назад воевал против нее, и вот они сидят вместе у теплящегося костерка среди замшелых, подернутых инеем пластиковых скал, под сводами чуждого и чудовищного искусственного мира, ведя беседу о способах выживания.

– Насекомые никогда раньше не сталкивались с людьми и созданными нами машинами... – глядя в огонь, ответил за нее Сергей. – Они не боятся роботов и человека. Но если звери, как правило, сторонятся неведомого, то эти твари лезут на рожон...

– Они защищают свою территорию, не более, – вступил в разговор Андор.

Все невольно повернули головы, посмотрев на человекоподобную машину. Если Олег уже успел немного привыкнуть к нему, то Элен и Сергей смотрели на андроида с явным недоверием и предубеждением.

– Их агрессивность свидетельствует о трудных условиях выживания и низком уровне цивилизованности, – спокойно продолжал излагать свои мысли андроид. – Скорее всего, они являются деградировавшими потомками строителей Сферы, – сделал он безупречный логический вывод. – Думаю, что добрососедство и взаимопонимание с ними, – это вопрос будущего. Семантическая пропасть между двумя нашими цивилизациями, должно быть, огромна, но она вполне преодолима при терпеливых усилиях хотя бы одной из сторон.

– Андор, мы не можем ждать, – напомнил ему Семен. – В криогенных залах "Звездной Крепости" спят дети.

– Я помню.

Только Яна и Семен могли знать, с какой невероятной скоростью сейчас работает фотонный мозг андроида. Он сопоставлял известные факты, анализировал их, делал выводы, снова сопоставлял и анализировал, но эти процессы никак не отражались на металлопластиковом лице дройда.

– Думаю, что нам не придется делить с насекомыми эти неуютные заболоченные равнины, – спустя некоторое время произнес он.

– Ты нашел какой-то выход? – спросила Яна.

– Теоретически, – ответил Андор и пояснил: – тоннели, которые пронизывают горные хребты, наверняка несут практическую функцию. Этот мир спроектирован разумными существами, и девяносто девять процентов его конструкций обязаны нести бремя функциональности.

– Тоннели как тоннели... – буркнул Сергей. – Транспортные артерии, что здесь непонятного?

– Не согласен, – повернул голову андроид. – Сквозь них дует ветер, скорость которого достигает нескольких сот метров в секунду. К ним не подведены автомагистрали, мы обнаружили лишь разрушенные временем, незначительные по своей ширине, а значит, и по пропускной способности дороги, которые не могут удовлетворять целям межрегионального сообщения.

– Тогда для чего проложены эти тоннели? – нахмурившись, спросила Элен.

– Управление климатом, – уверенно ответил Андор. – Я обратил внимание на то, что в стенах тоннеля, через который мы проникли на ледник, имеются характерные выступы, расположенные через равные отрезки. Думаю, что это торцы створов, которые могут смыкаться, перекрывая тоннель.

– А смысл? – спросил Олег.

– У такого исполинского мира должна существовать единая система управления, – пояснил андроид. – Возможно, что сейчас она мертва, разрушена, но раньше, манипулируя створами тоннелей, этот предполагаемый кибернетический мозг мог распределять движение воздушных масс внутри всей Сферы.

– Очень хорошо. Но нам-то что с того?

Семен, который, хмурясь, размышлял над словами Андора, начал понимать смысл его идеи.

– Мы можем попытаться взять на себя локальное управление климатом, произнес он. – Смотрите... – Он отломил ветку от лежавших подле костра дров, собранных в кустарниковых зарослях ниже по склону, и принялся чертить схему, царапая по коросте инея.

– Вот это – дыра в обшивке Сферы, – пояснил он. – Вот долина, дно которой покрывает кислородный ледник. Это тоннели, через которые в долину проникает космический холод, заставляя кристаллизовываться часть атмосферы. Но гейзеры, которые бьют из-под ледника, вырываясь через трещины, ясно показывают, что тепло, проводимое оболочкой Сферы, способно растопить ледник, и этому препятствует только холод, проникающий из района бреши. Если мы перекроем все тоннели, изолируя брешь, то в долине между двумя хребтами возникнет новый микроклимат, тепло перестанет уходить оттуда, восстановится атмосфера, а из-под растаявшего ледника обнажится древняя поверхность Сферы, которая наверняка имеет почвенный слой.

– И как ты собираешься перекрыть эти трубы? – хмуро спросил Сергей. Ты видел их диаметр?

– Видел, – ответил Семен. – Но у нас есть ваши шагающие машины, которым под силу такой труд. Придется немного модернизировать их, но с этим легко справятся ремонтные механизмы "Нибелунгов".

– А почему мы должны преодолевать эти трудности и вообще, на кой черт нам оставаться в этом мире, если война давно кончилась? – спросила Элен, у которой пока что возникало больше сомнений и вопросов, чем энтузиазма.

– Возвращение невозможно, – спокойно ответил ей Семен. – Мы интегрировали "Генезис" в разрушенные структуры "Звездной Крепости", чтобы обеспечить надежное энергоснабжение и компьютерное управление сохранившихся криогенных залов. Мы не можем совершить процесс расстыковки и отключения систем, не повредив при этом спящим детям. Улетая сюда, мы не рассчитывали встретить людей и не думали о возвращении в обитаемые миры, – откровенно признался он. – Наша цель – основать колонию, которая будет изолирована от остальной части Человечества, и этот мир как нельзя более подходит для обозначенной цели.

На некоторое время у костра повисла тишина.

Каждый, глубоко переживая, обдумывал сказанное.

– Но почему? – наконец, не выдержав, спросил Сергей, выражая при этом вопрос, читавшийся в глазах как минимум троих участников разговора. Почему мы должны жить тут?

Семен, который ждал подобной реакции, пожал плечами.

– Мы никого не принуждаем к этому, – ответил он. – Это ваше право остаться с нами или идти своей дорогой. Мы с Яной и Андором не собираемся возвращаться в "цивилизованные" миры.

Яна, молчавшая до сих пор, неожиданно подняла голову, взглянув на Элен. Две женщины встретились взглядами и несколько секунд смотрели в глаза друг другу.

– Мы не вернемся, – негромко произнесла Яна. – Когда мы росли на кладбище кораблей и страстно мечтали о возвращении к людям, то не думали, что предвкушение праздника окажется во сто крат лучше, чем сам праздник. Дети, которые спят в криогенных залах "Крепости", не заслужили участи сирот.

– Все это хорошо в теории... – упрямо пробурчал Сергей, для которого заявления андроида оставались только словами, не более. Он смотрел на Андора, как на человекоподобную исполнительную машину, не понимая при этом, что в своем саморазвитии тот уже много лет назад пересек критическую черту и приобрел собственный разум. – Я не понимаю, почему мы не можем вернуться назад, в нормальные миры, и обратиться к какому-либо из планетных правительств?

– Потому что здесь у спящих детей есть шанс получить все технические блага цивилизации, избежав при этом атмосферы ненависти, нищеты и насилия, которая, к сожалению, сейчас присуща большинству послевоенных миров, ответила ему Яна. Она вновь покосилась на Элен, которая сидела в напряженной позе, машинально покусывая губу, и добавила:

– Мы мечтали вырастить новое поколение вдали от войн... Извини, Сергей, но не думаю, что ты или кто другой сможет помешать нам, когда судьба наконец дала шанс на осуществление мечты.

– Да я не собираюсь вам мешать, но они! – рука Сергея выразительно указала вниз, где в туманной дымке испарений застыли сумеречные пространства заболоченных равнин.

– Они нам не помеха. Андор объяснил, каким образом мы можем отвоевать для себя место под этим солнцем, не развязывая при этом войны, ни с насекомыми, ни с кем бы то ни было вообще. Это удивительный мир, и думаю, что будет совсем несложно просто принять его и попытаться понять, полюбить, а не изнасиловать.

Конец едва начавшемуся спору внезапно положила Элен.

– Семен и Яна правы, – произнесла она, почему-то глядя при этом на андроида. – Нам нет смысла возвращаться. Нас никто не ждет там... – Ее глаза по невольной привычке посмотрели на небо, хотя

внутри Сферы понятие "небеса" несколько меняло свой привычный смысл. Когда нас вербовали на Земле, то единственным нашим стимулом было стремление покинуть перенаселенный мир. Эта мечта сбылась, мы выжили, так зачем искушать судьбу? – Она говорила необычайно спокойно, с какой-то отрешенной вдумчивой грустью в голосе. – Нет... – она покачала головой, взглянув на Сергея. – Ты, как хочешь, но я останусь...

Он смотрел на нее, не веря ни глазам, ни ушам.

И это лейтенант Райт?!

– Элен, что с тобой случилось? Ты же всегда стремилась...

– Я всегда делала не то, что хотела на самом деле. Меня вынуждали быть лейтенантом Райт. А я мечтала быть женщиной... – тихо, без злобы и напряжения, ответила она.

Никто не смог возразить ей – ни Сергей, ни Олег, которого обуревали схожие чувства.

Пять человек и мыслящий дройд сидели подле теплящегося костерка, на склоне пластиковых скал, под чуждым солнцем совершенно фантастического исполинского мира, и думали в этот миг каждый о своем, но вместе – об одном и том же.

Им предстояло сделать нелегкий выбор и пройти совершенно непредсказуемый путь, чтобы в будущем их потомки смогли наконец объяснить происхождение раскинувшегося вокруг искусственного мира, выжить в нем, сохраняя все то сокровенное, что несет в себе имя собственное: Человек...

1 Блистер – полусферический выступ в обшивке, чаше всего – прозрачный. Применяется как огневая точка или, в случае мирного использования, для обзора прилегающего пространства и установки различной аппаратуры слежения.

2 События на Дабоге и Дансии описаны в романе "Дабог".

3 Крионика – подраздел физики и биологии, изучающий влияние низких температур на живой организм.

4 Оптическая кибернетика – раздел кибернетики, разрабатывающий компьютерные системы, основанные на передаче и хранении информации посредством световых волн.

5 Андроид (сокращенно – дройд) – человекоподобный робот.

6 Текстоглифы – специальные символы на кнопках клавиатуры, обозначающие, что данный сенсор активирует известную оператору командную последовательность. Используется на раскладках специальных клавиатур.

7 По поводу конструкции Сферы. – Предлагая в 1960 году свою гипотетическую Сферу, американский ученый Ф.Дайсон не рассматривал вопрос о ее конструкции и практической осуществимости. Позже появились работы по исследованию прочности такого сооружения. В.И.Давыдовым было доказано, что в материальной Сфере, окружающей Солнце, действуют силы, неизбежно приводящие к ее разрушению Русскому ученому Г.И.Покровскому удалось найти заведомо устойчивый вариант Сферы Дайсона, представляющий собой совокупность окружающих Солнце колец (так называемая Раковина Покровского).

8 Джон Хаммер – Председатель Всемирного Правительства, один из тех, чьи решения в области колониальной политики инициировали Первую галактическую войну.

9 Первоначально машины класса "Фалангер" весили пятьдесят тонн. Последующие усовершенствования шасси привели к их утяжелению, и окончательная модель весила уже на десять тонн больше.

10 Относительно судьбы Семена, Яны и Андора см. "Остров надежды" в издании "Роза для киборга", ЭКСМО, 1999 г.

11 МаРЗ – Малый Разведывательный Зонд.

12 Позже данное место получит короткое и емкое название: Мемориал. Сюда будут приходить люди, чтобы отдать дань памяти всем жертвам безумия Первой галактической войны. О судьбе колонии Сферы Дайсона, а также более позднее описание Мемориала см. "Галактический Вихрь". ЭКСМО, 1999-2000 гг.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю