412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Анатолий Онегов » Здравствуй, мишка! » Текст книги (страница 12)
Здравствуй, мишка!
  • Текст добавлен: 26 июня 2025, 01:35

Текст книги "Здравствуй, мишка!"


Автор книги: Анатолий Онегов



сообщить о нарушении

Текущая страница: 12 (всего у книги 12 страниц)




Не каждому доведется вот так, с близкого расстояния, наблюдать за медведицей и ее медвежатами, мирно пасущимися на лесной поляне. Медведица, как и положено всем медведям, очень чутка. Посторонний запах, подозрительный звук тут же насторожат ее. Да еще возле медведицы крутятся любопытные медвежата-непоседы. Порой они раньше матери замечают человека и поднимают тревогу. Но бывает и такое: медвежата, заметив странное двуногое существо, не бегут прочь. Мать не подала сигнал тревоги – она еще не увидела человека. Так чего же бояться? И малыши, ведомые любопытством, несутся к человеку, чтобы поближе познакомиться, а то и навязать ему свою игру. Здесь-то человек и попадает в самую сложную ситуацию... Перед ним маленькие медвежата, существа занятные, доверчивые, так и хочется погладить их, поиграть с ними. Но будьте осторожны – в любую секунду мать может хватиться своих малышей и неожиданно появиться перед вами...

Вряд ли медведица, заставшая своих медвежат возле человека, благосклонно отнесется к непрошеному гостю. А потому лучше всего не дожидаться, когда медвежата заметят вас. Лучше не дожидаться и того момента, когда вас обнаружит медведица, на пути которой вы оказались. Но в данном случае человек пожелал, чтобы звери обратили на него внимание. Это было необходимо, чтобы лишний раз доказать, что даже медведица-мать, ревностно опекающая своих малышей, при встрече с человеком не кидается на него, если тот первым не совершит акта агрессии. Конечно, натуралист, сделавший этот снимок, рисковал – характер медведицы еще не был известен ему. А вдруг эта медведица окажется взбалмошной, неуравновешенной и сразу же бросится в атаку? Что сдержит ее тогда? Оружия у человека не было.


И вот наступил тот самый, критический момент... Еще секунду назад медведица-мать спокойно паслась вместе со своими малышами на лесной поляне, пощипывая молодую траву. Человек был неподалеку, но звери ничего не знали о нем. И вот резкий щелчок затвора фотоаппарата заставил медведицу тут же остановиться. Раздался ее короткий рык – сигнал тревоги, и медвежата тут же кинулись к спасительному лесу. А медведица-мать чуть отпрянула назад, загородив собой отступающих малышей и приготовившись подняться на дыбы и с глухим ревом двинуться на врага. И тут человек, увидев, что мать заняла оборонительную позу и приготовилась защищать своих детей, сделал шаг назад, потом другой, третий и так отступил от сердитой медведицы, оставив ей право спокойно уйти в лес следом за своими медвежатами.

Так еще раз было доказано, что даже мать-медведица, вечно обеспокоенная заботой о медвежатах, редко идет на человека, попавшегося ей на пути.


Это тоже медведица; в нижнем правом углу на фотографии под склонившейся к земле сухой сосновой вершинкой едва различимо темное пятно – это медвежата. Медвежье семейство потревожил человек. До леса оказалось далеко, и медвежата просто затаились в траве неподалеку от матери, а медведица-мать поднялась на дыбы. Но обратите внимание на ее лапы: они не раскинуты в стороны, не приподняты, как во время атаки – лапы опущены вниз и почти сведены на животе. Нет, медведица не собирается пока атаковать непрошеного гостя – она лишь заняла самую последнюю позицию, приняла самую последнюю позу предупреждения и так, стоя на задних лапах, пофыркивая, порыкивая и притопывая ногой, старается прогнать человека. И опять человеку предоставлено право мирно отступить.



Медведица уже несколько раз встречалась с человеком. Она, видимо, уже привыкла к его запаху и виду, привыкла и к щелчкам затвора фотоаппарата. То, что еще совсем недавно казалось ей подозрительным, представлялось опасным, теперь не пугает и не настораживает ее. Заслышав или завидев человека с фотоаппаратом в руках, медведица-мать, которой полагается быть чрезмерно недоверчивой и строгой, лишь поднимает в его сторону голову. Сигнал тревоги теперь уже не звучит, а потому медвежата и не собираются бежать сломя голову к спасительному лесу. Заметив, что мать кого-то разглядывает, они усаживаются на задние лапки и таращат в сторону странного существа, которое уже не раз приходило к ним в гости, свои глазенки-бусинки.

Гость, как и прошлый раз, ведет себя вполне мирно. Теперь он хорошо знает то допустимое расстояние, на которое он может приблизиться к медвежьей семье, не вызвав тревоги. Он старается не нарушать этой условной границы. А если границы не нарушаются, то почему бы соседям не жить мирно? И медведица всем своим поведением демонстрирует желание сохранить с человеком, уважающим ее законы, и дальше добрые отношения. Медведь – большое животное, и, для того чтобы насытиться молодой травой, ему надо долго пастись на лугу; хватит, посмотрели, убедились, что это тот же самый мирный сосед, а теперь снова за дела, снова за корм. И вот уже медвежата веселой рысью разбегаются в разные стороны, чтобы продолжить прерванный завтрак.


Медведица должна много раз встречать человека, и все эти встречи должны проходить спокойно, мирно, и только после этого строгий, осторожный зверь проникнется к человеку таким доверием, что станет открыто пастись вместе с медвежатами перед объективом фотоаппарата, не обращая на своего мирного соседа почти никакого внимания. И только малыши-медвежата, вечно любопытные, нет-нет да и вздернут свои носики в сторону человека, а потом по примеру матери снова станут бродить по лугу.


Эта медвежья семья нам хорошо знакома. Крайняя справа – та самая медведица, которая год назад выводила на лесную поляну трех своих маленьких медвежат. С тех пор прошло лето, осень и зима. Медвежата и эту зиму перезимовали вместе с матерью в одной берлоге и по весне все вместе выбрались навстречу весеннему солнцу. Но теперь это уже не те неуклюжие и поспешные в бегстве малыши – медвежатам пошел второй год, и уже этой осенью им придется самостоятельно искать для себя персональные зимние квартиры. Но пока еще медвежья семья так же дружна и медведица по-прежнему настороженно встречает любых непрошеных гостей. С утра пораньше медвежья семья вышла на берег залива. Здесь у самого берега метала икру рыба. Во время нереста рыбу не так уж трудно подстеречь и выхватить из воды цепкой медвежьей лапой. Наверное, семья приходила сюда на рыбную ловлю уже не раз – нерест шел уже с неделю. Возможно, и сегодня рыбалка была бы удачной...


Но тут медведица и медвежата заслышали рокот мотора. Рокот быстро приближался. Медведица оставила рыбную ловлю и стала прислушиваться и принюхиваться. А медвежата поднялись на задние лапы (предыдущий снимок) и беспокойно выглядывали, кто именно пожаловал к ним в гости, кто помешал их занятию... К берегу приближалась моторная лодка – она шла прямо сюда, в залив. Медвежата, догадавшись, что приближается опасность, отпрянули от воды, готовые тут же начать отступление. Но сигнал к отступлению еще не подан. Сначала медведица должна все-все узнать, а следом и попытаться прогнать непрошеных гостей. Теперь она поднялась на задние лапы и принялась притопывать ногой, как бы объясняя прибывшим, что им следует убраться отсюда подобру-поздорову.


На лодке выключили мотор – это сначала немного успокоило медведицу. Но лодка не останавливалась – она приближалась к берегу. Медведице не удалось напугать пришельцев. И сигнал к отступлению все-таки подан – семья поспешно отошла от воды. Казалось, медведи остановятся теперь только тогда, когда почти скроются из глаз. Но беглецы остановились очень скоро. Медведица не собиралась уводить медвежат далеко. Подросшие, сильные и ловкие, медвежата теперь не требовали такой осторожности, как в прошлом году. Семья отошла от берега всего на 20 – 25 метров, и мать снова поднялась на задние лапы (нижний снимок) и снова принялась высматривать, что будут делать незнакомцы. На этот раз, немного отступив и заметив, что лодка остановилась, медведица стала вести себя более решительно: она чаще порыкивала, сильнее топала ногой.


Так не хотелось медведице покидать облюбованный залив – ведь там была рыба, был корм. Но люди, явившиеся сюда на лодке, не посчитались с медвежьей семьей, не поняли или не захотели понять жестов предупреждения, которые без конца посылала им медведица-мать, и беспокойной мамаше ничего не оставалось, как оставить пустые «переговоры» и повести своих медвежат куда-нибудь в другое место. Медведи уходили от воды по болоту медленно, они не торопились, будто надеялись, что лодка, помешавшая им, вот-вот уйдет из залива, и тогда они вернутся обратно. Метров через двести медвежья семья остановилась, и медвежата, не умеющие долго предаваться грусти, тут же затеяли веселую возню.


Прошло еще одно лето и еще одна зима. Взрослые медвежата покинули свою мать, которая почти два года заботилась о них, преподавала им мудрую лесную науку осторожности, учила разыскивать корм – подросшие медвежата отправились в самостоятельную дорогу, а у медведицы появились новые малыши. Они, как и их старшие братья и сестры, появились на свет посреди зимы в самые трескучие морозы в теплой медвежьей берлоге и только этой весной впервые увидели солнце. Сейчас они уже окрепли, немного подросли и бойко шагают рядом с матерью по песчаной отмели. Они еще не встречали людей. А их мать с людьми знакома уже давно. Еще два года назад, когда точно такими же малышами были ее старшие дети, медведица впервые встретила человека с фотоаппаратом в руках. Забыла ли она эти встречи? Как поведет она себя сейчас, если знакомый по прошлым встречам человек встретится ей на пути?




На пути медведицы оказался человек, тот самый, с которым она не раз встречалась и в прошлом и в позапрошлом году. Возможно, она вела бы сейчас себя несколько иначе, если бы рядом с ней не было вот этих самых крошечных медвежат, что тесной кучкой сбились у ее ног и осторожно выглядывают, кто это появился перед ними. И медведица поднялась на задние лапы. Видимо, она разобралась, кто именно перед ней. Но здесь, на открытом месте, далеко от леса, медвежата оказались совсем беззащитными – им не забраться на деревья, не затаиться в густой траве. Поэтому лучше перестраховаться, чем ошибиться и подвергнуть малышей опасности. Обратите внимание, как медведица держит лапы. Сейчас они не сведены на животе, не опущены вдоль туловища – зверь готов защищать своих детей. И возможно, окажись перед такой решительной матерью другой человек, пришлось бы ему услышать и рык-предупреждение. В этот же раз зверь не рычал и даже не топал ногой, и очень скоро медведица опустилась на все четыре лапы и неторопливо повела своих малышей прочь от незнакомого им существа – как-никак, а медвежата должны знать, что человек может быть и опасным. А если не преподать им эту науку, если их, доверчивых и бесстрашных, встретит жестокий человек? Нет, лучше перестраховаться, чем ошибиться...


А это один из новых хозяев Медвежьего Государства – недавний медвежонок, отправившийся в самостоятельную дорогу. Население Медвежьего Государства возросло в числе, и Государство расширило свои границы. Но пока окончательный выбор личных территорий у вчерашних медвежат еще не закончился, и они нет-нет да и заглядывают туда, где совсем недавно бродили вместе с матерью... Этот медвежонок-юноша еще не приобрел необходимой взрослому медведю лесной осторожности, его пока особенно не пугают следы людей, голоса стада, и он смело подходит к забору, отгораживающему хозяйство людей от владений леса. Этот забор он видел еще в прошлом году, но видел только издали – мать не подводила их к самой границе хозяйства людей. А сейчас двухлетний медвежонок разом перемахивает через жерди, забывая о возможной встрече с опасностью.


По этой песчаной отмели медвежата не раз бродили следом за матерью. Места хорошо знакомые. Здесь на песке они часто находили корм – волны приносили погибших рыб. Может быть, и на этот раз повезет и удастся около воды отыскать пищу. О том, что там, впереди, медведя ждет богатый стол, всегда расскажут вороны. Если они появятся около воды, и не одна, а сразу несколько, значит, там волны выбросили на берег добычу, которую одной вороне не под силу унести. И медведь спешит к богатому столу и, порыкивая на самых наглых птиц, отбирает у них солидного леща или судака. Скоро, когда медведица станет выводить сюда своих малышей, отсюда придется убраться, а пока подросшие медвежата, отправившиеся недавно в самостоятельную дорогу, частенько выбираются к воде в надежде отыскать корм.


Этот медведь-юноша, видимо, уже познал науку лесной осторожности, согласно которой все неизвестное может быть опасным. Он издали заметил людей и, не дожидаясь, когда те подойдут поближе, поспешил убраться с открытого места в лесную чащу. Когда к медведю придет и другой лесной опыт, когда он почувствует в себе настоящую медвежью силу, он не будет сразу убегать от возможной опасности. Тогда, заслышав или почуяв постороннего, он сначала насторожится и будет ждать, с чем именно явился в его лес непрошеный гость. И только тогда, когда не останется никаких сомнений в том, что опасность рядом, хозяин тайги неслышно скроется в чаще. Но до того времени, когда он станет настоящим хозяином тайги, придется проложить в тайге не одну собственную медвежью тропу...


Вот и подошел к концу рассказ о жизни Медвежьего Государства, в которое удалось войти двум натуралистам В. Н. Михайлову и М. В. Березовскому. Это сложное и тайное пока для людей таежное Государство живет по тем же законам, по которым жило Медвежье Государство, обнаруженное мной в Архангельской тайге в 1965 году. Те же медвежьи тропы, те же индивидуальные хозяйства, та же природная осторожность хозяев, то же недоверие ко всему, что может нести опасность, и то же нежелание ссориться по пустякам и умение избежать открытой войны с людьми. К сожалению, таких Медвежьих Государств становится все меньше и меньше в наших лесах. Таежные старатели – охотники и рыбаки, – давно живущие бок о бок с медведем, объясняют это так: «Мало их теперь у нас – уходят они от шума, да и ружья почти у каждого...»


Сейчас охота на бурого медведя строго ограничена. Но число прежних глухих медвежьих уголков неустанно сокращается, отступают, сокращаются в числе и некогда обширные Медвежьи Государства. Так что же ждет этого большого покладистого зверя завтра, послезавтра?.. Какова его судьба? Сможет ли он жить рядом с людьми? Смогут ли люди с достойным уважением относиться к своему соседу, бурому медведю?


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю