Текст книги "Галилей"
Автор книги: Альфред Штекли
Жанр:
Биографии и мемуары
сообщить о нарушении
Текущая страница: 26 (всего у книги 26 страниц)
«Вы, ваша милость, – продолжает Галилей, – говорите, что ввергнуты в растерянность и волнение аргументом, основанным на том, что мы постоянно видим половину неба над горизонтом, из чего, вслед за Птолемеем, можно заключить, что Земля находится в центре звездной сферы и удалена от нее на полудиаметр великого круга. Я отвечу тому автору, что на самом деле не видно половины неба, и буду возражать ему до тех пор, пока он не докажет, что видно действительно половину, а этого он никогда не сделает. И, безусловно, тот, кто сказал, что видна половина неба и, следовательно, Земля расположена в центре, прежде мысленно поместил Землю в центре и отсюда стал утверждать, что видно половину неба, ибо так должно было бы быть, если бы Земля находилась в центре. Следовательно, не из того, что мы видим половину неба, сделали вывод, что Земля находится в центре, а из предположения, что Земля находится в центре, вывели, что видна половина неба». Звездный параллакс, если бы он был обнаружен, заставил бы, коль основываться лишь на «человеческих рассуждениях», прийти к выводу, что Земля испытывает перемещение, совершенно непохожее ни на одно из тех, которые можно бы ей приписать, оставляя ее в центре вселенной. Галилей не говорит: «Земля движется вокруг Солнца». К чему такие утверждения, когда церковь все уже решила?
«Ложность Коперниковой системы никоим образом не должна ставиться под сомнение, и особенно нами, католиками…».
По дороге в Венецию, на капитул своего ордена, Кастелли с разрешения начальства отпраздновал пасху в Тоскане. Несколько дней он провел в Арчетри. Галилей приглашал приехать и Кавальери, но тот не смог из-за болезни.
Бенедетто много рассказывал о работе, но еще больше – о своем ученике Эванджелисте Торричелли. Он и раньше писал о нем Галилею. Эванджелиста удивительно талантлив! Десять лет назад он изучал у него основы геометрии, но потом самостоятельно, без чьей-либо помощи, достиг поражающих результатов. Многие теоремы, относящиеся к учению о движении, доказанные Галилеем, он доказал по-своему и с неменьшим блеском. Эванджелиста терпеть не может метафизических словопрений, это прирожденный математик. Галилей убедится, что на проложенный им путь ныне вступил человек, который покажет, сколь обильны всходы от посеянных им семян. Скоро он увидит, как Торричелли прославляет великую Галилееву школу!
Бенедетто вручил Галилею письмо Торричелли. Тот называл его своим далеким учителем: он стольким обязан его книгам! Торричелли передал ему с Бенедетто рукопись своего сочинения «О движении». Как только Галилей познакомился с ней, то тут же пригласил Торричелли к себе.
Эванджелиста не раздумывал: это огромная честь – помогать Галилею! Но сразу ехать он не мог, ибо взялся вместо Кастелли читать геометрию и фортификацию. А тот застрял в Венеции на все лето: когда кончился капитул, правительство республики, обеспокоенное занесением лагуны песком, обратилось к нему, как виднейшему специалисту по гидротехнике. Потом у Торричелли умерла мать. Утешение он искал в работе: закончил и переписал начисто свою новую книгу «О твердых сферических телах». Жаль, что он не родился несколькими десятилетиями раньше, – тогда было бы больше возможности преодолеть свои недостатки под руководством великого флорентийца!
Галилей не переставал удивляться Торричелли: с каким изяществом доказывал он теоремы, вызывавшие затруднения у самого Архимеда!
Приехать в Арчетри Эванджелиста смог только в октябре 1641 года.
Занятый в университете, Реньери остыл к Медицейским звездам. Зачем спешить, если от голландцев нет ответа? Он хотел закончить свои расчеты летом, но ничего не сделал. Галилей его больше не ждал. Найденный им метод определения долготы вопреки всему должен быть принят голландцами! Он стал объяснять Вивиани, как составлять таблицы расположения Медицейских звезд. Тот разделял целеустремленность учителя: дело надо довести до конца!
В ту пору Галилей много размышлял об устройстве часов, которыми удобно было бы пользоваться на корабле. Без таких часов его метод определения долготы оказался бы неприменим. Часы необходимо снабдить маятником! Сын, неплохо разбиравшийся в механике, помогал ему. По указаниям слепого отца он набрасывал чертеж будущего часового механизма. В доме царил дух напряженной и целеустремленной работы.
Это были чудесные дни. В Арчетри часами беседовали трое: Галилей, Торричелли и Кастелли, возвращавшийся из Венеции. Миканцио признавался, что очень им завидует. Но еще острее воспринял весть об этой встрече Бонавентура Кавальери. Давно мечтал он о дне, когда вместе с Галилеем и Кастелли, составивши некий триумвират, будет обсуждать волнующие их темы. Теперь триумвират собрался, но третьим был не он, а Торричелли. Бонавентуру опять мучил тягчайший приступ подагры. Не то что передвигаться – написать письмецо, лежа в постели, стоило ему огромных усилий. Душою он был в Арчетри, но болезнь измотала его вконец. Он должен терпеть, внушал себе Кавальери, покуда милосердный господь не избавит его от злосчастной жизни..
Только озабоченность положением Кавальери и омрачала прекрасные дни. Но Бенедетто следовало уже возвращаться в Рим. После его отъезда Галилей работал с Торричелли и Вивиани, расширял некоторые разделы своего учения о движении. Однако не прошло и месяца, как Эванджелиста появился в Арчетри, когда Галилей снова заболел. Началось с небольшой лихорадки. Но вскоре его стали мучить почечные колики. В его возрасте это заставляло опасаться наихудшего.
Галилей сохранял полнейшую ясность мысли и беседовал так, словно и не был болен. Одному из друзей, пришедшему его навестить, он рассказывал, что Торричелли доставляет ему наслаждение. О Вивиани он тоже отозвался с горячей похвалой. Он испытывает огромную радость, слушая, как они обсуждают те или иные математические доказательства.
Наконец кое-что прояснилось и относительно Клементе Сеттими. Более полугода он находился в Риме. К счастью, дело в инквизиции прекратили. В доносе главным обвинением была его дружба с Галилеем – одно это заставляло подозревать Клементе в том, что он не питает к Святой службе должного почтения.
Когда об этом узнали во Флоренции, Галилей был уже совсем плох. Он почти ничего не пил, всякое питье вызывало у него отвращение, а вина не давали. Из Пизы прислали приготовленный по турецкому рецепту шербет, которым поили больных лихорадкой. Но ему не полегчало. Он слабел с каждым днем. Родственники и близкие друзья все время были в Арчетри. Торричелли и Вивиани не отходили от его постели.
8 января 1642 года Галилей скончался.
На следующий день тело усопшего доставили во флорентийскую церковь Санта-Кроче, в один из боковых ее приделов: поместить останки узника инквизиции в фамильный склеп церковные власти не дозволили. Разнесся слух, что государь воздвигнет Галилею надгробие, которое не уступит гробнице великого Микеланджело, похороненного в той же церкви.
На заседании Святой службы обсудили эту новость. Инквизитор должен довести до сознания великого герцога, повелел Урбан, что не подобает сооружать памятник человеку, который был осужден инквизицией и умер, отбывая наказание. Это возмутит добрых католиков и нанесет урон праведности государя. Если не удастся отклонить сего намерения, то инквизитор обязан предупредить, чтобы в эпитафии не было слов, могущих повредить репутации Святой службы. Так же следует предостеречь и того, кто будет произносить надгробную речь. Разумеется, текст ее должен быть проверен, прежде чем она будет оглашена или напечатана.
Два дня спустя Никколини отправился на аудиенцию к папе. Он не увидел Урбана на обычном месте. Тот сидел в портшезе: ноги ему отказывали. Выглядел Урбан жалко: сидел скрючившись, вобрав голову в плечи.
Вначале речь шла о разных семейных делах, потом заговорили о недавно назначенном кардинале Фиренцуола. Урбан очень хвалил его ум и таланты. И тут же, к слову, вспомнил, что ведь это он, Винченцо Макулано, был комиссарием Святой службы, когда Галилей находился под судом за свою книгу о движении Земли.
Теперь, продолжал папа, до него дошли слухи, что великий герцог хочет воздвигнуть Галилею надгробие. Если он сделает это, то подаст миру дурной пример. Галилей находился в Святой службе за свое мнение о движении Земли, мнение совершенно ложное и вредное, которому поддались многие и в Тоскане. Галилей произвел великий соблазн во всем христианском мире, осмелившись защищать учение, прежде осужденное церковью!
Галилея уже не было в живых, а Урбан, горячась, вспоминал ход процесса, вопросы, которые задавались обвиняемому, и его ответы. Прошло почти десять лет, а он помнил все, до мельчайших деталей. И до сих пор не мог рассуждать об этом спокойно.
Долго и зло говорил Урбан о Галилее. Так долго, что для обсуждения насущных политических дел не осталось времени. После этой беседы Никколини написал во Флоренцию, что если государь замыслил увековечить память Галилея, то лучше с этим несколько повременить.
При всей любви к Галилею великий герцог не решился пропустить мимо ушей столь ясное предостережение.
Римский первосвященник, сам стоявший на краю могилы, так и не простил Галилею его неслыханной дерзости. Ведь тот явил миру вопиющий пример непослушания, когда, преступив запреты и не посчитавшись с приказом Святой службы, не только продолжал держаться своих пагубных мыслей, но и делал все, чтобы их распространять!
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ ГАЛИЛЕЯ
1564, 15 февраля– родился в Пизе Галилео Галилей.
1581, 5 сентября– поступление в Пизанский университет.
1585– возвращение во Флоренцию.
1586– работы Галилея о гидростатических весах и центре тяжести твердых тел.
1587– первая поездка в Рим.
1589, 12 ноября– вступительная лекция в Пизанском университете.
1590–1591– работа над сочинением «О движении», опыты с падающими телами.
1592, 7 декабря– вступительная лекция в Падуанском университете.
1597– создание пропорционального циркуля.
1600, 17 февраля– казнь Джордано Бруно.
1604– открытие закона падения тел.
Конец года– споры о новой звезде.
1605– «Диалог Чекко».
1606– издание руководства «Действия циркуля геометрического и военного».
1607, апрель – май– процесс против Б. Капры.
Август– издание «Защиты Галилея против клевет Капры».
1609, лето– создание зрительной трубы.
Осень– первые телескопические наблюдения Галилея.
1610, январь– открытие спутников Юпитера.
Середина марта– выход в свет «Звездного вестника».
Конец июля– открытие «троякого» Сатурна.
Июль – август– первые наблюдения солнечных пятен.
12 сентября– возвращение во Флоренцию.
Декабрь– открытие фаз Венеры.
1611, весна– вторая поездка в Рим.
25 апреля– Галилей стал членом Академии Линчеев.
Май– чествование в Римской коллегии.
Лето и осень– споры во Флоренции о плавающих телах.
1612, лето– издание «Рассуждения о телах, пребывающих в воде».
1613, апрель– выход в свет «Писем о солнечных пятнах».
21 декабря– «Письмо к Кастелли».
1615– «Послание к великой герцогине Христине».
Конец декабря – начало января 1616– письмо к кардиналу Орсини «О приливах и отливах».
1615, декабрь – июнь 1616– третье пребывание в Риме.
1616, 26 февраля– Галилею запрещают «держаться и защищать» мысль о движении Земли.
5 марта– издание декрета, запрещающего учение о движении Земли.
1622– опубликование «Апологии Галилея» Кампанеллы.
1623– выход в свет «Пробирных весов». 1624, весна– четвертая поездка в Рим.
Осень– «Послание к Инголи».
1625–1630– работа над «Диалогом о двух главнейших системах мира».
1630, весна– пятая поездка в Рим.
1632, февраль– выход в свет «Диалога».
Октябрь– инквизиция вызывает Галилея в Рим.
1633, 22 июня– отречение Галилея.
Июль – декабрь– ссылка в Сиене.
Середина декабря– возвращение в Арчетри.
1638, июль– выход в свет «Бесед и математических доказательств».
1642, 8 января– смерть Галилея.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Энгельс Ф., Диалектика природы (введение). М., 1955.
Энгельс Ф., Анти-Дюринг. М., 1957.
Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке. М., 1960.
Ельевич А. И., Галилео Галилей (1564–1642). Указатель литературы. М., 1940.
Галилео Галилей, Избранные труды в двух томах. М., 1964. Библиография (русская и иностранная): т. 2, стр. 519–569 (составили У. И. Франкфурт и Е. А. Тюрина).
Еремеева А. И., Выдающиеся астрономы мира. Рекомендательный указатель. М., 1966.
Галилео Галилей, Избранные труды в двух томах. Переводы. Предисловие академика А. Ю. Ишлинского. М., 1964. Примечания и комментарии А. И. Долгова, И. Н. Веселовского, И. Б. Погребысского, Ю. Г. Переля и др. В Приложении даны статьи Б. Г. Кузнецова, Л. Е. Майстрова, И. Б. Погребысского, У. И. Франкфурта и Л. В. Жигаловой.
Анцелиович Е. С., Галилей. М., 1955.
Ассонов В., Галилей перед судом инквизиции. М., 1870.
Баев К. Л., Создатели новой астрономии. М., 1955.
Бублейников Ф. Д., Галилей. М., 1964.
Выгодский М. Я., Галилей и инкивизиция. М.—Л., 1934.
«Галилео Галилей». Сборник статей. М. – Л., 1943.
«Галилей и современность». Сборник статей. М., 1964.
«Галилео Галилей. 1564–1964». ВИЕТ, вып. 16. М., 1964.
Герцен А. И., Письма об изучении природы. Полн. собр. соч., т. 3, 1954.
Григорьян А. Т.и Зубов В. П., Очерки развития основных понятий механики. М., 1962.
Дьердь Н., Прогрессивные черты научной мысли Галилея. «Историко-астрономические исследования», вып. 2. М., 1956.
Кузнецов Б. Г., Галилей. М., 1964.
Ольшки Л., История научной литературы на новых языках. Перевод с немецкого. Том 3: «Галилей и его время», М. – Л., 1933.
Перель Ю. Г., Развитие представлений о Вселенной. М., 1962.
Седов Л. И., Галилей и основы механики. М., 1964.
Стеклов В. А., Галилео Галилей. Берлин, 1923.
«У истоков классической науки». Сборник статей. М., 1968.
Цейтлин З. А., Галилей. «ЖЗЛ», М., 1935. (Здесь в приложении дан ряд материалов инквизиции).
Шишаков В. А., Галилео Галилей. М., 1964.
Настоящая биография написана на основании изучения всех сохранившихся до наших дней материалов, касающихся жизни Галилея, – ею огромной переписки, его сочинений, документов инквизиции и заметок, относящихся к истории его научных открытий и частной жизни. Они опубликованы в двадцатитомном национальном издании Галилея.
Le opère di Galileo Galilei. Ristampa délia edizione nationale. Vol. I–XX, Firenze, 1929–1939.
He имея возможности вступать в полемику и снабдить книгу научным аппаратом, автор, поскольку дело шло о восстановлении действительного хода событий, вынужден был, рискуя утомить читателя, излагать события особенно детально. Разумеется, при толковании тех или иных документов автор учитывал все наиболее значительные книги и статьи из огромной литературы, посвященной жизни Галилея.
Carli A. ed Favaro A., Bibliografia Galileiana (1568–1895). Roma, 1896.
Вoffito G., Bibliografia Galileiana 1896–1940. Roma, 1943.
Из работ на иностранных языках, носящих исследовательский характер, особенно важны работы А. Favaroи Е. Wohlwill.
Цитаты из сочинений Галилея, имеющихся в русском переводе, даны по последнему изданию, за исключением случаев, когда автор считал необходимым дать собственный перевод.
Иллюстрации
Джованни Антонио Маджини.
Джамбатиста делла Порта.
Тихо Браге.
Христофор Клавий.
Роберто Беллармино.
Чезаре Кремонини.
Иоганн Кеплер.
Паоло Сарпи.
Галилей. 1613 г.
Козимо II Медичи.
Асканио Пикколомини.
Галилей. 1624 г.
Джованни Чамполи.
Бенедетто Кастелли.
Бонавентура Кавальери.
Эванджелиста Торричелли.