Текст книги "Болотные лакомства (СИ)"
Автор книги: Алексей Сотников
Жанры:
Рассказ
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Прошлым летом родственники пригласили меня на свадьбу. Я давно собирался в их края, чтобы посмотреть там одну достопримечательность, и вот удобный случай предоставил мне возможность сделать сразу два дела за раз. Я взял свадебный подарок, прихватил в компанию друга Толю, и мы отправились в поездку.
Ехали несколько часов поездом, затем взяли на прокат велосипеды, и поехали по нужному маршруту. На дворе был июнь месяц, стояла отличная солнечная погода. На эту поездку мне было выделено три дня: – пятница, на которую я отпросился с работы, и два выходных. Мы крутили педали катя по лесной дороге. По обеим сторонам росли деревья густо покрытые листьями. Сам собой разговор зашел о грибах.
– Ты давно ел грибы? – начал Толя.
– Больше двух лет назад. Это были жареные лисички с луком и жареной картошкой.
– Супер. Я тоже такое люблю. Сам собирал или покупал?
– Собирал в лесу, рядом с дачей.
– А я чаще магазинные ем. Маринованные шампиньоны, грузди. Тут просто можно быть на 100% уверенным, что не отравишься.
– Согласен. Я тоже магазинные покупаю. Грузди маринованные очень понравились. А как-то купил белые, так вообще ерундовые на вкус.
– Белые можешь попробовать тушеные, со сметаной. Очень вкусно.
– О, возьму на заметку. Мне еще советовали попробовать измельченные в порошок грибы-зонтики добавленные в суп или кашу. Сказали, что очень ароматно получается.
– Будешь делать – зови меня – попробую. – усмехнулся Толя.
– Обязательно. Кстати, со знакомым недавно приключилась неприятна история связанная с грибами. Вообще-то он опытный грибник. Но в прошлом году в его местах грибов почти не было. И решил он собрать грибы, которые раньше не собирал. Подорешники. Их было полно в лесу, никто их не собирал. А он в интернете вычитал, что они съедобные. Насобирал, и первым делом нажарил и попробовал. Грибы ему понравились, и он решил законсервировать и засолить их на зиму.
А когда пришло время их есть, он засоленные покрошил себе в салат. В итоге – отравился. Начал блевать, бегать в туалет. Я ему говорю:"Видишь, грибы оказались условно съедобными. При термической обработке их есть можно, а засоленными, считай сырыми – нельзя".
Но он мне не поверил сказав, что наверно отравился чем-то другим. Похоже ему было жаль признавать, что вся его работа по заготовке грибов на зиму оказалась насмарку. Он съел грибов еще раз – и снова отравился. Я ему:"Ну что, на этот раз веришь, что это грибы? « А он:»Знаешь, наверно я эти баночки как-то неправильно законсервировал. Был лёгкий привкус плесени... Попробую-ка я другие. "
Я был поражен такой настойчивости человека. Я бы уже после первого отравления побоялся их снова есть, а он... Не человек, а кремень.
В третий раз он конечно тоже отравился, и только после этого избавился от грибов.
– Да, с грибами нужно быть осторожным, – сказал Толя.
***
Мы решили сделать передышку, остановились, и слезли с великов. Я заприметил на стволе одного дерева крупного жука. Это был жук-олень, который поворачивал головой с большими рогами из стороны в сторону. Достав из рюкзака фотокамеру я решил позаниматься макросъёмкой. Четверть часа спустя мы отправились далее. Вскоре смешанный лес сменился еловым, и нас окружили растущие вплотную друг к другу старые ели с широкими лапами. Даже в солнечный день под ними было темно, будто в дремучем сказочном лесу. Впереди, на холме, уже виднелось место к которому мы направлялись – Духоморский монастырь. Его высокая колокольня возносилась в небеса. В будние дни там проводилась дегустация вина из собственных монастырских виноградников. Дорога к монастырю по которой мы ехали, была выложена крупными обтесанными булыжниками с каменными парапетами по сторонам. Сам монастырь был построен по типу средневекового замка, и окружен зубчатой каменной стеной.
По территории ходили различные экскурсии, а мы с Толей выяснив где проходит дегустация, направились прямиком к монастырским подвалам. Спуск в подвал был длинным, а сам проход таким узким, что можно было идти только по одному человеку друг за другом. На стенах размещались указатели, где проходит дегустация. Людей на ней было человек пять. На тяжелом дубовом столе стояли одноразовые прозрачные пластиковые стаканчики, чтобы можно было оценить и цвет и аромат и вкус. Я взял один и попробовал. Это было красное вино с насыщенным тёрпким вкусом, кисловатое. Ощущался аромат чёрной смородины. Не скажу, что мне понравилось, но попробовать стоило.
***
Поблизости стояла парочка человек из монастырской братии. Они о чем-то громко говорили и смеялись. Закончив разговор один из них – лысый старик с пепельной бородой и веселыми глазами подошел ко мне. Хлопнул меня по плечу, и сказал:
– Молодой человек, а вы знаете историю нашего монастыря?
Я не знал, и в принципе не прочь был узнать, раз я все таки тут. Поэтому спросил:
– Нет, не знаю. Почему он называется Духоморский?
– Около пятисот лет назад, до его основания, здесь было село, жители которого были очень жизнелюбивы. Все свободное время они проводили в праздничных гуляниях, употреблении алкоголя, и любовных похождениях. Когда на эту землю спасаясь от войны, пришло несколько человек из соседних земель, они решили основать тут монастырь. Но местным населением они были не поняты. Пришельцев они считали странными людьми, которые проводят свое время в длительных молитвах, вместо того чтобы предаваться радостям жизни.
Однажды староста села придя в гости к монахам спросил:"Зачем вы все это делаете? «. На что получил ответ:»Мы смиряем свое тело, чтобы возвысить дух". Староста покачал головой, и ответил:"А мне кажется, что наоборот. Радуя тело, вы радовали бы и дух, а так вы морите дух". С того времени к монахам прицепилось название"духоморцы", а само место назвали – Духоморье.
Но на этом история не закончилась. В селе жил один пьяница и очень беспутный человек. Он портил любую работу за которую бы не взялся, за что сельские жители просто терпеть его не могли. Однажды вечером он выпивал в компании собутыльников, и увидел монахов, которые работали над постройкой монастыря. И вдруг сказал:"Я тоже стану монахом! «. Выпивохи только посмеялись над ним. Пьяница тут же подошел к старшему из монахов, и попросил, чтобы его приняли к ним. Монах же строго ответил:»Если сможешь голодать сорок дней, и все это время молится, и выдержишь этот срок – тогда приходи. "
Пьяница согласился. Звали того пьяницу Васисуалий, и с раннего утра следующего дня он взялся выполнять обет возложенный на него монахом. Ничего не ел, только пил воду с озера, и постоянно молился. Молился как умел, своими словами. И иногда прикладывался к заветной бутылочке водки, которую прихватил с собой, и прятал за пазухой. Когда водка закончилась, жажда выпить и голод, как два диких зверя набросились на него. Но он продолжал молится. Один раз в жизни он проявил непоколебимую стойкость. В молитвах проходили дни и ночи. Васисуалий окончательно исхудал и осунулся. До конца срока оставалось совсем мало – всего трое суток. В одну из ночей от истощения он почувствовал себя так плохо, что казалось до утра уже не доживет. Но именно тогда во тьме ему явился ангел, и сказал:"Васисуалий! За стойкость свою будешь ты вознагражден. Протяни свою бутылку! "
И ангел налил ему из кувшина новую водку – небесную.
"Когда истратишь ее, она чудесным образом пополнится вновь! " – изрек последние слова ангел, после чего исчез. От жидкости в бутылке исходил мягкий внеземной свет. Васисуалий сделал глоток, и почувствовал как силы возвращаются к нему. Он благополучно выполнил свой обет, и пришел к монахам вновь. Старший монах не поверил тому, что Васисуалий выполнил обет, а когда еще и увидел бутылку водки, которую тот держал в руке, он пришел в ярость. "Убирайся вон! И не попадайся больше мне на глаза презренный пьяница и обманщик! "– закричал он. Но тут произошло невероятное. Бутылка из руки Васисуалия поднялась в воздух, зависла у него над головой, и засветилась ярким внеземным белым светом. Из света донесся голос: «Этого человека избрал Я, чтобы совершил он множество дел благих. Примите его, как одного из своих». Монахи поняли, что это знамение с небес, и подчинились. С того времени Васисуалий прославился как чудотворец. Водкой дарованной ему с неба он исцелял болезни, заживлял раны, убирал всякие скорби и печали из сердец людей. Кроме чудесных свойств, водка эта имела действие обычной водки, то есть опьяняла. Но при этом была беспохмельной. На утро от нее не было плохо, и не болела голова. Поэтому она пользовалась большим спросом в селе. Когда Васисуалий прожив плодотворную жизнь отошел в мир иной, оказалось, что тело его нетленно. Долгое время его останки находились в пещерах монастыря, и только в наши дни их поместили в специальный ковчег для мощей, и поставили в церковном зале для всебщего поклонения. Его бутылка с чудодейственной водкой была утеряна. Но когда мощи открыли для поклонения – совершилось чудо – его останки замироточили чистой водкой. Пока пожилой монах рассказывал мне всю эту историю, мы как раз вошли в церковный зал, и я воочию увидел раку с мощами.
– Теперь он – святой Васисуалий Духоморский – является покровителем нашего монастыря, – сказал монах, и указал на серебряный медальон на своей груди. – Мы носим медальоны с его изображением.
Я присмотрелся к медальону. Там был изображен бородатый мужчина с нимбом святого над головой. Святые часто изображаются с книгой или свитком в одной руке, у Васисуалия же их заменяла бутылка. Вторая рука как и у всех, у него была традиционно сложена в жесте благословения.
– Также у нас есть фреска с изображением святого покровителя – сказал монах, указав рукой на стену.
Там под ночным небом был изображен стоящий на коленях Васисуалий, протягивающий бутылку, в которую ангел наливал из кувшина чудодейственную жидкость с высоким содержанием этанола.
Мы подошли поближе к ковчегу с мощами, и я увидел, что верхнее стекло полностью запотело влагой. Через него ничего не было видно, как через запотевшие окна автобуса в сырую погоду. Капельки влаги вырастали, сбегали к краю, и стекали по боковой стенке выливаясь через специальное отверстие с трубкой. Капельки одна за другой стекали в большую миску.
«Хм. Как же напоминает самогонный аппарат» – подумал я, но в слух не посмел произнести такую святотатственную мысль.
Мы вышли из храма на улицу, и монах указал мне на стойку за которой продавали водку.
– Здесь, по чисто символической цене, мы отдаем целебную жидкость всем нуждающимся.
К стойке выстроилась длинная очередь. За ней распоряжался высокий чернобородый монах. Нуждающихся было много. Приезжие под завязку заполняли святой водкой багажные отделения автомобилей. Первым в очереди стоял крупный мужчина с красным лицом. Сказав заплетающимся языком:"Благословите батюшка! «он принял ящик водки, и понес к своему автомобилю. Я обратил внимание на дизайн бутылок. И сама бутылка, и этикетка на ней напоминали мне известную водку»Столичная". Отличия были только в том, что на этикетке был изображен монастырь, вверху надпись «Duchomorskaya» вместо «Stolichnaya», а внизу «святая водка» вместо"russian vodka". Вот так совпадения! Я не особо люблю крепкие напитки поэтому водку не купил, а вот Толя из интереса взял себе бутылочку чудо-водки.
***
Когда мы с другом прохаживались осматривая территории монастыря, мне на глаза попалась одна семья. Муж, жена и двое детей. Похоже они были религиозными паломниками. При взгляде на их лица, сразу приходила на ум мысль, что это сельские жители. Знаете, иногда бывает такое, что по лицу можно сказать, что за человек перед тобой. Так вот здесь на лицах читалась простота и даже глуповатость, и благоговение перед этим святым местом. Один из их детей – мальчик лет 12-ти – широко открыв рот зевнул. И тут же получил подзатыльник от отца.
– Треба хрестити рота, коли позiхаєш, щоб туди не залетiло нiчого! – пугающе выкатив глаза, и уставившись на сына, на чистом украинском сказал глава семьи.
Полагаю, под тем что могло залететь в рот, мужик подразумевал не мошек или комаров, а какую-то нечистую силу. Подзатыльник подействовал, и уже при следующем зевке, мальчик активно осенял рот крестным знамением. Закончив с осмотром монастырских достопримечательностей, мы решили тут и заночевать.
Время уже близилось к вечеру. В здании поблизости посетители могли снять комнату, что мы и сделали. Совершив перед сном небольшую прогулку по лесу, а затем перекусив, мы легли спать.
***
Ранним утром следующего дня мы уже во всю крутили педали велосипеда, оставляя Духоморский монастырь позади. Это было удивительное место, но кое-что более необычное ждало меня впереди. К обеду мы уже были у родственников. Людей приглашенных на свадьбу собралось великое множество. Повсюду была слышна веселая болтовня, на длинных столах расставлено огромное количество разнообразных блюд и напитков. Из общей массы съестного, мой глаз выхватил печеного поросенка на подносе с целым яблоком во рту. Когда пришел вечер, свадебные гуляния достигли апогея, и продолжались всю ночь. Наверно практически все хотя бы раз в жизни были на свадьбе, поэтому нет надобности описывать ее слишком подробно. Мы с Толей ели и пили умеренно. Легли спать аж перед рассветом, а проснулись в обед. Сегодня пора было отправляться обратно домой. За пару часов до отъезда, я сидел на лавке во дворе дома родственников, и просматривал заметки в телефоне. Рядом играли дети лет 10-12-ти. Отделившись от своей компании, ко мне подошла Валя – десятилетняя дочь моего дяди, моя двоюродная сестра.
– Ты так редко приезжаешь... Пошли с нами в лес, я покажу тебе место, куда мы ходим собирать лесные вкусности, – сказала она.
– Что за лесные вкусности? – поинтересовался я. Идти особо не хотелось.
– Пошли... увидишь, – она потянула меня за руку, и я поддался на уговоры.
Я решил, что дети собирают в лесу какие-то ягоды, и даже прихватил пакет, чтобы нарвать немного себе.
Мы направились в сторону леса.
– Мы не заблудимся? Ты знаешь дорогу? – уточнил я.
Она кивнула.
– Я часто хожу в это место. Другие дети тоже.
Лесная тропинка привела нас на поляну, где с полдюжины детей выискивали что-то в земле. За поляной начинались болота. Я споткнулся о какую-то железку на земле, и приостановился.
– Ну и где мы? – спросил я Валю, наклонившись посмотреть обо что же я споткнулся.
Я вытащил из травы кусок низкой ржавой ограды.
– Раньше на этом месте было кладбище, – начала рассказывать Валя. – Потом его затопило разлившееся весной озеро, и туда начали сбрасывать отходы ближайшего сахарного завода. Так появилось болото. Однажды, придя сюда дети из села начали находить здесь вот такие вкусности...
Валя протянула мне что-то, на первый взгляд похожее на корень. Присмотревшись я понял, что это мумифицированная рука человека, отломанная по кисть.
– Это наше местное лакомство. Пробуй. Можно грызть, а можно сосать... – с этими словами она отломила от руки мизинец, и начала жевать.
– Но вы же едите... трупы людей – начал было говорить я, но увидел, что она совершенно не понимает о чем я, и относится к своей находке как к какому-нибудь вкусному дару леса. Похоже свежезахороненные трупы с кладбища под воздействием здешней среды мумифицировались. Я когда-то читал, что в болотах находили мумии, которым много столетий, но чтобы столкнуться с подобным лично! И как только родители не следят за тем, чем занимаются их дети?!
– И какое оно на вкус? – полюбопытствовал я.
– Верхняя часть похожа на финики, а серединка как хрустящая сахарная палочка.
Я понял, что плоть трупа стала подобна засахаренному сухофрукту, а кость пропитавшись сахаром стала сладкой и хрустящей как вафля.
– Тебе не стоит это есть. Оно может быть вредным – сказал я. Но похоже из-за своих взрослых нравоучений я перестал быть ей интересным, и она отвернувшись пошла к другим детям. Я решил, что поговорю с ее родителями и направился обратно.
***
Перед отъездом я таки поговорил с дядей по поводу находок, которые откапывает на болоте его дочь и другие дети. Казалось, что он удивлен услышанным. Выслушав меня, он пообещал, что разберется с этим. Однако, что-то в его лице подсказывало мне, что он просто делает вид, что удивлен и возмущен. Возможно даже взрослые уже попробовали эти болотные лакомства, и нашли их вкусными. На обратном пути я все думал об этом событии, и у меня закралась мысль, что возможно все жители села едят эти засахаренные части тел. Ведь Валя сказала, что они на вкус как финики.
А зачем покупать в магазине то, что можно просто накопать в земле, и по вкусу оно будет таким же?
P. S. А вы бы разрешили своим детям кушать такие болотные лакомства?