355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Александр Беляев » Библиотека приключений в пяти томах. Том 2 » Текст книги (страница 23)
Библиотека приключений в пяти томах. Том 2
  • Текст добавлен: 6 октября 2016, 01:59

Текст книги "Библиотека приключений в пяти томах. Том 2"


Автор книги: Александр Беляев


Соавторы: Александр Грин,Андрей Платонов,Михаил Зуев-Ордынец,Роман Ким,Лев Гумилевский,Сергей Диковский,Николай Железников
сообщить о нарушении

Текущая страница: 23 (всего у книги 23 страниц)

Вместо донесения

Я должен был послать вам шестое по счету донесение. Но заменяю донесение этим письмом сугубо приватного характера.

Прибыв в базельский аэропорт Сен-Луи, я сел на самолет, идущий не в Аяччо, как мне было предписано, а в Амстердам. Через несколько часов я оказался в аэропорту Скипхол. Я вошел в наружный холл и взял трубку телефона прямой связи с отелем “Амстель”. На мой вопрос: есть ли записка на имя Рембрандта? – портье ответил утвердительно. Я попросил его прочитать, что там написано, он прочитал. Я сейчас же взял билет на самолет КЛМ, идущий в Стокгольм.

Спустя полчаса я снова прошел в наружный холл и увидел женщину в зеленом плаще с полосатым капюшоном, закрывающим голову. Она стояла у объявления, написанного на японском языке, – фирма Стрип предлагала приезжим японцам познакомиться с работой амстердамских гранильщиков алмаза.

Вскоре началась посадка, я поднялся в самолет. Как только машина поднялась в воздух, я пересел во второй ряд. Сидевшая у окна женщина в зеленом плаще опустила полосатый капюшон, сняла солнечные очки и повернула ко мне лицо. Губы улыбались, но в глазах стояли слезы. Это была Гаянэ.

Ее отец во время войны был связан с ЭЛАС – народно-освободительной армией Греции – и собирал пожертвования среди населения в пользу партизан. Собирал очень умело – под самым носом оккупантов, – очевидно, отлично владел техникой конспирации и техникой уговаривания. В 1947 году, когда греческим патриотам снова пришлось уйти в подполье, отец Гаянэ возобновил нелегальную работу, но был убит иностранцем, который, назвавшись корреспондентом прогрессивной газеты, проник к подпольщикам.

Я открылся Гаянэ на девятой встрече после длительного разговора на темы группы 7 и рассказал обо всем, в том числе и о Командоре. Гаянэ, знавшая из рассказов матери о приметах убийцы, попросила меня собрать уточняющие данные. Я собрал их и выяснил, что “иностранный корреспондент прогрессивной газеты” и Командор – одно и то же лицо.

Случай помог мне уничтожить палача. Когда ар-Русафи вошел во двор, я шепнул ему, что его хотят убить – так же, как итальянца Маттеи и других, осмелившихся выступить против могущественных монополий Запада. Выслушав меня, кувейтец вошел в дом и, как я ему посоветовал, проследовал через подвал в соседний двор, затем, выйдя в переулок, дошел до ворот особняка и позвонил. Сановника – владельца особняка – ар-Русафи знал лично. Он объяснил сановнику, в чем дело, и, как я просил его, спустя сорок минут позвонил в полицию.

Как только кувейтец вошел в дом, я направился в другой конец двора и доложил Командору о том, что пришлось долго объяснять кувейтцу, как подняться по лестнице вверх, и что кувейтец хотел зажечь электрический фонарик, но я сказал, что этого нельзя делать – могут увидеть огонек со двора.

Спустя пять минут Командор пересек двор и вошел в дом, чтобы подняться по лестнице, не зажигая фонарика, как было условленно.

Я волновался первые десять минут, но никто не выходил из дома. Когда прошло сорок пять минут, я, поняв, что все в порядке, вошел в дом, поднялся до второй площадки с зажженным фонариком, вынул из кармана Командора, валявшегося с раскроенным черепом, провокационные документы и прошел к машине, в которой сидел Даню. Через некоторое время показались полицейские “джипы”.

Бан тоже должен был получить по заслугам – за свои злодеяния в Алжире, Анголе и Южном Вьетнаме.

Все прошло именно так, как было рассчитано. Ударив в темноте человека, поднявшегося на вторую площадку, Бан зажег спичку и увидел, кого он прикончил. Он понял, что этого ему не простят, и решил бежать – прошел подвал и, выйдя на улицу, свернул в сторону кладбища, откуда добрался кружным путем до западной окраины города и первым же самолетом улетел в Европу. Вскоре его нашли в Амстердаме, и он на Принсен-грахт проглотил пахнущую миндалем пилюльку.

Убийца понес наказание, но этого было мало. Надо было еще взвалить на него другие дела, чтобы запутать расследование.

Гаянэ часто рассказывала мне о своей подруге стенографистке-машинистке бельгийского посольства Ирен Тейтгат. Я послал ей письмо о готовящемся ограблении медицинского склада на французском языке и подписался: Эркюль Пуаро. Ирен, разумеется, показала это письмо Гаянэ, и та посоветовала сейчас же позвонить не только в министерство здравоохранения, но и в редакцию газет и иностранные посольства. Так была провалена акция “Санта Клоз”.

Компрометация Бана была проведена очень просто. По моей, просьбе Гаянэ позвонила Бану и измененным голосом сказала, что ей надо встретиться с ним и передать привет от женщины, которая его давно любит. Затем я позвонил Ирен и измененным голосом сказал, что мне надо встретиться с ней и передать привет от одного человека, который ее давно любит. Бан и Ирен, одинаково заинтригованные, явились в назначенное время куда следует – к фонарному столбу перед служебным входом в бельгийское посольство, как раз напротив книжного магазина Монтелеоне. Между ними произошел разговор, в ходе которого они поняли, что кто-то подшутил над ними. А я залучил Умара Кюеле в книжный магазин – специально для того, чтобы он мог увидеть в окно Бана, разговаривающего с женщиной, вышедшей из бельгийского посольства. Когда началось расследование, Умар заявил Веласкесу о том, что видел за два дня до акции “Санта Клоз”, как Бан секретничал с бельгийкой.

Несколько слов о себе. Природная скромность не позволяет мне пускаться в автобиографические подробности. Скажу только, что я поступил на частные курсы сыскного дела (компания Керриер) с одной целью: набраться нужных знаний для писания грамотных детективных книг. Но когда я узнал, что наиболее способных курсантов отбирают для дальнейших занятий и затем определяют на весьма доверительную работу и что я попал в число отобранных, у меня возникла мысль использовать этот дар фортуны: собрать нужные сведения для сочинения достоверных рассказов и повестей о действиях секретных служб.

А после встречи с вами, когда я понял, что вы поверили придуманной мною биографии и что я прошел (незаметно для себя) все тесты, я решил идти дальше. Будь что будет! Когда я учился в университете, профессора предрекали мне карьеру ученого, и я сам собирался стать историографом, но меня немного смущало то, что наряду с интересом к сугубо научным проблемам я ощущал неприличную для молодого ученого тягу к творениям таких классиков шпионской беллетристики, как Лекью, Оппенхайм и Уоллес. В знаменитом рассказе Стивенсона добропорядочный Джеккиль по ночам превращается в злодея Хайда. Во мне тоже боролись ученый Джеккиль и детективный Хайд, и, увы, победил последний и приволок меня к дверям сыщицких курсов.

Когда я узнал от вас, что вы решили послать меня на специальные курсы и затем в секретную школу “где-то в Африке”, я решил последовать примеру Стетсона Кеннеди и Жана Ко. Первый – американский репортер – проник в Ку-клукс-клан, а потом на основе личных впечатлений написал книгу “Я был в Ку-клукс-клане”. А второй – французский журналист – совершил одиссею по злачным местам, куда впускают только избранных, и потом опубликовал сенсационный репортаж о “сладкой жизни” парижской элиты.

Искренне благодарю вас за то, что дали мне возможность пройти курс учения в школе АФ-5. Теперь я обеспечен материалами для серии шпионских повестей и киносценариев.

За день до моего вылета в Базель я был принят новым Командором. Сказав напутственное слово, этот неофашист-миллиардер – генерал от секретной службы ввел меня в курс акции, перед которой “Санта Клоз” и “Ниндзя-1” кажутся детскими забавами.

В ближайшее время я созову пресс-конференцию и расскажу о том, что мне удалось узнать с того дня, как вы посвятили меня в тайные дела, до того дня, когда новый Командор дал мне последнее задание.

Пусть мир узнает о делах, творимых и замышляемых вами и вам подобными. Конспект, по которому я буду говорить, состоит из 45 страниц машинописного текста плюс несколько карт и диаграмм.

Но эту пресс-конференцию надо провести в таком месте, где будет гарантирована моя личная безопасность. Сперва я решил устроить встречу с журналистами в одном городе, в центре Европы, в традиционно нейтральной стране, но Гаянэ сказала, что лучше поехать в другой город, более северный и более пригодный для такого рода пресс-конференций. Я стал возражать, но Гаянэ сделала сердитые глаза (вспомогательный прием 5а) – и я согласился с ней.

Утамаро, конечно, будет неистовствовать, когда узнает, кто с таким усердием слушал его лекции. Но профессор должен быть доволен своим учеником. Я провел комбинацию по всем правилам, приводимым в трактате “Ниндзюцу-хидэн-сецунин-мокуроку” (верхний свиток, глава седьмая), – проник в замаскированном виде во вражеский лагерь, завоевал доверие и в нужный момент нанес удар. Ведь это комбинация “фукурокаэси” – “вывернутый мешок”.

Простите меня за неряшливый слог и небрежный почерк: рядом стоит Гаянэ и дергает меня за рукав – скоро посадка. По прибытии в тот город мы сразу же дадим первый бой. За ним последуют второй, третий – и так далее. Мы решили посвятить все наши силы, наши жизни борьбе с такими, как вы, врагами человечества, врагами его светлого будущего!

Коротко об авторах

Михаил Ефимович Зуев-Ордынец

МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ ЗУЕВ-ОРДЫНЕЦ родился в Москве в 1900 году. Активный участник гражданской войны, один из зачинателей советской приключенческой литературы. Сотрудничал в журналах “Всемирный следопыт”, “Вокруг света” и других. В 1928 году выходит в свет первый сборник рассказов писателя – “Желтый тайфун”. В 1930 году издается отдельной книжкой повесть “Сказание о граде Ново-Китеже”, которая принесла автору широкую известность.

Зуев-Ордынец – автор исторических повестей “Возмутители” (1928 г.) – о революции 1905 года, “Гул пустыни” (1930 г.) – о завоевании царизмом Средней Азии, “Хлопушин поиск” (1937 г.) – о пугачевцах на Урале, романа “Последний год” (1961 г.) – о русских поселенцах на Аляске, повести о целинниках “Вторая весна” (1957 г.), сборника рассказов о гражданской войне “Вызывайте 5… 5… 5!..” (1961 г.) и др. Перу писателя принадлежат три книги очерков о социалистических преобразованиях окраин Советского Союза – “Каменный пояс” (1928 г.), “Клад Черной пустыни” (1932 г.) и “Крушение экзотики” (1933 г.).

В последние годы вышел сборник рассказов писателя “Остров потопленных кораблей” (1963 г.) и историческая повесть “Царский куриоз” (1964 г.).

Публикуемые в этом томе рассказы посвящены партизанской борьбе на Урале и борьбе с басмачами в Средней Азии.

Сергей Владимирович Диковский

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДИКОВСКИЙ (1907–1940) родился в Москве в семье учителя рисования. Перед тем как стать в 1925 году репортером новороссийской газеты “Красное Черноморье”, сменил множество профессий: был курьером, хористом в опере, носильщиком на вокзале, библиотекарем, расклейщиком афиш. С 1930 года работает корреспондентом “Комсомольской правды”, а с 1934 года – корреспондентом “Правды”. В 1929 году принимает участие в боях на КВЖД в рядах действующей армии.

Первые рассказы писателя печатаются в корпусной газете “Отпор”. Герои произведений Диковского – мужественные и сильные люди, патриоты. Недаром повесть, принесшую ему литературную известность, автор назвал “Патриоты” (1937 г.).

Рассказы писателя часто появлялись на страницах периодических изданий, а также выходили отдельными книгами. Наиболее известные из них: “Застава Н.” (1932 г.), “Приключения катера “Смелый” (1938 г.), повесть “Егор Цыганков” (1938 г.).

Сергей Владимирович Диковский погиб в январе 1940 года под Суоми-Сальми в бою с белофиннами.

“Комендант Птичьего острова” – один из лучших рассказов писателя.

Лев Иванович Гумилевский

ЛЕВ ИВАНОВИЧ ГУМИЛЕВСКИЙ родился в городе Аткарске в 1890 году. Печатается с 1910 года. Сборники его рассказов “Темный круг” (1918 г.), “Пять героев” (1918 г.) и “Чертова музыка” (1928 г.) посвящены темам первой мировой войны, революции, становлению новых отношений между людьми.

Л.Гумилевский плодотворно работал в 20–30-е годы и в жанре приключенческой литературы. Публикуемая в сборнике “Страна Гипербореев” взята нами из книги писателя “Четыре вечера на мертвом корабле” (“Молодая гвардия”, 1928 г.).

Перу Гумилевского принадлежат также романы и повести о детях и для детей. Наиболее значительные из них: “Харита” (1926 г.), “Черный яр” (1926 г.), “Плен” (1927 г.).

Наибольшую известность приобрели научно-художественные биографии выдающихся инженеров и химиков, принадлежащие Гумилевскому. Среди них “Рудольф Дизель” (1933 г.), “Густав Лаваль” (1936 г.), “Русские инженеры” (1947 г.), “Создатели двигателей” (1960 г.). В последние годы им написаны книги о Зимине, Бутлерове, Вернадском и других деятелях русской науки.

Александр Грин

АЛЕКСАНДР ГРИН (псевдоним Александра Степановича Гриневского, 1880–1932) – писатель сложной судьбы и своеобразного творческого почерка. Сын служащего-поляка, сосланного шестнадцатилетним юношей в Сибирь за участие в восстании 1863 года, Александр Грин многие годы скитался по России. Был матросом, рыбаком, золотоискателем на Урале, солдатом. В полку примкнул к партии эсеров, дезертировал из армии, занимался партийной работой – вел революционную работу среди солдат и матросов Севастополя. Трижды был в ссылке, сидел в тюрьмах и даже был приговорен царским судом к смертной казни.

Его первый рассказ был издан агитброшюрой в 1906 году (“Заслуга рядового Пантелеева”), конфискован охранкой и сожжен.

Псевдоним “А.Грин” – часть его подлинной фамилии – появился только под третьим рассказом писателя, в то время разыскиваемого царскими ищейками как бежавшего из ссылки заключенного. Первые же два опубликованных рассказа писателя были напечатаны просто под инициалами.

Еще до революции А.Грин становится признанным писателем. Его рассказы, романы и повести проникнуты духом светлой, чистой и возвышенной романтики. Герои его живут в удивительных фантастических городах (за фантастичностью которых можно увидеть реальные черты приморских городов Черноморского побережья), с ними происходят удивительные приключения, им приходится проходить серьезные испытания, преодолевать препятствия. Отличительной чертой творчества писателя является безграничная вера в человека, в его духовную силу и красоту.

Умер писатель в поселке Старый Крым невдалеке от Феодосии.

Публикуемые рассказы взяты из недавно вышедшего собрания сочинений писателя.

Андрей Платонович Платонов

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (1896–1947) – сын слесаря железнодорожных мастерских. Литературную деятельность начал с поэтической книжки “Голубая глубина”, вышедшей в Краснодаре в 1922 году. Однако вскоре основное внимание Платонов начинает уделять прозе. В 1927 году выходит первый сборник рассказов и повестей писателя “Епифанские шлюзы”.

Признанный мастер прозы, которого известный писатель Э.Хемингуэй называл в числе своих учителей, Андрей Платонов создал целый ряд прекрасных художественных произведений. Среди них выделяются повести “Город Градов” (резко обличительное произведение против бюрократизма и канцелярщины в учреждениях), “Сокровенный человек”, “Происхождение мастера”, “Джан” (впервые опубликована в журнале “Простор” в 1964 году), “Впрок” и др.

Главные герои произведений Платонова – люди труда, правдоискатели, талантливые самоучки и мастеровые, крестьяне.

Острота, точность, умение проникнуть в самую суть характеров и явлений, в психологию героев, самобытный, удивительный и меткий язык – отличительные черты платоновской прозы.

Значительны рассказы Платонова о войне, о патриотизме и героической жизни простых советских людей. Работал писатель и в жанре фантастики.

Наиболее полное представление о творчестве А.Платонова дают недавио вышедшие книги рассказов и повестей “В прекрасном и яростном мире” (1965 г.) и “Избранное” (1966 г.).

Александр Романович Беляев

АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ БЕЛЯЕВ (1884–1942) – один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Первые произведения его были напечатаны в 1910 году. С 1925 года Беляев полностью посвящает себя литературной работе. Его книги затрагивают проблемы науки и техники будущего, проблемы освоения вселенной, отличаясь социальной остротой, интересным, занимательным сюжетом.

Повесть “Мертвая голова” сочетает в себе занимательность изложения с большой научной точностью. В повести автор убедительно показывает, что человек не может существовать вне общества, что никакой интеллект не может спасти человека от гибели, от вырождения, когда он отрывается от людей, остается один. Если наука не приносит пользы обществу, если она становится “наукой для науки”, говорит писатель своей повестью, если отсутствует практическое применение научных достижений, то наука и ученый, занимающийся ею, гибнут.

Наиболее популярными произведениями Беляева являются “Голова профессора Доуэля” (1925 г.), “Остров погибших кораблей” (1927 г.), “Человек-амфибия” (1928 г.), “Над бездной” (1927 г.), “Борьба в эфире” (1928 г.), “Прыжок в ничто” (1933 г.), “Звезда КЭЦ” (1936 г.), “Чудесное око” (1935 г.), “Лаборатория дубль вэ” (1938 г.), “Под небом Арктики” (1938 г.).

Николай Николаевич Железников

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖЕЛЕЗНИКОВ родился в 1899 году в городе Минске. Много лет он активно сотрудничает в журнале “Всемирный следопыт”, печатает на его страницах очерки и рассказы. “Искатели кладов” – наиболее удачный рассказ автора. В нем сочетаются мягкий веселый юмор, тонкая ирония и верность жизненной правде. Занимательность фабулы рассказа делает его одним из характернейших для приключенческого жанра 20-х годов.

Роман Николаевич Ким

РОМАН НИКОЛАЕВИЧ КИМ родился в 1899 году в городе Владивостоке. Детство и юность его прошли в Японии, где в 1907–1917 годах он учится в Токийском колледже. В 1917 году Ким возвращается в Россию, оканчивает в 1923 году восточный факультет Владивостокского университета и до 1930 года читает курсы лекции по китайской и японской литературе в московских вузах.

Литературную деятельность Роман Ким начал в 1923 году.

Основной жанр его произведений – политический детектив, основанный преимущественно на фактическом материале.

Наиболее известны повести Кима “Тетрадь, найденная в Сунчоне” (1951 г.), “Кобра под подушкой” и “По прочтении – сжечь” (1962 г.), а также повести-памфлеты “Кто украл Пуннакана?” и “Школа призраков” (1965 г.).

СОДЕРЖАНИЕ

М.Зуев-Ордынец

Налет на Бек-Нияз………………………………….. 7

Свинцовый залп……………………………………. 22

С.Диковский

Комендант Птичьего острова………………… 37

Л.Гумилевский

Страна Гипербореев………………………………. 65

А.Грин

Племя Сиург………………………………………… 95

Три похождения Эхмы………………………… 109

Истребитель……………………………………….. 114

А.Платонов

Такыр………………………………………………….. 23

А.Беляев

Мертвая голова…………………………………… 149

Н.Железников

Искатели кладов…………………………………. 205

Р.Ким

Школа призраков………………………………… 235

Коротко об авторах……………………………………… 345

Библиотека приключений в пяти томах. Т.1. М., “Молодая гвардия”, 1966. 352 с.

Приложение к журналу "Сельская молодежь"

Составитель И.Филенков

Оформление Л.Шипова

Художественный редактор Н.Михайлов

Технический редактор Л.Курлыкова

А10102. Подп. к печ. 23/IX 1966 г. Бум. 84x1081/32.

Печ. л. 11 (18,48). Уч-изд. л. 16,3. Тираж 165 000 экз.

Заказ 1271. Цена 67 коп.

Типография “Красное знамя” изд-ва “Молодая гвардия”. Москва, А-30, Сущевская, 21.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю