412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » А. Майкапар » Капитолийские музеи » Текст книги (страница 4)
Капитолийские музеи
  • Текст добавлен: 23 сентября 2025, 19:30

Текст книги "Капитолийские музеи"


Автор книги: А. Майкапар



сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

Александр Македонский дал два сражения персидскому царю Дарию – при Гавгамелах и Иссе. Решающим и наиболее часто изображаемым было последнее. Основой программы для художников служил рассказ Плутарха в его жизнеописании царя: «Несмотря на то что его силы значительно уступали численностью силам варваров, Александр не дал себя окружить, напротив, обойдя своим правым крылом левое крыло вражеского войска, он ударил персам во фланг и обратил стоявших против него варваров в бегство. Сражаясь в первых рядах, Александр был ранен мечом в бедро, как сообщает Харет, самим Дарием, ибо дело дошло до рукопашной схватки между ними. ‹…› Александр одержал блестящую победу, уничтожил более ста десяти тысяч врагов, но не смог захватить Дария, который, спасаясь бегством, опередил его на четыре или пять стадиев. Во время погони Александру удалось захватить колесницу и лук царя». Да Кортона запечатлел переломный момент в битве. Ф. Шахермайер, крупнейший исследователь жизни Македонского, писал: «Дарий оказался в гуще битвы, и тут произошло нечто невообразимое: рыцарь спасовал перед рыцарем. Вместо того чтобы возглавить армию, руководить сражающимися пехотинцами и столь успешно действующими береговыми отрядами, Дарий, охваченный паническим страхом, обратился в бегство». Над победоносным Александром парит орел – символ Римской империи.

Данный исторический эпизод привлекал многих мастеров, в частности, Яна Брейгеля Старшего («Битва при Иссе» 1602, Лувр, Париж), но его самое грандиозное живописное воплощение – полотно Альбрехта Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием (Битва при Иссе)» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен).

Михаэль Свертс (1618–1664) Старый паломник 1650. Холст, масло. 43x34,5

Михаэль Свертс – южнонидерландский (фламандский) живописец и гравер. В 1645–1656 он жил в Риме, посещал собрания Академии Святого Луки, хотя не являлся ее членом. Художник говорил на нескольких языках. В 1659 он вернулся в Брюссель. Предположительно, творец заболел душевной болезнью. В его жизни стали происходить неожиданные перемены. В конце концов мастер оказался вдали от родины: присоединился к иезуитам, отправился в миссионерское путешествие, вероятно, в Сирию, а умер на Гоа, в Индии. Свертса, почти полностью забытого после смерти, историки искусства открыли лишь в начале XX века.

Эта картина написана в римский период жизни художника. Он создал образ паломника – фигуры, примечательной в католическом мире. Паломничества классифицировались как меньшие и большие в зависимости от того, лежал ли путь в пределах собственной страны или за границу. Трое больших – к Святой земле, Риму и могиле святого Иакова Зеведеева (Иакова Старшего) в Испанию. Дорога в итальянскую столицу являлась единственной, на которой не было серьезной угрозы со стороны сарацинов.

Очевидно, что Свертс разделял взгляд на паломничество как на духовный опыт. Зритель видит пожилого человека, бедного материально, но, судя по всему, богатого внутренне.

Джованни Андреа Сирани (1610–1670) Улисс и Цирцея. Около 1650–1655. Холст, масло. 230x183

Джованни Андреа Сирани – ученик Каведоне и Гвидо Рени (считается, что после смерти мастера он закончил несколько его произведений), основавший в Болонье значительную школу живописцев. При этом он чаще упоминается как отец Элизабетты Сирани, известной художницы.

Улисс (на греческом – Одиссей) – греческий герой, сын царя Итаки, муж Пенелопы и отец Телемаха. Он прославился отвагой и хитростью. Гомер в «Одиссее» описывает множество подвигов и сложных, порой критических ситуаций, случавшихся в его скитаниях. Один из эпизодов – встреча с Цирцеей (книга X), колдуньей. С путниками, попадавшими на ее остров, она обращалась следующим образом: потчевала их яствами, в которые примешивала чудодейственное зелье, превращавшее людей в свиней. Таков был удел некоторых из спутников Улисса. Сам он, однако, предостереженный Меркурием, принял противоядие, изготовленное из трав, и с его помощью противостоял чарам колдуньи.

В картине присутствуют многие детали рассказа: Цирцея изображена в своем дворце в окружении прислужниц, она предлагает Улиссу чашу с зельем. На заднем плане одна из девушек гонит свинью в стойло, еще одна свинья рядом с Улиссом – это его спутники, околдованные волшебницей. Герой обнажает меч, принуждая Цирцею вернуть им человеческий облик.

Гийом Куртуа (1628–1679) Давид и Голиаф 1650–1660. Холст, масло. 69,5x159,5

Гийом Куртуа – французский художник, работавший в историческом, религиозном, аллегорическом, портретном и пейзажном жанрах. Он создавал фрески, гравюры и рисунки. Мастер принадлежал кругу Пьетро да Кортоны. Хронология его творчества малоизвестна (автор почти никогда не подписывал и не датировал свои произведения). Его первые известные картины близки работам Питера ван Лара или Черкуоцци. В 1650-х Куртуа путешествовал, выполнял заказы Медичи, правителя Сиены. Обосновавшись в Риме, он вступил в орден иезуитов и написал религиозные композиции.

История битвы Давида и Голиафа рассказана в Ветхом Завете (1 Цар. 17:38–51). Армии филистимлян и израильтян расположились станами друг против друга. От первых для единоборства вышел великан Голиаф из Гефа, в медном шлеме, чешуйчатой броне и наколенниках, «древко копья его было как навой у ткачей». Противник филистимлянина юноша Давид отказался от предложенного Саулом снаряжения и вместо этого взял пять камней для своей пращи и положил их в пастушескую сумку. Битва длилась недолго. Два соперника направились друг к другу, обмениваясь насмешками. Давид достал камень, метнул его и поразил противника в лоб, убив его. Затем герой быстро выхватил из ножен меч и отсек Голиафу голову. Это был сигнал для израильтян атаковать, и они разгромили врага.

Данная история стала прообразом искушения Христа дьяволом в пустыне. Она использовалась в более широком контексте как символ победы над грехом.

Пьер Франческо Мола (1612–1666) Диана и Эндимион. Около 1660. Холст, масло. 148x117

Итальянский художник эпохи барокко Пьер Франческо Мола учился в Риме у Кавалера д'Арпино и Пьетро Орси, а затем в Болонье, Милане и Венеции у Франческо Альбани. Он был особенно восприимчив к ранней манере Гверчино и венецианской живописи Якопо Бассано. В Риме начиная с 1647 живописец создал большие декоративные произведения, благодаря которым получил известность, станковые картины. Около 1658–1659 Мола являлся официальным художником Памфили. Наряду с Пьетро Теста и Андреа Сакки мастер – один из главных представителей неовенецианского направления в римской живописи. В своем творчестве он стремился уравновесить болонскую эстетику и венецианский колорит. Лишь в конце жизни (1660–1666) он проявил себя как талантливый пейзажист, примкнув к классической франко-римской среде (Никола Пуссен, Клод Лоррен, Гаспар Дюге). Мастер неоднократно повторял одну и ту же тему, придавал своим фигурам особую реалистичность, близкую манере Хусепе Риберы.

Дева-охотница, персонификация Целомудрия – это лишь одна из ипостасей богини Дианы. Художники изображали несколько сюжетов, связанных с ней. История Дианы и Эндимиона рассказана Лукианом («Разговоры богов»). Прекрасный юноша, погруженный Юпитером в вечный сон (тем самым ему гарантировалась постоянная юность), привлекал воображение поэтов и живописцев как символ неувядающей красоты. В данном случае у Дианы необычная роль – любовницы, хотя и целомудренной. Эта история первоначально была связана с более расположенной к любви богиней луны Селеной, с которой Диану в конце концов стали отождествлять. Она по ночам посещала Эндимиона. На картине Диана предстает в образе луны: ее присутствие обозначено символически – светом, окутывающим героя.

Габриель Метсю (1629–1667) Распятие 1660–1665. Холст, масло. 73x56,8

Габриель Метсю – голландский художник, в первую очередь жанрист и портретист. Религиозная живопись занимала его, главным образом, в молодости, но не стала основным направлением творчества. (Согласно нормам протестантизма, победившего в Северных Нидерландах в ходе Реформации, храмы в этих землях не украшались живописными и скульптурными произведениями.) Тем не менее в поздние годы мастер вновь обратился к ней, доказательством этого является капитолийская картина.

В трактовке одного из самых распространенных сюжетов христианской живописи художник использует традиционную иконографию: у Распятия (Христос пригвожден тремя гвоздями, что символизировало Святую Троицу; Метсю в данном случае исходит из указаний Тридентского собора) в экстатических позах изображены Дева Мария (слева), коленопреклоненная Мария Магдалина (непременно с сосудом, в нем она носила благовония) и Иоанн Евангелист, которому Христос поручил заботу о Богоматери. Для каждого из предстоящих имеются детально разработанные (с определением именно таких поз и атрибутов) иконография и теологические обоснования. Так, например, череп и кости у Распятия указывают на то, что Голгофа – место, где находился прах Адама, и это его останки.

Джованни Бонати (1635–1681) Есфирь перед Артаксерксом 1650–1675. Холст, масло. 105x192

Джованни Бонати (известен также как Джузеппе и Джованнино дель Пио) – итальянский художник эпохи барокко, работавший в Риме и Ферраре. В Капитолийских музеях хранятся помимо данной еще две его картины, тоже на библейские сюжеты.

Ветхозаветная книга Есфири описывает то, как одна молодая еврейка умолила персидского царя не допустить резни ее народа. За свой подвиг она до сих пор прославляется в праздник Пурим, когда эта история вслух читается в синагоге. Артаксеркс, правивший в V веке до н. э., отвергнул супругу Астинь, отказавшуюся выполнить его приказ. Властитель выбрал вместо нее Есфирь, не зная, что она еврейка. Девушка, не имевшая ни отца, ни матери, «была красива станом и пригожа лицом», ее воспитывал родственник Мардохей. Его заклятый враг и недруг всего иудейского народа, главный вельможа Аман испросил у Артаксеркса указ об истреблении всех иудеев. Мардохей уговорил Есфирь молить царя о помиловании. Находиться в присутствии правителя, не будучи вызванным, было запрещено даже царице и каралось смертью, но еврейка «оделась по-царски и стала на внутреннем дворе царского дома… ‹…› И простер царь к Есфири золотой скипетр», супруга вздохнула с облегчением, пригласила Артаксеркса к себе на пир, где ей удалось заступиться за иудейский народ. Амана повесили на приготовленной им для Марходея виселице.

Есфирь, молящая царя, почиталась Церковью как прообраз Девы Марии-Заступницы на Страшном суде. В христианском искусстве этот эпизод рано утвердился в качестве центрального в рассказе об Есфири. Более светская тема – «Туалет Есфири» – приобрела популярность у художников Ренессанса и более позднего времени.

Джованни Бонати (1635–1681) Мадонна с Младенцем и святыми 1666–1677. Холст, масло. 310x188

Представленная картина – копия одной из наиболее значительных работ Паоло Веронезе (1562–1564, Галерея Академии, Венеция). Это пышный алтарный образ, все здесь роскошно и крупно: трон Мадонны, монументальный архитектурный декор, сильные фигуры святых – типичный пример живописи итальянского барокко. Рядом с Богоматерью, справа, – Иосиф. У подножия трона – младенец, обращенный к Деве Марии и Христу, едва прикрытый власяницей, – Иоанн (будущий Креститель), одеяние персонажа – традиционное указание на его уход и жизнь в пустыне. Женская фигура слева – Иустина Падуанская (с пальмовой ветвью – символом великомученицы). В XVI веке она была особенно популярна в искусстве Венеции (вместе со святым Марком признана покровительницей города). Монах в серой рясе францисканского ордена – его основатель Франциск Ассизский. Различимы стигматы на его руках и груди, персонаж опоясан веревкой с тремя узлами, символизирующими три религиозных обета – бедности, целомудрия и послушания; на полу, у его ног, – книга. Наконец, святой справа – Иероним. На это указывают Библия в руках героя (он прославился как ее переводчик) и лев. Житие повествует о том, что в монастырь, в котором жил Иероним, забрел лев, страдавший от занозы в лапе. Святой, не устрашившись дикого зверя, извлек ее, и с тех пор хищник стал его другом, а в живописи – атрибутом.

Спадино (1659-около 1730) Натюрморт 1703. Холст, масло. 85x71

Авторство данной картины не до конца установлено. Дело в том, что, согласно историческим источникам, существовала целая династия художников Спадино. По крайней мере, три ее члена – два брата, Бартоломео (прозванный Веккио, то есть старший) и Джованни Паоло, а также сын последнего – Бартоломео, специализировались на натюрмортах. Сравнение этого с другими полотнами убеждает, что его создал, скорее всего, Джованни Паоло.

Как самостоятельный жанр живописи натюрморт оформился в творчестве голландских и фламандских мастеров XVII века. Их работы сочетали в себе красоту натуры с аллегорическим и символическим значением предметов. К началу XVIII столетия, ко времени написания картины, иносказательное содержание уходит, и целью художников становится отражение собственно красоты и какой-то характерности предметов, составляющих натюрморт.

На данном полотне изображены овощи, фрукты, аппетитная ветчина, бокалы и бутылки с вином. В передаче стекла Спадино, безусловно, опирался на находки и опыт великого Караваджо.

Гаспар ван Виттель (1653–1736) Вид на Тор ди Нона 1690–1710. Пергамент, темпера. 23x44

Гаспар ван Виттель – художник голландского происхождения, проживший почти всю жизнь в Италии (где именовался Гаспаро Ванвителли). Он являлся родоначальником жанра ведуты (с итальянского – «вид») и исполнял их по рисункам, тщательно «снятым» с натуры, сохраняя реальные детали. Работы мастера пользовались спросом ввиду большой точности изображения городских пейзажей и архитектурных памятников – всего того, что и сейчас вызывает интерес у туристов.

На данной картине запечатлен один из самых узнаваемых видов Рима – Тор ди Нона с замком Святого Ангела – прекрасным образцом античной архитектуры. Его строительство было начато в 135 и закончено в 139.

Первоначально сооружение предназначалось как мавзолей императора Адриана и его венчала скульптура властителя. Затем, по легенде, в 590 папе Григорию I Великому во время молебна об избавлении города от эпидемии чумы явился архангел Михаил. Отсюда – позднейшее название. В Средневековье статуя Адриана была заменена изображением ангела с мечом. На протяжении столетий замок менял облик. Папа Александр VI (1492–1503) построил вокруг октагон, превратив в неприступную крепость, Климент VII (1523–1534) сделал его своей резиденцией.

Виттель не раз писал замок с разных сторон и в разных ракурсах. Эта картина – вид издалека с мостом через Тибр (переброшенным в 134) и куполом собора Святого Петра на заднем плане.

Общеизвестным в наше время является вид замка с бронзовой фигурой ангела, прекрасным творением Пьетро ван Верскаффельта. Но зритель напрасно будет искать статую на картинах Виттеля: они, и данная в частности, были написаны до ее установления в 1753. Художник изобразил скульптуру из камня, которую в XVI веке изваял Рафаэль ди Монтелупо. Так, работы Виттеля (как позже и его последователей-ведутистов – Дж. П. Панини и Каналетто) имеют не только эстетическую, но и историческую ценность, будучи документами эпохи, зафиксировавшими виды и детали, утраченные со временем.

Мария Феличе Тибальди-Сюблейра (1707-?) Ужин у фарисея 1748. Пергамент, акварель. 27,2x63,8

Мария Феличе Тибальди – итальянская художница-миниатюристка, в 1739 вышедшая замуж за французского живописца Пьера Сюблейра. Она «растворилась» в творчестве супруга, многие картины, как и эту, они создали совместно. По-видимому, общая концепция и композиция данной работы принадлежат ему, так как она является вариантом произведения «Пир у Симона Фарисея» (1748, Капитолийские музеи, Рим) его кисти.

Примечательно, что десятью годами ранее Сюблейра уже написал подобный сюжет, сейчас это полотно хранится в Лувре. Едва заметная деталь представленного произведения – сосуд для благовоний и его крышечка – однозначно идентифицирует женщину, помазывающую ноги Иисусу Христу, как Марию Магдалину (это ее непременный атрибут в западной живописи).

Полотно ясно свидетельствует о знакомстве его создателя (или создателей) с творениями великих венецианских мастеров, в первую очередь Я. Тинторетто и П. Веронезе, давших образцы монументальных декоративных трактовок библейских сюжетов, в частности трапезных. Последний создал «Пир в доме Левия» (1573, Галерея Академии, Венеция) и «Брак в Кане Галилейской» (1562–1563, Лувр, Париж).

Богиня Рома XVIII век. Гобелен. 450x300

Богиня Рома – олицетворение города Рима как повелителя Вселенной. Впервые она стала предметом почитания у греков, особенно в Малой Азии, где в ее честь строили храмы. Со времен Августа богине посвящали храмы, изображения, игры и празднества в эллинских городах.

Для гобелена был использован античный образ Ромы (она множество раз представлялась в скульптуре и чеканилась на монетах). Здесь переданы многие символы императорского Рима, в частности аббревиатуры SPQR «Senatus Populusque Romanus» (с латинского – «Сенат и римский народ») – девиз, начертанный на штандартах легионов, здесь говорящий об участии их солдат в истории города, а в христианском искусстве – в Страстях Христовых. Фасция – связка деревянных прутьев с воткнутым в середину топориком, перевязанных кожаным ремнем. Это символ высших римских магистратов, говорящий об их праве бичевать и казнить (обезглавливать). Орел – древний символ силы и победы, изображавшийся на штандартах легионов.

На композицию, безусловно, оказало влияние надгробие Джулиано Медичи работы Микеланджело в капелле Медичи (1526–1531, церковь Сан-Лоренцо, Флоренция) с ее аллегорическими фигурами Дня и Ночи.

Доменико Корви (1721–1803) Весталка Туккия. Вторая половина XVIII века. Холст, масло. 135,5x122

Доменико Корви – итальянский живописец, творческая деятельность которого протекала в Риме.

Весталка – жрица храма Весты, римской богини огня, горящего в очаге (домашнем или общественном). Одной из ее обязанностей было хранить алтарный огонь в храме и следить, чтобы он никогда не угасал. Весталки присягали блюсти строжайший обет целомудрия, его нарушение каралось погребением заживо. Две весталки известны более других – Туккия и Клавдия. Обе они были обвинены в прелюбодеянии и доказали – каждая по-своему – невинность, совершив чудеса. Средневековая Церковь считала их прообразом Девы Марии, что отчасти объясняет присутствие этих языческих персонажей в христианском искусстве.

О Туккии сообщают Плиний («Естественная история», 28:12) и Тит Ливий («История Рима…», 20). Девушка, обвиненная в прелюбодеянии, доказала невинность тем, что наполнила водой решето и пронесла его от Тибра до Форума, не уронив ни капли. Как аллегорическая фигура Туккия, держащая решето, олицетворяет Целомудрие. Художники обращались к мифу о Туккии, когда хотели создать женский портрет и подразумевалось, что модель невинна.

Тогатус Бариурини. Без даты
Следующий том

В Национальном музее Индии широко представлены разнообразные археологические находки, исторические артефакты, богатейшие и разнообразные коллекции произведений искусства: живописные полотна, редчайшие картины, выполненные на шелке, уникальная буддийская скульптура, китайская деревянная скульптуру эпохи Тан, настенная живопись из нескольких регионов Центральной Азии, ювелирные изделия, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое. Музей располагает более 200 000 единиц хранения и является крупнейшим в стране.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю