Текст книги "Газета Завтра 859 (18 2010)"
Автор книги: "Завтра" Газета
Жанр:
Публицистика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 7 (всего у книги 7 страниц)
Фёдор Гиренок НЕМЦЕВ ПОБЕДИЛИ НЕ СТУДЕБЕККЕРЫ
О дне победы я впервые узнал из рассказов фронтовиков, которые жили на одном из железнодорожных разъездов Транссибирской магистрали.
ДОСЛОВНОСТЬ
Моё детство прошло на полустанке. Недалеко от нас был цивилизованный разъезд поездов. Он назывался «Победим». Наш полустанок никак не назывался, у него только был какой-то номер. На «Победим» провели электрический свет. У нас по вечерам зажигались керосиновые лампы, и взрослые от нечего делать садились играть в карты. Иногда мужчины играли в какую-то неведомую для меня игру под названием «Шуба». У нас не было радио, мы не читали газет, хотя строго отмечали все православные праздники. Весь наш мир состоял из девяти семей, каждая из которых, помимо работы на государство, вела еще и натуральное хозяйство. Моя мать умела делать всё: хлеб, сыр, колбасу, мороженое и пиво.
ПИВО
У моей матери было четыре брата. Трое из них погибли на фронте, и поэтому я их никогда не видел. Самый младший из них, дядя Ваня, остался жив. Он, будучи матросом Тихоокеанского флота, воевал с японцами. Дядя Ваня называл мою маму нянькой, потому что она, как он говорил, вынянчила его. Вернувшись домой после войны, он каждый год весной приезжал к нам в гости. Мама заранее готовилась к этому дню. Она варила пиво. Иногда ночью скрытно ходила в баню и приносила оттуда самогон.
Когда приезжал дядя Ваня, у нас собирались все мужики. Они пили домашнее пиво, вели бесконечные разговоры и вспоминали погибших в прошедшую войну. Так я впервые узнал, что весенний день, к которому каждый год готовилась моя мать, был днём нашей Победы и одновременно днём памяти погибших.
МОТОЦИКЛ
В детстве я очень завидовал нашим соседям. У них был мотоцикл с коляской. Они ездили на нем за ягодами, на рыбалку и на охоту. Время от времени они катали на нем местную детвору.
Из разговора мужиков я знал, что наш сосед – танкист, фронтовик. Он воевал в Пруссии. Однажды его тяжело ранило. Немецким снарядом ему снесло половину черепа, но это его не остановило, и он продолжал стрелять по немцам. В память об этом бое командование подарило ему немецкий мотоцикл БМВ.
Глядя на эту машину, я думал, что если бы у моего отца не было брони, то он тоже мог бы попасть на войну и его тоже могли бы наградить мотоциклом.
БРОНЬ
Мой отец как железнодорожник имел право не идти на войну. Он имел бронь. В минуты семейных разладов, свидетелем которых я иногда бывал, мать укоряла отца за то, что он не отказался от своей брони, как это сделал ее брат, и не пошел воевать с немцами. Так образцом поведения для меня с детства стал старший брат матери.
По рассказам матери, дело было так. Какой-то железнодорожный начальник во время войны занимался мошенничеством, приторговывая шпалами. Мой дядя выступил на собрании с критикой этого начальника. Тот пригрозил отправить его на фронт, если он не замолчит. В ответ мой дядя пошел на фронт добровольцем, отказавшись от своей брони. На прощание он сказал начальнику, что если он вернется домой живым, тому несдобровать. В конце войны этот человек скрылся, уехал в неизвестном направлении. А мой дядя так и не вернулся с фронта.
ДОСТАТОК
Слушая разговоры фронтовиков, собиравшихся в нашем доме 9 мая, я знал, что немцы и японцы воевали по-разному. У немцев во всём был железный порядок. Японцы же были хитрее немцев. Но больше всего наших солдат поражали подвалы немецких домов, в которых на крюках висели окорока, колбасы и находилась всякая снедь. Изобилие этих подвалов по-прежнему поражало их воображение, хотя после войны и прошло уже больше 10 лет.
Еще одной темой фронтовых рассказов, с которой я соприкоснулся в своем детстве, было отношение наших солдат к немецким женщинам.
НЕМКИ
Во время одного из подслушанных мною разговоров была произнесена такая фраза, которая навсегда осталась в моей памяти. Я прекрасно знал, что такое пазуха. Я знал, что за пазухой можно унести много яблок, но когда один из фронтовиков сказал, что он видел немок, у которых «полна пазуха цыцок», я онемел. Но еще большее потрясение я испытал, когда мой школьный учитель, фронтовик, выпив самогона, рассказал о том, как его солдат сначала вступил в интимные отношения с немецкой женщиной, а затем пристрелил её, дабы она не рассказала об этом командованию. Этого солдата осудили и отправили в штрафную роту.
МИССИЯ
Сегодня, прожив большую часть своей жизни, я думаю, что Советская Россия была замыслена Богом только для того, чтобы она победила немецкий фашизм. Россия выполнила свою миссию, поэтому 9 мая – это наш праздник. Конечно, был ленд-лиз, и американцы с англичанами помогали нам, но немцев победили не студебеккеры и не тушенка, немцев победили мы, русские.
Для чего существует сегодня, какой смысл уготован демократическому обломку большой России, известно, видимо, пока только нашему создателю.
С Днём Победы!
11
http://top.mail.ru/jump?from=74573
[Закрыть]
Андрей Смирнов ВЕЛИ МИРУ
ФЁДОРОВ-ВОЛКОВ-МЕДЕСКИ-РИБО. «РАЗИНРИМИЛЕВ». («Ulitka Records») 2010
...Мы, низари, летели Разиным.
Течёт и нежен, нежен и течёт,
Волгу див несёт, тесен вид углов.
9 ноября 2010 года – 125-летие со дня рождения Велимира Хлебникова. Хлебников – удивительная точка притяжения разнообразных, иногда совсем полярных сред и сообществ современной России: поэты-авангардисты, филологи-академисты, философы-традиционалисты, музыканты – от Ревякина (периода словотворчества) вплоть до ансамбля «Казачий кругъ». Наконец, это альбом «Аукцыона» и Хвостенко «Жилец вершин», на стихи Хлебникова, к которому Леонид Фёдоров, один из создателей пластинки «РАЗИНРИМИЛЕВ» (именно так), естественно, более чем причастен.
Литературной основой данного альбома служит поэма «Разин». Интерес к фигуре Степана Разина у Хлебникова был значителен, атаман неоднократно появляется в произведениях, да и непосредственное звучание фамилии Разин увлекало поэта.
Поэма «Разин» появилась в двадцатом году, с подзаголовком «заклятье двойным теченьем речи, двояковыпуклая речь». «Разин» – это первая попытка многострочного стихотворного произведения в форме палиндрома. Каждая из примерно четырёхсот строк поэмы представляет собой палиндром, то есть одинаково читается как слева направо, так и справа налево. Собственно, и «РАЗИНРИМИЛЕВ», в прочтении наоборот, «Велимир – низарь». Хлебников подчёркивал, что он низарь, уроженец низовьев Волги.
В древности палиндромам зачастую придавался магически-сакральный смысл. «Относительно магических коннотаций хлебниковских палиндромов, таких например, как „Разин“. Вполне может оказаться, что их источник следует искать не только в палиндромах VIII века, но и в таких, например, широко известных формулах, как „sator arepo tenet opera rotas“, с их древней традицией мистических ассоциаций», – отметил американский филолог-славист Хенрик Баран.
Неслучайно, что тема палиндромов именно в таком свете привлекает весьма своеобразную аудиторию. Так, активно «палиндромил» заслуженный фрик Британской империи (пусть и отвергнутый короной) Дженезис Пи-Орридж, вовлечённый в мистические истории и формации.
Под Хлебникова и Разина была собрана внушительная не числом, а умением команда. Старые соратники – Анри Волохонский и Владимир Волков,плюс гвардейцы мировой независимой сцены – гитарист Марк Рибо и клавишник Джон Медески из импровизационного трио «Medeski Martin & Wood». Оба отметились ещё на трёхлетней давности пластинке «Аукцыона» «Девушки поют».
«РАЗИНРИМИЛЕВ» – это симфония, бесконечно далёкая от идейных и звуковых штампов, особенно отечественного производства. Здесь вполне уместен пожёванный афоризм Фрэнка Заппы: «Писать о музыке – это всё равно что танцевать об архитектуре». Скрипящий Волохонский, голос Фёдорова, что самостоятельный музыкальный инструмент, лукавые и невесть куда убегающие импровизации Медески, намёки «rock in opposition», триумфальная экзальтация и «dance macabre», изысканные и пугающие пограничья, по ту сторону смыслов.
Местами возникает еле заметное противостояние с рвущимся на свободу потоком внутренней энергии звуков и слов, который неизбежно канализирован в русло песенно-альбомной формы. Но некое идеальное решение, возможно, лежит совсем уже не в пространстве привычных представлений о музыке.
Пожалуй, иногда магию Хлебникова притормаживает «умеренная» генеалогия Фёдорова и Ко. Дело даже не в выводах некоторых исследователей о родстве программы Хлебникова и тоталитаризма, что выражалось в стремлении решать революционные задачи с опорой на авторитарную поэтическую традицию. Хотя звучит почти как шульгинское «большевик по энергии и националист по убеждениям».
Будучи врагом «книжного окаменения языка», Хлебников пытался преодолеть конвенциональность знака ради всеобщего «звёздного языка», что призван возвратить «органическую связь человека и Космоса и реабилитировать мифопоэтическое единство, нарушенное новоевропейской рациональностью и практицизмом Нового времени». Запал Хлебникова и по сей день актуален.
"Говорят, что стихи должны быть понятны. Так ...вывеска на улице, на которой ясным и простым языком написано: "Здесь продаются ... « ещё не есть стихи. А она понятна. С другой стороны, почему заговоры и заклинания так называемой волшебной речи, священный язык язычества, эти „шагадам, магадам, выгадам, пиц, пац, пацу“ – суть вереницы набора слогов, в котором рассудок не может дать себе отчёта, и являются как бы заумным языком в народном слове. Между тем этим непонятным словам приписывается наибольшая власть над человеком, чары ворожбы, прямое влияние на судьбы человека… Таким образом, волшебная речь заговоров и заклинаний не хочет иметь своим судьей будничный рассудок. Её странная мудрость разлагается на истины, заключенные в отдельных звуках: ш, м, в и т. д. Мы их пока не понимаем. Честно сознаёмся. Но нет сомнения, что эти звуковые очереди – ряд проносящихся перед сумерками нашей души мировых истин. Если различать в душе правительство рассудка и бурный народ чувств, то заговоры и заумный язык есть обращение через голову правительства прямо к народу чувств, прямой клич к сумеркам души или высшая точка народовластия в жизни слова и рассудка, правовой приём, применяемый в редких случаях».
11
http://top.mail.ru/jump?from=74573
[Закрыть]
Владимир Винников АПОСТРОФ
Владимир Фомичёв. Поле заживо сожжённых. Книга-обличение. 2-е изд. – М.: Московский Парнас, 2010, 331 с., 1100 экз.
Массовые сожжения немецкими войсками гражданского населения на оккупированных территориях Советского Союза – не самая востребованная современными масс-медиа тема. Вот Катынь, «голодомор» или Холокост – совсем другое дело. Хотя свыше 13 миллионов уничтоженных нацистами мирных жителей СССР, в том числе свыше 7 миллионов женщин и детей, – это население таких стран современного мира, как Нидерланды или Чили.
Но для Владимира Тимофеевича Фомичёва, известного, наверное, всем патриотам России в качестве главного редактора ныне запрещенной газеты «Пульс Тушина», эта тема стала одним из главных дел жизни. Уроженец деревни Желтоухи Угранского (Всходского) района Смоленской области, еще ребёнком он пережил немецкую оккупацию, и пепел сожжённых дотла вместе с их жителями соседних деревень: Знаменки, Борьбы, Заречья и других – до сих пор стучит в его сердце.
"Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью..." – эти строки Михаила Исаковского, земляка Владимира Фомичёва, долгое время были единственной памятью о семи тысячах смолян, повторивших судьбу белорусской Хатыни. Но многолетние усилия писателя и многих людей, поддержавших его, – а среди них такие известные личности, как Леонид Ивашов, Валерий Ганичев, Сергей Бабурин, Валентин Сорокин, – принесли свои плоды. 9 мая 2008 года в Угранском районе был открыт мемориал «Поле заживо сожжённых».
Но Владимир Фомичёв не считает тему закрытой – по его мнению, такие же мемориалы должны быть созданы во всех районах и областях России, где заживо сжигались советские люди, а в масштабах всей страны – создана соответствующая Книга Памяти.
«Ни малейшей военной необходимости в диких аутодафе пришлых уродов не было совсем – основные подвиги подобного рода они осуществляли при паническом бегстве под ударами Красной Армии. Мирные граждане в эти дни ни малейшим образом не могли оказать никакого влияния на ход боевых действий и, естественно, никак в них не участвовали. Я думаю, вторгшиеся на древнюю славянскую землю чудовища с Запада сжигали наших соотечественников ритуально», – пишет он.
И призывает всех сограждан включиться в работу по созданию указателя мест массового сожжения жителей России немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Пишите В.Т. Фомичёву по адресу: 125371, Москва, 2-й Тушинский проезд, д.4, кв.70.
Проектирование, отделка коттеджа 33
http://dipris-studio.ru/interior_design.php
[Закрыть] и квартиры под ключ.
11
http://top.mail.ru/jump?from=74573
[Закрыть]
Тит ЖИЗНЬ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ
Геннадий Животов.
Эта камерная экспозиция, размещенная в галерее «Палитра», называется «Война и жизнь». Ничего помпезного, бравурного, юбилейного. Напротив, элементарное, лаконичное решение: шесть парных портретов воинов Великой Отечественной – «тогда и сейчас»…
Владимир Бушин (1924 г.р.), поэт, публицист, фронтовик.
Но за видимой простотой решения – огромное пространство для размышлений, многомерный, глубокий смысл. И дело не только в том, что два образа одного и того же человека удивительно расходятся и накладываются друг на друга, выявляя некую невидимую, не поддающуюся прямой фиксации категорию, которою можно назвать жизненным смыслом, стезёй, судьбой…
Пётр Кучер (1926 г.р.), архимандрит, духовник Свято-Боголюбского монастыря, фронтовик.
Но главная идея всё же в другом: война для каждого ветерана – не просто очень сложный и яркий эпизод молодости, но совершенно отдельная, особая, трагическая и накаленная страница жизни, по своему экзистенциальному весу равная долгим и длинным мирным десятилетиям. Каждому солдату Великой Отечественной войны удалось прожить свою жизнь на фронте от "а" до "я". Для кого-то это расстояние было очень и очень коротким… Но и те, кто вышел из огня, те, кто вернулся с полей сражений, – они какой-то частью души навсегда остались в окопах прошедшей войны. Парадокс в том, что для героев этих портретов годы и годы мирного труда, свершений, откровений, творческих озарений, будничных забот и коллизий – не заслонили, не замутнили, не отодвинули пылающие годы войны. Таким образом, возникают два разных лица одного человека, словно открываются две его жизни. Одна из которых – короткая, огненная, юная. Другая же – долгая, взрослая, многомерная.
Юрий Бондарев (1924 г.р.), писатель, фронтовик.
Драгоценные лица, драгоценные люди! Обе их ипостаси значимы и прекрасны. Автор этих работ Геннадий Животов явил себя вновь как блистательный рисовальщик и как русский фундаменталист, как человек, вплавленный в великое движение нашей национальной судьбы. Он создавал этот цикл с памятью в сердце о своем отце – герое Сталинградской битвы Василии Ивановиче Животове – и о всех тех, кто вынес на своих плечах колоссальный ковчег Победы.
Виктор Макеев (1924 г.р.), народный художник России, фронтовик.
В этой серии звучит великая гордость за наших мощных и великолепных старцев, за наших несгибаемых героев и светочей! В этой серии – и слезы радости, и стыд проскочивших мимо войн поколений, и неразрешимая загадка бытия.
Анатолий Болашенко (1924 г.р.), заслуженный художник России, фронтовик.
Но всего более это напоминает нежное сыновнее объятие. Душевный порыв, исполненный почтения и любви.
Аполлон Лелехов (1924 г.р.), кадровый военный, профессор, фронтовик.
ВЫСТАВКА «ВОЙНА И ЖИЗНЬ» ОТКРЫТА С 9 ПО 31 МАЯ ПО АДРЕСУ: УЛИЦА ВАВИЛОВА, Д. 65А.
БЛИЖАЙШИЕ СТАНЦИИ МЕТРО: «ПРОФСОЮЗНАЯ», «УНИВЕРСИТЕТ».
11
http://top.mail.ru/jump?from=74573
[Закрыть]
Евгений Нефёдов ЕВГЕНИЙ О НЕКИХ
«За Победу!» – пробил час вспомнить клич крылатый. Испокон веков у нас это слово свято.
В русской речи: победить – справиться с бедою. Нам – Победу возродить выпало на долю!
В память врезана не зря клятва «За Победу!» – так «За веру!», «За царя!» поднимались деды.
Так «За Родину!» отцы воевали славно. Так «За Сталина!» бойцы шли к Победе главной.
Сталин с нами по сей день – символ той Победы, хоть его упорно в тень прячут «правоведы».
Множат, множат грязь и ложь, тужась бесконечно, ибо знают: этот Вождь – выше их навечно!
Понимают: им при нём – не нашлось бы роли. Он бы натовцам «приём» – тот ещё устроил!..
Разобрался б заодно – и с катынским бредом… И весь мир заставил вновь – уважать Победу!..
«За Победу!» – среди звёзд русский путь проложен. «За Победу!» – русский тост знают в мире тоже.
«За Победу!» – в годы тьмы встали силы света. «За Победу!» – бились мы у Дворца Советов.
«За Победу!» – судным днём не роняли чести. «За Победу!» – под огнём падали на Пресне…
«За Победу!» – вновь и вновь продолжаем битву. «За Победу!» – чтим любовь и творим молитву.
«За Победу!» – чтобы враг сгинул без возврата. «За Победу!» – с нами Флаг русского солдата!
«За Победу!» – против бед, сколько их ни будет. «За Победу!» – или нет? Выбирайте, люди!
Наша Родина в беде. Наш народ несчастен. Праздник – солнце лишь на день! Дальше – вновь ненастье…
Встань же, сделай выбор свой – чтобы не был предан тот святой отцовский строй в схватке – «За Победу!»
Отделка и дизайн фирма 44
http://dipris-studio.ru/
[Закрыть] Диприс.