Текст книги "Взлёт 2012 09"
Автор книги: Взлет Журнал
Жанры:
Транспорт и авиация
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 7 (всего у книги 7 страниц)
Конечно, многое изменилось в последующие годы, но тогда, в начале-середине 90-х, все это выглядело именно так, и именно в таких условиях происходило становление «Трансаэро» – первой российской частной авиакомпании, сделавшей ставку на эксплуатацию самолетов зарубежного производства, а ныне уверенно занимающей вторую (вслед за «Аэрофлотом») строчку в рейтинге российских авиаперевозчиков.
Окончание следует
Летающая лаборатория, созданная специалистами HESA на базе Ту-154М, аэропорт Мехарабад, Тегеран, 22 августа 2012 г.
Персидский экзот
Уникальная летающая лаборатория построена на базе Ту-154М в Иране
Андрей Фомин
В августе этого года в тегеранском международном аэропорту Мехрабад появился нетривиальный самолет. Иранские любители авиационной фотографии, привычные к отечественным Ту-154 (в последние пару десятилетий в авиакомпаниях Ирана в разные годы летало в общей сложности до сотни лайнеров этого типа), смогли запечатлеть уникальную летающую лабораторию, созданную силами специалистов местного авиастроительного предприятия HESA на базе одного из выведенных из эксплуатации Ту-154М. Как известно, по решению иранских авиационных властей, с конца февраля 2011 г., в стране прекращены коммерческие перевозки на Ту-154М, при этом на хранение выведена четверть сотни таких лайнеров. Один из них и решено было переоборудовать в летающую лабораторию в интересах новых разработок иранской авиационной промышленности.
Первая реакция российских экспертов на опубликованное в интернете в конце августа фото – это шутка и тривиальный «фотошоп». Но авторитетность ресурса, на котором появился снимок (а знаменитый веб-сайт airliners.net славится строгостью своей администрации к отбору фотографий и подобные вещи не допускает) позволяла предполагать обратное. «Взлёту» удалось связаться с автором фото и получить его оригинал, поэтому с полной уверенность можно заявить: подделки здесь нет. Иранские авиационные специалисты на самом деле «скрестили» некогда популярнейший отечественный Ту-154М с американским истребителем F-5, вернее его разведывательной версией RF-5A – такие машины поставлялись в Иран из США в середине 70-х.
На вершине вертикального оперения «Туполева», перед стабилизатором, вместо характерного для этого типа самолета обтекателя, смонтирована носовая часть фюзеляжа RF-5A. Предполагается, что полученная летающая лаборатория будет использоваться для испытаний новых катапультных кресел для боевых самолетов, которые собственными силами разрабатывает иранская авиапромышленность. Остается только вопрос – как поведет себя Ту-154 в воздухе в момент отстрела кресла, ведь импульс на кабрирование в этом случае лайнер, и так имеющий перетяжеленный тремя двигателями хвост, получит огромный. Но, видимо, специалисты HESA знали, что делают. Впрочем, судя по всему, испытания еще впереди, и выводы делать пока рано.
Комментируя свой снимок, автор указывает, что эту летающую лабораторию предполагается использовать и в других целях: под фюзеляжем у Ту-154М со временем появится специальный пилон, на который будут подвешиваться для проведения натурных испытаний в воздухе новые беспилотные летательные аппараты собственной иранской разработки.
Уникальная летающая лаборатория создана на базе Ту-154М с серийным №88А785, выпущенного в 1988 г. и летавшего в иранской авиакомпании Iran Air Tours с июля 2008-го под регистрационным номером EP-MCS. Летная служба этого лайнера, имевшего регистрацию СССР-85653, после распада Советского Союза замененную на RA-85653, началась в апреле 1989 г. в знаменитом советском «правительственном» 235-м авиаотряде, продолжилась в его преемнице – ГТК «Россия» (ныне – СЛО «Россия»), а с 2001 г. самолет летал на коммерческих перевозках: он принадлежал авиакомпании «Газпромавиа», которой затем сдавался в лизинг «Авиалиниям 400» (нынешней Red Wings) и «Сибири» (S7 Airlines).
В середине 2008 г. самолет был продан в Иран и 2,5 года летал под флагом компании Iran Air Tours – крупнейшего в последние годы эксплуатанта Ту-154М в Иране: на момент принятия иранскими авиационными властями решения о полной остановке коммерческой эксплуатации лайнеров данного типа в стране, перевозчик располагал 14 такими машинами выпуска 1984– 1994 гг. А всего в разные годы в Iran Air Tours летало ни много ни мало 56 самолетов Ту-154М. Из них три были потеряны в катастрофах. 8 февраля 1993 г. в результате столкновения в воздухе с заходящим на посадку иранским бомбардировщиком Су-24 на взлете из тегеранского аэропорта Мехрабад разбился борт EP-ITD (погибло 133 человека, включая обоих членов экипажа Су-24). 12 февраля 2002 г. в процессе снижения при заходе на посадку в аэропорт Хоррамабад в условиях плохой видимости столкнулся с горой самолет EP-MBS (погибли все 119 человек на борту). А 1 сентября 2006 г. при посадке в аэропорту Мешхед в результате разрушения пневматика колеса передней опоры шасси сошел с полосы, разрушился и загорелся борт EP-MCF (погибло 28 пассажиров из 148 человек на борту).
Помимо Iran Air Tours, самолеты Ту-154М в последние годы эксплуатировались в Иране еще четырьмя авиакомпаниями. Под флагом Caspian Airlines до начала 2011 г. летали четыре таких лайнера, а в предыдущие годы – еще пять, один из которых, EP-CPG, разбился 15 июля 2009 г. через 16 минут после взлета из тегеранского аэропорта им. Имама Хомейни (погибли все 168 пассажиров и членов экипажа этого рейса в Ереван). В Eram Air летало три Ту-154М (ранее еще два), в Kish Air – два (в предыдущие годы в общей сложности еще 20). Три лайнера эксплуатировалось до начала прошлого года в Taban Air, ранее их было у компании еще пять, один которых, имевший российскую регистрацию RA-85787 и взятый в лизинг у «Когалымавиа», потерпел аварию 24 января 2010 г. на посадке в аэропорту Мешхед: в результате грубого приземления в плохих погодных условиях самолет разрушился и загорелся, жертв на этот раз удалось избежать, но пострадало порядка 46 пассажиров.
Эта авария, судя по всему, стала «последней каплей», и потерявшие терпение иранские авиационные власти обязали авиакомпании страны остановить коммерческую эксплуатацию всех Ту-154М, заменив их на «более современные» самолеты других типов. Официальной причиной были названы «большое количество инцидентов и истечение сроков службы данного типа воздушных судов». Справедливости ради, стоит отметить, что отнюдь не технические причины привели к большинству перечисленных выше пяти тяжелых авиационных происшествий с Ту-154М в Иране в 1993-2010 гг. Но, как бы там ни было, решение Организации гражданской авиации Ирана вступило в силу, и с 20 февраля 2011 г. все коммерческие перевозки на Ту-154М иранскими авиакомпаниями были прекращены. На хранение было выведено в общей сложности 26 таких самолетов.
Ту-154М (EP-MCS) иранской авиакомпании Iran Air Tours, гюсл уживший основой для создания летающей лаборатории, во время прилетав москю вское Внуково на техническое обсл уживание, 11 апреля 2009 г.
Какими же «более современными» типами самолетов, в условиях международных санкций со стороны Запада, удалось заменить свои Ту-154М иранскими авиаперевозчикам? Анализ сегодняшнего парка авиакомпаний Iran Air Tours, Kish Air, Taban Air и Caspian Airlines показывает, что в последнее время они переориентировались на эксплуатацию самолетов американского производства семейства MD-80, полученных, главным образом, с Украины (большая их часть и числится за украинскими авиакомпаниями, нося украинские регистрации). О том, что эти лайнеры заметно моложе и «современнее» наших Ту-154М, говорить не приходится. Но, видимо, их эксплуатация в Иране еще не омрачена таким количеством инцидентов, которые на протяжении последних лет сопровождали полеты в этой стране «Туполевых» и, хоть в большинстве своем и не были связаны непосредственно с отказами или дефектами Ту-154М, сильно подпортили им здесь репутацию.
Четверть сотни Ту-154М так до сих пор и остаются в Иране прикованными к земле. Но для одного из них, как мы видим, недавно нашлось необычное применение. Не исключено, что скоро иранские фотографы смогут запечатлеть эту уникальную летающую лабораторию уже не только на аэродроме, но и в воздухе.
«Мистраль» а ля Рус
Французское судостроительное объединение DCNS распространило 17 июля пресс– релиз о ходе реализации российско-французского проекта по строительству и поставке ВМФ России двух десантных вертолетонесущих кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль», осуществляемого в рамках подписанного в июне 2011 г. контракта между DCNS и компанией «Рособоронэкспорт». По данным РИА «Новости», стоимость контракта составляет 1,2 млрд евро. Во Франции исходный проект ДВКД именуется ВРС (Batiments de Projection et de Commandement – дословно «корабль проекции и управления), а его версия для России, соответственно, получила условное название BPC Russе. Поставка российскому ВМФ первого ДВКД, который, как ожидается, будет назван «Владивосток», намечена на 2014 г.
Как сообщается в пресс-релизе DCNS, проектирование BPC Russe осуществляется в два этапа. Первый этап завершился в апреле 2012 г., когда был утвержден эскизный проект варианта корабля, адаптированного под требования ВМФ России (этап Preliminary Design Review). В настоящее время ведется полномасштабное техническое проектирование, которое должно быть завершено уже в сентябре.
По данным DCNS, российские требования к кораблю включают изменение проекта BPC для обеспечения базирования на нем вертолетов ОАО «Камов» (Ка-52К и Ка-29), а также интеграции ряда систем российского производства. Кроме того, ДВКД должен быть модифицирован для эксплуатации в условиях холода (в частности, предполагается установка мощной электрической системы обогрева, предотвращающей обледенение полетной палубы), а все пользовательские интерфейсы и надписи на корабле должны быть переведены на русский язык.
Строительство блочных корпусных секций первого корабля типа «Мистраль» для России (ему предполагается присвоить название «Владивосток», в то время как второй может быть назван «Севастополь») начато в январе 2012 г. на верфи STX в Сен-Назере, выступающей субподрядчиком DCNS. Первая 100-тонная блочная секция корпуса должна быть изготовлена в сентябре и помещена в док в начале 2013 г., положив тем самым начало сборке корпуса. Как известно, строительство кормовых блочных секций для обоих кораблей (по 12 блоков для каждого, что составляет порядка 40% всего корпуса) будет вестись в России, на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). По мере их изготовления они будут доставляться в Сен– Назер для соединения с остальными частями корпуса.
1 августа ОСК, со своей стороны, выпустила собственный пресс-релиз, в котором сообщила о начале резки металла для корпуса первого российского «Мистраля» на входящем в состав корпорации ООО «Балтийский завод – Судостроение». Подчеркивается, что работы ведутся точно по графику: «Резка металла для первого из российских «Мистралей» началась на Балтийском заводе сразу после того, как Адмиралтейские верфи передали первый пакет конструкторско-технологической документации, адаптированной к мощностям российской верфи. Закладка корабля намечена уже на 1 октября. В мае 2013 г. ожидается начало резки металла для второго вертолетоносца», – говорится в пресс-релизе ОСК. Балтийский завод является предприятием-строителем плавучих частей для корпусов первых двух десантных вертолетонесущих кораблей-доков типа «Мистраль», а Адмиралтейские верфи привлечены к строительству в качестве подрядчика-проектировщика, уточняется в материале ОСК.
В июле этого года французская компания STX поставила на Адмиралтейские верфи 3D-макет плавучих частей корпуса вертолетоносца и первую партию технической документации по проекту. Адмиралтейские верфи, не нарушая конструкцию будущего корабля, переделали проект так, чтобы он стал реализуем на мощностях Балтийского завода.
«Дело в том, что корпус французского корабля построен из листов стали размером 3,2х16 м, а наше оборудование позволяет резать лишь листы 3,2х12 метров, – объяснил суть адаптации генеральный директор ООО «Балтийский завод – судостроение» Александр Вознесенский. – Соответственно нужно было все пересчитать так, чтобы построить корпус из наших листов. При этом пришлось также учитывать и грузоподъемность наших кранов: все элементы корпуса должны быть не тяжелее 120 тонн».
Первый ДВКД типа «Мистраль» планируется к сдаче российскому ВМФ в 2014 г., через три года после вступления контракта в силу. Ожидается, что «Владивосток» войдет в состав Тихоокеанского флота. Второй корабль, «Севастополь», предполагается поставить российскому ВМФ через год, в 2015-м. Контрактом предусматривается также опцион на лицензионную постройку в России еще двух таких ДВКД.
Параллельно с работами в России и Франции по самим кораблям, входящее в холдинг «Вертолеты России» ОАО «Камов» ведет создание адаптированной для базирования на «Мистрале» версии многоцелевого боевого вертолета Ка-52, получившей название Ка-52К. В отличие от базового серийного варианта вертолета, корабельный Ка-52К получит складывающиеся лопасти несущих винтов и складные консоли крыла, а бортовое оборудование и вооружение машины будет адаптировано под требования ВМФ. Как сообщило в начале августа РИА «Новости» со ссылкой на официального представителя «Вертолетов России», холдинг уже приступил к изготовлению опытных образцов Ка-52К. Их серийное производство будет осуществляться на ОАО «ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» (г. Арсеньев). А новые Ка-29 для российских ДВКД выпустит ОАО «КумАПП» (г. Кумертау). По данным РИА «Новости», всего на борту каждого ДВКД сможет размещаться до 16 вертолетов – по восемь Ка-52К и Ка-29. А.Ф.