355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Всемирный следопыт Журнал » Всемирный следопыт 1929 № 08 » Текст книги (страница 10)
Всемирный следопыт 1929 № 08
  • Текст добавлен: 17 сентября 2016, 22:03

Текст книги "Всемирный следопыт 1929 № 08"


Автор книги: Всемирный следопыт Журнал



сообщить о нарушении

Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)

КОНЦЕРТ

Нет, мой друг, мы с тобой не принадлежим к числу скромных, сдержанных людей. У нас, конечно, есть другие достоинства, но этих-то, во всяком случае, нет.

Мы только и думаем, как бы разгласить на весь мир наши мелкие дела и, если нам случится обрезать себе кончик пальца, мы рассчитываем на то, что потомство оценит те три капли крови, которыми мы выпачкали свой платок.

Вот Баруэн – другое дело! Это сама скромность! Он преподал мне урок, который я не скоро забуду, не потому, чтобы я мог извлечь из него какую-нибудь пользу, нет, ведь известно, что в лучшем случае, понимают значение хороших примеров, но никто никогда не следует им. И затем я должен тебе сказать, что надеюсь никогда не очутиться в том положении, в каком я застал этого несчастного Баруэна 14 июля 1915 года.

Баруэн в то время собирался умирать в том жалком бараке, где был и я… Впрочем, не будем говорить обо мне. Дело идет о Баруэне, и этого достаточно.

Итак, Баруэн, говорю тебе, доживал последние минуты. Он был ранен на стоянке, исполняя обязанности повара. Премерзкие раны: левая рука оторвана, часть правой – также, один глаз выколот, другой совершенно придавлен посиневшей опухолью и еще разные, мелкие штуки, каждой из которых было бы вполне достаточно, чтобы искалечить человека.

Те, которые раньше знавали Баруэна невредимым, смотрели на него, раненого, с тяжелым вздохом и говорили: «Нет, вы не можете себе представить, что это был за парень!»

Должно быть он был действительно молодчина! Ведь даже обломки Баруэна были чем-то замечательным, изумительным! Он доказал это вечером 14 июля. В этот день устроено было настоящее пиршество: все раненые получили по куску ветчины, кружок колбасы и бокал шампанского, который нам прополоскал глотку.

Баруэн не проглотил ничего из этих роскошных яств; он был совсем плох. С самого утра он был осажден мухами, которые пристрастились к его коже. Он скоро истощил свои силы, отгоняя их обрубком своей руки, и, когда наступило послеобеденное время, он совершенно перестал защищаться.

Я закурил сигару – подарок нашей части от правительства, – взял старую газету и, покуривая, стал тихонько обмахивать ею Баруэна.

Было нестерпимо жарко. Крупные капли пота выступили на его щеках; губы его приняли какой-то грифельный оттенок. Он ничего не говорил; у него был очень озабоченный вид. Я понял, что наступал его конец.

Только успел я сделать это грустное открытие, как объявили о приходе музыкантов. Сержант организовал маленькую вечеринку. Две мандолины, одна скрипка, гитара, несколько, с позволения сказать, певцов – все это легко найти на военных квартирах.

Те раненые, которые вышли было из барака, поспешно возвращались. Те же, которые оставались прикованными к постели, просили подпереть себя под плечи подушками. Слышалось радостное оживление, как в театре перед поднятием занавеса. Артисты сгруппировались посреди комнаты и настраивали свои инструменты.

Я знаком подозвал сержанта и указал ему на Баруэна. Он очень смутился.

– Спроси его, – сказал он, – спроси-ка, не побеспокоит ли это его?

Спрашивать было смешно… но я все-таки наклонился к Баруэну и прошептал:

– Скажи-ка, братец, хотят устроить концерт для ребят. Тебе не будет мешать?

Баруэн пробормотал: «А? Что?», как будто он только что проснулся. Затем он повторил: «Концерт… для ребят… Нет! Можно, можно…»

Мы переглянулись, сержант и я. У меня было впечатление, что Баруэн вот-вот умрет, в тот же миг. Он был холоден, уже холоден. Поражало даже, что он мог еще говорить.

Он, казалось, понял наше колебание и повторил:

– Ну, да! Можете начинать. Это… это мне доставит удовольствие.

И его опухший подбородок стал слегка дрожать.

Сержант сделал знак, и концерт начался. Он длился час. Пели о любви, ревности, клятвах и изменах. Какой-то чудак рассказывал, заикаясь, разные истории из быта казарм – старые рассказы, которые все еще занимали этих одичалых и разбитых людей.

Все мелочи милой былой жизни трепетали под пальцами мандолинистов, и сто сердец в изгнании, сто томящихся сердец отвечали вздохом на каждый припев. Иной раз мощный хохот, подобно сильному приступу кашля, потрясал эту маленькую толпу несчастных и, казалось, должен был разнести весь барак.

Я смотрел на Баруэна. Я мог смотреть только на него одного. Он крепко стиснул губы. Часть лица его, которую можно было разглядеть, приняла выражение решимости и гордости. Раза три-четыре я тихо спрашивал его:

– Ты не устал?

Он не отвечал, но делал головою знак, который означал: Нет!

Спустя час концерт окончился. Последний взрыв хохота потряс барак, и все те, которые могли выйти, пошли покурить свою трубку на воздухе.

Баруэн открыл рот и спросил:

– Кончено?

Я ответил ему:

– Да, кончено.

Баруэн не сказал больше ни слова. Он сделал несколько сильных зевков, поворочался немного, очень немного, потом скоро и ворочаться перестал.

Через десять минут Баруэна не стало.

Я, видевший все это, утверждаю, что в иных случаях человек может отсрочить на час свою смерть, если в нем есть настоящее мужество и большое сердце.



Галлерея колониальных народов мира:
Негры Западной Африки.
Очерки к таблицам на 4-й странице обложки.


К таблицам на 4-й стр. обложка
НЕГРЫ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ

Западная Африка – место наиболее высоких негрских культур. Здесь, в области от Сенегала до Конго, открытой к Атлантическому океану, мы встречаемся с наиболее густым населением, с многомиллионными народами, с могущественными в прошлом негрскими государствами, как Ашанти, Бенин, Дагомея. Многие из них, как например государства Фулобе и Гаусса, игравшие в XVIII и начале XIX века не малую политическую роль в жизни негрской Африки, были созданы пришельцами с востока и севера – народами хамитического происхождения. Эти пришельцы и образовали господствующий слой в государстве, в то время как основную массу населения составляли туземные негрские племена.

Население Западной Африки принадлежит по типу к суданским неграм. Наиболее многочисленную группу составляют народности мандинго, распространяющиеся по южной Сенегамбии и до Сиерра-Леоне: племена сонинке у устья Сенегала, бамбара по верхнему Сенегалу и Нигеру, балантэ в Португальской Гвинее. Далее идут племена вей и кру в негритянской республике Либерии, народности фан во французском Конго и ашанти в государстве Ашанти, племена эве в Того и Дагомее, иоруба по Золотому Берегу и Невольничьему Берегу и другие.

Западная Африка издавна является областью оседлых культур. Как для Восточной и Южной Африки типична культура пастушеских народов, так для Западной Африки характерно мотыжное земледелие. В северных областях основными продуктами земледелия являются маис, ячмень, пшеница, особый сорт риса; на юге, в областях тропического леса, разводят маниоку, бананы, ямс. На ряду с земледелием распространено и скотоводство, а на севере мы встречаем и племена чисто скотоводческие.

Раньше Западная Африка являлась областью интенсивной работорговли; в настоящее время основными продуктами вывоза являются какао, каучук, пальмовое масло, слоновая кость, золото, ценные породы дерева. По добыче какао Золотой Берег занимает первое место в мире.

Ремесла в Западной Африке очень развиты. Ткацкий промысел, обработка кожи, гончарные и кузнечные работы являются старым достоянием негрской культуры. Здесь известна и выплавка железа в специальных высоких глиняных печах. Произведения кузнецов и литейщиков Западной Африки заставляют удивляться тому, какого высокого искусства достигают мастера своими примитивными орудиями. Роль кузнечных мехов здесь выполняют глиняные горшки с обтяжкой из кожи.

Карта расселения негрских племен в Западной Африке.

Тип селений в Западной Африке – крупные поселки, своеобразные негрские «деревни-города», которые являются центрами торговли и ремесел. На периодических и регулярных базарах этих африканских «городов» вас поражает пестрота и разнообразие типов и одеяний. Здесь можно встретить и экзотические, почти нагие фигуры, и негра в невероятном европейском костюме, и белые бурнусы арабов, и европейцев – колониальных чиновников и торговцев.

Весьма интересна архитектура некоторых западно-африканских негров. Обычным типом являются глиняные цилиндрические хижины с конической крышей, часто соединенные друг с другом стеной, образующей замкнутую ограду.

Своеобразный тип таких селений-крепостей мы встречаем в Того, где каждое жилище состоит из двух этажей: нижнего, служащего амбаром, и верхнего – жилого. Эти жилища соединены друг с другом, образуя сложный лабиринт, обнесенный стеной, придающей этим селениям вид внушительного средневекового замка с башнями.

Крупные негрские государства с деспотической властью короля, его министров и наместников, с рабовладельческим хозяйством, сменявшие друг друга на протяжении веков, по мере колонизации европейцами Западной Африки, сошли со сцены. Теперешние негрские князьки английских протекторатов и французских колоний – только марионетки в руках колониальных чиновников.

Огромная территория Западной Африки поделена между Англией и Францией.

Британская Западная Африка включает следующие области: протекторат-колония Гамбия (200 000 жителей), протекторат Сиерра-Леоне (1 549 000 жит.), Золотой Берег (2 000 000 жит.), к которому присоединена часть бывших германских владений Того (500 000 жит.), крупнейшая в Западной Африке английская колония Нигерия (18 500 000 жит.). К Нигерии при-

(…)[19]19
  Здесь и далее – невозможно восстановить текст – повреждение листа оригинала. – Гриня


[Закрыть]
ть бывшей германской колонии (…)селением в 1 250 000 жителей.

(…)ринадлежит территория с населе-(…)00 000 жителей (среди них францу-(…)олее 9 000 человек): Сенегал, Французская Гвинея, Слоновый Берег, Дагомея, Французский Судан, Верхняя Вольта, колония (…)ер.

Положение негров в колониях, где фактически и государство, и его приказчики являются рабовладельцами, потрясающе тяжелое, и совсем недавние восстания в Западной Африке не впервые напоминают миру о бедствиях десятков миллионов цветных людей.

НЕГРИЛЛИ

При обзоре африканских народностей нельзя не указать на чрезвычайно своеобразную группу африканских пигмеев, карликовых народностей, так называемых негриллей.

Пигмеи живут в Центральной Африке, в тропических лесах: племена Багиэлли в Камеруне, Акка, Тики-Тики, Батва в верховьях р. Уэлле, Итури и др.

Негрилли чрезвычайно низкого роста (140–145 см.) и в сравнении с высокорослыми неграми кажутся совсем легендарными гномами. В Африке мы встречались уже с низкорослой народностью – бушменами; от последних пигмеи отличаются чрезвычайно темной кожей, широко открытыми глазами, отсутствием стеатопигии (отложение жира на ягодицах) и многими другими признаками.

Более всего негрилли напоминают другую, очень отдаленную группу низкорослых племен юго-востока Азии, азиатских пигмеев-негритосов (племя семанг на полуострове Малакка, аэта на Филиппинских островах, минкопи на Андаманских островах), что дало многим ученым основание считать эти отделенные пространством друг от друга группы родственными и искать исторические и географические пути их расселения в Азию и Африку из общего очага. Негрилли находятся на очень низкой стадии культуры. Это охотники и собиратели. Они не знают ни земледелия, ни даже домашних животных. Их пища – плоды дико растущих деревьев и мясо убиваемых животных. Жилище – ветровой заслон из ветвей. Оружие – лук.

Свои маленькие стрелы негрилли отравляют очень сильным ядом, и высокорослые негры очень боятся столкновений с этими лесными карликами, которые, впрочем, мало воинственны. Основным предметом охоты являются слоны, клыки которых пигмеи сбывают в негрские деревни в обмен на произведения соседних негрских племен. Этот симбиоз на почве товарообмена негриллей с неграми и благоприятствует сохранению среди рослых народностей островков пигмейских племен.

М. Л.


Следопыт среди книг.
Программа великих работ.

ПРОГРАММА ВЕЛИКИХ РАБОТ

Среди бешеного разгула милитаризма, в гибельном пути империалистических стран к новым войнам единственной страной, не на словах, а на деле ведущей политику мира, является СССР.

Эта политика мира, по разъяснению XV съезда ВКП(б), есть не что иное, как «политика борьбы с опасностью империалистических войн» и вместе с тем – «основное условие для дальнейшего роста социализма в СССР».

В условиях капиталистического окружения, в обстановке растущих противоречий между империалистическими державами, среди широкого развития национальных движений в колониях и революционных восстаний рабочего класса неизбежно обостряются отношения капиталистических стран к Советскому Союзу.

Подводя итоги международной обстановки, XV съезд ВКП(б) отметил: «Капиталистическое развитие в целом обнаружило тенденцию сократить исторические сроки маркой „передышки“, приблизить новую полосу больших империалистических войн и ускорить революционную развязку мировых конфликтов. Для СССР это означает прежде всего нарастающую напряженность отношений с буржуазными государствами…»

Согласно директивам съезда ЦК продолжает вести работу «на основе дальнейшего систематического развития связей с капиталистическими странами при обеспечении роста хозяйственной самодеятельности Советского Союза», «на основе непрерывного укрепления обороноспособности страны, мощи и боеспособности Рабоче-крестьянской красной армии, воздушного и морского флотов», «на основе накопления хозяйственных резервов (хлебных, товарных, валютных, специальных резервов обороны)» и т. д.

После мировой и гражданской войн бесспорным стало утверждение, что «современная оборона опирается на силы всей страны. Подготовка такой обороны является обязанностью всего государственного аппарата».

Организация вооруженных сил, военная техника и народное хозяйство, только представляя собой единое увязанное целое, могут быть использованы для надежной обороны.

Из опыта мировой войны, как в теории военного дела, так и в практической работе по подготовке новых войн, сделаны существенные выводы. Во всех буржуазных государствах ведется тщательная и продуманная подготовка всего народного хозяйства, и в первую очередь промышленности, для работы в условиях войны.

Во Франции руководство подготовкой всей страны к войне, – «национальной мобилизацией» – осуществляется посредством «Высшего совета национальной обороны», главная задача которого – «исследование всех сил и средств нации для использования иx в целях национальной обороны», «руководство подготовкой к войне страны в целом», «изучение средств и сил возможных союзников и противников Франции».

Подобно Франции и все другие капиталистические державы, напр.: Польша, Румыния, Чехо-Словакия, даже Италия и Япония, в построении своих аппаратов и всей организации экономической подготовки к войне в значительной мере копируют французский опыт.

Мировая война радикально разрушила существовавшие взгляды на современную военную систему. Наблюдающий и бездействующий тыл времен Наполеона или русско-японской войны отошел в область истории.

Страна, готовящая свою оборону, должна организовать не только вооруженную силу, снабженную современной техникой, но и мощный хорошо подготовленный хозяйственный тыл, понимающий свои задачи.

Но современная война невозможна без участия многих миллионов трудящихся. Идея «вооруженной нации», проблема подготовки тыла, роль рабочей силы, как одного из решающих экономических факторов современной военной мощи, является губительным для судеб современного империализма.

Революционные восстания и открытые выступления рабочего класса делают невозможным повторение новых, еще более тяжелых для широких масс трудящихся, войн.

«Человечеству предстоит либо перейти к социализму, – говорит Ленин, – либо годами и даже десятилетиями переживать вооруженную борьбу „великих держав“ за искусственное сохранение капитализма посредством колоний, монополий, привилегий и национальных угнетений всякого рода».

На фоне всей этой лихорадочной работы капиталистических держав ясно вырисовывается великое значение пятилетки социалистического строительства нашего Союза, которая становится «пятилеткой обороны».

«Пятилетний план народного хозяйства, – говорил т. Ворошилов на XV съезде партии, – должен исходить из неизбежности вооруженного нападения на СССР и, следовательно, из необходимости, в меру материальных ресурсов, организации такой обороны Советского Союза, которая обеспечила бы победоносный отпор объединенным силам наших (…)противников».

Взятый партией темп индустриализации страны осуществим только путем полной технической реконструкции всей (…) народного хозяйства. Машинная (…) промышленного и сельского хозяйства (…) основа пятилетнего плана. На этой же машиной базе строится и фундамент обороны СССР. Кроме того условием, необходимым для выполнения пятилетнего плана развития народного хозяйства, является «всемерное вовлечение миллионных масс рабочего класса в социалистическое строительство и в управление хозяйством» (постановление XVI партконференции).

Вышеприведенные заметки основаны на двух брошюрах[20]20
   «Оборона СССР и пятилетка». Составил Мих. Кокорин. (Из серии «Рабочим и крестьянам о пятилетке» под ред. Н. Елизарова и К. Розенталя.) «Моск. Рабочий». 1929. Стр. 48. Ц. 15 к.
  «Народное хозяйство и оборона СССР». (По решениям XV съезда ВКП(б).) Сост. С. Венцов. (Библ. журнала «Спутник агитатора», органа агитпропа ЦК и МК ВКП(б).) «Моск. Рабочий.» 1929. Стр. 136. Ц. 80 к.


[Закрыть]
, посвященных значению пятилетки и связи ее с обороной страны. Мы рекомендуем нашим читателям близко ознакомиться с ними, чтобы иметь ясное представление о программе тех великих работ, в которых участвует весь СССР и к осуществлению которых мы должны приложить все наши силы.

В. Ян.

НОВЫЕ КНИГИ

Пятилетний план народно-хозяйствен. строительства СССР. Доклад и заключит. слово Г. М. Кржижановского на V Съезде Советов СССР. С картой СССР. «Планов. Хоз.» 1929. Стр. 126. Ц. 40 к.

Пятилетний план промышленности РСФСР. Доклад С. Лобова на XIV Всерос. Съезде Советов. ГИЗ. 1929. Стр. 76. Ц. 15 к.

О пятилетием плане развития народного хозяйства РСФСР. Доклад А. Лежавы на XIV Всерос. Съезде Советов. ГИЗ. 1929. Стр. 48. Ц. 8 к.

Перспективы развития социал. переустройства сель. хозяйства РСФСР. Состав. Н. Кубяк. ГИЗ. 1929. Стр. 128. Ц. 20 к.

Кооперация в пятилетке. Состав. Н. Козьяков. (Серия «Наше хозяйство через 5 лет» под ред. Г. Ф. Гринько). ГИЗ. 1929. Стр. 48. Ц. 10 к.

Вопросы культурного строительства РСФСР. Доклады А. Луначарского и А. Xалатова на XIV Всероссийском Съезде Советов. ГИЗ. 1929. Стр. 143. Ц. 20 к.

Советская книга за десять лет. Доклад А. Халатова на XIV Всерос. Съезде Советов. С диаграмм. ГИЗ. 1929. Стр. 48. Ц. 10 к.




    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю