355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Владислав Крапивин » Здравствуй, отряд! » Текст книги (страница 3)
Здравствуй, отряд!
  • Текст добавлен: 4 октября 2016, 01:33

Текст книги "Здравствуй, отряд!"


Автор книги: Владислав Крапивин



сообщить о нарушении

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)

Поход

Мы открываем в походе себя и друг друга.

Это, пожалуй, важней неоткрытых планет.

(Из отрядной песни)

Что за пионерская жизнь без походов? Без палаток, без костров, без ночных дежурств, без запутанного маршрута в лесной чаще?

Конечно, Алёшкиному отряду тоже захочется в поход. И, конечно, сначала взрослые испугаются: ах, зачем это? Вдруг что-нибудь случится! Вы ещё маленькие!

А пионеры – это уже не маленькие.

Но, чтобы мамы, бабушки и учительница не волновались, в поход надо идти со взрослыми. Только это должны быть такие взрослые, которые не будут всё время говорить; «Не отходи – потеряешься, не суйся к воде – утонешь, не лезь в кусты – исцарапаешься». Они должны научить вас разжигать костёр, ставить палатки, варить походные обеды, укладывать рюкзаки, не бояться ночной темноты и скверной погоды…

Может быть, вы скажете: «А где мы возьмём такого взрослого? У нас вожатая – девочка из восьмого класса, с ней нас не пустят». Но выход есть: можно договориться с комсомольцами с шефского завода. Или с чьим-нибудь отцом, старшим братом. Если поискать, всегда найдутся люди, готовые помочь ребятам.

И тогда – в путь.

…Когда наш отряд собирался в первый поход, кое-кто отговаривал:

– Куда вас понесло? Подумаешь, великие путешественники! Вы что, хотите открытие сделать? В наше-то время!

Конечно, в маленьком походе больших открытий не сделаешь. Но кое-что новое можно узнать. Нашли в лесу неизвестный родник – разве не открытие? Он нужен людям. Отыскали редкий цветок, который считался исчезнувшим в здешних местах, – разве это не важно для науки? А сколько открытий делают красные следопыты, которые шагают по местам боёв! А сколько разных редкостей находят юные историки! Только скучные люди говорят, что вся Земля разведана и путешествия не нужны.


Но если даже вы не отыскали в пути ничего нового, не думайте, что поход прошёл зря. Вы увидели, как крадётся в траве хитрый ёж, какой узорчатый мох растёт на камнях, как опускается в озёрную воду красное расплющенное солнце, как летит над болотом утиный выводок, как зажигаются среди чёрных лесных вершин бледные летние звёзды… Приглядитесь – и вы поймёте, какая замечательная ваша родная сторона. Это будет для вас тоже открытие. Важное и радостное.

После нашего первого такого похода восьмилетний Алька серьёзно сказал:

– Ничего не случилось, а будто вокруг Земли обшагал…

А на самом деле – случилось; он и увидел многое, и себя испытал.

Поход – это ведь ещё и проверка твоих сил, Алёшка. И твоих товарищей. Проверка, чего стоит ваш отряд, годится ли он для общего дела. Вы начинаете по-новому смотреть и друг на друга, и на себя. И здесь бывают тоже очень важные открытия.

Вот, например, тихий, незаметный в классе Костик. Никто на него и внимания особого не обращал. А в походе он, когда все уже еле ноги тащили, шагал бодро, да ещё Светке помог ведро нести. И на привале первый отправился за дровами.

А шумный, горластый и чересчур озорной Андрюшка…

«Ага, – скажете вы. – Он, конечно, быстро скис, это не в классе дурака валять!» Нет. Просто он стал тише, деловитее. Тоже взял у девочек тяжёлую поклажу. И целый день смотрел вокруг молчаливо и удивлённо. А ночью, когда маленький дежурный Толик поёживался у костра от всяких ночных теней и шорохов, Андрюшка вылез из палатки:

– Давай вместе подежурим, ладно? Мне что-то не хочется спать…


Пускай, Алёшка, у вас в походе будет побольше хороших открытий: и вокруг, и в самих себе, и в товарищах…


Сбор

«На линейку!» – проиграл горнист.

«Тра-та-та-та… Быстро!» – простучали барабанные палочки. Встала шеренга – ловкая, стройная.

– Товарищ председатель совета отряда! Первое звено к сбору готово!

– Второе готово!

– Третье готово! Только Гриша Малеев заболел…

– Четвёртое готово!

– Внимание! На флаг…

Опять застучал барабан. Прошагали на правый фланг флаговый и его ассистенты…»

Это мы сидим кружком и читаем Алёшке маленький рассказ из стенгазеты; как проводить в пионерском отряде сбор.

– Неправильно! – сказала строгая Галя, которая опять зашла к нам в гости. – Рапорт отдаётся не так. Сначала надо…

– Ox, – сказал Володька, который всегда с ней спорил. И сморщился, будто больным зубом попал на твёрдый орех.

А капитан «Полюса» Санька старательно, будто задачку растолковывал первокласснице, проговорил:

– Ну, ты пойми: в одном отряде могут так, в другом иначе. Разве самое главное, как скомандовали и отрапортовали? Главное, чтобы это был с б о р.

Володя добавил:

– А в вашей школе вообще никаких сборов. Даже пионерских командиров на классных собраниях выбирают, хотя ты и знаешь все правила, как рапортовать и строиться.

– Ну и что! – обиделась Галя. – Собрание – это очень важное мероприятие. Между прочим, слова «сбор» и «собрание» от одного корня происходят.

– Корень один, а смысл разный, – возразил Санька. – Собрание – это в классе, а сбор – в отряде!

И все стали вспоминать, какие у кого были сборы. Всякие. Иногда пригласят ребята гостей – героев, участников войны, знаменитых рабочих, послушают их рассказы, сами стихи прочитают, песни отрядные споют. А случается, что и чаепитие с конфетами после этого устроят. Это, скорее, просто праздник, встреча.


Бывают торжественные линейки, когда надо наградить победителей в соревновании, поздравить кого-то с радостным событием, отметить какую-то важную дату. И их не надо путать со сборами.

А вот когда надо решить какой-то важный вопрос: например, кого выбрать шефами к октябрятам или почему не получается дружба в звене – тут необходим сбор. И решать всё надо самим, не дожидаясь учительницу или старшую вожатую.

А может быть, сбор случится срочный и неожиданный: пришла машина, необходимо погрузить макулатуру; в соседнем детском саду ливнем размыло площадку – кто починит качели и деревянных коней? В пятом «А» объявили турнир стрелков из самодельных луков и вызывают нас. Примем вызов? А как сделать оружие?..


Можно решать это с галдежом, криком и спорами – долго и без большого успеха. А можно… Протрубил горнист, встал строй, прозвучала команда. Потом:

– Ребята, внимание! Срочное дело… Сошёлся широкий круг, каждый по очереди сказал, что считает важным. Спокойно, чётко, коротко.

– Решили? За дело!

…А если есть неподалёку сквер, лужайка, парк, лесок или просто заросший пустырь и если погода не очень холодная – неплохо провести сбор и там. На лесной полянке или на пустыре можно и костерок разжечь. В отряде – люди серьёзные, баловаться с огнём никто не станет. Здесь можно и спеть, и вспомнить о чём-то хорошем. Или, скажем, кто-то сочинил стихи или сказку и решил почитать товарищам. Или хочет посоветоваться об очень важном…

– Ага… А если смеяться начнут или задразнят? – опасливо сказал Алёшка.

– Если хороший отряд – не станут смеяться и дразнить не станут. Настоящим товарищам можно довериться, они тебя поймут.

Долго ещё говорили и вспоминали всякие сборы. А чтобы третьекласснику Алёшке легче было запомнить, тут же продиктовали ему несколько правил.

– Сбор начинается с сигнала горниста или барабанщика, а не с крика председателя совета отряда: «Ребята, хватит шуметь, надо начинать, садитесь за парты!»

Сбор – высший орган пионерского коллектива. На нём решаются все важные вопросы, главные дела отряда. Здесь и командиров выбирают (сами!), и работу начинают. В трудовой десант со сбора! Разве плохо? В конце сбора принимают конкретное решение: как жить и действовать.

– Я бы ещё одно правило сказал, – добавил капитан Санька и покосился на Галю: – Настоящие сборы за партами не проводят.

– Ну уж… – фыркнула Галя.

– Вот тебе и «ну уж»…

– И ещё одно… – начал командир барабанщиков. – А может, Алёшка сам догадается?

– Знаю, – сказал Алёшка. Он был не первый день в «Каравелле» и кое-чему научился. – После сбора надо навестить того мальчика… ну, Гришу Малеева из третьего звена, который заболел. Да?

– Молодец, Алёшка.


Самое главное

А теперь пора сказать о главном.

Может быть, следовало завести об этом разговор с самого начала. Но мы решили наоборот – этим закончить. Чтобы лучше запомнилось и Алёшке, и всем третьеклассникам.

Помните, когда мы говорили об отряде, то часто употребляли слово «дело»? «Общее дело», «отрядное дело». Это не случайно. У настоящего отряда обязательно есть с в о ё  д е л о.

Какое?

Конечно, вы не раз услышите, что главное дело пионера – хорошо учиться. Но это ещё не всё. Во-первых, хорошая учёба – задача не только пионеров, а всех, кто учится: всех школьников, студентов, учащихся техникумов и профессиональных училищ. И взрослых, которые занимаются в аспирантурах, на всяких курсах и так далее. И солдат в армии. Разве кому-то из них позволено учиться хуже, чем ребятам пионерского возраста?

Чтобы получать хорошие отметки, в пионерскую организацию вступать не обязательно. У пионеров задача шире: воспитывать себя настоящими людьми, теми, кто будет работать для хорошей жизни в нашей Советской стране и на всём свете. И, если надо, будет эту хорошую жизнь защищать от врагов.

Для этого нужны, конечно, знания, но ещё нужно многое другое. Нужно научиться понимать, что ты живёшь не только для себя, но и для других людей. Нужно уметь работать вместе с этими людьми. Нужно уметь чувствовать себя счастливым, когда сделал что-то хорошее для других, когда люди вокруг тебя стали счастливее.

Тогда твоя собственная жизнь станет радостнее и богаче. Если твоя радость сливается с радостью товарищей, она всё равно твоя, только делается в сорок раз больше.

А научиться этой общей радости можно только в деле, которое ты делаешь вместе с товарищами. И прежде всего – в отряде.

Итак, какое это будет дело?

Вот тут советовать труднее всего. Только одно можно сказать твердо: дело это должно быть интересным для вас и полезным для многих людей.

Может быть, вы организуете в отряде небольшой, но дружный и весёлый пионерский театр и станете радовать других ребят, родителей, гостей школы своими спектаклями.

Может быть, у кого-то найдётся маленькая любительская кинокамера, и в отряде появится своя студия игровых или кукольных фильмов.

Может быть, вы станете следопытами и для школьного музея принесёте много интересных находок.

Может быть, отряд организует бригаду «Гулливер», и вы станете добрыми волшебниками для детсадовских малышей.


Может быть, вы возьмёте на себя выпуск одной из стенгазет или рукописного журнала для школы…

Невозможно перечислить всё, что хорошего, интересного, нужного может сделать пионерский отряд. Главное, чтобы ребята понимали: отрядная жизнь не должна идти только по привычному, неторопливому пути. С одними и теми же ежегодными мероприятиями: металлолом, макулатура, смотр строя и песни, весенний фестиваль искусств, линейка, посвящённая концу учебного года, – а потом, с сентября, всё снова. Перечисленные дела – это привычные ступеньки, по которым шагают все: и хорошие отряды, и которые так себе, и те, кто отрядом только называется.

А у настоящего отряда, кроме этих общих для всей дружины дел, должно быть дело своё, с которым ребята живут каждый день и с которым им жить на свете гораздо интереснее. То, которое их объединяет в постоянной жизни. То, которое делает их отряд не похожим на другие. Тогда вы, даже если и не займёте призового места на каком-нибудь смотре или фестивале, всё равно будете отрядом дружным, крепким, боевым.

…Алёшка смотрел нерешительно.

– Ну, а какое мы в третьем классе можем дело устроить? – вздохнул он. – Мы недавно хотели первоклассникам к Первому мая концерт показать: танец учили, Владик Локтев скрипку принёс… Остались репетировать, а какая-то учительница из старших классов пришла и говорит:

«Почему вы в этом кабинете без разрешения? Ну-ка, по домам!»


Да, Алёшка, всякое бывает. Не всё даётся легко. Есть такое слово – «трудности». В каждом настоящем деле, даже самом маленьком, человек обычно сталкивается с трудностями. Со всякими: и с собственным неумением, и с людьми, которые это дело не считают нужным. Надо научиться преодолевать трудности. Без такого умения тоже не проживёшь.

– Это я знаю, – сказал Алёшка. – Этому меня уже учили… Но вот преодолеем, начнём какое-то дело… Оно же всё равно маленькое. Ну газета, ну театр, ну бригада «Гулливер»… Это ведь не значит, что живёшь для всей страны…

– Нет, значит, – сказал капитан Санька. – Когда дело одно – оно маленькое, а если этих дел много… Ведь ваш отряд не один, их, знаешь, сколько в стране!

– Сколько?

– Точно даже не знаю… Но примерно полмиллиона. И если каждый придумает для людей что-то своё, хорошее…

– Ого! – сказал Алёшка. – Значит, командиров отрядов тоже полмиллиона. Вот бы собраться нам всем вместе, посоветоваться о делах.

– Кому это «вам»? – спросил командир барабанщиков Володька.

– Ну… – Алёшка смущённо засопел. – Потому что меня это… в командиры ребята выбрали.


– Правда? За какие же заслуги? – усмехнулся Володька.

– Не знаю… Наверно, потому что я сказал тогда: «Давайте всё-таки дорепетируем. Хотя бы в коридоре». Мы дорепетировали и потом показали концерт… Тогда ребята за меня проголосовали. Две девчонки не хотели: говорят, что я спорщик. Но остальные всё равно руки подняли…

Ну что же, держись, командир.

И – здравствуй, новый отряд!








    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю