Текст книги "Великая русская революция на Дальнем Востоке Российской Республики"
Автор книги: Владимир Попов
сообщить о нарушении
Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)
Глоток свободы учителей Приамурья
1917 год: короткий период самоуправления
Специальным постановлением Временного правительства «О собраниях и союзах» от 12 апреля 1917 года, опубликованном на Дальнем Востоке по прямому распоряжению комиссара А.Н. Русанова сразу же после получения официального текста, провозглашалось право всех без исключения российских граждан без особого на то разрешения устраивать собрания и образовывать общества и союзы. Политические партии становились важнейшими институтами гражданского общества, получившими большие права при формировании демократических органов местного самоуправления, реализации поистине революционной идеи народовластия.
Огромное внимание А.Н. Русанов как представитель Временного правительства обратил на реформу управления школой на Дальнем Востоке. После назначения комиссаром Временного правительства Российской Республики по делам Дальнего Востока А.Н. Русанов, находясь в Петрограде, принял участие в заседании особого совещания под председательством министра народного просвещения Временного правительства А.А. Мануйлова. В этом совещании приняли участие только что назначенные комиссары по управлению Сибирью, Приамурьем и Степным краем Е.В. Зубашев, П.И. Преображенский, А.С. Суханов. Были обсуждены актуальные проблемы, связанные с развитием учебного дела в этих краях. Среди них – вопрос об оживлении деятельности Восточного института во Владивостоке. Были также разрешены вопросы об учреждении дирекции народных училищ, училищных советов, а также о введении в их состав последних общественных представителей. Таким образом, были намечены первые шаги и по демократизации школы.
При содействии и при живейшем участии комиссара А.Н. Русанова в Хабаровске с 5 по 10 апреля 1917 года прошел первый в истории Приамурского края съезд учителей. На съезд прибыло более тысячи учителей со всего края. Это был самый мощный отряд дальневосточной интеллигенции, от которого во многом зависело продолжение и закрепление демократических преобразований, начатых в феврале 1917 года. Впервые учителя сами избрали из своей среды президиум съезда: председателем – В.Г. Петрова, его помощником – А.И. Малышеву. Секретарями съезда были С.А. Писаревич и И.С. Наумов. Все они пользовались большим авторитетом среди учителей Приамурья.
На съезде с большой программной речью выступил А.Н. Русанов. В ней он впервые в развернутом виде сформулировал свое видение становления демократического местного самоуправления в Приамурье как основы нового государственного порядка, места Дальнего Востока в новой демократической и республиканской России. Были предложены меры по демократизации управления школой, рекомендованные особым совещанием. Съезд дальневосточных учителей принял ряд важнейших решений по демократизации управления школой и по демократизации самой школы.
Главнейшими среди них были:
1) упразднить окружную и районные инспекции и передать управление всеми учебными заведениями школьным советам, которые должны избираться на общих собраниях учителей;
2) создать единую систему народного образования, передав Министерству народного просвещения Временного правительства Российской Республики все церковноприходские и миссионерские школы, а также епархиальные училища;
3) охватить учительство края новой демократической организационной формой;
4) считать преподавание Закона Божия в школе необязательным.
8 апреля 1917 года на этом съезде был избран окружной школьный совет, заменивший инспекторов, которые ранее назначали царские генерал-губернаторы. Совет возглавил учитель из Благовещенска Г. Рудиков, знаменитый организатор в 1916 году первых школьных и студенческих отрядов по уборке урожая, имевший опыт управленческой работы, а его заместителем стал хабаровский учитель С.А. Писаревич, руководитель «Хабаровского учительского общества» – общественной организации, созданной учителями города после Февральской народной победы. Забегая несколько вперед, необходимо отметить, что 22–26 октября 1917 года в Хабаровске проходил Третий краевой съезд по народному образованию.
Город Хабаровск. 1917. 10 марта.
Съезд постановил поддержать кандидатуры Рудикова, Исполатова, Солдатова и предложил им остаться управлять краевым народным образованием до 1 января 1918 года. К этому времени планировалось провести краевой земский съезд и передать ему функции по управлению народным образованием в Приамурье. Для укрепления демократического характера управления школой было решено доизбирать в состав комитета представителей от родителей и городских самоуправлений. Несмотря на то что первый краевой учительский съезд поддержал программу демократизации школы, комиссару Временного правительства пришлось предпринять ряд административных мер по проведению решений съезда в жизнь.
А.Н. Русанов, проявляя особый такт в обращении с верующими и церковнослужителями, обратился с письмом к Приамурскому архиепископу Евгению: «Препровождая при сем копию резолюции краевого учительского съезда, принятой в пленарном заседании 8 апреля 1917 года, относительно необходимости немедленной реформы управления церковными школами, обращаюсь к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшей просьбой рассмотреть настоящую резолюцию и, ввиду исключительной остроты вопроса, пойти по возможности навстречу желаниям съезда. Такой путь разрешения вопроса предотвратил бы, несомненно, могущие произойти нежелательные выступления отдельных групп лиц». Под нежелательными выступлениями А.Н. Русанов имел в виду возникновение после съезда группы левых сельских учителей, требовавших немедленного претворения в жизнь решений съезда учителей, особенно антирелигиозных. Этой группой руководили М.И. Тайшин и С.П. Щепетнов. Они создали свой малочисленный союз, занимавший по ряду вопросов более радикальную, левацкую позицию, чем основная масса учительства Дальнего Востока, настроенная демократически, но настороженно воспринимавшая экстремизм своих сельских коллег. И это была разумная настороженность. Ведь речь шла о 182 школах ведомства православного вероисповедания, где обучались 11 305 детей. Необходимо было решить вопросы переобучения учителей, обеспечения учеников другими учебниками, организовать финансирование этих школ. Важно подчеркнуть тот факт, что практически единогласно принимая решения о реформе и школы, и управления ею, учителя Дальнего Востока не планировали уничтожения православной церкви и физического уничтожения и зданий, и самих служителей церкви. Это была демократическая революция.
Чтобы организационно закрепить решения Дальневосточного съезда, А.Н. Русанов в конце апреля 1917 года издал специальный приказ комиссара Временного правительства: «Впредь до введения в крае земского самоуправления осуществить нижеприводимое постановление дальневосточного учительского съезда в Хабаровске. Учащие во всех инспекциях края немедленно образуют временный учительский комитет для управления школами в прежних пределах инспекции на основе выборного начала и коллегиального управления». В конце апреля – начале мая 1917 года по всему краю были избраны уездные и районные учительские комитеты, заменившие назначаемые инспекции. Большинство избранных в них учителей работали на общественных началах, показывая крестьянам края образцы демократического самоуправления. В то же время общественная работа по управлению школой была самым верным средством по предотвращению неумного бюрократизма в народном образовании. В Хабаровском уезде в учительский комитет были избраны А.Д. Филиппов (председатель), В.М. Иванов, Д.И. Кузнецов, А.С. Кузнецов, А.С. Чевкунова и Г.А. Масалов (секретарь комитета). Все бывшие чиновники-инспекторы, не избранные на руководящие должности в новом демократическом управлении школой, получили направления для работы в школах края учителями.
Город Хабаровск. 1917. 10 марта
Необходимо подчеркнуть, что большевики, захватив власть в декабре 1917 года, распустили этот выборный демократический орган, назначили руководить народным образованием своего выдвиженца, деревенского учителя С. Щепетнова. Это был столь явный откат от демократических принципов, от учета мнения учителей, только что получивших право выбирать своих руководителей, что он вызвал политическую забастовку учителей и учеников Хабаровска. Но и сегодня система назначения руководителей, установленная большевиками, продолжает существовать. Демократический опыт 1917 года остается неизвестным и потому невостребованным.
Статья:
Попов В.Г. Глоток свободы учителей Приамурья. – Приамурские ведомости. 2007. № 60. 3 мая.
Первая демократическая городская дума Хабаровска
К 100-летию со дня избрания
100 лет назад (14 сентября по новому стилю) появилась первая Российская Республика, а Российская империя прекратила свое 200-летнее существование. Особым указом Временного правительства была провозглашена Российская Республика. Флаг у нее был такой же, как нынешний, – бело-сине-красный. Герб – двуглавый орел без корон.
В старых европейских демократиях день провозглашения страны Республикой является национальным праздником. Оно и понятно: как республиканские ценности, так и демократические институты являются основой современной западной цивилизации. Наша страна, где существует уже третья Республика, празднует все что угодно, только не те праздники, которые роднят нашу демократию с европейской. Здесь все понятно: у них там просто демократия, а у нас еще особая своя «суверенная демократия». Чем дальше уходит страна от славных дней Августовской революции 1991 года, тем больше похожа на всевластие чиновничества. В этой связи весьма поучительным и интересным будет напомнить опыт построения демократической власти снизу вверх в революционной России и на Дальнем Востоке в 1917 году.
В мае 1917 году по предложению демократов, поддержанному Комиссаром А.Н. Русановым, Думы Хабаровска, Владивостока, Благовещенска и других городов Дальнего Востока, избранные в 1914 году, были пополнены таким же количеством гласных от социалистических политических партий. В Хабаровске к 56 «старым» думцам добавились 56 «новодумцев». Новые думцы постигали премудрости сбора городских налогов и управления городским хозяйством.
Демократическим фундаментом Российской Республики должны были стать избранные по всей стране думы и их исполнительные органы – управы. Это были первые в мире всеобщие выборы, но пока только в городах, в которых принимали участие мужчины и женщины, достигшие 20 лет. Большинство гласных – депутатов городских дум – составили представители новых политических партий, социалистических и демократических.
Выборы в Хабаровскую городскую думу состоялись 6 (18) августа 1917 года. В городе тогда проживало 56 тысяч человек. Из них 46 тыс. европейцев. Более 10 тысяч зарегистрированных азиатов. И неизвестное число незарегистрированных китайцев и корейцев. Все азиаты, не являясь гражданами Российской Республики, не имели права выбирать. Но предстояло избрать 56 гласных – депутатов. По норме представительства 1 гласный от тысячи граждан. Выборы проходили по пропорциональной системе. Причем в каждом дальневосточном городе жителями формировались свои избирательные блоки. Хабаровчанами было сформировано шесть избирательных блоков. Всего зарегистрировано в качестве избирателей 17 851 человек. Из них явилось на выборы 10 710 мужчин и женщин, или 60 процентов взрослого населения. Военных избирателей было зарегистрировано 5689 солдат и офицеров. Из них на выборы явилось 3263 человека, или 57,3 процента.
В итоге выборов голоса избирателей распределялись:
Таким образом, блок социалистических партий, социалистов-революционеров и социал-демократов, который контролировал городской совет РСД и вел за собой всю революционную демократию, одержал полную победу на первых демократических выборах, получив 43 места гласных из 56. Поэтому победивший блок совета РСД, партий социалистов-революционеров и социал-демократов на пленарных заседаниях думы избрал председателем городской думы дворянина, гласного предыдущей городской думы, члена партии социалистов-революционеров М.И. Тимофеева, а городским головой – хабаровского интеллигента, а на момент выборов солдата ополченца и члена партии социалистов-революционеров Л.И. Загибалова. Эти два ярких демократических деятеля Хабаровска 1917 года навечно вошли в историю города как успешные руководители первой демократической думы и управы – законодательного и исполнительного органов русской революции. Необходимо подчеркнуть, что главный руководитель демократической революции на Дальнем Востоке, комиссар Временного правительства, хабаровский учитель и депутат Государственной думы от Приморской области, член партии народных социалистов А.Н. Русанов, также был избран гласным Хабаровской городской думы.
Таков был новый политический порядок в складывавшейся системе политических институтов народовластия. Чтобы быть назначенным на руководящий пост в системе областных и краевых органов власти, надо было всем пройти демократическое чистилище первичных выборов.
Именно гласные первичных институтов – городских дум и волостных земских собраний – определяли, кто будет руководителями в областях и крае.
Выборы новых демократических дум прошли во всех крупных городах Дальнего Востока. Результаты были аналогичны хабаровским. Во Владивостоке социалисты получили 84 места из 101, или 83 %, в Благовещенске – 50 из 67, или 74,5 %, в Никольск-Уссурийске – 32 из 40, или 80 %, в Зее – 10 из 20, или 50 %.
Уже через пять месяцев русской революции был нанесен решающий удар по централизованной самодержавной системе назначения исполнительной ветви власти. Не было отдельных выборов-назначений главных городских, областных и краевых чиновников. Их выбирали и контролировали депутаты дум и земских собраний, работавшие на общественных началах.
Милиция была передана городам, и ее начальник избирался из гласных, избранных народом. Для финансирования возникшей в огне Февральской народной победы поистине народной милиции городам и земствам переводились деньги, ранее распределявшиеся из Петрограда по линии МВД.
И самое главное – была развернута решительная подготовка к выборам народом судей. На первом этапе – мировых. Упор делался не на юридическое образование, а на грамотность, честность и авторитет у горожан. Были проведены свободные выборы новых революционных и демократических городских самоуправлений в 643 городах Российской Республики. Опротестованы выборы были в 49 городах. Отменены выборы в 13. Итоги свидетельствовали о том, что в выборах в среднем участвовало 57 % избирателей, включенных в списки для голосования. Среди избранных в гласные в 50 губернских городах социалисты составляли 65 %, конституционные демократы – 13 %, внепартийные – 14 %, представители национальных групп – 3 %.
Но это была только подготовка к основным выборам в России. О гигантских масштабах предстоящей демократической работы в Российской Республике говорят следующие цифры: предстояло избрать около 400 тысяч гласных, более 800 городских дум, 400 уездных земств и 95 тысяч волостных земств.
Шла огромная подготовительная работа по избранию российской Конституанты – Всероссийского Учредительного собрания. Именно ВУС должно было решить вопрос о Конституции Российской Республики и высших органах управления страной. Дальневосточники склонялись к созданию в стране парламентской республики и избираемого парламентом – Государственной думой – президента, осуществляющего представительные функции. Нового самодержавия и копирующего его большевистского комиссародержавия дальневосточники не желали.
Акту провозглашения Российской Республики предшествовали два чрезвычайных политических события. В июле 1917 года провалилась попытка ультралевого революционного крыла демократии, действовавшего в тесном контакте с анархистскими и левацкими группами, с помощью вооруженного путча захватить власть в Петрограде. Троцкий (Бронштейн), Каменев (Розенфельд) и другие оказались в тюрьме, вскрылись германские связи и немецкое золото для большевиков. Потерпела сокрушительное поражение и попытка крайне правого крыла российского общества – корниловской партии – организовать генеральско-военный путч. Л.Г. Корнилов и другие генералы были арестованы, непосредственный исполнитель генерал Крымов застрелился.
Таким образом, к сентябрю 1917 года в Российской Республике была достигнута определенная стабилизация политического положения. И буржуазно-демократическая альтернатива, или, говоря по-современному, либерально-демократическая, могла победить.
Фактически то, что сейчас нет-нет да называют «Великой Октябрьской социалистической революцией», было катастрофой. Россия и мир потратили на войны весь ХХ век. И выход не в тупом и истерическом цеплянии за «красные» дни в календаре 7–8 ноября или вытряхнутом из пыли XVII века и вновь возрожденном 4 ноября, а в восстановлении празднования дня Республики 14 сентября и почитании первых демократических деятелей 1917 года нашей страны и Дальнего Востока. И практического их опыта построения демократического общества и народоправного, народовластного государства.
Статья:
Попов В.Г. Первая демократическая городская дума. К 90-летию со дня избрания. – Приамурские ведомости. 2007. № 131. 12 сентября.
Первая дума в Хабаровске
А.С. Рассушин дважды избирался на ответственный пост городского головы
15 августа 1893 года в Приамурское генерал-губернаторство прибыл новый губернатор, генерал-лейтенант Сергей Михайлович Духовской. Поселившись в столице губернаторства Хабаровске и войдя в курс городских дел, генерал понял, что одному старосте, работавшему на общественных началах, с городским хозяйством уже не управиться. Городской староста, потомственный дворянин Станислав Исидорович Бахалович, невзирая на поддержку горожан и собственную активность, не мог в силу крайне узких полномочий старосты обеспечить столичное лицо растущего города.
С.М. Духовской принял решение поднять социальный статус самоуправления столицы генерал-губернаторства и провести в январе 1894 года выборы в городскую думу. Согласно положению о выборах, в голосовании принимали участие только лица мужского пола, достигшие 25-летнего возраста, проживавшие в Хабаровске не менее одного года и владеющие недвижимостью на сумму тысяча рублей. Для сравнения: в европейской части России ценз оседлости определялся в три года, а имущественный – в триста рублей. Необходимо отметить, что повышение имущественного ценза более чем в три раза было вызвано тем, что цены и, соответственно, зарплаты как чиновников, так и доходы зажиточных горожан были на Дальнем Востоке значительно выше.
Первые выборы в городскую думу прошли в январе 1894 года. Право выбирать имели около трехсот обладающих цензом горожан. По размерам уплачиваемых местных налогов они были разделены на три группы – курии. Но приняли участие в выборах, или, как это называлось тогда, баллотировке, меньше половины. Из них и были избраны первые в истории города гласные.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.