355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Владимир Бровко » Печенегия » Текст книги (страница 3)
Печенегия
  • Текст добавлен: 15 июля 2020, 09:30

Текст книги "Печенегия"


Автор книги: Владимир Бровко



сообщить о нарушении

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)

Во время 2-го похода 943―944 годов Игоря на Византию, который представлял собой реванш за поражение в 1м походе, он нанял печенегов, предварительно взяв у них заложников, и после заключения в 944 году мирного договора с Византией, князь «повелел печенегам воевати Болгарскую землю» , являвшейся на тот момент союзницей Византии[.

С последнего похода Игоря на печенегов в 920 году летописи долгое время ничего не упоминали о набегах печенегов на Русь или о каких-либо столкновениях с ними.

Основываясь на этом, ряд позднейших исследователей полагали, что до 968 года печенеги не беспокоили Русские земли, однако, как отмечает В. В. Каргалов их набеги на русское пограничье были уже обычным делом, и не имели такой значимости, чтобы вносить их на страницы летописей

Так византийский император Константин VII Багрянородныйв своём трактате «Об управлении империей» сообщал, что когда печенеги не имеют с русами мира, то они «частенько грабят Ро́сию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб».

Также он сообщал, что у Днепровских порогов печенеги систематически нападают на судовые торговые караваны русов, которые изза этого вынуждены были постоянно нести бдительную охрану.

3.Святослав

В начале княжения Святослава Игоревича, военных (по крайней мере крупных) столкновений с печенегами не происходило. Напротив, арабский автор Ибн Хаукаль даже называет их союзниками Руси: «они – шип русийев и их сила».

Известно, что в 965 (6473) году одновременно с походом Святослава на Хазарию на хазар напали и некие тюркские кочевники. Возможно, это были именно печенеги.

Однако в 968 (6476) году во время похода Святослава в Болгарское царство печенеги внезапно осадили Киев.

Находясь в плотном кольце и изнемогавшие от голода и жажды, киевляне были отрезаны от путей сообщения. В городе также находились мать Святослава Ольга и его сыновья Ярополк, Олег и Владимир.

На противоположном берегу Днепра в это время стоял небольшой русский отряд под руководством воеводы Претича. На собранном в городе вече горожане принялись искать того, кто сможет перебраться на тот берег и передать воеводе:

«Если не подступите утром к городу, ― сдадимся печенегам».

На выполнение этого задания вызвался некий отрок, знавший печенежский язык

Незаметно выйдя из города, он с уздечкой в руке прошёл через печенежские заслоны и, дойдя до реки, сбросил с себя одежду и прыгнул в воду. Печенеги безуспешно принялись стрелять в лазутчика с луков.

Происходящее увидели с другого берега, и тут же на ладье поплыли к нему на встречу и, подобрав, доставили его к Претичу, который выслушал обращение горожан.

После этого воевода решил любой ценой пробиться к городу и освободить княгиню и княжичей, объявив дружинникам, что «Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав».

Ближе к рассвету следующего дня отряд Претича, погрузившись в ладьи, громко озвучил своё движение множеством боевых труб.

В самом городе киевляне принялись кричать. Печенеги, посчитав, что это идёт Святослав, обратились в беспорядочное бегство, но позже вновь собрались и расположились у реки Лыбедь.

В тот же день печенежский хан лично отправился парламентёром к Претичу уточнить не он ли князь. Претич ответил, что он воевода, и пришёл с передовым отрядом, а за ним идёт сам князь Святослав с главными силами.

Хан же предложил: «Будь мне другом», после чего он подарил Претичу коня, саблю и стрелы. Последний в свою очередь подарил хану кольчугу, щит и меч.

В то же время княгиня Ольга снарядила к Святославу гонцов с письмом следующего содержания:

«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмуттаки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих

– Ипатьевская летопись

Святослав находился в то время в Переяславце.

Получив данное письмо, он с войском тут же направился в Киев, и в кратчайшие сроки прибыл в столицу.

Оттуда он сразу же устремился на печенегов и, нанеся им поражение, отогнал их в глубь степей.

В 970 (6478) году во время Русско-византийской войны печенеги и угры выступили союзниками Руси, но в отличие от «порабощённых»болгар, оба первых действовали самостоятельно.

В битве под Аркадиополем печенеги, составлявшие один из флангов русского войска, были заманены византийцами в засаду и там разгромлены

После ряда сражений под Доростолом в апреле—июле 971 (6479) года между русским и византийским войсками, 23 июля был заключён русско-византийский мирный договор.

Сразу после этого византийский император Иоанн Цимисхий отправил к печенегам с «дорогими подарками» видного дипломата ― епископа Феофила Евхаитского.

По сообщению хрониста Скилицы, Феофил от имени императора предлагал им «стать его друзьями и союзниками», а также просил хана Курю не препятствовать возвращению русов на родину, но последний, якобы, отклонил просьбу относительно русов (ещё за день до мирного договора Святослав, обращаясь к своей дружине, упомянул, ― «… а печенеги с нами ратны [в войне]»).

Ряд исследователей полагают, что миссия Феофила заключалась именно в том, чтобы навести печенегов на Святослава.

В то же время русские летописи сообщают, что переяславцы (болгары) послали печенегам известие:

«Вот идёт мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа. – Ипатьевская летопись.

Заключив договор с Цимисхием, Святослав водным путём отправился на родину. Устье Днепра было уже занято печенегами и опытный воевода Свенельд советовал Святославу двигаться дальше сухим путём, однако последний, вероятно изза большого количества раненных и больных, предпочёл перезимовать в Белобережье, а Свенельда с частью дружины отправил тем путём для сбора рати, с которой он должен был вернуться.

Зимовка в Белобережье была крайне тяжёлой «и был у них великий голод», а помощь так и не прибывала. Тогда, не дожидаясь последней, Святослав с наступлением весны 972 (6480) года продолжил своё движение по речному пути.

У Днепровских порогов продолжали стоять большие полчища печенегов, ожидавшие возвращения русов, которые при переходе через те пороги были окружены и полностью уничтожены.

Русы погибли все до единого, включая князя Святослава. Из его черепа хан Куря велел сделать чашу для питья, оковав её золотом

4.Ярополк

После гибели Святослава Киевский стол занял его старший сын Ярополк (на момент во княжения ему было не более 11 лет, а его регентом стал Свенельд[

Тогда же участились и набеги печенегов на Русь.

В 978 (6486) году Ярополк нанёс печенегам крупное поражение и даже обложил их данью, ― «Победил Ярополк печенегов, и возложил на них дань».

В следующем 979 (6487) году один из печенежских ханов по имени ― Илдей перешёл на службу к князю «… и бил челом Ярополку в службу; Ярополк же принял его и дал ему грады и волости»].

В то же время на Руси началась первая междоусобица. Свенельд убедил Ярополка идти на его брата Олега (князя древлянского), который до этого убил сына Свенельда ― Люта.

В 977 (6485) году во время штурма Ярополком Овруча, Олег погиб. Владимир, опасаясь той же участи, бежал к норвежскому правителю Хакону «Могучему».

Ярополк тут же занял Новгород, но в 980 (6488) году Владимир вернулся с норманнским войском и, собрав так же большую рать в северных землях Руси, двинулся на Киев.

Когда Владимир предложил Ярополку выйти на переговоры, один из отроков последнего ― Варяжко, советовал своему князю:

Не ходи князь, убьют тебя, беги лучше к печенегам и приведи от них войско.

– Ипатьевская летопись [44]

Однако Ярополк отклонил данное предложение и, выйдя к Владимиру на переговоры, был убит его людьми.

5.Владимир I Святославович (Владимир Святой)

С во княжение в Киеве Владимира набеги печенегов на Русь приобрели новую силу.

Варяжко, который бежал к печенегам сразу после гибели Ярополка, принялся мстить за своего князя, участвуя с ними в их набегах ― «… и долго воевал с печенегами против Владимира».

Последний, не в силах справиться с энергичным Варяжко, с трудом уговорил его перейти на свою сторону, дав клятвенное обещание ― не причинять никакого вреда

К 988 (6496) году летописи относят начало строительства вдоль степной границы для защиты от частых печенежских набегов оборонительных линий или так называемых ― Змиевых валов.

Построенные города, исполнявшие функцию застав, соединялись между собой валами, на которых на определённой дистанции устанавливались сигнальные вышки.

Данная сеть укреплений создавала ряд проблем для печенегов, в частности лишая их набеги фактора внезапности.

Дозорные вели круглосуточное наблюдение. Кроме того, на значительном расстоянии от застав в сторону «Дикого поля» конные разъезды патрулировали подступы к русским рубежам.

В случае появления печенежских скоплений, те разъезды спешили известить гарнизоны, которые в свою очередь зажигали сигнальные огни.

И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их. – Ипатьевской летопись

В другие города посылались гонцы, а гарнизоны тем временем держали оборону до подхода помощи.

Буферная зона была расширена в сторону степи вдвое, – от одного до двух дней пути.

В данных условиях исключался молниеносный набег отдельных печенежских отрядов на незащищённые сёла.

Для успешного вторжения в русские пределы печенегам теперь нужно было предпринимать только масштабные походы объединёнными силами.

988 год также знаменателен крещением Руси.

По всей видимости военные успехи Владимира как в оборонительных, так и активных действиях, ― явились следствием новых взаимоотношений между ним и некоторыми печенежскими ханами.

Так по сообщению Никоновской летописи в том же году к нему пришёл хан Метигай и принял крещение, а в 991 (6499) году крестился хан Кучюг, при этом поступив на службу к Великому князю, ― «… и служил Владимиру от чистого сердца»

В дальнейшем, согласно Никоновской летописи, ― бывший печенежский хан Кучюг неоднократно отличался в боях с печенегами.

В 990(6498) году, согласно Никоновской летописи, печенеги в большом количестве вторглись в русские пределы и «и много зла сотворили», но были наголову разбиты собранным Владимиром большим войском. По сообщению той же летописи, ― мало кому из них удалось бежать.

В 992 (6500) году состоялся крупный поход печенегов на Русь. Их объединённые силы выступили со стороны реки Сулы. Владимир успел собрать необходимые для отражения противника силы и встретил его у брода на реке Трубеже.

Оба войска выстроились друг против друга по противоположным берегам реки, не предпринимая никаких активных действий. Далее летопись приводит рассказ о поединке печенежского богатыря с русским, Яном.

Летописцы утверждают, что мол русские, вдохновлённые победой своего бойца, с боевыми кличами бросились на печенегов, которые, не выдержав атаки, были обращены в беспорядочное бегство.

В 996 (6504) году печенеги вновь вторглись с русские переделы и подошли к реке Стугне.

На этот раз Владимир не успел собрать достаточно сил и, выйдя им на встречу «с малою дружиною»[ , в битве под Василёвом  потерпел поражени.

Русские, не успев принять боевой порядок, обратились в бегство.

Сам Владимир едва избежал гибели, укрывшись под мостом, а после затворился в Василёве.

 Стугненский рубеж находился в дневном переходе (30—35 км) от Киева и, следовательно, столица находилась под угрозой.

Однако «змиевые валы» и укреплённые пункты Среднего Поднепровья явились причиной того, что печенегам так и не удалось дойти до Киева.

Гарнизоны не сдавались, а печенеги, главной целью которых являлась нажива, не тратили время на осады и, тем более, не пытались взять те укрепления штурмом, в результате чего последние оставались у них в тылу, проводя со своей стороны активные действия. Однако несмотря на это, большое количество сёл в тот год всё-таки было печенегами разорено

Поражение Владимира под Василёвом вдохновило печенегов, и с того времени по словам летописца ― «шла беспрерывная великая война».

Не имея достаточных сил для противодействия печенежским набегам, Владимир в 997 (6505) году отправился в Новгород для сбора рати.

Тем временем печенеги, узнав, что Владимир отбыл на север, в том же году осадили Белгород.

Город был взят в плотное кольцо, а сама осада затянулась. Печенеги рассчитывали взять город измором.

В нём действительно начался голод, и горожане, согласно летописи, на собранном вече постановили:

Вот уже скоро умрём от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам кого оставят в живых, а кого умертвят; всё равно помираем от голода. – Ипатьевская летопись

Существует предание, согласно которому, ― белгородцы по совету некоего старца, предложившего повременить со сдачей города, вырыли два колодца и установили там кадки, заполнив одну ― болтушкой (из собранных со всего города остатков овса, пшеницы или отрубей), а другую ― медовой сытой.

После этого жители пригласили печенегов для переговоров. Белгородцы показали им колодцы и угостили их содержимым, поведав, что здесь сама земля истощает пищу, а потому, осада может длиться вечно и голодная смерть горожанам не угрожает.

Печенеги посчитали бессмысленным продолжать осаду и отступили от Белгорода.

В 1000  (6508) году, когда Владимир находился в походе на Болгарское царство (а 6 тыс. русов участвовали в византийском походе в Армению), некий Володарь (называемый В. Н. Татищевым ― изменником, забывшим «благодеяние господина своего») со своим братом навёл печенегов на Киев.

Последние «во многом числе» обложили город, в котором среди жителей поднялось большое смятение. Однако находившаяся в нём дружина под руководством воеводы Александра Поповича произвела ночную вылазку, истребив большое количество осаждавших, после чего печенеги бежали.

В следующем 1001 (6509) году уже против печенегов состоялся поход русских войск под руководством Александра Поповича и Яна Усмошвеца.

В ходе данной экспедиции русские «избили множество печенегов», а также взяли в плен их хана Родмана и трёх его сыновей, которых привели к Владимиру в Киев.

В 1004 (6512) году печенеги вновь осадили Белгород, однако, при подходе к городу крупных русских сил во главе с Александром Поповичем и Яном Усмошвецом, печенеги бежали обратно в степь.

Тут я прерву повествование, но только для того, чтобы разоблачить это ложный исторический миф о битве А. Поповича и Я.Усмошвеца с печенегами!

Я ранее в свои исторические изыскания специально изучил и проанализировал биографии всех известных древнерусских и русских богатырей и по итогам изучения написал и издал отдельную книгу в двух томах под названием «Былинные богатыри. Мифы и правда».

И вот что мне удалось тогда выяснить о сражении А. Поповича и Ян Усмошвеца с печенегами.

«Ян Усмошвец (Усмович, Усмарь, от слова сумей – «кожа») – легендарный летописный богатырь.

И при попытке выяснить, что же на сам деле был этот Ян Усмошвец любой исследователь называется на старую перепечатку их еще дореволюционной энциклопедии БиЭ. https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Ян_Усмошвец суть которой современным языком можно передать следующим образом:

«Упоминается в летописях под 992, 1001 и 1004 гг, всегда в роли победителя печенегов, в двух последних случаях вместе с богатырём Алексеем Поповичем.

Наиболее подробен следующий легендарный рассказ.

В 992 году печенеги пришли из-за Сулы на берега Трубежа и стали вызывать на единоборство с их богатырём.

Охотников не находилось, и великий князь Владимир начал тужить.

Тут подошёл старик и сказал, что оставшийся дома меньшой его сын (из пяти) в гневе разрывает кожу.

Силач был вызван; для пробы силы он схватил бежавшего мимо быка и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить рукою.

Печенежский силач был им побеждён, и печенеги бежали.

Князь Владимир заложил на месте поединка город, дав ему название Переяслав, якобы потому, что здесь русский богатырь «перенял» славу печенежского.

Однако город Переславль упоминался ещё в договоре 907 года Олега с греками.

Позднейшая сходная украинская сказка о Никите (Кирилле) Кожемяке напечатана во 2-м томе «Записок о Южной Руси» Кулиша.

Здесь богатырь – старик, мнёт и рвёт в гневе кожи, убивает змея и освобождает похищенную змеем царевну.

Летописный Ян Усмошвец и украинский Кирилл Кожемяка, по-видимому, два далеко разошедшиеся варианта одного и того же сказочного мотива об освобождении царевны от похитившего её змея.

Есть и литературная обработка этой легенды о Яне Усмошвеце: http://rulibs.com/ru_zar/child_education/emets/0/j19.html

ЯН УСМОШВЕЦ

«Многие ратные походы совершил князь Владимир против печенегов. Внезапно налетая конными отрядами, то и дело тревожили печенеги Русь, грабили, сжигали города, захватывали большие полоны. Великие беды терпела наша земля от таких воинственных соседей.

В 992 году двинулись печенеги на Киев от Сулы-реки. Быстро скакали печенеги: надеялись врасплох напасть на город, сонной переколоть дружину и столь же стремительно, с богатой добычей отхлынуть в степи, пока не собралось русское ополчение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю