Текст книги "76 процентов богатых людей стартовали с нуля (СИ)"
Автор книги: Владимир Довгань
Жанр:
О бизнесе популярно
сообщить о нарушении
Текущая страница: 8 (всего у книги 8 страниц)
Глава 9. Преимущество нематериального продукта над материальным
Гулял вчера по городу, рассматривал пиццерии, кафе, офисы страховых и туристических компаний, других предприятий. Задерживая взгляд на вывесках и витринах, задавал сам себе вопрос: «Если бы я сегодня стартовал с нуля, каким бы бизнесом я занялся?» И честно отвечал: «Из того, что сегодня есть на рынке, ничто не выглядит для меня привлекательным. А особенно нежеланны те отрасли, где есть материальный продукт».
Поясню, что я имею в виду. Давайте возьмем для примера обычную пиццерию и перечислим затраты, которые вынужден нести владелец, чтобы эта пиццерия работала. Надо покупать муку, масло, сыр, приправы, оплачивать электроэнергию, аренду помещения, выплачивать зарплату поварам и официантам, нести другие затраты. Согласитесь, что все пиццерии вашего города обременены одними и теми же расходами.
Можно, конечно, сэкономить на качестве муки, но тогда пицца будет абсолютно несъедобна. Можно сэкономить на зарплате официантов, но тогда у вас будут самые плохие официанты. Как же можно выделиться, как можно победить конкурентов? Если вы осознанный человек, то вы ответите однозначно: никак. Ну и что же делать? Вместо зеленой вывески, как у конкурентов, повесить красную? Все равно люди будут обращать внимание больше на цену и качество продукта.
То же самое с кофейнями, интернет-магазинами, туристическим или юридическим бизнесом. Там, где есть материальные затраты, у вас практически нет шансов выделиться среди конкурентов. Понимая это, вы легко сделаете правильный вывод – вы не будете заниматься бизнесом, в котором есть материальный продукт. Почему? Во-первых, если вы занимаетесь материальным продуктом, вы не сможете обогнать конкурентов в 10 раз. Насколько быстрей вас привезет самый лучший таксист относительно обычного? На 30—50%, и это предел. Насколько дороже вы сможете продавать пиццу, если в вашем городе есть конкуренты? На 50—100%, не больше.
В том бизнесе, где есть материальные продукты, выделиться с большим запасом среди ваших конкурентов невозможно. А вот если вы берете нематериальный продукт, то ваша наценка может быть и 3000%, и 5000%. Вот почему я рекомендую вам заниматься только таким бизнесом, где нет материального продукта.
Вторая важная причина – материальный продукт требует больших затрат. Вы должны купить ингредиенты или закупить сам продукт, вы должны где-то его хранить. Вам нужны средства на склад, сотрудников. А если вы не угадали с бизнес-идеей, то этот материальный продукт будет еще и очень сложно продать.
Приведу пример из своей жизни. Однажды мы с другом решили сделать зонтичный бренд и под этим «зонтиком» продавать обувь, одежду, аксессуары, парфюмерию и косметику. Вложив по 350 000 долларов, проделав какой-то путь, мы осознали, что это самый глупый бизнес, который только может быть. И как практик сразу предупрежу: не занимайтесь одеждой. Там нет денег, есть только гора проблем.
Через три месяца мы с моим другом разобрались, что зашли не туда, и приняли решение закрыть компанию, списать убытки и забыть этот бизнес как страшный сон. Ликвидируя остатки, мы вдруг обнаружили на складе 10 000 мужских брюк. Были еще другие остатки, но мужских брюк было очень много. Мой друг принялся продавать их, чтобы получить хотя бы 15% от стоимости, и столкнулся с тем, что они уже не соответствуют модным тенденциям, да и сезон не тот – не по погоде одежда. Товар оказался безнадежным бременем.
Хочу дать вам добрый совет. Можете к нему прислушаться, можете проигнорировать, но запомните, что я рекомендую вам включить голову и найти дело, где есть возможность зарабатывать, продавая идею, а не заниматься материальным продуктом.
Глава 10. Этот эффект я называю «денежной слепотой»
Внимательно изучив историю успеха ста великих компаний, я обратил внимание на одну закономерность. На старте успешного бизнеса никто не видит прибыльности зарождающегося дела. И те люди, которые идут против течения, на которых все показывают пальцем и говорят: «Смотри – сумасшедший!», – те самые чудаки, которых называют белыми воронами, именно они срывают джекпот, именно они становятся богатыми.
Расскажу вам несколько историй. Моя цель – через них вдохновить вас, чтобы вы на старте не боялись идти против мнения толпы. Исходя из своего бизнес-опыта, замечу: ни один проект, который принес мне деньги, в начале пути, на старте не получил поддержки ни от моих близких, ни от экспертов. С полной ответственностью заявляю: все мои успешные проекты на старте подвергались насмешкам, непониманию и жесткой критике. А те проекты, которые нравились моему окружению, все были провалены.
Помните главное правило для нас, стартующих с нуля, – делать то, что никто никогда не делал. И вот когда вы будете приступать к необычным действиям и делам, не ждите поддержки. Никто вас не поддержит. Когда я печатаю это неуютное слово «никто», это значит «абсолютно никто». Ни муж, ни жена, ни родители, ни эксперты... Никто. Не верите? А давайте посмотрим на старт великих компаний.
Илон Маск. После того, как он заявил, что будет выпускать электромобили, ракеты и солнечные батареи, все посчитали его идиотом. Ни один человек его не поддержал. Над ним смеялись. Его называли шарлатаном, жуликом, романтиком, и поэтому он снял, а, точнее, снимет все сливки в этих трех новых индустриях.
Стив Джобс. Подвергался колоссальной критике и насмешкам, когда продавал первые компьютеры. Он даже не мог объяснить, что такое компьютер, потому что до него их не было. Никто не верил в его успех. А он победил. Когда Стив Джобс презентовал свой первый айфон, ни один маркетолог, специалист, эксперт не сказал, что это круто. Наоборот, все считали, что телефон за 500 долларов никто покупать не будет.
Когда Ларри Пейдж и Сергей Брин пытались найти инвесторов для Google, над ними все смеялись. Никто не верил в успех этой компании.
Когда Марк Цукерберг уговаривал своего друга Джо Грина, с которым он жил в одной комнате в общежитии факультета психологии Гарварда, вместе с ним запускать проект Facebook за 5 процентов акций будущей компании, Джо Грин не согласился. Он не верил в Facebook. Сегодня состояние Джо Грина составило бы 15 миллиардов долларов.
Когда Майкл Делл собирал свои первые компьютеры, в него никто не верил. Сегодня его состояние – 17 миллиардов долларов.
Когда первые нефтяники бурили первые скважины и пытались добывать нефть, их все считали сумасшедшими. Это доказанный исторический факт.
Никто не верил в успех McDonald’s.
Никто не верил в успех KFC.
Никто не верил в успех Генри Форда. В те времена все считали, что автомобили не нужны.
Когда основатель Amazon.com делал первые шаги, в него также никто не верил.
Когда Уолт Дисней пытался привлечь деньги для строительства первого Disneyland, ему никто не дал ни копейки. В него не верил даже родной брат Рэй.
Когда Александр Белл проводил первые презентации первого в мире телефона, инвесторы над ним просто смеялись, потому что никто не верил, что кто-то будет за деньги звонить по телефону.
Когда Говард Шульц привлекал инвесторов, чтобы расширить бизнес Starbucks, в него тоже никто не верил. А сегодня Starbucks стоит 86 миллиардов долларов.
Когда на Земле появляется новая бизнес-идея, в нее никто не верит. И я это неверие называю «денежной слепотой». Для нас с вами, осознанных людей, это хорошая возможность быть первыми и сорвать джекпот. Но нужно быть готовыми.
Первые месяцы или годы с запуска вашего проекта вам будет невероятно тяжело. Почему? Потому что близкие люди – муж, жена, родители, дети – также не будут верить в то, что вы добьетесь успеха. Если вы сможете выдержать, не сдаться, не предать свою мечту, у вас появится шанс прожить яркую, интересную, богатую, счастливую жизнь. Если сдадитесь – это только ваш выбор.
Хочу закончить это бизнес-пособие словами Черчилля из его самой знаменитой короткой речи. Во время войны, когда Англия должна была вот-вот проиграть Германии, Черчилля попросили выступить в университете. Он приехал и, сказав только несколько слов: «Не сдавайтесь. Никогда, никогда не сдавайтесь!», – сразу удалился. Этих слов было вполне достаточно.