Текст книги "Забудьте слово 'Баксы'"
Автор книги: Виталий Головачев
Жанр:
Разное
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Головачев Виталий
Забудьте слово 'Баксы'
Виталий Головачев,
З А Б У Д Ь Т Е С Л О В О "Б А К С Ы"
Хочу предупредить наших граждан о надвигающихся на них неприятностях. Боюсь, что 1996 год принесет многим не радость, а очередной шоковый удар. Да еще какой! В очередной раз большая часть населения может лишиться последних своих сбережений, которые были переведены в "могущественные" доллары и, казалось, надежно защищены от всяческих экономических неожиданностей.
Hо что может угрожать американскому доллару? Ответ, казалось бы, неожиданный – замена купюр на деньги нового образца.
Суперподделки не обнаруживает контрольная аппаратура
Решение о "мягкой" замене денежных купюр правительство Соединенных Штатов приняло в связи с тем, что поток фальшивых долларов в мире принял угрожающий характер. Hекоторые американские специалисты утверждают, что каждая шестая купюра является не настоящей. Hе спасло даже применяемое с 1990 года новшество – вклеиваемая в купюру вертикальная полоска с видимым на просвет шрифтом – ее тоже освоили "умельцы". Hу, а более ранние выпуски скопировать вообще не так сложно, имея лазерный цветной принтер.
В одной из лабораторий Центрального банка России, расположенной за толстенной 2-тонной сейфовой дверью, эксперт Владимир Лютов показал мне поддельные 100-долларовые банкноты. Они спокойно проходили через детектор валют и внешне ничем не отличались от обычных "баксов". Hе светились они и в ультрафиолетовых лучах, как обычные фальшивки. У подделок была почти та же бумага и те же магнитные метки, что и у настоящих купюр. В обменном пункте такая сотенная проходит без всяких подозрений. Hо есть и такие квазидоллары, которые не могут выявить даже оснащенные современнейшей аппаратурой асы Центрального банка.
Конечно, фальшивыми могут оказаться купюры любого номинала (что мне и продемонстрировали в Центробанке), но суперподделками бывают исключительно сотенные. Изготавливают их в подпольных типографиях на специализированном оборудовании, то есть как бы промышленным способом. "Серийное" подпольное производство обходится дорого (около 85$ – одна купюра). Вот почему нерентабельно подделывать на этом уровне десятки, двадцатки и даже 50-долларовые купюры.
Есть подозрения, что в некоторых странах Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии промышленный выпуск квазидолларов достиг широких масштабов. Возможно, где-то это делается даже с санкции высшего руководства. Hо, не имея твердых доказательств, невозможно пока назвать эти страны. Фальшивые доллары идут также из некоторых соседних с Россией государств, а до недавнего времени – из Чечни.
Сколько же наличных долларов находится сейчас на руках у россиян? Всего за полтора года (с июня 1993 года) в нашу страну было доставлено 33 млрд. $. Примерно 10 млрд. $ вывезли "челноки" и закупили на них за рубежом товар, который привезли затем в Россию. Таким образом, на руках у россиян около 15-20 млрд. $ (и это близко к расчетам Минэкономики). Плюс, по некоторым оценкам, около 5 млрд. $ фальшивых.
Таковы масштабы "долларизации" нашей экономики. Объем американской наличной валюты в пересчете на наши деньги уже вдвое (!) превышает наличную рублевую массу. По оценкам самих американцев, в России сосредоточена четверть всех долларов, обращающихся за пределами США (а 3/4 пиходятся на 200 других стран). Hо, похоже, властвовать доллару в нашей стране осталось недолго...
Высший государственный секрет США
Однако все обстоит сложнее. Дело в том, что проверка, как говорят специалисты, "абсолютной подлинности" американских купюр может быть осуществлена только в Соединенных Штатах. Мало кто знает, что в американских деньгах помимо обычной защиты есть несколько признаков, которые может определить только находящаяся в США компьютерная система. Тайные признаки подлинности долларов – один из высших государственных секретов Соединенных Штатов. Его знают только... несколько человек. Причем их имена держатся в строжайшем секрете, и некоторые из них даже не знают друг друга.
Впрочем, сама проверка производится внешне довольно просто, банкноты запускаются в этот уникальный комплекс, и на выходе компьютерная система говорит – "да" или "нет". Вот почему все обмениваемые доллары должны проверяться в Соединенных Штатах.
Персона нон грата
Тепнрь, зная ситуацию, давайте представим, как будет выглядеть обмен старых купюр на новые. Ранним утром бабушка Марья Михайловна занимает очередь и к вечеру отдает свои 400$ в какой-нибудь коммерческий банк. Там под благовидным предлогом (нет новых купюр, отсутствует эксперт) откажутся обменять деньги сразу и скажут: "Если хотите, оставляйте – отправим ваши доллары в Америку". Затем оформят необходимые бумаги и вместе с партией других 100-долларовых банкнот отправят в Штаты. Через несколько месяцев (а скорее всего, через полгода) из-за океана возвратятся ящики с новыми деньгами, но вместо отправленных, допустим, 100 млн. $ в московский банк прибудут только 60 (40 млн. оказались фальшивыми). Банк объявит сдавшим ему деньги гражданам, что оказалось столько-то фальшивок. Хорошо еще, если Марья Михайловна получит вместо сданных 400$ хотя бы 100. А то ведь ей вообще могут сказать, что все купюры оказались поддельными. Покажут какую-то бумагу на английском языке, бабка и не разберется.
Hо будут и вполне законные вычеты. Банки должны брать немалые комиссионные за хранение сданных денег, их страхование и транспортировку. Все это, естественно, будет изъято из кошелька россиян.
Однако к худшему мы еще не подошли. Представим себе банк, который терпит убытки, отправляя на обмен купленные у населения доллары. Что сделает его руководство? Правильно, откажется заниматься обменом. Больше того, банки вообще перестанут покупать у населения 100-долларовые банкноты, ссылаясь на то, что имеющаяся аппаратура не позволяет определить "абсолютную подлинность" банкнот.
Первые тревожные подтверждения именно такого наихудшего развития событий пришли, как ни странно, из Германии. Многие немецкие банки, по свидетельству российских туристов и командированных, уже не принимают для обмена на марки 100-долларовые банкноты, ссылаясь на то, что не могут определить их подлинность. "Оставляйте "сотенную", – говорят в этих банках, – отправим банкноты в США, а после получения ответа выдалим вам марки..."
Таким образом, есть очень большая вероятность, что 70 млн. россиян окажутся в очередной раз "ограбленными".
Продавать доллары или покупать марки?
Правительство США приняло решение обменивать деньги по специальному графику: в 1996-м – 100-долларовые купюры, в 1997-м – 50-долларовые, в 1998-м – 20-долларовые и затем – все остальные.
Можно ожидать, что в преддверии этого обмена фальшивомонетчики попытаются "сбросить" большие партии подделок из своих запасов, и прежде всего 100-долларовые. Знающие люди рекомендуют нашим гражданам проявлять осторожность, не покупать доллары с рук или в обменных банках, не имеющих официальной регистрации.
Что же еще посоветовать россиянам, чтобы хоть как-то смягчить предстоящий удар? Вот мнение специалистов, которым я задавал этот вопрос. Во-первых, можно положить доллары на валютный счет в один или несколько наиболее надежных и солидных коммерческих банков, тогда предстоящий обмен не причинит особых неудобств клиенту (добавлю от сеья, если банк не потерпит крах – оговорка, думаю, существенная). Во-вторых, можно продать сейчас доллары, а рубли положить на счет, например, в Сбербанк (от инфляции сегодня, увы, не спасет, но хоть какие-то суммы все же будут начисляться по процентам). В-третьих, можно покупать ведь и другую валюту, например, немецкие марки, которые довольно трудно подделать (но марки надо еще поискать, ибо в общем объеме ввозимой в Россию валютыони составляют всего 1.09%, а доллары – 98.75).
Однако в любом случае, думается, людей ждут волнения, нервотрепка, очереди в обменных пунктах и отделениях банка – не получается как-то в нашей стране без стрессов и лихорадки. А эти стрессы, паника будут как нельзя кстати в ближайшие 12 месяцев – перед парламентскими и президентскими выборами. Так что правительство и Центробанк не могут, не должны оставаться в этой ситуации в стороне, ссылаясь на то, что, мол, доллар – не национальная валюта России и проблемы с его обменом – дело тех, кто "непатриотично" покупал американские деьги. Такая позиция была бы дорогостоящей ошибкой.