Текст книги "Однорогая жирафа"
Автор книги: Виктор Сапарин
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
– Держите крепче! – закричал товарищам Саша и, уйдя в раструб щели плечом, попытался подцепить молотком это "что-то". Предмет легко подвинулся, звякнув еще раза два. Геолог подгонял его к краю щели, и вот на свет показалась узкая заржавленная консервная банка.
С этим трофеем Сашу и вытащили наверх. Став ногами на твердую землю, геолог принялся осматривать свою находку, вертел ее в руках. Банка была легкая.
– USA, – разобрал он буквы на донышке. – Американская.
– Видимо, партизанский трофей, – подтвердил Игорь. – Штаты ведь и тогда еще протягивали сюда руки. Кто только не снабжал семеновцев! Но что в банке?
– Запаяна очень основательно. Ну что же, тут требуется самый обыкновенный консервный нож.
Банку вскрыли. В ней оказался сложенный вчетверо листок из ученической тетради. Обыкновенным. химическим карандашом на листе была грубо набросана схематическая карта.
– Маршрутная глазомерная съемка, – сказал Саша, внимательно изучив чертеж. – Это карта маршрута. Исходным пунктом служит сопка со скалой "Жирафа". Видишь? А дальше надо идти вот по этой пунктирной линии.
– Выходит, это только ключ к кладу, – заметил Игорь. – Ну-ка, дай посмотреть.
Он долго разглядывал лист бумаги.
– А знаешь, ты прав! – воскликнул он, с восхищением глядя на двоюродного брата. – Это, пожалуй, и правда, рука Зарудного. В деле есть упоминание о том, что он левша. А вот эти слова "Долгая падь" совершенно очевидно написаны левой рукой. Я немного изучал почерки... Но в путь! Теперь начинаю волноваться я...
Загадка кедровой сосны
На карте маршрут обрывался значком, обозначающим на языке топографов "отдельно стоящее дерево". Крупный рисунок рядом, на полях, по-видимому, представлял собой "портрет" дерева. Судя по рисунку, то была кедровая сосна с толстым стволом и мощной кроной. В качестве отличительного признака дерева Зарудный изобразил раздваивающийся невысоко от земли ствол.
– Ну, вот и дерево! – воскликнул Саша, когда студенты вышли из-за последнего поворота пади, вдоль которой они все время шли, – Очень похоже.
Студенты огляделись.
– По-моему, все ясно, – сказал Саша. – Речь идет о каком-то месторождении. Мы находимся рядом с ним или прямо на нем.
– Ты думаешь?..
– Золото! Скорее всего!
– Может быть, – Игорь обвел глазами окружающую местность. – Я, правда, не золотишник, но... Что же, по-твоему, нам следует делать? Обследовать местность?
– Нет, это, пожалуй, уже не наша задача. Мы расскажем обо всем геологической экспедиции, которая работает в этом районе. Зарудный берег свое открытие для страны. Вот мы и передадим все данные в руки государственной организации.
Прошла неделя. Друзья сидели на террасе и беседовали о недавних приключениях.
– Насчет золота, – сказал Игорь, бережно раскладывая на столе все отобранные материалы по делу Зарудного, – насчет золота ты ошибся. Я был вчера у геологов.
– Я тоже беседовал сегодня с ними. Золота действительно не нашли. И все же Зарудный сберег большие ценности. Вот... – Саша вынул из кармана и протянул брату на ладони квадратные бесцветные кристаллы с сильным блеском.
– Соль?
– Циркон.
– Что это такое?
– Минерал, который содержит редкий металл цирконий. Собственно, он широко распространен.
– Почему же редкий? Ты что-то, брат, заговариваешься.
– Не больше, чем ты, когда говоришь о золоте. Ведь оно здесь на каждому шагу, а в то же время – большая редкость.
– Потому что оно распылено. Я тебе объяснял. Добыть его обходится дороже, чем оно стоит.
– То же и с цирконом. В значительных скоплениях он встречается крайне редко. Зарудный же нашел месторождение, вероятно, мирового значения.
– Где? В том месте?
– Да, там почти к самой поверхности выходит толстенный пласт и в нем полным-полно циркона. Зарудный, как геолог, не мог не понимать, что его открытие принадлежит к числу мировых, не хотел, чтобы о нем узнали враги семеновцы и те, кто стоял за ними. Поэтому он и зашифровал его по методу золотоискателей. А семеновцы пронюхали, возможно, через предателя, что Зарудный скрывает какую-то важную тайну, и пытались ее вырвать.
Юноши задумались. Перед их мысленным взором встала фигура неизвестного им геолога, партизана Зарудного, отдавшего жизнь во имя интересов Родины.
Налетевший ветерок шевелил листки старых документов на столе.