355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Виктор Марковский » Советские авиационные ракеты "Воздух-земля" » Текст книги (страница 4)
Советские авиационные ракеты "Воздух-земля"
  • Текст добавлен: 6 октября 2016, 00:09

Текст книги "Советские авиационные ракеты "Воздух-земля""


Автор книги: Виктор Марковский


Соавторы: Константин Перов
сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

Х-31

Тематика противокорабельных авиационных управляемых ракет к концу 70-х годов XX века стала одной из приоритетных, тем более, что в странах НАТО основной упор делался на применение авиационных противокорабельных ракет (ПКР), поступавших на вооружение тактической авиации.

Создание сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации у нас в стране потребовало ликвидировать отставание. Разработкой отечественных авиационных ПКР занялось ОКБ «Звезда» (с объединением предприятий «Звезда» и «Стрела» фирма получила наименование «Звезда – Стрела»), и в конце 80-х годов начались испытания ракет Х-31 А и Х-35. Несмотря на общее назначение, ракеты создавались по разным ТТЗ и демонстрировали принципиально разные подходы к решению задачи.

Корабль, как объект атаки, представляет собой достаточно заметную, но трудноуязвимую цель, действующую обычно в составе группы, оснащенной средствами обнаружения и отражения воздушного нападения. В этих условиях самолету приходится наносить удар с безопасных рубежей, и результативность атаки зависит от дальности пуска ПКР и ее автономности, а также уязвимости при полете к цели.

Для обеспечения достаточной дальности и помехозащищенности ПКР оснащаются комбинированной системой наведения. Выведение в район цели после пуска осуществляется бортовой инерциальной системой наведения ракеты (командный режим). Датчики гироплатформы, установленной на ракете, выдают текущую информацию о полетных ускорениях и углах поворота, сопоставляемую с запрограммированной траекторией, а САУ корректирует отклонение от курса. Для достижения скрытности полет выполняется на малой высоте в 100 – 300 м над поверхностью моря.

При выходе на рубеж захвата цели начинается этап самонаведения с помощью активной радиолокационной ГСН (расчетная точка для АРГСН-31 ракеты Х-31 А находится в 7,5 км от цели при высоте полета 100 м). Х-31 А оснащена АРГСН-31, при массе 39 кг обладающей зоной обзора по азимуту 40°, по вертикали + 10° -20°.

АРГСН представляют собой мини-РЛС, состоящую из излучателя с антенной, сканирующей поверхность моря, и приемника отраженных сигналов с координатором. Для расширения поля зрения ГСН ракеты по программе может менять профиль полета и выполнять «подскок», набирая высоту в несколько сотен метров, необходимый еще и затем, чтобы ракета не зарылась в волны при подлете с предельно малыми углами.

Возможна и атака с подсветкой цели мощной РЛС самолета-носителя или специального целеуказателя (полуактивное наведение ракеты). Конструктивные особенности ракет обусловлены их назначением – Х-31 А служит для поражения кораблей водоизмещением до 4500 т на средних дальностях, Х-35 – кораблей среднего тоннажа на больших дальностях. Для повышения живучести ракеты и вероятности прорыва корабельной ПВО Х-31 А (изделие 77А) развивает в полете скорость до 1000 м/с, почти вчетверо превышая скорость звука. Высокая скорость необходима и для того, чтобы при пуске с большой дальности маневрирующая цель не успела выйти за пределы сектора поиска РГСН или достигла границ этого сектора (при этом маневренности ракеты может оказаться недостаточно для доворота).

Достижение высоких скоростей обеспечивает установленный на Х-31 А комбинированный ракетно-прямоточный двигатель типа 31ДПК, созданный в тураевеком МКБ «Союз» (затем – НПВО «Пламя»). Первая его ступень образована стартовым РДДГ с собственным соплом, встроенным в камеру сгорания маршевого двигателя и разгоняющим ракету до больших скоростей, при которых возможен запуск собственно прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), требующего большого расхода воздуха и высокой степени его сжатия на входе.


Х-31 А в экспозиции Московского авиасалона


После выгорания РДТТ и выброса потоком его остатков сбрасываются заглушки воздухозаборников, и ПВРД выходит на маршевый режим. Удельный расход топлива при его работе примерно в 6 раз ниже, чем у РДТТ, а малая дымность повышает скрытность полета (ракеты с обычной двигательной установкой оставляют за собой хорошо видимый демаскирующий шлейф). Оригинальное решение обеспечило самостоятельный старт ракеты с ПВРД (обычно требующей разгонных ступеней), и устойчивую работу при максимальном удельном импульсе. Конструкция 31ДПК проста, компактена и недорога в производстве, но отличается высокой надежностью. А использование твердого топлива в ПВРД упростило хранение и эксплуатацию ракеты. При высокой скорости ракета оказалась способна выполнять маневры с большими перегрузками, достигавшими на испытаниях 10д.

Большие скорости и нагрузки в полете заставили использовать в качестве основных конструкционных материалов Х-31А титан и высокопрочную сталь, а кинетический нагрев обусловил оснащение аппаратурных отсеков ракеты мощным слоем теплоизоляции.

При попадании в борт корабля полубронебойная БЧ весом 90 кг пробивает его, разрушая внутренние отсеки. Во время боев за Фолкленды английский эсминец «Шеффилд» был уничтожен именно пожаром, возникшим внутри корабля после поражения его ПКР «Экзо-сет». При пролете ракеты над целью обеспечивается подрыв БЧ неконтактным взрывателем и поражение корабля сверху футасно-осколочным действием.

Государственные летно-морские испытания Х-31А на серийном самолете Су-24М были проведены на полигоне под Феодосией с 20 апреля по 7 декабря 1989 года. Были выполнены 86 полетов с 8 пусками Х-31А по щитам-мишеням в море. Программу испытаний ракета прошла с положительным заключением, однако постановке ее на вооружение и оснащение морской авиации высокоэффективным оружием помешали последовавшие вскоре разрушительные события начала 90-х годов…

Современный корабль, насыщенный множеством радиоэлектронных систем, может быть представлен и как радиоизлучающая цель. Модификация ракеты Х-31П (изделие 77П), оснащенная пассивной РГСН, наводится на корабельные источники электромагнитного излучения. В первую очередь это РАС корабельных систем ПВО, выведение которых из строя при залповом пуске Х-31 А и Х-31П повышает вероятность уничтожения цели.


Ракета Х-31П и контейнер с аппаратурой управления «Прогресс» на истребителе-бомбардировщике МиГ-27К


Головка самонаведения Л -112Э для противорадиолокационной ракеты Х-31П

В «оригинальном» противорадиолокацион-ном варианте Х-31П создавалась для борьбы с существующими ЗРК и комплексами нового поколения, включая американский «Патриот». Она обладала большим приоритетом, чем противокорабельная модификация, и была быстрее отработана, продемонстрировав устойчивое наведение на цель в условиях интенсивных помех. При высокой степени унификации с Х-31 А, противорадиолокационная модификация отличается практически только системой наведения. Созданием ГСН для Х-31П занималась ведущая отечественная организация – омское ЦКБ автоматики, давний партнер «Звезды» и «Радуги». В 1977 году ЦКБА выпустило эскизный проект модульных головок ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6П, обеспечивавших широкополосное литерное самонаведение на заданные типы РЛС. Система строилась на основе самой современной элементной базы и технических решений. В 1980 г. начались летные испытания новых головок на летающей лаборатории Ми-8, а в 1988 – 1989 гг.

ракеты Х-31П прошли совместные испытания на самолетах Су-24М и МиГ-27М. Параллельно отрабатывалась аппаратура управления, обеспечивавшая целеуказание ГСН ракет – контейнеры «Фантасмагория» и «Этнография» для Су-24М и «Прогресс» для МиГ-27 и Су-17. Для подвески и пуска ракет служило унифицированное устройство АКУ-58-1 (АКУ-58М). Дальность пуска Х-31П достигает 110 км (150 км у улучшенного варианта Х-31ПД). Помимо боевых модификаций, на базе Х-31 создана ракета-мишень МА-31 без БЧ, радиовысотомера и части бортовой аппаратуры.

М-31 предназначена для тренировки расчетов ЗРК по борьбе со сверхзвуковыми средствами поражения и отработки современных систем ПВО. История, связанная с этим изделием в начале 90-х гг., мало афишировалась: дело в том, что новейшая разработка нашла применение в авиации морской пехоты США. Американская сторона, заинтересованная в привлечении новейших технологий за относительно небольшую цену, в мае 1995 года разместила заказ на сумму 4,7 млн. $, в рамках которого «Звезда – Стрела» до конца года передавала в США первые четыре ракеты. Испытательные пуски с участием фирмы МакДоннелл-Дуглас Аэроспейс начались в августе 1996 года. В качестве носителя использовался доработанный «Фантом». В ходе программы американские партнеры (вчерашний «вероятный противник», и отнюдь не союзник) изучали конструкцию, технологические решения и оборудование ракеты, а также ее возможности – сверхзвуковые характеристики, дальность полета, выполнение программируемых маневров с большими перегрузками, поданным которых определялись меры противодействия «русской угрозе». В дальнейшем США разместили на подмосковном НПО заказ на изготовление партии ракет-мишеней МА-31.

На базе Х-31 была разработана также противорадиолокационная ракета «воздух – воздух» дальнего действия Р-31П, предназначенная для поражения радиоизлучающих воздушных целей – в первую очередь, самолетов АВАКС. Были начаты испытания этой ракеты, подтвердившие возможность поражения ею высотных целей на расстоянии до 200 км, однако дальнейшего развития работы не получили, будучи свернутыми из-за повсеместного недостатка финансирования. Испытывались также новые варианты двигательной установки повышенной энергетики на водородном и боросодержащем топливе, в перспективе обещавшем существенно повысить скорость и дальность полета.

Х-31 оказалась практически неуязвимым средством поражения даже в условиях противодействия противника. Х-31 А и Х-31П стали последними в своем классе ракетами, принятыми на вооружение советской авиации, и их судьба была отмечена всеми перипетиями, пришедшимися на долю страны, экономики и вооруженных сил. Новыми ракетами планировалось оснастить перспективные модификации многоцелевых самолетов МиГ-29, Су-27 и Су-27К, а также дорабатываемые машины, уже находящиеся в строю ВВС. Однако между намерениями и реальным положением отечественной авиации разверзлась непреодолимая финансовая пропасть, не позволившая ВВС и флоту получить уникальное в своем роде вооружение. В итоге Х-31П производились только для поставок на экспорт в Индию и Китай. На средства индийской стороны осенью 2002 года продолжились испытания Х-31 А, предназначенной для оснащения ударных самолетов семейства Су-30.


Х-35

В отличие от Х-31 с ее молниеносным броском к цели, при создании Х-35 реализовался принцип скрытного применения с дальних рубежей, а ТТЗ практически соответствовало заданному при разработке удачной американской ПКР AGM-84 «Гарпун», что и обусловило сходные технические решения. Целями новой ракеты определялись плавсредства небольшого тоннажа типа ракетных катеров и противолодочных кораблей, во множестве имевшихся во флотах практически всех морских держав и представлявших собой немалую угрозу на море. Новые, более взвешенные подходы, пришли на смену прежней ориентации на противостояние с «главным противником», наличие у которого мощных и крупных ударных кораблей породило и столь же внушительный «симметричный ответ» в виде тяжелых крылатых ракет, долгое время служивших «визитной карточкой» советской авиации. Изменившаяся расстановка сил, как и самой геополитики, потребовала новых более адекватных ответов.

Основной задачей при создании Х-35, разработанной на основе корабельной крылатой ракеты ЗМ24 «Уран», было достижение заго-ризонтной дальности полета. Для этого на ракете был установлен экономичный малогабаритный ТРД а в конструкции использована самолетная компоновка: корпус цилиндрической формы с подфюзеляжным воздухозаборником, несущее крыло большой площади, цельноповоротное оперение. Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов и не имеет эксплуатационных разъемов.

В нем размещены активная РГСН под радиопрозрачным стеклопластиковым обтекателем, бортовая САУ, состоящая из инерциальной системы, вычислителя, радиовысотомера и автопилота, энергоблок, боевая часть весом 145 кг, топливный бак (горючее – авиационный керосин) и маршевый двигатель. Для хранения в транспортно-пусковых контейнерах на кораблях и комплексе «Бал» береговой обороны крыло ракеты выполнялось складным; в авиационном варианте Х-35 крыло неподвижное для упрощения конструкции и повышения весовой отдачи.

Запуск ТРД после отделения от носителя (раскрутка турбины) производится гиростартером. Х-35 несет АРГС-35 массой 47,5 кг с зоной обзора по азимуту 4-45° и +10° – 20° по вертикали, обеспечивающую дальность захвата 20 км.

Осколочно-фугасная БЧ заключена в проникающий кожух, обеспечивающий пробитие обшивки и массивных корпусных конструкций и оборудования корабля без разрушения самой БЧ и ее «доставку» во внутренние отсеки, где разрушающее действие будет максимальным.


Х-35Э со стартовым двигателем на стенде ГНПЦ «Звезда – Стрела»


Х-35 возле носителя – вертолета Ка-32А7


Х-35 на АКУ-58М истребителя МиГ-29К


Примечательно, что ПКР нового поколения не рассчитаны на поражение кумулятивным действием – бронированные корабли ушли в прошлое, а сама кумулятивная струя выжигает лишь узкий сектор, уступая фугасному удару и осколочному потоку при внутреннем взрыве. Пуск Х-35 может осуществляться в направлении расчетного места атакуемого корабля, профиль полета программируется и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр «змейка» для обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную для поражения маневрирующей цели.

Маршевая скорость полета Х-35 – дозвуковая, 240 – 270 м/с, а снижение уязвимости достигается уменьшением высоты профиля с маршевых 5 – 10 м до 3 – 5 м на конечном участке – ракета летит практически на высоте гребней волн. По оценкам эффективности, Х-35 обеспечивает уничтожение корабля класса эсминец не более, чем двумя попаданиями ракет, для потопления меньших целей достаточно одной ракеты.

Создание ракеты шло с преодолением множества проблем как технического, так и общего порядка. Несколько раз менялось задание и требования к ракете, в том числе по опыту Фольклендской компании 1982 года, к помехозащищенности ее систем. Потребовалась полная переделка основных конструктивных узлов, от планера и двигательной установки до ГСН и управления.

Ввиду обострившихся отношений с заказчиком сама программа от ВВС перешла под контроль ВМФ, заинтересованного в оружии такого класса (наследием этого стало сохранившееся наименование Х-35, обычное для «изделий» ВВС, но нетрадиционное для флотского ракетного вооружения).

Х-35 должны были войти в состав вооружения большинства ударных самолетов АВМФ, включая палубные МиГ-29К, штурмовики Су-25ТМ, дальние патрульные Ту-142, способные нести до 8 ракет под крылом, и вертолеты Ка-27 и Ка-29. Однако задержки с разработкой затянули процесс, и заказчик не имел возможности провести совместные испытания Х-35 вплоть до распада Союза, после чего проблемы приобрели еще более затяжной характер.

Авиационные ПКР Х-35 созданы в вертолетном варианте (изделие 78) со стартовым РДТТ, предназначенном для Ка-27 и Ка-29, самолетном Х-35У (изделие 78У), имитатор цели ИЦ-35 (служит для обучения корабельных расчетов средств ПВО). Разрабатывается также модель с тепловизионной ГСН.



ЗМ80 «Москит»

Еще одним вариантом ПКР «воздушного базирования» стала доработанная корабельная ракета ЗМ80 «Москит» разработки МКБ «Радуга», находившаяся на вооружении ВМФ с начала 80-х гг. Наиболее внушительное изделие четырехтонной массы по схеме подобно Х-31, оснащено ПВРД типа ЗД83 со встроенным разгонным РДТТ, имеет складное крыло и оперение (по условиям подвески и размещения на носителе), проникающую БЧ массой 320 кг и комбинированную систему наведения (инерциальную и активно-пассивную от РЛГСН).

После пуска ракета может осуществлять разворот по азимуту на +60°, может применяться с дальностей до 250 км с вероятностью наведения при активном противодействии РЭП противника 0,99 по ударным группам кораблей и 0,94 по конвоям. Полетная скорость достигает М = 2,8, высота полета, корректируемая с помощью радиовысотомера, равна 7 – 20 м. Помимо прочих носителей, «Москит» должен был войти в состав вооружения ударных вариантов Су-27 и корабельных Су-27К, для чего была разработана спецподвеска массивного и габаритного изделия, но испытания его не были развернуты. Сегодня морская авиация России практически не имеет на вооружении современного противокорабельного ракетного вооружения, довольствуясь остающимися в морских ракетоносных полках комплексами К-22М с более чем двадцатилетней «выслугой».

За два десятилетия советское управляемое ракетное оружие фронтовой авиации (а она и сегодня вооружена образцами, созданными в советское время) прошло впечатляющий путь совершенствования, повышения характеристик и надежности. Однако оно не стало всепогодным – почти все АУР предназначены для поражения целей днем и при хорошей видимости. Задача создания эксплуатационно пригодных систем высокоточного оружия, применимого днем и ночью и в плохих метеоусловиях остается актуальной.

С другой стороны, АУР не стали (да и не могли стать) массовым оружием. В первую очередь, по причине их высокой стоимости, усугубляемой нынешним состоянием экономики и армии. Не секрет, что сегодня ВВС «донашивают» запасы советского времени, видя новейшие образцы вооружений лишь на выставках. По этим причинам в чеченской кампании 1994 – 1995 гг. из общего числа самолетовылетов летчики российских ВВС только в 2,3 % использовали управляемое оружие (35 случаев применения) – масштабы, оцененные командованием ВВС как «самые малые».























    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю