![](/files/books/160/oblozhka-knigi-rossiyskoe-obschestvo-v-usloviyah-samoizolyacii.-socialnye-effekty-i-posledstviya-pandemii-covid-19-318922.jpg)
Текст книги "Российское общество в условиях самоизоляции. Социальные эффекты и последствия пандемии Covid-19"
Автор книги: В. Касьянов
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
Если обратиться к Конституции Российской Федерации (1993 г.), то понятие «ограничение» применяется к правам и свободам человека и в нескольких статьях (ст. 19,23,55,74,79,133). Здесь основополагающее значение имеет ч.3. ст. 55 Конституции в соответствии с которой, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[25]25
Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. Ст. 4398.
[Закрыть].
Конституционное положение, в соответствии с замечанием А.А. Подмарева, представляет собой своего рода «общую часть» института ограничения прав и свобод человека и гражданина, или определенные условия общего, принципиального характера, которые влияют на ограничительные меры в федеральных законах[26]26
Подмарев, А.А. Указ. Соч. С. 131.
[Закрыть].
Так, ст. 56 Конституции уточняет, что отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока их действия могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
Содержание понятия «чрезвычайное положение» раскрывается в ФКЗ-З «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г.[27]27
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. Consult-ant.ru›document/cons_doc_LAW_31866
[Закрыть] В тексте данного закона отмечается, что чрезвычайное положение представляет собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, который допускает определенные ограничения прав и возложение на человека дополнительных обязанностей, которые не были возложены до этого. Введение ЧП – это временная вынужденная мера, которая применима для того, чтобы обезопасить граждан, сохранить их жизнь и здоровье. Чрезвычайное положение необходимо вводить при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, к числу которых относятся, в том числе, эпидемии и пандемии). В соответствии с законодательством о чрезвычайном положении, оно вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях указом Президента России, а затем передается для утверждения в Совет Федерации. При этом, режим чрезвычайного положения имеет одну характерную особенность, закрепленную в ч. 2 ст. 29.2 ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении»: «лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации».
Можно предположить, что именно указанное обстоятельство, связанное с обязанностью государства возмещать материальный ущерб от введения данного режима, выступает в качестве причины отказа главы государства от его введения в связи с пандемией коронавируса (с учетом приостановки деятельности ряда хозяйствующих субъектов, введение чрезвычайного положения на практике означало бы колоссальную финансовую нагрузку на государственный бюджет).
При этом Федеральным собранием РФ были внесены изменения в Закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[28]28
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_5295
[Закрыть]. Так, последняя редакция данного закона относит к категории чрезвычайных ситуаций «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих». В соответствии с поправками к закону о чрезвычайных ситуациях, правительство получило дополнительные полномочия, включающие принятие решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, установлении обязательных для граждан и организаций правил поведения при условии введения данного режима. В целом, внесенными изменениями была создана возможность для юридического обоснования ряда ограничений прав и свобод граждан, введенных на территории Российской Федерации.
В рамках нынешней ситуации, которая сложилась при распространении новой коронавирусной инфекции, введенные ограничительные меры в рамках отдельных территорий страны действуют на основе Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»[29]29
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_5295.
[Закрыть]. Упомянутый документ содержит в себе информацию о том, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа и опираясь на санитарно-эпидемиологическую обстановку в связи с распространением COVID-19 на территории субъектов Российской Федерации, разработать и внедрить ограничительные меры.
Мы полагаем, что меры и мероприятия, которые были введены на территории РФ и связанные с определенным ограничением некоторых прав и свобод человека в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, являются целесообразными в связи со сложившейся ситуацией и снижают риски от распространения пандемии. Ограничительные мероприятия, которые в большей степени связаны с ограничением передвижения соизмеримы с теми целями, которые преследуются при введении данных мер. Также стоит отметить, что санитарно-эпидемиологическая обстановка в рамках различных субъектов России складывается по-разному, поэтому единого подхода по ограничению прав и свобод быть не может.
Рассматриваемые ограничения прав и свобод граждан не должны быть постоянными, они имеют временный характер. При постоянном их использовании существует угроза выполнения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
1.2. Влияние пандемии COVID-19 на состояние преступности: общемировые тенденции и российская специфика
Пандемия COVID-19 оказывает глубокое воздействие на все социальные процессы в обществе, в том числе и на криминальные проявления, особенно на организованную преступность (ОП) и незаконные рынки. Проблема влияния пандемии COVID-19 на преступность на данном этапе развития и функционирования общества не относится к числу хорошо разработанных тем, что относится как к средневековым, так и к современным пандемиям.
В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения, неизбежным следствием распространение пандемии является рост преступности. Уже известно, что пандемия COVID-19 действительно влияет на буквально на все социальные процессы. На ранних стадиях пандемии представляется достаточно затруднительным не только количественно оценить, но и содержательно спрогнозировать криминальные последствия воздействия COVID-19 и осуществляемых мер по противодействию ОП. Тем не менее, на данный момент уже имеются профессиональные комплексные криминологические оценки ситуации и предложения по реагированию.
Европол анализирует новую преступность.
Важнейшие положения об изменениях в криминальной деятельности в период пандемии содержит доклад (март 2020) Европола «Пандемический спекулянт: как преступники эксплуатируют кризис COVID-19». Аналитики Европола отмечают, что преступники быстро воспользовались возможностями, чтобы использовать кризис, адаптируя свои способы действий или участвуя в новых преступных действиях. Факторы, которые вызывают изменения в преступности и терроризме, включают:
– высокий спрос на определенные товары, защитное снаряжение и фармацевтическую продукцию;
– снижение мобильности и потока людей через и в ЕС;
– граждане остаются дома и все чаще работают на дому, полагаясь на цифровые решения;
– ограничения в общественной жизни сделают некоторые криминальные действия менее заметными и перенесут их в домашние или онлайн-настройки;
– увеличение тревоги и страха, которые могут создать уязвимость для эксплуатации;
– сокращение поставок определенных незаконных товаров в ЕС.
Основываясь на информации, предоставленной государствами-членами ЕС, и собственной экспертизой, Европол выделяет четыре основные области преступности периода COVID-19[30]30
Электронный ресурс http://zavtra.ru/blogs/prestupnost_covid_19.
[Закрыть]:
– Во-первых, одна из областей связана с киберпреступностью. Киберпреступность связана с тем, что количество кибератак против организаций и частных лиц уже сейчас является значительным и, по прогнозам экспертов, будет только расти. Преступники использовали кризис COVID-19 для проведения атак социальной инженерии, посвященных пандемии, для распространения различных пакетов вредоносных программ.
Киберпреступники вероятно, будут стремиться использовать все большее число векторов кибератак, поскольку большинство работодателей вводят онлайн – работы (или т. н. удаленную работу) и позволяют работникам подключаться к системам своих организаций.
В качестве примера можно привести Чешскую Республику, которая сообщила о кибератаке в университетской больнице Брно, которая вынудила больницу закрыть всю ИТ-сеть, отложить срочные хирургические вмешательства и перенаправить новых пациентов с острыми заболеваниями в ближайшую больницу.
Во-вторых, мошенничество как область преступности периода COVID-19. Практика показала, что мошенники крайне быстро адаптировали под новую ситуацию известные схемы мошенничества, чтобы извлечь выгоду из опасений и страхов жертв во время социально-экономического кризиса. К ним относятся различные типы адаптированных версий схем телефонного мошенничества, мошенничества с поставками и дезактивации. Можно ожидать и прогнозировать, что в ближайшее время появится еще большее количество новых или адаптированных схем мошенничества, когда мошенники попытаются извлечь выгоду из страхов, беспокойств и тревог людей по всему мировому сообществу.
В качестве наглядного и очевидного примера можно привести расследование, поддерживаемое Европолом, которое фокусируется на передаче компанией в Сингапуре 6,6 млн. евро компании для приобретения спиртосодержащих гелей и масок FFP3 / 2. Как известно, товар так и не был получен.
В-третьих, на протяжении периода COVID-19 зарегистрированы контрафактные товары. Продажа контрафактной медицинской и санитарно-гигиенической продукции, а также средств индивидуальной защиты и контрафактной фармацевтической продукции увеличилась в разы с начала социально-экономического кризиса. Существует риск того, что фальшивомонетчики будут использовать дефицит в поставках некоторых товаров, чтобы все чаще предоставлять контрафактные альтернативы в автономном режиме.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.