355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Шарль Перро » Сказка за сказкой (Совр. орфография) » Текст книги (страница 5)
Сказка за сказкой (Совр. орфография)
  • Текст добавлен: 17 апреля 2020, 14:31

Текст книги "Сказка за сказкой (Совр. орфография)"


Автор книги: Шарль Перро


Соавторы: Якоб Гримм,Вильгельм Гримм

Жанр:

   

Сказки


сообщить о нарушении

Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)


СЧАСТЛИВАЯ БЕДА

маленьком домике, расположенном среди дремучего леса, жил бедный дровосек с женою. У них было двое детей – мальчик и девочка. Первого звали Степой, а вторую – Наташей.

– Знаешь, что? – сказала однажды жена дровосека, приходившаяся деткам мачехою. – Заведем мы завтра утром в лес Степу с Наташей, да там и оставим. Право, мне больше нечем кормить их, бедность такая настала, что страшно подумать!

Дровосек начал было возражать, так как ему жаль было своих кровных деток, но злая мачеха ничего не хотела слушать и в конце-концов все-таки уговорила сделать по-своему.

От Степы и Наташи не ускользнуло ни одно слово из разговора родителей. Наташа закрыла лицо руками и заплакала.

– Перестань! – успокаивал ее Степа. – Я улажу дело так, что мы сейчас же домой воротимся…

Как только старики заснули, мальчуган вышел на улицу, наполнил карманы беленькими камешками, после чего снова возвратился в избушку, лег в постель и заснул крепким сном.

На следующее утро мачеха разбудила детей раньше обыкновенного, дала им по куску хлеба и повела в лес, не замечая того, что хитрый Степа идет да бросает позади себя камешек за камешком. Таким образом они дошли до самой средины леса.

– Милые детушки, я разведу здесь костер, а вы посидите около и погрейтесь. Мы с мамой воротимся, – сказал им отец.

Детки повиновались. Перекусив захваченным с собою черным хлебом, они сладко заснули, а старик со старухою, шагая по пням да кочкам, поспешно направились домой.

– Слава тебе, Господи! Избавились от двух лишних ртов! – сказала старуха, входя в свою избушку.

Детки между тем проснулись. Увидав себя одних среди густого леса в такую темную ночь, что в двух шагах нельзя было различить предметов, Наташа залилась горючими слезами, но Степа вторично ее успокоил. Дождавшись момента, когда показавшийся из-за облаков месяц осветил все окружающее пространство, он взял девочку за руку и по раскиданным раньше камешкам благополучно вернулся домой.

Отворившая им дверь злая мачеха пришла в негодование, осыпала бедняжек целым градом ругательств и взяла с мужа честное слово, что он завтра же заведет детей снова в лес, но только уже в такое непроходимое место, откуда им никаким образом нельзя будет выпутаться.

По счастью, Степа и на этот раз услыхал страшный заговор, после чего принялся обдумывать новое средство для спасения сестры и себя от предстоящей гибели.

Выйти, набрать камешков ему не удалось, потому что злая мачеха замкнула дверь и ключ от нее положила под подушку; бедняга решительно не знал, на что решиться, и не видя другого исхода, следуя за сестрой и родителями в лес, бросал на землю, вместо камешков, кусочки хлеба, который получил на завтрак.

– Не бойся, все будет отлично! – утешал он маленькую Наташу, когда они снова остались одни в темном лесу.

Но увы! На этот раз вышло далеко не отлично, так-как летавшие по лесу птицы мгновенно выклевали разбросанный по траве хлеб, и наши бедные детки, пробегав напрасно целый день, в конце-концов с ужасом увидели, что они заблудились. Собрав последние силы, несчастные малютки, однако, все-таки подвигались до тех пор, пока, наконец, заметили крошечную избушку, крыша которой была сделала из пряника, стены из бисквита, а окна из сахара.

Обрадовались детки подобной находке и сейчас же стали лакомиться; но вот вдруг дверь избушки растворилась и на пороге показалась старуха.

– Милости просим, идите ко мне, вам у меня будет покойно и весело! – заговорила старушка ласковым голосом.

Детки доверчиво улыбнулись и последовали за нею в хижину, не подозревая, что старуха только притворилась доброю, а в действительности была самая злейшая из всех злых ведьм, зазвавшая их к себе с тем, чтобы сварить в кипятке и скушать.

Заметив, что дети очень голодны, она первым делом накормила их ужином, напоила чаем и уложила спать. На следующее утро, как только взошло солнышко, старуха снова появилась в комнате детей и, поспешно схватив Степу за руку, потащила его и заперла в темный чуланчик; затем вернувшись к кроватке Наташи, приказала ей сейчас же вставать и отправляться за водою, чтобы наполнить котел, в котором должен будет вариться Степа. Услыхав это известие, Наташа со слезами принялась упрашивать ведьму помиловать братишку, но ведьма ничего не хотела слушать, продолжая откармливать мальчика в темном чулане, с тем, чтобы он разжирел и чтобы мясо его сделалось вкуснее. Наконец она объявила Наташе, что завтра убьет Степу и сварит из него бульон. Наташа расплакалась, упала на колени перед ведьмой, снова умоляя ее о помиловании, но ведьма ничего не хотела слышать.

– Залезь-ка в печку, да посмотри, довольно ли в ней жару, – сказала ведьма, когда критическая минута наступила.

Наташа догадалась, что ведьма посылает ее в печку с целью захлопнуть потом заслонку и зажарить, а потому поспешила отговориться тем, что слишком мала ростом, чтобы вскарабкаться туда.

– Пустяки! – возразила ведьма. – Это вовсе не так трудно, как тебе кажется! – и желая показать Наташе, каким образом следует лезть, моментально вскарабкалась прямо в очаг. Тогда Наташа, не долго думая, захлопнула заслонку и побежала прямо к чуланчику, чтобы выпустить оттуда Стену.

– Ведьмы больше нет, она сгорела! – радостно крикнула девочка, бросаясь в объятия дорогого брата. – Побежим вон из этого ужасного жилища.

– Да, да! – отозвался Степа, и затем, увидав в одном из углов чулана большой сундук, наполненный серебром, золотом и драгоценными камнями, поспешно начал перекладывать все это в собственные карманы.

– Теперь скорее в путь, – продолжал он, схватив сестренку за руку и бросившись бежать из избушки в лес, откуда, но прошествии самого непродолжительного времени, достигли родительского жилья, где застали отца в глубоком горе. Оказалось, что злая мачеха умерла и что старик, раскаявшись в своем зверском поступке относительно детей, не находил места от угрызения совести.

Увидев их живыми и здоровыми, он чрезвычайно обрадовался. Опросам, расспросам и разговорам не было конца. Затем, когда первые порывы радости несколько поулеглись, Степа рассыпал на полу захваченные с собою сокровища, глядя на которые дровосек только развел руками и проговорил шепотом:

– Теперь мы заживем спокойно, без всяких забот о насущном хлебе!





ДУРАЧОК

ил на белом свете один очень богатый купец, у которого был сын по имени Антоша или, как называли его все, Антоша-дурачок.

Купец с сожалением смотрел на свое детище, и так как видел, что, по глупости последнего, из него ничего не может выйти путного, то снабдив его пригоршнею червонцев, отправил путешествовать, надеясь, что хотя чужие страны и чужие люди подействуют на беднягу благотворнее.

Сел Антоша на лошадь и поехал странствовать. Подъезжая к одному из торговых городов, он увидел на дороге, под деревом, сидящего человека.

– Кто ты такой, добрый молодец? – спросил его Антоша, остановившись.

– Зовут меня Громострелом, потому что я родом из города Стрелы и умею бегать с быстротою молнии, – отозвался незнакомец, и как бы в доказательство истины своих слов, действительно с быстротою молнии догнал бежавшего впереди по дороге оленя, вспрыгнул на него и помчался далее; затем через несколько минут вернулся обратно.

Антоше эта выходка так понравилась, что он упросил Громострела идти вместе с ним странствовать, предложив, конечно, большое вознаграждение. Громострел согласился. Не успели наши товарищи отойти и версты, как им повстречался еще новый попутчик, по прозванию Заячье-Ухо, обладавший таким искусством, что как только он приложит ухо к земле, то может слышать все, что на свете делается, думается и говорится.

Антоша пригласил и его идти вместе с собою. Отойдя несколько шагов, они заметили какого-то рослого, красивого человека, который выстрелом из ружья сбивал с камней мелкие горошинки.

– Вот так молодец! – сказал Антоша. – Как тебя зовут?

– Меткий-Стрелок, – отозвался красавец.

Антоша и его захватил с собою.

Весело разговаривая, приятели шли вперед довольно скоро. Заметив, что несколько вправо от дороги человек десять рабочих усердно трудятся над устройством плотины, они подошли ближе и выразили сожаление относительно того, что им должно быть очень трудно работать в подобную жару.

– Ничего, – отвечал один из рабочих. – Я обладаю искусством ртом производить ветер, который в каждую данную минуту может освежить нас.

И Ветрило – так звали этого оригинального человека – сейчас же принялся дуть сначала легонько, а затем с такою силою, что поднял целый ураган, вырвавший несколько старинных дубов прямо с корнями.

Антоша, конечно, не задумался просить его присоединиться к их компании.

– Охотно! – согласился Ветрило. – Но тогда уже за одно прихвати и друга моего – Крепкого-Хребта, он славится во всем околотке своей необычайною силою. Для него одним пальцем поднять тяжелый камень или сдвинуть с места четырехэтажный дом ничего не значит.

– Очень рад, – отвечал Антоша, сделав знак стоящему поблизости силачу присоединиться.

Таким образом прошли они еще целый день. Наконец к вечеру добрались до города, на воротах которого прочитали царский указ, где говорилось, что царь предлагает дочь свою в жены тому человеку, который возьмется догнать ее, так как царевна обладала необычайным искусством быстро бегать по засеянным полям, не помяв при этом ни единого стебелька.

«А кто побежит, да позади останется, тому голову снимут немедленно», – говорилось далее в царском указе.

– Надо попробовать счастья, – подумал Антоша, и сейчас же заключил договор.

В назначенный для состязания день на поле собралось многое множество народа, но Антоша прислал сказать, что он болен и просил разрешения заменить его Громострелом.

– Все равно, – согласилась царевна, – для меня безразлично.

И встав рядом с Громострелом, при звуках труб и литавр, пустилась бежать вперед с быстротою молнии, но Громострелу ничего не стоило догнать ее. Опечалилась царевна, не хотелось ей крепко выходить за такого простого жениха, и вот, чтобы избежать этого, она придумала сделать перебежку, подарив предварительно Громострелу заколдованное кольцо, имеющее такое свойство, что кто его наденет на палец, тот не только потеряет способность бегать, но даже и ходить будет не в силах.

Хитрость царевны, однако, не удалась, благодаря содействию Заячьего-Уха, который, проведав обо всем, вовремя предупредил товарищей.

– Я выручу тебя из беды, – сказал тогда Меткий-Стрелок, обратившись к Антоше. И действительно, натянув свой самострел, он так ловко пустил стрелу прямо в заколдованное кольцо, надетое на палец дурачка, что сразу выбил тот самый камень, в котором заключалась волшебная сила, после чего Громострел вторично остался победителем.

Видит царь, что приходится выдавать дочку. Собрал он совет из министров, долго судил да рядил, как бы дело уладить; наконец, на основании общего мнения, решился предложить дурачку вместо царевны – выкуп. Антоша согласился, но с тем условием, что ему выдадут столько серебра и золота, сколько будет в силе поднять и снести друг его – Крепкий-Хребет.

Царь, не зная, в чем дело, очень обрадовался подобному ответу, но когда пришлось сдержать данное раньше обещание, то крайне изумился и даже опечалился, так как силач забрал почти все, что находилось в замке.

– Надо послать войско отнять у него добычу, – сказали министры.

Но Заячье-Ухо, опять-таки услыхав все, вовремя предупредил товарищей. Ветрило по его совету задул с такой силою, что моментально опрокинул на землю как конных, так и пеших воинов, благодаря чему веселая компания, под предводительством Антоши, беспрепятственно достигла дома отца последнего, где дурачок немедленно разделил между всеми родными и знакомыми добытое богатство, причем лично себе ничего не оставил. Он казался еще глупее прежнего, и постоянно, всем и каждому, повторял пословицу: «не родись умен, а родись счастлив!»





ТРИ БРАТА

одном городе жил портной с женою, у которых было три сына. Старшего звали Долгий, второго – Толстый, а младшего – Глупый.

Старший из сыновей был столяром, второй – мельником, а самый меньшой – токарем.

Когда первый вышел из ученья, отец отправил его на заработок в дальние края, но юноша долго не мог найти себе подходящего места и по целым месяцам шатался из деревни в деревню, из города в город.

Однажды на дороге повстречался ему какой-то маленький человек, который, случайно разговорившись с ним и узнав, что он по ремеслу столяр и ищет работы, позвал к себе и предложил ему работать у него.

– А далеко ли ты живешь? – спросил Долгий.

– Очень близко, – отозвался незнакомец и указал рукою направо, где виднелся прекрасный помещичий дом, куда он знаком попросил его последовать.

Дома их встретила старушка, жена маленького человека.

– Добро пожаловать! – сказала она, и сейчас же принялась помогать распаковывать чемодан неожиданного гостя, а потом накрыла ужин.

Молодому столяру очень понравилось жить у новых хозяев. Он относился к делу добросовестно, работал очень усердно, но хозяин, тем не менее, по прошествии нескольких месяцев, вследствие изменившихся обстоятельств, все-таки принужден был отказать ему.

– У меня нет денег, чтобы вознаградить тебя за добрую службу, – сказал он. – Но зато я подарю тебе маленький заколдованный столик, который имеет такую особенность, что всякий раз, как ты поставишь его перед собою и скажешь «столик накройся!», сейчас же явятся все те кушанья и напитки, каких только пожелаешь.

Поблагодарив доброго хозяина, Долгий простился с ним и с его женою, взвалил столик на плечи и отправился обратно по направлению к дому.

Придя на ночлег в гостиницу, он заперся в отдельном номере и сейчас же сделал опыт над заколдованным столиком, который угостил его превосходным ужином. Трактирщик этим временем подсмотрел в щель и узнав, в чем дело, как только наступила ночь и все улеглись спать, незаметным образом подменил столяру заколдованный столик простым, а на следующее утро постарался как можно скорее выпроводить его из гостиницы.

Столяр, ничего не подозревая, шел торопливыми шагами к родительскому дому. Весело поздоровавшись с отцом, он первым делом сообщил ему о драгоценной находке. Слушая его, старик-портной видимо сомневался.

– Не веришь? – сказал тогда Долгий и, поставив перед собою заколдованный столик, торжественно проговорил три раза: «столик накройся!». Но крайнему его удивлению, столик стоял по-прежнему не накрытый.

– Вот видишь! – заметил отец. – К чему выдумывать ни с чем не сообразные глупости.

И в тот же день послал сына работать в мастерскую к одному знакомому.

Второй брат, Толстый, между тем в это время тоже окончил ученье.

По примеру старшего брата и он отправился искать счастья в чужие страны. Встретившись с тем же самым человеком, у которого работал Долгий, он нанялся к нему мельником и получил в награду за усердную службу, вместо денег, небольшого, серого ослика, которому стоило только сказать: «ослик, ослик, вытянись!», как у него изо рта и ушей начнут сыпаться червонцы.

Толстый остался совершенно доволен полученным подарком и, возвращаясь домой к отцу, беспрестанно делал над ним опыты.

На ночлег пришлось ему остановиться в той самой гостинице, где незадолго перед тем останавливался его брат, и точно так же сделался жертвою обмана хитрого трактирщика, подменившего ему заколдованного осла простым, ничего не стоящим.

Приехав к отцу, Толстый похвастал своим счастьем и пригласил всех домашних полюбоваться на необычайное зрелище.

– Ослик, ослик, вытянись! – громогласно обратился он к ослику.

Но ослик в ответ только повел ушами да взмахнул хвостом. Все присутствующие громко расхохотались. Мельник с горя поколотил несчастного ослика и выгнал вон со двора, а сам нанялся в услужение на соседнюю мельницу.

Через год после всего вышесказанного, вышел из ученья младший брат – Глупый. Не желая отстать от старших, он тоже отправился искать счастья. Странствуя по белому свету, он точно так же повстречался с маленьким человечком, который предложил ему взять его к себе в качестве токаря за небольшую плату. Глупый согласился; он работал усердно и от дела не бегал.

Когда наступила пора расчета, хозяин объявил, что денег не даст, ценного подарка тоже, а коли хочет, то пусть возьмет старый, заколдованный мешок, который ни ему, ни кому из домашних не нужен.

– А что в этом мешке находится? – поинтересовался Глупый.

– Как только ты встряхнешь его, да скажешь: «дубинка, дубинка, выходи на помощь!», так сейчас же оттуда выскочит дубинка и будет колотить, кого прикажешь, до тех пор, пока ты снова не пошлешь ее в мешок! – отозвался хозяин.

Токарь поблагодарил маленького человечка и, грустно склонив голову, поплелся обратно к дому. По дороге он зашел ночевать в ту же самую гостиницу, хозяин которой так бесчестно поступил с его двумя старшими братьями. Присев к одному из столиков в общей зале и потребовав самый скромный ужин, токарь попросил трактирщика спрятать у себя мешок до следующего дня, предупредив, чтобы он, во избежание очень неприятных последствии, отнюдь не говорил: «дубинка, дубинка, выходи на помощь!».

Трактирщик взял мешок и отнес к себе в комнату. Сильно заинтересованный и не поверив предостережению токаря, он, как только последний уснул, сейчас же взял мешок и принялся трясти его, приговаривая шепотом: «дубинка, дубинка, выходи на помощь!».

В одно мгновение выпрыгнула дубинка из мешка и принялась колотить трактирщика по спине до тех пор, пока на крик его не прибежал токарь. Тогда последний потребовал, чтобы тот возвратил ему украденные у братьев столик и ослика, иначе он не остановит дубинку. Трактирщик сейчас же возвратил ему то и другое.

– Ну, дубинка, спасибо! – сказал тогда Глупый. – Полезай в мешок.

Дубинка немедленно повиновалась. Токарь простился с полумертвым трактирщиком. Вернувшись домой, он передал Долгому заколдованный столик, а Толстому – начиненного червонцами осла, после чего все три брата зажили не только в полном довольстве, но даже, можно сказать, в роскоши.




    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю