355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Сергей Ольков » Нештатная ситуация (СИ) » Текст книги (страница 3)
Нештатная ситуация (СИ)
  • Текст добавлен: 13 апреля 2021, 00:30

Текст книги "Нештатная ситуация (СИ)"


Автор книги: Сергей Ольков



сообщить о нарушении

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)

  Нейон Ти сел на самом краю склона, растирая затёкшие руки и ноги. Придя в себя окончательно, он осторожно, на четвереньках, начал карабкаться наверх. Ощутив под собой мягкость кресла гравикоптера, он почувствовал себя новорожденным. На гравикоптере Нейон Ти направился не к стройплощадке, а вниз, к отвесному склону горы. Кибера он нашёл сразу. Вернее, то, что от него осталось. Его корпус оказался крепким и выдержал падение со стены, лишь слегка помялся. Круглый колпак-голова отлетел прочь и валялся в стороне, утратив первоначальную форму. Из него торчали разноцветные провода, так же, как и из корпуса кибера вместо головы торчал пучок проводов. Нижние конечности представляли собой рваные лохмотья, а гибкие рукава-руки были раскинуты в разные стороны. В правом рукаве торчал злополучный штырь, а из левого рукава сверкало на солнце обоюдоострый клинок, острый, как бритва. Нейон Ти осторожно погрузил все части кибера в гравикоптер.


  Оказавшись в своём доме, он обнаружил, что прошло совсем немного времени после его ухода. Ему казалось, что он вернулся не в дом, а совсем в другую жизнь, вернулся совсем другим, как и все те, кто встречается со смертью и живут после такого свидания не в силах избавиться от мысли, что смерть караулит каждый твой шаг, прячась за комфортом окружающего мира. Пока принимал душ, удивился ещё раз, бросив взгляд в зеркало. Седая прядь волос вполне подходила бы начальнику марсианской экспедиции, но не курсанту после третьего курса Академии. Видеть это было непривычно. Только после обеда, собравшись с мыслями, он позвонил Эрвину, не зная, как сказать об уничтожении по его вине кибера. Он никогда не звонил Эрвину днём.


  – Что случилось? – удивился тот. После долгой паузы Нейон Ти ответил:


  – Эрвин . . .я тебя подвёл. . . у нас ЧП. Кибер Второй разбился. То есть, он полностью поврежден, про человека бы сказали – погиб, – слова давались с трудом.


  – Что? Как? – Эрвин был растерян. – Я сейчас буду!


  Нейон Ти достал из гравикоптера части кибера, перетащил их к дому, уселся на крыльцо. До самого дома протянулась тонкая борозда в земле, прочерченная острым клинком, словно в этом кибер видел свою последнюю помощь людям.


  Уже через полчаса Нейон Ти рассказал Эрвину о своём происшествии. Эрвин молчал, осмысливая услышанное. Они сидели на крыльце дома перед остатками кибера. Потом Эрвин начал говорить, не глядя на Нейона Ти:


  – Опускаю причины твоего поступка. Главное, что ты остался жив. Ведь официально тебя здесь нет. Это можно скрыть в отличие от твоей гибели. Даже не знаю, чем бы тогда всё закончилось, – покачал он головой. – С киберами проще. Всегда знаешь, чего можно ждать от них, ведь ты сам набивал программу. Они живут по твоим командам. А человек непредсказуем, – он посмотрел наконец в сторону Нейона Ти. – Разве мог я ожидать от тебя такое? – Нейон Ти молчал, а Эрвин продолжил:


  – Мне кажется, что ты не всё мне рассказал. Такого быть не может. Как всё было на самом деле? – он в упор посмотрел на НейонаТи.


  – Мне больше нечего сказать. Делайте со мной, что хотите.


  – Да ты пойми! – Эрвин развёл руками. – Моему акту никто не поверит, даже студент-первокурсник! А там будет комиссия! Кто поверит, что кибер перерезал верёвку?! Вот так просто висел, висел и перерезал?! Ты это видел? Ты давал ему такую команду?! – Эрвин вскочил и не обращая внимания на термокостюм, нервно вышагивал перед Нейоном Ти из стороны в сторону:


   – Поставь себя на моё место. Как я должен этому верить? Ты ведь не поверишь мне, если я тебе скажу, что на звездолёте пролетел сквозь планету? Акт на списание кибера – это технический документ, а не история твоего спасения. Я должен расписать алгоритм программы и команду, на которой произошёл сбой кибернетической системы, вызвавшей аварию кибера. Что я должен написать в данном случае? На чёрный ящик надежды мало. Системы такого класса не проходят испытания на повышенную прочность. Вряд ли сохранилась информация.


  Нейон Ти ничего не мог понять:


  – В чём ты меня подозреваешь? Я рассказал всё, как было. Мне нечего сказать.


  Эрвин снова сел рядом с ним на крыльцо и медленно заговорил с ним, проговаривая каждое слово:


  – Ты давал киберу команду перерезать верёвку?


  – Нет. Я не мог это сделать. Я уже задыхался. Такой команды не было.


  Терпение Эрвина снова лопнуло, он вскочил:


   Тогда я не знаю и отказываюсь это объяснять. Пусть разбираются разработчики этой модели, – он развёл руками. – Может, они найдут ответ на вопрос «Почему ты остался жив?».


  – Нейон Ти не сдержался:


  – То есть, ты хочешь сказать, что кибер не мог перерезать верёвку?


  – Без команды ни в коем случае. Это какой-то сбой системы. Мои знания данной системы киберов подсказывают мне такой вывод. Да ты не волнуйся, – наконец улыбнулся Эрвин. – Это всё разрешимые проблемы, и я их решу. Повреждения киберов случаются. Напишу акт, сделаю заявку начальнику экспедиции и пришлют нового кибера. Настроить его недолго. Всё будет хорошо, – похлопал он по плечу Нейона Ти. – Посмотри, – махнул он рукой в сторону посёлка. – Работа почти закончена. Через несколько дней вас перебросят ко мне, на вершину. Там всё готово для строительства зданий. Ты жив, и это главное! Другое дело, что специалистам надо будет разбираться с технической стороной вопроса. Этот случай должен их заинтересовать, если поверят. А поверить тебе нетрудно. Стоит лишь взглянуть на твою причёску, – он снова улыбнулся. И они пошли пить кофе.


  Через несколько дней размеренная жизнь Нейона Ти и его киберов изменилась. Всю их группу аэрокарами подняли к месту строительства станции связи, за облака. Условия там не напоминали комфортный климат у подножия горы, но Нейон Ти быстро привык к термокостюму, хотя это ему не понадобилось. Его технопринтеры только разбрелись под присмотром киберов по своим местам на площадке, как за ним прибыл гравилёт из космопорта. Дальше его пребывание на планете не было таким приятным. Перед расставанием Эрвин был спокоен за результаты работы и выполнение программы. Обе группы киберов были теперь рядом с ним и он мог контролировать обстановку на обоих площадках.


  – Учёные заинтересовались твоим случаем. Они от тебя не отстанут. А это тебе, – протянул он коробку. Нейон Ти открыл её. Там лежал серый кусок застывшей лавы, бугристый, неровный, с острыми краями.


  – Теперь я не уверен, что подарю его капитану. Это подарок для меня, и он будет первым в моей коллекции в память о друзьях. Галактика большая, но мир тесен. Увидимся, – улыбнулся он Эрвину, и они расстались.


  Лучше бы он остался на две недели в термокостюме среди холода и технопринтеров. Различные комиссии, заседания, допросы и дознания задержали его на планете ещё на месяц. Никому не было дела до его практики. Всех интересовал один вопрос: «Каким образом он остался жив?». Нейон Ти и сам бы хотел найти ответ на этот вопрос, но чем больше учёных ломали над этим голову, тем больше он терял надежду найти ответ. Одна из комиссий даже возила его на место происшествия и проводила следственный эксперимент, участвовать в котором он наотрез отказался. Вместо него к киберу привязали манекен с его параметрами и попытались восстановить ход событий. Кибера пихнули вниз и тот удачно повис на верёвке с первого раза, удерживаемый в воздухе застрявшим на козырьке манекеном. Нейон Ти не мог равнодушно смотреть со стороны на то, что продолжало сниться ему по ночам.


  Всё было бесполезно. Кибер сутки провисел на верёвке без признаков попытки нештатной ситуации, как назвали учёные несанкционированное действие кибера Второго по перерезанию верёвки. Пришлось вытягивать его наверх. Попытка с другим кибером тоже ни к чему не привела. Учёные бросали подозрительные взгляды на Нейона Ти, словно ожидали от него признания, но он делал вид, что не замечает молчаливых вопросов. С него было достаточно и тех вопросов, которые ему приходилось выслушивать. Чем он мог помочь учёным? Может, у киберов, висящих на верёвке, просто не возникало желание в их электронных мозгах спасать манекен? Но он не задавал этот вопрос учёным, чтобы не злить их. Тогда попробовали заменить манекен вторым кибером. Результат тот же самый. Застрявший кибер не умел давать команду на спасение, а кибер на верёвке упорно бездействовал. Было затрачено много времени, ещё больше усилий. Всё это ни к чему не привело. После месяца заседаний и безрезультатных попыток, состоялось заключительное заседание.


   Нейон Ти присутствовал не как обвиняемый, а как свидетель. Всё это должно было закончиться каким-то выводом, иначе это бы напоминало сборище самозванных гадалок, а не учёный совет конструкторов электронного интеллекта. Интерес к этому случаю к тому времени достиг таких размеров, что зал заседаний был полон, не считая всех тех знатоков и любителей кибернетики, что толпились вокруг здания. Но сенсации не получилось. Никто из учёных мужей не усмотрел в этом случае темы для научного труда солидной степени. Заключение комиссии разочаровало собравшихся и прозвучало тускло и невыразительно. В нём говорилось о том, что не удалось восстановить истинной картины происшествия, результатом которого явилась спасённая жизнь человека. Информация кибера не сохранилась. Его действия отнесены к разряду нештатной ситуации системы, поскольку функция самопожертвования не может быть предусмотрена никакими техническими средствами. Она доступна даже не каждому человеку, как показывает история. Этими словами заканчивался отчёт комиссии.


  Нейон Ти встал с дивана и пошёл на кухню заварить кофе. Он не мог не упомянуть в мемуарах про этот случай. Уже много лет он не задаёт себе вопрос о том, почему остался в живых.


   04. 2021


  -









    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю