Текст книги "Апокалипсис вчера: Комментарий на Книгу пророка Даниила"
Автор книги: Сергей Шемякин
Жанр:
Путешествия и география
сообщить о нарушении
Текущая страница: 14 (всего у книги 14 страниц)
6
Чтобы сделать то, что я имею в виду, еще понятнее, предлагаю вам пробежать глазами вот по этой табличке.
Четыре эпохи, полторы тысячи лет – как видите, все сходится. Найденная нами закономерность работает. Судите сами: античная Греция и древняя Индия переживали эпоху раздробленности ровно за 1500 лет до того, как свою раздробленность пережили средневековая Европа или наша Киевская Русь. И лучшие поэты Античности Овидий и Вергилий (I век) жили ровно за полтора тысячелетия до того, как родились великие классики европейской эпохи Возрождения (XV век). Да и умерла античная история ровно за пятнадцать веков до того, как трупным ядом стал захлебываться уже нынешний... наш с вами мир.
На этом, я думаю, можно остановиться и подвести итоги.
7
Есть вещи, с которыми бесполезно спорить. Они просто есть. Как солнце. Как воздух. Никто же не спорит с тем, что человеку положено дышать воздухом, да?
Один из таких стереотипов – наш взгляд на историю. Вернее, на то, что мы считаем историей. Поколения историков умудрились заполнить свои книги громадным количеством глупостей. Из книжки в книжку кочуют чудовищные мифы и уродливые стереотипы. Все они повторялись столько раз, что от этого вроде бы уже перестали быть глупостью.
Все понимают: наше прошлое нуждается в ревизии. Его границы, концы и начала, должны быть проведены заново. Совсем не там, где все привыкли. А главное, что должно быть вычищено из исторических книжек, – это представление, будто, становясь старше, человечество становилось лучше. Представление о том, будто история – это путь, ведущий нас от плохого к хорошему.
Цель у истории есть – кто бы спорил? И история (в каком-то смысле) – это действительно движение по направлению к этой цели. Другое дело, что наука никогда не занимается ни целью, ни смыслами. Наука занимается совсем другим.
Было время, когда никто на всем свете не знал в точности, какова длина календарного года. В разных местах за длину года принимали отрезки от 350 до 412 суток. Соответственно то, что показывал календарь, и то, что люди видели за окном, несколько различалось. В декабре цвели вишни. В апреле выпадал первый снег.
Чтобы все встало на свои места, понадобилась календарная реформа Юлия Цезаря, создавшего юлианский календарь. Реальную длительность года высчитал его личный астроном Сосфен. С небольшими изменениями мы пользуемся расчетами Сосфена и до сих пор.
Истории тоже был необходим собственный календарь с четко рассчитанной длиной «исторического года»... «периодическая система» эпох... правило, не знающее исключений. Если хотите, можете звать меня Сосфен. Составленная мною схема – это и есть календарь истории.
Вот она:
Темные века
Век первый. Культура предыдущего периода окончательно исчезает. Вместе с ней исчезают и последние грамотеи. Исторические хроники больше никто непишет.Посколькумынезнаемвточности,чтовтуэпохупроисходило,товесьпериодиназванТемнымивеками.
Век второй. «Героический век». Эпоха мифических героев и чародеев. По лику земли скитаются дикие, очень-очень примитивные племена.
Век третий. Медленно... очень медленно культура начинает возрождаться. Первые писатели точат перья и садятся писать первые книжки.
Начало истории
Век четвертый. В одном из племен к власти приходит новая династия. Они объединяют соседей, укрепляют границу и основывают собственнуюстолицу.
С этого начинается еще одна глава всемирной истории.
Средневековье
Век пятый. Едва возникнув, блестящая империя тут же разваливается на части.
Век шестой. Осколки империи продолжают разваливаться на все более и более мелкие части. Зато именно тогда начинает расцветать средневековаякультура.
Век седьмой. «Высокое» Средневековье. Эпоха благородных воинов и их целомудренных дам.
Раздробленность
Век восьмой. Война всех против всех. Мир дробится на огромное количество карликовых, но до зубов вооруженных мирков.
Впрочем, никакое оружие не может защитить от вторжений с диких, варварских окраин типа татаро-монгольского или македонского нашествия.
Классика
Век девятый. Правители оседают на земле. Определившись, где именно находятся земли, которыми они станут править, владыки поднимают подданных отвоевыватьземлицууврагов.Русскиескидываютмонголов,испанцымавров.
Век десятый. Власть постепенно сосредотачивается в одних руках. Сперва новые владыки прогоняют чужеземцев, потом усмиряют окраины, а под конецувлеченнорубятконечностисобственнымродственникам.
Век одиннадцатый. Никто больше не угрожает великим владыкам. В объединенных державах расцветает замечательное искусство. Правда, заканчивается весь этот периодлишьтиранией,лишьрелигиознымрасколом,лишьвосстаниямиивсеобщейрезней.
Смута
Век двенадцатый. Империи опять распадаются на кровоточащие куски. Бунты черни и религиозные войны.
Империя
Век тринадцатый. Хватит думать о загробной жизни! Пора пожить и в этом мире!
Когда этими лозунгами вдохновляются отдельные люди, то на свет появляются разнообразные Казановы и маркизы де Сады. Когда лозунг воодушевляетмассы,товисториипоявляютсяпервыеимперии-хищницы,начинающиерасширятьсявовсестороныинезнающиемерывсвоихаппетитах.
Век четырнадцатый. Расцвет «мировых держав». Практичность, атеизм, культ денег и науки.
Век пятнадцатый, последний. «Конец истории».
Империи гибнут в огне революций, смут и иноземных вторжений. Культура окончательно вырождается. Умирают, не выдержав жизни на пособие побезработице,последниеграмотеи.ИнаступаютновыеТемныевека.
8
Нам осталось посмотреть, как эта схема сочетается с конкретными датами: где именно проходят концы и начала этого «календарного года» всемирной истории? Начнем с НАШЕЙ, нынешней истории.
Сегодня на планете существует огромное количество народов. Все они появились на свет в V—IX веках нашей эры. Русские, немцы, тибетцы, египтяне, иранцы родились одновременно и прошли один и тот же путь. Изобразить его можно в виде вот такой схемки:
Делаем еще шаг в глубь времен. Мир, в котором мы живем, родился в тот момент, когда умерла Античность. Об Античности историкам известно меньше, чем об истории нашего с вами мира. Но главное ясно. Античность умерла в V веке нашей эры, а родилась за 1500 лет до этого (в X—VIII веках до РХ). Именно тогда был основан Рим, проведена первая греческая Олимпиада, основаны первое государство библейских евреев и первая династия исторических китайцев.
Эллины, римляне, евреи, китайцы, индусы, майя, персы и скифы родились одновременно, прошли один и тот же путь и умерли ровно через полторы тысячи лет после рождения. Путь античных народов в точности повторял путь современных народов. Изобразить этот путь можно в виде вот такой схемки:
Лет двести назад на этом можно было бы и закончить. Ничего более древнего, чем Античность, историки в тот момент не знали. Однако к нашему времени археологи откопали огромное количество древних и малоизвестных культур. Их историю описывает наша следующая схема.
Классический Древний Египет. Клинописные культуры Ближнего Востока. Микенская цивилизация Европы. Древнейшие культуры Китая и Индии. Почти совсем неизвестные историкам, только-только открытые культуры Нового Света. Все они родились приблизительно в XXV веке до РХ, а погибли к XI.
История этих допотопных цивилизаций легко укладывается в составленную нами схемку:
То, что происходило в еще более глубокой древности, пока остается большим секретом. Историкам известны несколько названий культур... над поверхностью земли торчит несколько погрызенных временем руин... на сегодня это все.
Больше всего таких руин сохранил Египет. Ясно, что одновременно со строительством пирамид что-то строилось и в других местах. Ясно, что уже тогда по всей планете развивались и гибли культуры. Но в сухом египетском климате кое-что от погибших миров сохранилось, а в остальных местах все сгнило, разложилось, без остатка исчезло.
В окончательном виде схема всемирной истории выглядит так:
Первая строка (XL – XXVI века до РХ) описывает историю самых древних культур, о которых хоть что-то известно ученым. Со второй по четвертую строки она показывает древнейшую, античную и нашу истории. А история, которую описывает самая нижняя строка, еще не началась. Вернее, она начинается на наших глазах.
Собственно, это все, что я собирался вам сказать.