Текст книги "Средний танк «Чи-ха»"
Автор книги: Семен Федосеев
Жанры:
Газеты и журналы
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
Как минимум шесть «Чи-ха» 9-го танкового полка были подбиты в ходе ночной атаки 16 июня 1944 года на Сайпане. В броне этого танка видны многочисленные пробоины от 37-мм снарядов, выпущенных из пушек легких танков М5А1 762-го американского танкового батальона.
Еще один «Чи-ха», подбитый на Сайпане. Обращает на себя внимание откидная рамка с сеткой на корме корпуса, предназначавшаяся для перевозки пехотинцев.
В апреле 1944-го началось наступление на гоминьдановские войска в направлении на Лоян, Синьань и вдоль железной дороги Ханькоу – Чанша – Хэнян – Кантон. Его задачей являлся захват магистрали, ведущей к корейскому побережью и в направлении на Ханой, последующий разгром китайских войск и соединение Северного, Центрального и Южного фронтов японских экспедиционных сил. В рамках этой «Операции № 1» действовала 12-я армия. 3-я танковая дивизия, следуя за пехотой вместе с 4-й кавалерийской бригадой, приняла участие в ряде боев. При этом танки, мотопехота и кавалерия вели маневренные действия, совершали охваты, дальние (до 60 км в сутки) обходные марши. При их активном участии 5 мая был захвачен Линьчжоу, 25 мая – Лойанг. К середине осени японцы заняли более 40 городов, включая Чанша, Хэнян, Гуйлинь, Шаочжоу, Наньин, аэродромы у Хэнян, Лючжоу, Гансяне. Этот успех во многом объяснялся слабостью ПТО противника. При штурме населенных пунктов танки использовались для обстрела ворот или проломов в стенах, окружавших большинство китайских городов, с дальности пулеметного огня. После входа пехоты в город часть танков действовала впереди нее, а другие направлялись в обход, чтобы отрезать противнику пути отхода. 3-я танковая дивизия и 4-я кавалерийская бригада приняли также участие в наступлении на американскую авиационную базу у р.Лаохахэ весной 1945 годах. В начавшейся 22 марта операции и захвате аэродромов 3-я танковая дивизия решала скорее вспомогательные задачи, но танкисты сыграли немаловажную роль в закреплении успеха и отражении китайских контратак (например, в апреле в Сычуани). После этого 3-ю дивизию с остальными силами оттянули к северу, к Бэйпину (будущий Пекин). Интересно, что после капитуляции Японии 3-я танковая дивизия не была полностью разоружена – американцы и гоминьдановцы использовали ее для защиты Бэйпина от захвата Народно-освободительной армией, пока в ноябре 1945 года ее не сменила 109-я гоминьдановская дивизия. Весьма характерно для тогдашней обстановки в Китае – разоружение японских войск здесь закончилось лишь в феврале 1946-го.
К началу Маньчжурской наступательной операции советских войск 1945 года Квантунская армия под командованием генерала Ямада, насчитывавшая более 1 млн. человек, включала 1-ю и 9-ю отдельные танковые бригады, базировавшиеся соответственно в районах городов Шахэ (к югу от Мукдена) и Телин (к северо-западу от Мукдена), 35-й танковый полк вместе с 39-й пехотной дивизией размещался у г.Сыпингай. 9-я бригада служила танковым резервом Квантунской армии. Эти районы находились в полосе 3-го Западно-Маньчжурского фронта. Японские танковые силы были значительно ослаблены потерями в осеннем наступлении 1944 года в Китае и перебросками части подразделений и техники на Японские острова.
Танки «Чи-ха» 34-го танкового полка, захваченные в Маньчжурии Красной Армией. 1945 год.
Советские солдаты и офицеры осматривают японские танки на выставке трофеев Красной Армии в ЦПКиО им.Горького в Москве в 1945 году. На переднем плане два «Чи-ха», на заднем – три «Ха-го».
Всего Квантунская группировка вместе с 17-м Корейским фронтом к августу 1945 года имела 1215 танков. Советские войска насчитывали 1,7 млн. человек и 5200 танков и САУ.
9 августа советские войска Забайкальского, 1-го Дальневосточного и часть сил 2-го Дальневосточного фронтов перешли в наступление. В боях с Красной Армией в августе – сентябре японские танки практически никак себя не проявили и были захвачены в основном в парках. Войскам Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов, например, досталось, таким образом до 600 исправных японских танков.
«Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» 11-го танкового полка вместе с частями 91-й пехотной дивизии находились на островах Шумшу и Парамушир Курильской гряды, занятой войсками 5– го японского фронта. Они приняли участие в боях с советскими войсками 2-го Дальневосточного фронта, проводившими Курильскую десантную операцию. Кроме того, на Курилах японцы имели две отдельные танковые роты. Для противодействия советскому десанту (101-я стрелковая дивизия с батальоном морской пехоты) на о.Шумшу 18 – 20 августа 1945 года японцы дополнительно перебросили танки с о.Парамушир. Артиллерийскую поддержку советского десанта обеспечивали корабли Тихоокеанского флота. Об ожесточенности боев свидетельствуют останки «Шинхото Чи-ха», и поныне ржавеющие на острове. Шумшу и Парамушир были очищены от японцев 23 августа, а все Курильские острова – к 1 сентября. 2 сентября Япония капитулировала.
Несколько слов о танках, предназначавшихся для обороны Японских островов. Весной 1945 года Объединенная армия национальной обороны имела 2970 танков в составе двух дивизий, шести бригад и нескольких отдельных рот. 1 -я и 4-я танковые дивизии составляли мобильный резерв, расквартированный к северу от Токио. Американо-английский десант на о.Кюсю планировался на ноябрь 1945 года, на Хонсю – на весну 1946-го. Он должен был включать три бронетанковые дивизии, а также значительное число отдельных танковых батальонов. Наверняка превосходство вновь было бы на стороне американцев, но находившиеся в метрополии японские танковые части, полностью укомплектованные и хорошо оснащенные, по– видимому, оказали бы более серьезное сопротивление, чем в других местах. Впрочем, это чистые предположения – капитуляция предотвратила эти бои. Японские танки в целости были сданы американским оккупационным войскам.
После капитуляции Японии «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» продолжили свою боевую службу – в ходе Третьей гражданской войны в Китае (1945 – 1949 годы). Исправные машины, взятые у Квантунской армии, включая 350 «Чи-ха», советские войска передали Народно-освободительной армии. С другой стороны, значительное число японских танков, с содействия американцев, получили гоминьдановские войска Чан Кайши. Ограниченное количество боевых машин с обеих сторон обусловило их использование для непосредственной поддержки пехоты при атаке отдельных опорных пунктов. В Бэйпин (Пекин) 31 января 1949 года и в Нанкин 23 апреля Народно-освободительная армия Китая вступала на японских танках – в том числе и на «Чи-ха».
В самой Японии сохранившиеся «Чиха» и «Чи-хе» оставались на вооружении до 60-х. Впрочем, в эти годы они играли скорее роль учебных машин, поскольку основу вооружения «корпуса безопасности», а затем «сил самообороны» Японии составляли тогда танки американского производства.
Оценка машины
Компоновочная схема «Чи-хе».
Японские средние танки отличались малой массой, сравнительно легким бронированием, удовлетворительной подвижностью, что в целом соответствовало задачам «маневренного» танка. По массе «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» находились у самой нижней границы класса средних танков (15 т), так что их можно назвать «легкими средними» – вспомним, что в конце войны появился легкий танк «Ке-хо» со схожими характеристиками. Вместе с тем обитаемый объем японских средних боевых машин был явно недостаточен.
Неплохо зарекомендовала себя 47– мм танковая пушка «Тип 1», позволявшая «Шинхото Чи-ха» и «Чи-хе» бороться с танками противника. Японцы одними из первых применили установку лобовых пулеметов в корпусе боевых машин. Что касается размещения вооружения в башне, то не совсем понятно упорное пренебрежение спаренной установкой орудия и пулемета и использование менее удобного и эффективного варианта – размещения пулемета отдельно, в корме башни, тем более что огонь из него должен был вести наводчик. Попытка заменить пулемет «Тип 97» более подходящим «Тип 4» не удалась – разработка его затянулась до конца войны.
Эффективность вооружения сильно снижало невысокое качество приборов прицеливания. Японские танки, кроме того, имели примитивные приборы наблюдения, плохо были оснащены средствами связи – радиостанции устанавливались только на командирских машинах, что осложняло действия даже мелких подразделений.
Обилие лючков облегчало обслуживание танка, а крепление передних и задних листов корпуса на болтах – ремонт, но все это снижало снарядостойкость корпуса. Сравнительно поздно перешли японцы и к сварным корпусам.
Широкое использование в боевых машинах двухтактных дизельных двигателей стало положительной чертой японского танкостроения. Отчасти из-за снижения пожароопасности машин, но главным образом потому, что позволило сгладить остроту постоянной нехватки бензина. Была создана серия двигателей «Тип 100» с едиными размерами цилиндро-поршневой группы. Двухтактные двигатели давали возможность при равных литраже и числе оборотов получить на 50 – 70% большую мощность, чем у более распространенных четырехтактных. Однако экономичность двухтактных дизелей оказалась меньше ожидаемой, а высокая тепловая нагруженность деталей снижала их долговечность. Удачным можно считать и выбор механизма поворота.
Ходовая часть «Чи-ха» обеспечивала хорошую проходимость, устойчивость и сравнительную плавность хода без буксования на слабых грунтах. Схема подвески давала большой динамический ход опорных катков и большую потенциальную энергию упругих элементов, отличалась хорошей ремонтопригодностью. Однако «схема Хара» имела и большой мертвый вес деталей. Отсутствие амортизаторов во многом сводило на нет достоинства подвески и компоновочной схемы с расположением башни в середине корпуса – прицельная стрельба из танка с ходу была практически невозможна, а с коротких остановок сильно затруднена из-за значительных продольных колебаний.
Наличие на вооружении танковых полков одновременно танков «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» напоминало германскую концепцию двух средних танков – «боевого», вооруженного противотанковой пушкой, и «танка поддержки» с короткоствольным орудием большего калибра, хотя в Японии такая схема сложилась при других условиях.
Следует отметить также создание на шасси среднего танка семейства командирских, а затем и специальных машин и САУ. Номенклатура этого семейства вполне отвечала требованиям своего времени и составляла сбалансированную систему: машины командиров подразделений и частей, самоходные противотанковые пушки, самоходные орудия поддержки, артиллерийские танки в качестве штурмовых САУ, самоходные зенитные установки, инженерные и инженерно-штурмовые машины, мостовые танки, БРЭМ, но объем их производства оставлял желать лучшего. Серийные САУ выполнялись на готовом танковом шасси, орудие и расчет имели удовлетворительную защиту только спереди. Как и в Германии, в Японии с середины войны отмечался резкий рост интереса к самоходным противотанковым пушкам, однако произведено их было очень немного. Такие представители семейства, как ЗСУ, БРЭМ, мостоукладчик, машины разграждения, вообще не пошли дальше опытных образцов.
Тактико-технические характеристики японских и американских танков
Марка танка | «Чи-ха» | «Шинхото Чи-ха» | «Чи-хе» | М3 | М4А1 | М4А1 (76)W |
Боевая масса, т | 14 | 15,8 | 17,2 | 12,43 | 30,37 | 32,05 |
Экипаж,чел. | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Габариты, мм: | ||||||
длина | 5500 | 5500 | 5730 | 4531 | 5842 | 7410 |
ширина | 2330 | 2330 | 2330 | 2235 | 2616 | 3000 |
высота | 2210 | 2380 | 2420 | 2515 | 2743 | 3000 |
клиренс | 420 | 420 | 420 | 420 | 432 | 432 |
Толщина брони, мм: | ||||||
лоб корпуса | 25 | 25 | 50 | 45 | 51 | 76 |
борт | 22 | 22 | 25 | 25 | 38 | 58 |
корма | 25 | 25 | 20 | 25 | 38 | 38 |
крыша | 12 | 12 | 10 | 13 | 19 | |
башня | 20 | 25 | 25 | 13 | 25 | 50 |
маска пушки | 25 | 30 | 38 | 76 | 100 | |
Макс, скорость, км/ч | 40 | 40 | 44 | 48 | 38 | 40 |
Запас хода, км | 210 | 210 | 210 | 113 | 192 | 192 |
Калибр пушки, мм | 57 | 47 | 75 | 37 | 75 | 76 |
Переход от танка непосредственной поддержки пехоты к «маневренному» среднему танку был правильным и своевременным шагом, причем Япония сделала его одной из первых. Но небольшое количество танков и особенности Тихоокеанского театра военных действий вынуждали японцев применять их разрозненно и именно для непосредственной поддержки пехоты. В результате «Чи-ха» и его модификации фактически не использовались по прямому назначению, то есть в составе танковых частей и соединений. Впрочем, на островах и американцы применяли танки только как средство сопровождения пехоты или прокладывания ей пути через джунгли и заграждения – другая тактика была там просто неприемлема. При одинаковых задачах успех американских танков и САУ объясняется значительно большим их количеством и лучшими ТТХ. Что касается японцев, то обученность и упорство их пехоты играли куда более важную роль, чем действия слабых танковых подразделений.
Для полноты картины сравним танки семейства «Чи-ха» с американскими танками, поскольку именно с ними японские боевые машины встречались наиболее часто.
Следует отметить, что американские танки имели ту же компоновочную схему, что и японские, но были заметно выше – как из-за габаритов двигателей, так и из-за стремления обеспечить удобство работы членам экипажа. Легкий М3 «Стюарт», созданный почти одновременно с «Шинхото Чи-ха», по бронированию практически не уступал ему, а противотанковые возможности 37-мм пушки были аналогичны 47-мм пушке японского танка. С введением стабилизатора в вертикальной плоскости точность стрельбы из «Стюартов» стала выше. В результате легкие «стюарты» оказались достойными соперниками японским средним танкам, что по-своему признали и сами японцы – вспомним использование трофейных «стюартов» в ротах «Чи-ха». Важным преимуществом американцев было снабжение всех танков радиостанцией со штыревой антенной и ТПУ. Еще лучше были легкие М5А1 с несколько усиленным бронированием, автоматической гидромеханической трансмиссией и электрогидравлическим механизмом поворота башни, перископическими приборами наблюдения. По весу М5А1 сравнялся со средним «Шинхото Чи-ха». Правда, к моменту его появления легкие танки уже не были основным противником японских танков.
«Чи-ха».
М3
«Шинхото Чи-ха».
М4А1
«Чи-ну».
М4А1(76) W
Средний американский М3 «Ли», применявшийся англичанами в Бирме, по сравнению с «Чи-ха» и «Шинхото Чи-ха» был лучше бронирован и обладал достаточно сильным вооружением. В дуэли с ним у японских средних танков (особенно у «Чи-ха») было немного шансов на успех – снаряд 75-мм пушки М3 с 500 м пробивал 65-мм броню, с 1000 м – 60 мм. Еще большим превосходством над японскими танками обладали «шерманы». По бронированию они намного превосходили «японцев». Механический привод поворота башни дублировался электрогидравлическим,а 75-мм или 76,2-мм пушка снабжалась электрогидравлическим стабилизатором в вертикальной плоскости, что существенно увеличивало их огневые возможности. К тому же «шерманы» были лучше оснащены приборами наблюдения и прицеливания,средствами внутренней и внешней связи. Введение в 1944 году командирской башенки с призменными смотровыми блоками, новых перископических приборов наблюдения, перископического и телескопического прицелов улучшенных параметров сделало преимущества «шерманов» в танковом бою бесспорными. С появлением на Тихоокеанском ТВД «шерманов» и 76,2-мм противотанковых САУ М10 «Чи-ха» перестали представлять серьезную угрозу американским танкам, «Шинхото Чи-ха» осталась роль самоходной противотанковой пушки – и там, где их использовали подобным образом, это оказывалось результативным.
Японская «Пантера» – «Чи-ри». Эту машину, построенную в 1945 году в одном экземпляре, можно считать символом краха японской промышленности – производить «Чи-ри» в сколько– нибудь заметных количествах она уже не могла. Задолго до военного поражения Япония проиграла войну экономически.
Литература
1. Багреев А.Д. Военное искусство капиталистических государств 1939 – 1945 гг. – М., Воениздат, 1960.
2. Блинович Я.Е., Груздев Н.И. и другие. Теория танков. – М., Госвоениздат, 1939.
3. Бронетанковая техника (фотоальбом). – М., «Гончарь», 1994.
4. Вооружения капиталистических стран (под ред. Е.Варса). – М., Воениздат, 1938.
5. Вооруженные силы Японии. История и современность. – М., «Наука», 1985.
6. Вторая мировая война 1939 – 1945 гг. Военно-исторический очерк» (под ред. Платонова С.П.). – М,, Воениздат, 1958.
7. История второй мировой войны 1939– 1945 гг., т. 6. – М., Воениздат, 1976.
8. Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий США, Англии и Франции, —М., Воениздат, 1958.
9. Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника капиталистических государств. – М., Воениздат, 1964.
10. Танки. Конструкция и расчет. – М., издание Академии механизации и моторизации им.Сталина, 1943.
11. Танковые двигатели (под ред. Козлова И.Г.). – М., издание Академии бронетанковых войск, 1963.
12. Фуллер Дж.Ф.С. Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. – М., Издательство иностранной литературы, 1956.
13. Japanese tanks and tank tactics. – ISO Publications, 1994.
14. Panzer und andere Kampffahrzeuge von 1916 bis heute. – Koln, 1978.
15. Pataj Stefan. Artyleria ladowa 1871 – 1970. – Warszawa, 1976.
16. Saito H. Japanese Tanks till 1945. – Tokyo, 1992.
17. Surlemont R. Japanese Armour. – Z&M Enterprises, 1976.
18. ZalogaJ.St. Armour of the Pacific War. – Osprey Publishing, London, 1983.
19. Zaloga J. St. Tank battles of the Pacific War 1941 – 1945. – Concord Publications Company, 1995.
Журналы «Бронеколлекция», «Военная мысль», «Моделист– конструктор», «Танкист», «Ground Power», «Zolnierz Polski».
Следующий номер «БРОНЕКОЛЛЕКЦИИ»: монография «Тяжелый танк «Тигр»
Средний танк «Чи-ха». 1-й танковый полк, Малайа, декабрь 1941 г.
Средний танк «Чи-ха». 9-й танковый полк, Сайпан, июнь 1944 г.
Средний танк «Шинхото Чиха». 9-й танковый полк, Сайпан, июнь 1944 г. Белая пунктирная линия на башне свидетельствует о принадлежности танка к штабной роте, а армейская золотая звезда – о том, что это машина командира полка.
Средний танк «Шинхото Чиха». 7-й танковый полк, 2-я танковая дивизия, Лусон, 1945 г.
Средний танк «Шинхото Чи-ха» одного из морских десантных отрядов.
Средний танк «Шинхото Чи-ха» одного из подразделений Народно– освободительной армии Китая, Пекин, 1947 г.
Самоходная гаубица «Хо-ро». 2-я танковая дивизия, Лусон, март 1945 г.
Самоходная пушка «Хони III». 4-я танковая дивизия, Япония, 1945 г.
Самоходная гаубица «Хо-ни II».