Текст книги "Камбоджа (СИ)"
Автор книги: Руслан Белов
Жанр:
Путешествия и география
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Анкгор – древние храмы
Как замучился я лазать по таким ступенькам, а это ведь не самый высокий храм!
Руины Ангкора находятся среди лесов и сельскохозяйственных угодий недалеко от города Сиемреап. До нашего времени Ангкор дошёл как город-храм. Во времена Кхмерской империи жилые и общественные здания строились из дерева, которое быстро разрушается под воздействием жаркого и влажного тропического климата. При возведении храмов чаще всего использовался песчаник. Крепостные стены были выложены из туфа. Этим и объясняется относительно хорошая сохранность храмовых и фортификационных сооружений при полном отсутствии жилой застройки. Однако в период расцвета империи в одном только Ангкор-Тхоме жило более миллиона человек, что больше любого европейского города того времени.
Размеры комплекса Ангкор поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг.
В 2007 году международная команда исследователей с использованием спутниковых фотографий и других современных технологий пришли к выводу, что Ангкор был крупнейшим доиндустриальным городом в мире. В Ангкоре существовала сложная сеть управления водными ресурсами, которая была использована для систематической стабилизации, хранения и распределения воды по всей площади.
Эта сеть, как полагают, была использована для орошения, с тем чтобы компенсировать непредсказуемый сезон дождей и также поддержать растущее население.
Ангкорский период, предположительно, начался после 800 г. н. э., когда кхмерский император Джаяварман II провозгласил независимость Камбуджадеши от Явы и основал свою столицу Харихаралайя на севере озера Тонлесап. Посредством военных кампаний, союзов, браков и даров в виде земельных наделов он достиг объединения страны, раскинувшейся от Китая на севере, Тямпа (ныне Центральный Вьетнам) на востоке, океана на юге и до местонахождения камня с надписью «Земли кардамона и манго» на западе. В 802 г. н. э. Джаяварман II провозгласил себя «Вселенским монархом» (Чакравартин) и, в стремлении продемонстрировать свою преемственность и связь с культом бога Шива, "Богом-королем "(Девараджа). До объединения Джаяварманом II, Камбоджа состояла из ряда политически независимых княжеств, известных как Бапном и Ченла.
Храм Та-Прохм (Ta Prohm) был построен королем Джайяварманом VII в память о своей матери. До 2009 года он был интересен тем, что его не стали очищать от джунглей. Храм и сейчас в некоторых местах предстает несущим на себе печать необыкновенной красоты, здесь вся поверхность покрыта плащом из древесных корней и буйной зелени, и это сообщает развалинам какое-то непередаваемое дыхание жизни. С момента окончания гражданской войны в Камбодже и включения комплекса Ангкор во Всемирное Наследие ЮНЕСКО (1992 г.) в остальных храмах ведутся активные реставрационные работы. В настоящее время (весь 2009 г.) ведутся активные реставрационные работы и в Та-Пруме, спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены и перекрытия, реконструируется центральный вход, некоторые стены. Работы хватит на многие десятилетия.
Например, Преа-Кан (по-кхмерски «священный меч») – огромный храм, построенный в честь победы над тямами королём Джайяварманом VII в конце XII века. По другой версии храм был посвящён памяти отца короля. Ещё в конце девяностых годов XX века, как и Та-Прум, он представлял собой покрытые джунглями развалины с росшими на них исполинскими деревьями. Сейчас там работают реставраторы из США. Растительность уже почти полностью удалена.
Храмы Ангкора построены без применения связующих материалов. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка. Поэтому, обычно применяется следующий способ их реставрации: сначала строение очищают от растительности. Это очень трудоемкий процесс, так как корни деревьев вросли и переплелись с камнями. На удаление одного большого дерева уходит в среднем четыре месяца. Беспорядочно валяющиеся обрушившиеся блоки разбирают и фотографируют. Также частично разбирают и остатки ещё стоящих стен. Полученную таким образом информацию обрабатывают при помощи специальных компьютерных программ. Компьютер по форме вырезанных на блоках «замков» и фрагментов резьбы воссоздает изначальное взаимное положение этих блоков. Потом сооружение заново собирают из оригинальных блоков и новых, изготовленных взамен утраченных из такого же песчаника.
Французский натуралист Анри Муо, в 1861 году заново открывший Ангкор после четырёх столетий забвения, так писал в своем сообщении: «Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира». Возможно, его посетило какое-то предчувствие: спустя несколько месяцев Муо, до приезда сюда несколько лет работавший учителем в России, заболел малярией и, промучившись двадцать дней, умер.
Джайяварман VII не только воздвиг огромные храмовые комплексы, но также обеспечил своему народу достаток. При нём были построены больницы, мосты, дороги. По сохранившимся записям, больниц было построено больше сотни. Некоторые сохранились до наших дней. Наиболее известное у туристов сооружение такого рода называется Пре-Палилай. Была создана уникальная ирригационная система, которая позволяла на местных полях собирать три-четыре урожая риса в год.
Прекраснейшим памятником всего комплекса Ангкора является наиболее известный и хорошо сохранившийся храм Ангкор-Ват, строившийся в течение тридцати лет во времена правления Сурьявармана II. Храм считается самым большим сакральным зданием в мире и представляет собой типичное для азиатской архитектуры сочетание элегантности и гармонии. После смерти короля храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем.
Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена войн с тямами и таями. В 1431 году сиамские войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её. Тяжёлые времена в истории Камбоджи не позволяли посещать блистательный шедевр азиатской архитектуры. Только в декабре 1992 года ЮНЕСКО включила его в список мировых памятников культурного наследия, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора.
Ангкор-Ват
Строительство этого грандиозного храмового комплекса продолжалось в течение четырёх столетий. Его начал основатель ангкорской династии принц Джайяварман II в 802 г., а последние храмовые комплексы были возведены королем Джайяварманом VII в XII веке. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Строители Ангкора закончили свой многовековой проект. По другой версии, в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника. Интересно, что все преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким способом, что его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор-Ват превратился в целый комплекс храмов.
Развалины Ангкора из космоса
Если взглянуть на Ангкор сверху, будет видно, что он представляет собой своеобразную «карту звездного неба»: структура храмового комплекса воспроизводит положение звезд созвездия Дракона на рассвете в день весеннего равноденствия в 10 500 г. до н. э. Что же это за загадочная дата? Она связана с процессом прецессии, циклическим вращением небесного Северного полюса вокруг «сердца» созвездия Дракона. Дракон – тайный страж Северного полюса эклиптики, через который проходит Ось мира. В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н. э. Северный полюс мира находился там, где находится ; Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н. э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей – созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион – наивысшей. Итак, в наш век, как и в 10 500 г. до н. э., «часы небесного времени» готовы начать новый счет.
Если спроецировать на землю карту звездного неба 10 500 г. до н. э., то окажется, что Ангкор-Тхом очерчивает сердце змеиного созвездия Дракона. Аналог сердца Дракона на земле – великая пирамида Байон, входящая в комплекс Ангкор-Тхома. Французский археолог Жорж Кодэ называет Байон мистическим центром кхмерской империи.
На ступенчатой пирамиде-храме Пном-Бакенг, которая входит в храмовый комплекс Ангкор, написано, что его назначение «символизировать своими камнями движение звезд».
Ангкор. Изображение стегозавра
Искусство обработки камня и строительство из него не сравнимо с произведениями инков. Но резьба по камню – просто чудо. Когда видишь, какие чудесные узоры создаются простым молотком и примитивным резцом – восхищаешься.
На одной из колонн храма можно увидеть изображение стегозавра – травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад. Достоверность этого изображения не оспаривается.
Боги и демоны несут змея
Деваты и асуры поддерживали многоголового нага (змея) – кхмерский символ радуги, моста между землей и небесами, эмблемы благосклонности небесных сил, посылающих земле живительный дождь
В Камбодже любят поспать
Повсюду висят гамаки, шофера не спят в своих машинах, они паркуют свои гамаки, пардон, машины, у деревьев, приспосабливают гамак – и спать! Почти по всех придорожных ресторанчиках гамаков больше, чем столиков: кхмеры приходят в них спать.
Мой отель Рояль Анкгор в Камбоджа, город Siem Reap
Это мой отель Рояль Анкгор.
Номер двухкомнатный, ванная – типа дажаккузи. Во дворе огромный бассейн на хлорке (всегда не все малиной помазано). Будда, в лаосском святилище которого я ходил по большому, мстит мне с утра. И я опоздал на завтрак, кое-что забыл в гостинице, потом в аэропорту оставил на скамейке кошелек, потому что увлеченно рассказывал русакам, как при покупке банки пива в дьюти-фри меня задокументировали с головы до ног, разве что давление не померили, но русаки меня нашли и кошелек отдали, а у них трезубцы на паспортах оказались.
Устал...
Уютненько в отеле, вежливо, крайне недорого. Очень много южных кореянок. Белокожие, низкорослые, смеются всегда. Интересно, в постели тоже?! Вот бы послушать!