355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Робинсон Дейв » 101 ключевая идея: Психология » Текст книги (страница 10)
101 ключевая идея: Психология
  • Текст добавлен: 4 октября 2016, 04:40

Текст книги "101 ключевая идея: Психология"


Автор книги: Робинсон Дейв


Жанры:

   

Психология

,

сообщить о нарушении

Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)

ЧТЕНИЕ

При чтении, то есть определении смысла того, что напечатано на странице, задействован ряд специфических процессов. Когда мы читаем, наши глаза постоянно совершают быстрые движения, перескакивая с одного знака на другой. Эти быстрые движения называются саккадами, и каждая из них длится около 15 миллисекунд. После каждой саккады наши глаза останавливаются на одной точке в течение приблизительно 250 миллисекунд, перед тем как приступить к очередной саккаде. Именно в это время, когда наши глаза неподвижнымы можем осознавать информацию.

Одна из причин, по какой глаза движутся по странице, заключается в том, что интересующие нас слова должны находиться в центре поля видимости; эту область мы воспринимаем наиболее четко. Отождествление и осмысление печатных или письменных слов требует обработки информации на трех уровнях. Для начала нужно обработать информацию о прямых и кривых линиях и с ее помощью отождествить отдельные буквы в слове. Отождествив буквы, мы должны отождествить все слово целиком. Но это очень сложный процесс, и маловероятно, чтобы он происходил посредством последовательного перехода от расшифровки букв до составления из них слова. Скорее всего, процесс этот интерактивный, то есть черты целого слова помогают определить конкретные буквы, и наоборот, отдельные буквы помогают нам узнать все слово.

Одно из центральных понятий в психологии чтения и распознавания слов – это внутренний словарь. Наш внутренний словарь содержит все сведения о знакомых нам словах, включая их значение, написание, произношение и роль, которую они могут играть в предложении. Каждый раз при чтении слова мы обращаемся к этому словарю, но каким образом мы так быстро и правильно находим нужное слово? Согласно одному из предположений, люди могут опознавать слово непосредственно по совокупности напечатанных букв. То есть, посмотрев, например, на слово «просто», мы мгновенно соотносим его с нужным словом внутреннего словаря.

См. также статьи «Дислексия», «Когнитивная психология», «Развитие речи», «Хомски, Ноам».

ШИЗОФРЕНИЯ

Джеймс верит в то, что за ним охотятся русские спецслужбы. Он также верит, что они работают в сотрудничестве с другими секретными службами по всему миру и пытаются убить его за то, что он знает место предполагаемого приземления инопланетян. Такой феномен называется бредом; бред – это ошибочные убеждения, не имеющие почвы в реальности. Поддерживать общение с Джеймсом очень трудно. Его речь отрывиста, и он часто меняет тему разговора. Очень часто новое предложение начинает новую тему. В последнее время он начал все больше и больше проводить времени в одиночестве. Врачи установили диагноз: шизофрения. Шизофрения – это одно из наиболее тяжелых психических расстройств.

Одна из проблем при диагностировании шизофрении состоит в том, что ее проявления могут быть весьма различными. Не существует единых симптомов, недвусмысленно свидетельствующих о том, что пациент страдает шизофренией. Симптомы шизофрении можно разделить на две группы. В первую группу входят бред и галлюцинации – например, восприятие голосов в тот момент, когда никто поблизости не говорит. Эти симптомы выходят за рамки обычных чувств и ощущений. Вторая группа симптомов включает в себя понижение общительности, апатию и угасание интереса ко всему. Симптомы этой болезни проявляются в отклонении от поведения, присущего всем людям.

Согласно оценкам, от шизофрении в тот или иной период жизни страдает один процент населения. Наибольшая ее вероятность приходится на подростковый возраст и начало взрослого периода жизни. В отличие от других психических заболеваний, при лечении шизофрении широко используют медикаменты. Состояние около трети страдающих шизофренией нормализуется; другие испытывают периодические ухудшения или длительные периоды шизофрении. Было также подсчитано, что среди бездомных шизофренией страдают около десяти процентов.

См. также статьи «Депрессия», «Клиническая психология», «Нейромедиаторы», «Тревога и тревожные расстройства».

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

Ян и Анна – студенты, готовящиеся к сдаче экзаменов. Ян вспомнил, что он где – то читал о том, как лучше всего запоминать. Для этого нужно по-настоящему понимать то, что запоминаешь, проводить связи между новой информацией и тем, что уже знаешь (осознанное запоминание). Анна же, напротив, полагает, что лучше всего запоминать посредством «зубрежки» – читать нужный материал снова и снова, пока не запомнишь (механическое запоминание). Для того чтобы выяснить, кто из них прав, можно провести эксперимент.

Большинство экспериментов начинается с того, что предсказываются события, то есть выдвигается гипотеза. В случае с Анной и Яном гипотеза может быть приблизительно такой: «Механическое запоминание и осознанное запоминание приводят к различным уровням воспоминания при проведении последующих проверок». Во время экспериментов наблюдают за тем, какое влияние на поведение участников оказывает изменение некоторого параметра ситуации. В данном случае переменной служит метод запоминания, а поведением – поведение во время проверки. Для того чтобы проверить нашу гипотезу, нужно, как того требует основная схема эксперимента, чтобы Анна и Ян запомнили определенную информацию, используя разные методы, а затем проверить их знания.

Одна из основных целей любого эксперимента – установить причинно-следственную связь между переменными, чтобы, когда эксперимент будет закончен, мы с определенной долей уверенности могли заявить, что изменение данного параметра действительно приводит к предсказуемым изменениям в наблюдаемом поведении. Это значит, что мы должны быть уверены в отсутствии других переменных, влияющих на поведение испытуемых. Что касается вышеуказанного случая, то при проведении эксперимента нам потребуется принять во внимание ряд факторов. Например, мы можем потребовать, чтобы Анна и Ян начали запоминать материал в установленное время суток и чтобы они запоминали строго определенное количество информации для последующего воспроизведения.

См. также статьи «Количественные и качественные методы анализа», «Корреляция», «Надежность и валидность», «Опросы», «Этика».

ЭМОЦИИ

Мэри говорила с Джессикой о своем рабочем дне. «Ты не поверишь, что сегодня произошло на работе, – начала Мэри возмущенно. – Мне нужно скреплять много бумаг, и я всегда держу под рукой степлер. А сегодня открываю ящик, а его там нет! Целых полчаса я его везде искала. И тут проходит мимо парень, работающий за соседним столом, и так спокойно кладет степлер передо мной и заявляет: „Спасибо, а то мой сломался“. Я просто ушам своим не поверила. Я так разозлилась, что мне захотелось вцепиться в него и хорошенько объяснить, чтобы он в другой раз просил разрешения перед тем, как брать чужие вещи. Меня даже всю затрясло». Мэри выражает негодование по поводу действий своего коллеги.

Можно представить, что эмоции складываются из трех составляющих: чувства, физиологических изменений и состояния готовности к действию. Что касается Мэри, то здесь заметны чувство гнева по отношению к коллеге, физическая реакция на это чувство (ее «затрясло») и готовность к действию («вцепиться и объяснить»).

Для чего же нужны эмоции? Было высказано предположение, что эмоции помогают нам приспособиться к быстро меняющейся окружающей среде. Гнев и страх служат показателями, что не все идет так, как нужно, тогда как ощущение радости свидетельствует о том, что наши цели достигнуты. Согласно еще одному предположению, существуют шесть эмоций, общих для всех культур и для всех людей: счастье, удивление, страх, печаль, гнев и отвращение. Были проведены исследования развития эмоциональных реакций у грудных детей. Оказалось, что в возрасте от десяти до двенадцати месяцев дети способны выражать счастье и отвращение, отличая их друг от друга. В этом возрасте они также способны определять основные изменения в эмоциональном поведении взрослых, которые за ними ухаживают (например, отличать счастливое состояние няни или матери от гневного), хотя насколько тонко они понимают эти различия, еще неизвестно.

См. также статьи «Биопсихология», «Контролирование стрессовые ситуаций», «Психология здоровья», «Стресс».

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ, СЕМАНТИЧЕСКАЯ И ПРОЦЕДУРНАЯ ПАМЯТЬ

Норман сидит в саду, наслаждаясь отдыхом и заслуженным стаканом лимонада. Он только что вскопал грядки и теперь расслабился, позволив своим мыслям немного поблуждать. Сначала он вспомнил о дне своей свадьбы, которая была так давно. Мысленным взором он видел, как они с женой входят в церковь, настолько четко, словно это было только вчера. Затем, разгадывая кроссворд, он стал вспоминать разнообразные сведения, которые узнал еще в школе: Париж – это столица Франции, Эверест – самая высокая гора в мире. Затем Норман услышал крик и увидел, как его сын едет к нему на велосипеде.

Если внимательно проанализировать описанную картину, то можно сделать вывод, что под «памятью» мы подразумеваем различные процессы и что бывают различные виды долговременной памяти.

Психологи сделали предположение, что разные типы информации содержатся в разных хранилищах нашей долговременной памяти. У нас, например, имеются бесчисленные воспоминания о событиях, которые мы пережили в прошлом в тот или иной момент времени, – например, воспоминания Нормана о дне его свадьбы. Этот тип памяти называется эпизодической памятью.

Семантическая память связана с нашим знанием слов и языка, которым мы описываем свои мысли и ощущения. Обычно в своей семантической памяти мы очень быстро находим нужный факт; например, большинство людей могут вспомнить, какая гора в мире самая высокая, не больше чем через пару секунд. Отсюда следует, что информация в нашей семантической памяти очень хорошо организована.

Эпизодические и семантические воспоминания довольно легко описать словами. Но легко объяснить можно не всю информацию в нашей долговременной памяти. Например, попробуйте описать другому человеку, каким образом вы удерживаете равновесие во время езды на велосипеде. Процедурная память хранит сведения, необходимые, например, для того, чтобы ездить на велосипеде или играть на фортепьяно. Если мы научимся этим действиям, то обычно не забываем полученных навыков, хотя и непросто объяснить при помощи языка такой вид знаний.

См. также статьи «Забывание», «Ложные воспоминания», «Память», «Свидетельство очевидца», «Схемы1 и сценарии», «Эффекты первичности и новизны».

ЭТИКА

В 1960-х годах Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов. Испытуемым сказали, что они будут принимать участие в оценке связи между наказанием и обучением. Затем их попросили наказывать «обучаемого», находящегося в соседней комнате, при помощи того, что, по их предположениям, было электрическим генератором. На рычагах было отмечено напряжение от 15 вольт (легкое напряжение) до 450 (опасное, очень сильное напряжение). Участникам дали инструкции начинать с легкого шока и затем повышать напряжение всякий раз, как «обучаемый» допустит ошибку. На самом деле «обучаемый» был одним из экспериментаторов и не получал электрических разрядов, но вел себя так, будто ему было больно, протестовал и даже иногда кричал, когда, по мнению испытуемых, напряжение повышалось.

Милгрэм исследовал вовсе не процесс обучения. Его интересовало, до какой степени люди могут подчиняться инструкциям. Эти исследования вызвали поток работ, в которых ставилась тема этики при проведении психологических исследований. Во-первых, многих раздражало, что испытуемых не только обманывали, скрывая истинную цель эксперимента, но и заставляли поверить, будто они подвергают электрошоку невинного человека. Многие психологические эксперименты действительно требуют некоторой доли обмана. В таком случае психологи должны сообщить испытуемым достаточно информации о проводимом исследовании и постараться уменьшить негативное впечатление от эксперимента, которое может у них остаться. Во-вторых, испытуемые должны иметь право в любой момент прервать свое участие в эксперименте. В – третьих, испытуемые должны дать осознанное согласие на участие в эксперименте.

При проведении исследований психологи должны в первую очередь удостовериться в том, что испытуемые защищены от любого вида психологических и физиологических травм. Профессиональные органы, осуществляющие контроль над поведением психологов, публикуют инструкции, которых ученые должны придерживаться при проведении экспериментов.

См. также статьи «Количественные и качественные методы анализа», «Надежность и валидность», «Социальная психология», «Экспериментальный метод».

ЭФФЕКТЫ ПЕРВИЧНОСТИ И НОВИЗНЫ

Хейди недавно начала встречаться с Шоном. Она узнала, что у него в юном возрасте были неприятности с полицией: его поймали за кражей в магазине. У Шона много хороших качеств: он вежливый, интересный, внимательный. Однако Хейди считает, что ей нужно рассказать матери о том случае в магазине – но как? Может, лучше сначала рассказать о хороших качествах Шона? Влияет ли порядок представления информации на наши суждения?

Соломон Эш исследовал влияние порядка представления информации на суждения людей. Он составил описание некоего человека, использовав список слов, половина из которых были положительными, например «трудолюбивый», а другая половина – отрицательные, например «завистливый». Эксперимент состоял в том, что Эш, прежде чем показывать все описание, показал одной группе людей сначала первую половину списка, а другой группе – вторую половину списка. Когда испытуемых попросили оценить этого человека, первая группа составила о нем более благоприятное мнение, чем вторая, которая сначала услышала отрицательную характеристику. Этот эксперимент доказал, что та часть информации, которая представляется в первую очередь, оказывает большее влияние на наше мнение, чем последующая. Этот эффект был назван «эффектом первичности». Так что если Хейди хочет создать у матери благоприятное впечатление о Шоне, ей нужно сначала рассказать о его положительных качествах.

Эффект первичности наблюдается и при запоминании списка слов или ряда цифр. Например, прочтите своему знакомому следующие пятнадцать чисел со скоростью одно в секунду и затем спросите, сколько чисел он запомнил:

17, 21, 93, 36, 27, 41, 52, 84, 19, 68, 73, 45, 49, 37, 58.

Как правило, люди запоминают первые и последние несколько чисел из предложенного им ряда. Запоминание последней информации называется «эффектом новизны». Однако он действует не так сильно, как эффект первичности, и может быть легче нарушен.

См. также статьи «Память», «Формирование впечатлений», «Эш, Соломон».

ЭШ, СОЛОМОН

Во время обеденного перерыва ваши коллеги по работе бсуждают фильм, который смотрели по телевизору вчера вечером. Вам показалось, что фильм довольно средний и даже скучный, но вскоре становится ясно, что все вокруг вас считают его отличным. Один из коллег поворачивается к вам и говорит: «Ты еще не сказал ничего о фильме. Что ты думаешь о нем, Крис?» Каков будет ваш ответ? Согласитесь ли вы с большинством, даже если не разделяете их точку зрения? Может, ваши коллеги рассмотрели в фильме то, что ускользнуло от вашего внимания? Неужели все эти люди ошибаются?

Как бы вы ни ответили, скорее всего, вам будет трудно подобрать слова для ответа, и вы, возможно, испытаете определенный стресс. В 1950 – х годах Соломон Эш провел серию исследований, которые стали важным вкладом в развитие психологии. Эти исследования показали, что людям бывает трудно не согласиться с общепринятой точкой зрения. В типичном эксперименте Эш просил группу людей определить, какая из трех линий равна по длине стандартной линии. Эш держал карту с одной линией (стандартной), а три другие, с линиями, обозначенными А, В и С, раздал группе. Испытуемым нужно было показать, какая из этих линий соответствует стандартной больше других. Задача на первый взгляд достаточно простая, но весь фокус состоял в том, что среди испытуемых только один человек был настоящим участником эксперимента; все остальные были нанятыми Эшем актерами, которые давали заранее установленные ответы, причем не всегда правильные.

В тех случаях, когда неверный ответ давало большинство членов группы, около 37 процентов испытуемых соглашались с ними и отвечали так же. Любопытно то, что их никто не заставлял это делать; единственным «давлением» был неверный ответ большинства, и при этом довольно значительное число испытуемых не выдержало этого давления. Эксперименты Эша продемонстрировали то, насколько трудно нам бывает открыто выразить свое несогласие с окружающими.

См. также статьи «Группы», «Когнитивным диссонанс», «Милгрэм, Стэнли», «Социальная психология».

ЮНГ, КАРЛ ГУСТАВ

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в небольшой швейцарской деревне Кесвиль. Окончив Базельский университет, он стал врачом в психиатрической клинике. Юнг увлекался работами Фрейда и в 1907 году встретился с ним в Вене. Они быстро стали друзьями, и некоторое время казалось, что Юнг пойдет по стопам Фрейда. Однако позднее у них возникли противоречия по разным вопросам, и в конечном итоге различие во мнениях привело к разрыву их отношений. Юнг умер в Цюрихе в 1961 году, в возрасте 85 лет.

После разрыва с Фрейдом Юнг стал развивать свою психоаналитическую теорию (аналитическую психологию). Согласно этой теории, личность человека состоит из трех взаимодействующих систем: сознания (которое часто называется «эго»), индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Для описания целостности всех трех взаимодействующих компонентов Юнг использовал термин «душа». Сознание – это часть психических процессов, в которых человек отдает себе отчет. Индивидуальное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и опыта, который не поднялся до уровня сознания. Юнг полагал, что индивидуальное бессознательное состоит из групп психических элементов, действующих как единое целое. Он называл эти группы «комплексами».

Второй уровень бессознательного, коллективное бессознательное, отражает эволюцию общечеловеческого опыта и образцов поведения. Юнг предположил, что поскольку все люди в той или иной степени являются наследниками общемировой истории, то все они будут осознавать мир приблизительно одинаково, используя схожие образы и символы. Универсальные символы и образы мышления, передающиеся из поколения в поколение и определяющие поведение людей, Юнг назвал «архетипами». Он верил, что наша личность, наша «душа», дана во всей полноте от рождения, а не развивается постепенно, под воздействием жизненного опыта. Он также полагал, что цель нашей жизни – поддерживать целостность нашей «души» и не допускать расчленения ее на различные, конфликтующие между собой части.

См. также статьи «Вытеснение», «Защитные механизмы», «Психотерапия», «Фрейд, Зигмунд».


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю