355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Олег Кульдяев » Голоса с чужой земли » Текст книги (страница 6)
Голоса с чужой земли
  • Текст добавлен: 8 октября 2016, 14:46

Текст книги "Голоса с чужой земли"


Автор книги: Олег Кульдяев


Жанр:

   

Публицистика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)

Капитализм искалечил миллионы душ, в мире капитала бессмысленно требовать уважения достоинства. Именно такие мысли приходят в голову, когда читаешь мемуары русского артиста Александра Вертинского, блуждавшего четверть века на чужбине и в 1943 году вернувшегося на Родину.

Сложной была судьба этого художника. Не поняв Октябрьской революции, Вертинский пополнил ряды белоэмигрантов, развлекал посетителей буржуазных кабачков от Парижа до Харбина. Объездил почти весь свет. И что же?

«Все восходы, все закаты мира, всю экзотику далеких стран, все, что я видел, все, чем восхищался, – писал А. Вертинский, – я отдаю за один, самый пасмурный, самый дождливый день у себя на Родине». Советское правительство предоставило ему возможность вернуться на родную землю. Он выступал с концертами на профессиональной сцене, а за роль кардинала в фильме «Заговор обреченных» Вертинскому была присуждена Государственная премия СССР.

Вот что ответил народный художник СССР Илья Глазунов на вопрос журналиста «Комсомольской правды» «Что Вы думаете о тех артистах балета, художниках, режиссерах кино и театра, которые уехали из СССР?»: «Я глубоко убежден, что для подлинного художника, как, впрочем, и для всякого человека, это всегда трагедия – остаться без родины. Если человек добровольно покидает родину, значит, его связи с духовным миром России не существует и он просто меняет страну пребывания на другую страну».

Когда мы говорим о защите социалистической Отчизны, то речь идет не только о ее территории и границах, но и о том, что надо защищать от посягательств империализма и наши духовные ценности, нашу многонациональную социалистическую культуру.

Разве не могут не волновать такие тревожные симптомы. Бессмертные творения Глинки и Чайковского исполняются в Челябинском театре оперы и балета в полупустом зале. На филармонических концертах лауреатов международных конкурсов скрипача Э. Грача и певца А. Ведерникова, на выступлениях всемирно известного русского народного оркестра имени Н. Осипова присутствует горстка слушателей.

Ушли в прошлое массовые праздники песни, многолюдные концерты под открытым небом. На иных районных комсомольских конференциях редко звучат задорные песни, а господствует в перерывах «балдежный» ритм. Умолкли самодеятельные оркестры народных инструментов, постоянно уценяются не пользующиеся спросом у населения грампластинки с классической музыкой, известными советскими песнями. Широко исполняемые раньше бальные танцы забыты молодежью и перекочевали с танцплощадок на концертную эстраду. Молодая мама не может спеть ребенку колыбельную, потому что ее юность знала только рок-ритмы. На свадьбе попытки исполнить всем вместе какую-то песню заканчиваются провалом – ни слов, ни мотива не знают. Нередко во Дворцах культуры с трудом удается собрать небольшой хоровой коллектив.

«Сегодня, – с горечью говорил композитор Анатолий Новиков, – утрачивается, идет на убыль одна из великолепных традиций русского народа – традиция совместного пения – в семье ли, в кругу товарищей, на отдыхе».

Беспокоят и факты другого рода. Идешь в субботний вечер по городу, а из магнитофонных усилителей, установленных на балконах, грохочет зарубежная музыка, не звучит ни одного русского слова. Едешь в междугородном автобусе – водитель потчует иностранными записями. Придешь на танцплощадку в парк или на студенческий вечер – всюду гремит что-то чуждое, и по словам, и по мелодии, и по духу.

Буржуазные идеологи пытаются поставить под сомнение сам факт существования социалистической культуры, якобы социализм и творчество несовместимы, дескать, все яркое, талантливое в Советской России возникло из «оппозиции» социализму.

На книжных прилавках Запада за «ярких представителей современной русской литературы» выдают творения Солженицына, Максимова, В. Некрасова и других отщепенцев и предателей Родины. А талантливые произведения Михаила Шолохова, Алексея Толстого, Владимира Маяковского, Чингиза Айтматова купить в капиталистических странах практически невозможно. Бывая за границей, я не видел этих книг в продаже – ни в одном магазине.

Тираж иностранных книг в СССР после Хельсинских переговоров в 1975 году возрос почти в 2 раза и составляет примерно 150 миллионов экземпляров в год. Завершены издания 50-томной «Библиотеки мировой литературы для детей» и 200-томной «Библиотеки всемирной литературы». В последней 137 томов составляют произведения 2600 иностранных авторов.

Американцы переводят советских авторов в пять раз меньше, чем мы американских. А тиражи вообще несопоставимы. В США произведения советских авторов печатаются тиражом в одну-две, максимум пять тысяч экземпляров, у нас лучшие книги американских писателей издаются сотнями тысяч, миллионами экземпляров.

Навязать миру стандартные штампы «массовой культуры» стремится и американское кино. Еще в тридцатые годы в США был сформулирован так называемый кодекс Хейса, который определял, что и как показывать в голливудских фильмах. В нем, в частности, говорилось: «Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединенных Штатов – единственный и лучший для любого человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны нашей жизни…»

На Западе давно уже кинопроизводство сплавилось с финансовым капиталом. Все крупнейшие кинокомпании Голливуда перешли в собственность промышленных и финансовых монополий. Они имеют около 700 заграничных филиалов, где работают почти 16 тысяч сотрудников.

Возьмем, к примеру, Францию. Американские фильмы на экранах этой страны занимали в 1957 году 4 процента времени, а в 1979-м – уже около 30. Сегодня на киноэкраны мира США стараются вытолкнуть любимых Рейганом героев многосерийных боевиков – Бонда, Рэмбо, Рокки, воспевающих насилие, садизм, пышущих ненавистью к советским людям. Именно ненавистью. Рожденный империализмом новый «киногерой» убивает только «красных», то есть русских, кубинцев, вьетнамцев. Ради идеи, во имя борьбы с коммунизмом. С диким наслаждением, с ненасытной кровожадностью, с звериной тупостью. Все слова Рэмбо умещаются на одной печатной странице, а герой «Вторжения в США» произносит в фильме всего 63 слова. Тем не менее вербовочные пункты в американских городах оклеены плакатами с изображением Рэмбо, а в Филадельфии даже сооружен памятник голливудскому «киногерою».

Буржуазные идеологи ставят заслон фильмам из социалистических стран – доля их в западном кинопрокате составляет всего 5 процентов. И стремятся преподнести эти фильмы в искаженном виде. Например, организаторы демонстрации в США советского фильма «Путевка в жизнь» убрали из ленты дату выпуска, чтобы американские зрители восприняли сцены из жизни беспризорников в двадцатых годах как сегодняшний день в нашей стране.

О советских фильмах западная пресса почти не пишет, кинокритики тоже молчат. Об отношении в США к лучшим советским фильмам говорят такие факты. Фильм «Освобождение» посмотрели около полумиллиарда человек в 114 странах. Он обошел полмира, а в массовом прокате США так и не демонстрировался. Фильм «А зори здесь тихие…» удостоен в США почетного диплома «Оскара», но на экраны страны он не вышел.

В Париже неделя советского кино («Калина красная», «Пришел солдат с фронта», «Романс о влюбленных») проводилась в небольшом кинотеатре на 400 мест. Никто не рекламировал фильмы, не было и откликов в печати. Неделя французских фильмов в Москве и других городах нашей страны проходила в лучших кинотеатрах, фильмы широко рекламировались печатью, радио и телевидением. О них писали кинокритики.

Наши идейные противники стремятся сузить сферу влияния советского искусства, наглухо отгородиться от советской литературы и кинематографа, потому что они несут правду о социализме, о советском образе жизни. В то же время всеми доступными средствами и методами пытаются подтачивать высокие нравственные ценности, которые всегда были присущи нашему народу и которыми мы гордимся, – идейную убежденность, трудовой энтузиазм, советский патриотизм, пытаются навязать стереотипы буржуазной массовой культуры.

Незримая линия идеологического фронта проходит сегодня по концертным залам и дискотекам, кинотеатрам и Домам культуры. Дать решительный бой буржуазной массовой культуре, защитить от ее дурного, разлагающего влияния, открыть самый широкий простор для выявления творческих способностей человека, сделать его жизнь духовно богатой и многогранной – это сегодня одна из первоочередных задач культурно-воспитательной работы.

Именно так поставлен вопрос на XVIII съезде профсоюзов СССР. «В последнее время, – отмечалось в докладе председателя ВЦСПС С. А. Шалаева, – трудящиеся со все большей тревогой обращают наше внимание на то, что в некоторых культучреждениях отечественный фольклор, советскую песню и музыку потеснили на задний план полутемные дискотеки, истеричные ансамбли «металлического рока» и экзальтированные поклонники брейк-данса. Нас спрашивают: «Кто открывает двери рабочего клуба таким рок-группам? Почему руководители профкомов, клубных учреждений оказываются неспособными поставить заслон пошлости, бездуховности, безнравственности, которые наносят ущерб делу воспитания молодого поколения».

Нет и не должно быть никаких компромиссов, когда речь идет о мировоззрении и духовной жизни советских людей.

* * *

Мы живем в сложном и противоречивом мире. Главным событием нашего века стала победа Великого Октября. 70-летие Октябрьской социалистической революции – это не только большой праздник всех прогрессивных людей планеты, боевой смотр достижений социализма, важная веха в истории первого в мире государства рабочих и крестьян. Это и рубеж, с высоты которого предстоит осмыслить итоги и уроки пройденного пути, происходящие в мире изменения, новые задачи, стоящие перед советским обществом на важном этапе его ускорения, обновления и перестройки.

На Советский Союз сегодня обращены взгляды всей планеты, чаще всего заинтересованные и доброжелательные. Преодоление застоя в экономике и общественной жизни, расширение гласности, углубление демократии, растущая конструктивная критика и самокритика – все это прогрессивными людьми воспринимается как характерные приметы перестройки. Но есть и иные мнения.

Руководитель внешнеполитического ведомства США Ч. Уик считает: «…гласность – это пропагандистская кампания. Если Советы победят, это будет значить, что они победили в войне публичной дипломатии. А что мы в таком случае потеряем? Что весьма существенно, мы можем потерять нашу безопасность. В более долгосрочной перспективе, если мы проиграем в «войне идей», мы можем поставить под угрозу дух свободного мира, его сегодняшнюю жизнь и перспективу завтрашней безопасности».

Расширение гласности в нашем обществе вызвало переполох в стане идеологического противника. В спешном порядке он ищет новые средства для усиления идеологического воздействия на умы людей. «Мы в ЮСИА, – заявил Ч. Уик, – разработали свои инициативы для сохранения преимущества за Америкой в этой глобальной конкурентной «войне идей». Чтобы заглушить правду о внешней и внутренней политике КПСС, жизни и планах советских людей, мобилизован весь огромный потенциал информационного империализма.

Дискредитировать идеи, концепции и установки XXVII съезда партии, вызвать у советских людей чувство пессимизма и неуверенности в своих силах и возможностях, увести хотя бы какую-то часть трудящихся от борьбы за выполнение намеченных планов – одна из главных задач буржуазных радиоголосов. Они обходят молчанием тот факт, что в обсуждении проекта Основных направлений экономического и социального развития страны приняли участие примерно 110 миллионов человек. На проект новой редакции Программы КПСС поступило более 6 миллионов откликов. Весь ход обсуждения этих документов показал, что они отвечают жизненным интересам советских людей, их планам на будущее.

Буржуазная печать не жалеет слов насчет «нереалистичности» наших планов. Толкует, будто бы и средств не хватит, и перестроить работу в рамках социализма не удастся. Потому и продолжают «советовать» нам изменить общественный строй. А факт дальнейшего укрепления экономического и оборонного могущества СССР используют для того, чтобы и дальше запугивать население планеты растущей «советской военной угрозой».

Свое внимание наш классовый враг сосредоточил на негативных тенденциях и упущениях, о чем открыто говорили коммунисты на своем съезде. Советским людям известны причины допущенного отставания в развитии народного хозяйства, видят они и пути преодоления их.

Сложные и ответственные задачи стоят перед нами. Главное при этом – практическое участие каждого в реализации стратегического курса партии на ускорение социально-экономического развития страны, на перестройку всех сторон жизни советского общества.

Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС теоретически и политически обосновал основные направления перестройки. Прежде всего намечено решительно покончить с застойными явлениями, сломать механизм торможения социально-экономического развития, создать надежный и эффективный механизм ускорения. Решающим рычагом, который позволит включить в перестройку широкие массы, является всестороннее развитие демократии, социалистического самоуправления, поощрение инициативы и творчества людей. И конечно же, расширение гласности, критики и самокритики. Гласность, правдивость, непримиримость к недостаткам, желание улучшить дело – без этого подлинная демократия невозможна.

Перестройка предполагает решительное избавление нашего общества от искажений социалистической морали, последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости, всемерное укрепление высоких нравственных ценностей.

Чтобы воспитать невосприимчивость советских людей к буржуазной идеологии, партия выдвинула ответственные задачи в области идейно-воспитательной работы – воспитание трудящихся в духе коммунистической идейности и преданности Советской Родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, непримиримости ко всему, что проповедует буржуазная идеология, что чуждо социализму, нашей культуре и коллективистской морали.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю