Текст книги "Внимание, воздух !"
Автор книги: Олег Жолондковский
Жанр:
Прочее домоводство
сообщить о нарушении
Текущая страница: 11 (всего у книги 11 страниц)
Для наладчиков вентиляции малых дел нет. И уметь они должны все, начиная с замысла, кончая пуском. Недаром же каждый начальник монтажно-наладочного участка воспитание специалиста-наладчика считает своим наипервейшим делом.
Отбор подходящих кандидатов в наладчики ведется постоянно. Здесь важно все: и общая развитость, и умение быстро принять правильное решение, и легкость на подъем, и усидчивость. Ведь после выполнения наладочных работ нужно суметь подсчитать эффективность и написать толковый отчет...
Да, лучшие наладчики все же получаются из лучших слесарей-монтажников.
МОНТАЖНИК – СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ
Раздался телефонный звонок: "Собирайся, завтра нужно срочно выехать на завод, где внедряется твой пылеуловитель!" Что поделаешь, хоть и не входило это в мои планы, а ехать нужно. Ведь монтировались газоочистные сооружения с автоматикой и контрольно-измерительными приборами. Утром я был уже на объекте.
Бригадира монтажников Анатолия Кучеренко застал в общежитии за странным занятием: он мастерил из детского конструктора какую-то лестницу.
– Я к вашим услугам. Как говорил у нас в ПТУ один преподаватель, готов дать на любой вопрос любой ответ. Как стал монтажником? Честно говоря, никогда и не мечтал и не думал. С детства хотел быть электронщиком. Схемки собирал, диоды, триоды, проволочки. По окончании ПТУ меня в одну солидную фирму хотели направить. А тут ребята из нашего же училища приглашают: "Давай, с нами на Волгу! Будем автоматику импортную монтировать". Приняли меня слесарем-монтажником третьего разряда. Жить устроили всех в заводском общежитии. На заводе выделили бытовку, мастерскую и комнату для прораба. Всей гурьбой пошли в только что построенный корпус. Огромное здание, чистое, пустое. Эхо как в горах. Прораб разложил на подоконнике чертеж. Тут будет щит для приборов, тут труба. Вот тут тоже труба и сверху другая труба: система очистки типа "труба в трубе".
С тех пор более 20 объектов закончил и каждый раз робость берет. Голое здание, строительный мусор, а предстоит сделать настоящий цех. Зато когда уходим с объекта, на душе птицы поют. Бросишь последний взгляд на заводские трубы, увидишь их чистое дыхание – и радостно делается.
Когда я впервые на монтаж приехал, думал, приборами займусь, а предстояло сваривать из уголкового железа фланцы, монтировать кронштейны и разгружать машины со стальными листами. Разметили мы панель под приборы и давай автогеном резать. Не понравилось мне это дело. Автоген быстро режет, а получается некрасиво, Края отверстий все в подтеках, металл покороблен. "Давайте,-говорю прорабу,– я лучше дрелью высверлю по окружности. Все равно, пока сварщик режет, мы все стоим и глазеем". Начертил на панели окружность, накернил и просверлил по окружности 50 отверстий. А когда перемычки между ними зубилом вырубил, круг выпал. Еще предстояло обработать отверстие напильником. Измучился, зато окно получилось аккуратное. Один недостаток– тяжело и .долго. Вечером у прораба в гостинице собрались всей бригадой. Как быть дальше: высверливать окна или все же резать автогеном? Нам ведь предстояло смонтировать 500 приборов. Если по половине человеко-часа тратить на каждый, год уйдет лишь на подготовку к монтажу. А нам за полгода нужно все смонтировать и под наладку сдать. Прораб сидит и задумчиво циркулем окружности на газете чертит. А я смотрю, как "козья ножка" пируэты выписывает, и глаз отвести не могу. А что если сделать большой циркуль, к нему прикрепить дрель вместо карандаша, сначала одно отверстие высверлить, а потом цилиндрической фрезой пройти по всему периметру...
На следующий день приспособление для фрезерования отверстий было готово. Скорость резания не меньше, чем у автогена, а качество и не сравнить: Ни волн, ни заусенцев! Прихожу в общежитие, а там – сюрприз. Накрыт праздничный стол. Прораб монтажную каску мне вручает, а на ней гравировка в честь успешного окончания моего испытательного срока.
К сожалению, нередко бывает и по-другому. Поступит человек на работу, а в бригаде не приживается. Здесь он как на ладони, со всеми своими достоинствами и недостатками. А главное для бригады – отношение к труду. Старается человек, не отлынивает – свой. Если же, выполнив задание, другому помочь не хочет и новой работы не ищет, у него коэффициент трудового участия всегда будет меньше единицы.
Иной раз кто-нибудь посмотрит на бригаду и диву дается: "Сидят курят..." А это не "перекур". Опытные прорабы это понимают. Ошибочно думают некоторые, что на монтаже только физический труд в почете, а думать лишь инженерам положено. Мол, для монтажников есть строительные нормы и правила (СНиП), в которых все предусмотрено. Это верно, но никакие СНиП не могут предусмотреть всех обстоятельств монтажа. Поэтому, прежде чем поднимать тяжелую колонну, нелишне посидеть, подумать сообща. Один скажет, другой поправит, третий новую идею предложит. Час "прокурили" – день сэкономили. Ведь потом, когда на крюке крана висит многотонный груз, спорить и обсуждать поздно.
Настоящий монтажник всегда в поиске. Как вы думаете, что за лестницу строил Анатолий из детского конструктора? Ему предстояло смонтировать насос для кондиционера. А все проходы закрыты. Побежал в "Детский мир", купил конструктор и собрал козлы в масштабе 1:10. Потом на спичечной коробке проверил, как переместятся нагрузки, если настоящими козлами перебросить насос.
Прораб Юрий Киселев в свое время закончил строительный техникум. Учился заочно. Вечные задолженности из-за командировок. И казалось, что много приходится изучать такого, что в жизни никогда и не пригодится. Например, какую нагрузку выдержит лед на сжатие.
Но вот однажды пришлось Киселеву монтировать мощный турбоциклон. Огромный ротор нужно было с величайшей осторожностью положить на подшипники, а мостовой кран так расположен, что целых 1,5 метра от него до фундамента не хватает. Тащить расчалками? Можно повредить шейки вала. Тут-то и возникло у Киселева оригинальное решение. Сделали из досок две опалубки, выключили отопление в цехе, открыли ворота и залили опабулки не бетоном, а водой. Получились две ледяные призмы. На них-то и положили ротор, а потом легко подвинули его на место. Вот и все. Осталось только растопить лед. Ротор нежно, как ребеночка в люльку, положили, слегка подогревая шейки вала газовыми горелками.
Нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Знание физических законов слесарю всегда может пригодиться. Как-то новичку поручили проверить гору гальванометров, предназначенных для монтажа. Работа не мудреная, но хлопотная. Пока все приборы к стенду перетащишь, пока обратно. Однако без проверки никак нельзя – в дороге приборы могли пострадать. Думали, дня три парень будет этим делом заниматься. А он через час докладывает: "Задание выполнил!" Оказывается, взял он два куска провода: один медный, другой алюминиевый, поплевал на пальцы и давай прикладывать импровизированную термопару к клеммам приборов. Отклонилась стрелка – рамка и катушка при перевозке не пострадали; стоит на месте – нужен ремонт.
– Как же ты додумался?– спрашивает бригадир.
А новичок применил эффект Зеебека, который в ПТУ изучали. Прибор, соединенные с его клеммами два провода из разных металлов и человек, играющий роль "горячего спая", с температурой 36,6 °С – вот и вся термоэлектродвижущая сила!
Конечно, всех случайностей не предусмотришь. Но в бригадах издавна заведен обычай разыгрывать новичков. Это как бы проверка на сообразительность и своеобразный тренинг. Даст, к примеру, бригадир лист тонкой жести и круглый напильник: выпили, мол, квадратное отверстие пятьдесят на пятьдесят.
Крутит, вертит новичок лист жести и круглый напильник, чувствует подвох, а сообразить не может.
– Ну что, сдаешься? – смеется бригадир.– Смотри и запоминай. В будущем пригодится. На монтаже с инструментом негусто. Порой и круг выпиливаем плоским рашпилем и квадрат – круглым! – Складывает жесть вчетверо и зажимает в тиски так, что из них выглядывает только уголок. Потом берет круглый напильник и спиливает уголок заподлицо с губками тисков. Разворачивает жесть – и вправду в центре листа выпилен аккуратный квадратик.
Научиться творческому подходу к решению технических задач вузовский учебник не поможет. Допустим, бригаде поручено поднять дымовую трубу. Все на местах, лебедки уже приподняли вершину, основание уперлось в подпятник, а одна расчалка зацепилась за болт. "Руби!"– кричит бригадир. А поблизости никакого упора. Думать бесполезно – в горячке не придумаешь. Тут нужно четко знать, что в таких случаях зубило подставляют сзади проволоки, а молотком бьют спереди.
Хорошо, если с юных лет человек нашел свое призвание. Тогда на работу он спешит как на праздник. У него и рабочее место всегда в порядке, и инструмент, и сам он всегда подтянут. Настоящий слесарь за тисками не горбится, молоток держит за нижнюю часть черенка, бьет, глядя на деталь, а не на зубило. Напильник держит строго параллельно.
Анатолия Кучеренко, когда он пришел в бригаду, тоже хотели разыграть. Поручили высверлить в стекле отверстие для прибора. Задание на проверку находчивости. Мастер дает стекло и пальцем показывает: мол, сверли здесь. Если новичок несообразительный, он пойдет к станку и будет мучиться, пока стекло не разобьется. А Анатолий взял стекло, положил на доску, насыпал на него наждачного порошка, а вместо сверла зажал в патрон медную трубку. Крупицы абразива попали между медью и стеклом, внедрились в срез трубки и образовали как бы алмазную коронку. Минута – и готово отверстие в. стекле. Да такое ровненькое, залюбуешься! Вот тут-то и поняли в бригаде, что за человек Кучеренко. И рука у него поставлена, и голова соображает.
В ПТУ Анатолий Кучеренко учился на прибориста-электронщика, а работать ему пришлось на монтаже систем газоочистки и пылеулавливания. Не будучи скованным цеховыми предрассудками, он каждый раз по-новому решал возникающие в процессе работы вопросы. Мой приезд был вызван тем, что заказчик не смог вовремя доставить на монтажную площадку уголковое железо. А нужно было собирать аппараты, каркасы которых делают из уголка. Получался простой. В обед Анатолий забежал ко мне и прорабу Киселеву.
– Вы все тут специалисты-монтажники, а я электронщик, и поэтому мне не стыдно чушь сморозить. Раз каркас делать не из чего, давайте аппараты собирать вообще без каркаса. Они будут легче и, конечно, дешевле.
Тут же у стола взял он лист бумаги, свернул по диагонали и склеил. Вот и все. Вместо уголка – напряженная конструкция. А жесткость ей придает сам газ, который находится в ней под избыточным давлением. Когда подсчитали устойчивость аппарата, выяснилось, что без каркаса он даже стал прочнее. Сэкономлена не одна тонна металла.
Монтажник – одна из самых распространенных слесарных специальностей. И простор для творчества тут необъятный. Современный рабочий – образованный человек с широким кругозором, заинтересованный не только в заработке, но и в конечном результате своего труда. Как-то раз спросил я у Кучеренко:
– Не жалеешь, что монтажником стал?
– Нет,– ответил он,– работу свою ни на что не променяю. Она не менее интересна, чем у прибориста. Главное же в том, что после нас небо над городами становится голубее!
ДЛЯ ТЕХ, КТО СРАЗУ ЗАГЛЯНУЛ В КОНЕЦ
Всю свою сознательную жизнь я налаживал, монтировал, совершенствовал, изобретал и пропагандировал устройства, очищающие воздушную среду. Накопился большой опыт. Я написал книгу. Она не относится к тем, которые можно читать за один присест. Предвижу, что иной деловой нетерпеливый инженер захочет сразу отыскать в книге тот раздел, где описываются новинки пылеулавливающей техники. Но у меня получилось так, что эти крупицы опыта я разнес по всему тексту. В главе о "Наладчиках чистого воздуха" рассказал о вихревом отсосе, хотя, казалось бы, его место там, где говорится об устройствах, работающих на вихревом принципе. В разделе о вентиляции, я, к слову, затронул тему о мокрых пылеуловителях, а в "Ассорти из ротора и улитки" описал потерявшего рассудок безвестного итальянского кузнеца. Конечно же, есть в книге и определенная система: это спираль, по которой расположен собранный материал. И в каждом витке разговор вновь и вновь касается циклонов, вихрей, вновь изобретенных систем пылеулавливания. Больше всего мне хотелось познакомить читателя с такими разработками, которые в научных трудах еще не упоминались и классифицированы никем не были.
Возможно, пылеулавливание как предмет легче усвоить по учебникам и специальным трудам. Читателям, желающим основательнее изучить этот вопрос, рекомендую книгу В. Н. Ужова, А. Ю. Вальдберга, Б. И. Мягкова и И. К. Решидова "Очистка промышленных газов от пыли" (Москва, "Химия", 1981).
Я не стремился к предельному упрощению описания техники воздухоочистки, вместе с тем пытался избежать специальных терминов, инженерных штампов и формулировок. Как мне это удалось, пусть судит читатель, я же буду счастлив, если, прочитав эту книгу, несведущий в области воздухоочистки человек заинтересуется ею, а специалист – найдет мысли, созвучные собственным, или случайно прошедшие мимо его внимания описания изобретений.