Текст книги "Звук родной струны"
Автор книги: Николай Новиков
Жанр:
Биографии и мемуары
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
К дню рождения Модест Петрович подарил племяннику бронзовый подсвечник на две свечи с изображением рыцаря. Этот подсвечник Мусоргские особенно берегли как семейную реликвию, так как под ним работал композитор. Последней хранительницей была Татьяна Георгиевна. Однако подсвечник пропал во время блокады, когда дом обстреливали. Но навечно остался самый дорогой подарок – знаменитый дядюшка посвятил своим племянникам пьесу «С куклой» из цикла «Детская». На нотном листе пьесы авторская дата «18 декабря 1870 года. Танюшке и Гоге Мусоргским». Так, может быть, композитор «списал» «Детскую» со своих племянников? А вдобавок использовал наблюдения за детьми, когда бывал в домах друзей в Петербурге, на дачах. В пользу этого предположения говорят и воспоминания современников композитора. Например, вот это: «Дети Кюи очень любили его (Мусоргского.– Н. Н.) за то, что, играя с ними, он не делал никакого снисхождения и резвился с ними по-ребячьи, от души...»
Однако такая, казалось бы, логичная гипотеза не согласуется с текстом «Детской». Эпизоды, описанные Мусоргским, явно не дачные и ничем не напоминают Павловск, с его роскошными дворцами, парками. Да и маленькие герои пьес на петербургских детей не похожи. В «Детской» запечатлены картинки деревенского быта, причем это деревня очень далекая от столицы, с явным псковским, «скобским», говором и особенностями. Вспомним, как сказал сам Мусоргский: «Все же дети-то в ней россияне, с сильным местным запашком». И хотя композитор не называет конкретно место действия, но по тексту чувствуется, что оно ему хорошо знакомо и близко.
Первая пьеса цикла «С няней» написана от первого лица: «Расскажи мне, нянюшка, расскажи мне, милая». О том, что няня Мусоргских была мастерица рассказывать сказки, композитор упомянул в скупых строчках «Автобиографии»: «Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками». Мудрая и добрая каревская няня знала также множество преданий, поговорок и применяла их во всех случаях жизни.
В пьесе дитя просит няню рассказать о чем-нибудь хорошем – сказку добрую, веселую: «Знаешь, нянюшка: ты про буку-то уж не рассказывай!» Ребенку интереснее слушать про царя, который хромал: «как споткнется, так гриб вырастет», или про остров чудный, «где ни жнут, ни сеют, где растут и зреют груши наливные».
Остров этот вполне реальный – стоит он на Жижицком озере и называется Долгим. Там и ныне можно за полдня собрать ведро земляники с черникой или малиной. А «груши наливные» росли в каревском саду.
И разве не напоминают главные действующие лица «Детской» – папа, мама, няня, два братца Мишенька и Васенька и «бабушка старенькая» – семью Мусоргских – отца, мать, братьев Филарета и Модеста, няню Ксению Семеновну и бабушку Ирину Егоровну. Еще больше обращает на себя внимание «сходство» с жизнью пьесы «На сон грядущий». Здесь няня учит молиться крепостную девочку, которая доводится братьям двоюродной сестричкой. В «Молитве» цикла и в «Исповедных росписях» одни и те же имена: тетя Катя, тетя Наташа, тетя Маша, тетя Параша... дяди Володя, Гриша, Саша, а также дети: Филька, Ванька, Митька, Петька, Даша, Паша, Дуняша...
Похоже, и пьеса «Жук» тоже навеяна воспоминаниями детства композитора. Такие игры, такое близкое общение с природой возможно только в маленьком сельском имении, а уж никак не на даче в Павловске. «Я играл там на песочке, за беседкой, где березки; строил домик из лучиночек кленовых, тех, что мне мама, сама мама нащипала».
Земля Мусоргского – так называют нынче этот озерный край, ставший страной музыки, так же как Пушкиногорье стало страной поэзии. Первый в мире Музей М. П. Мусоргского основали на Псковщине учителя и ученики Жижицкой школы, которая находится в пяти километрах от Карева. Земляки композитора начинали с малого – с портрета и биографической выписки из энциклопедии, и, чтобы хоть как-то пополнить экспозицию, директор школы Алексей Иванович Качнов во время каникул за свой счет поехал в Ленинград. У него не было ни адресов, ни рекомендательных писем, и он обратился в первое попавшееся на глаза учреждение, связанное с музыкой. Перед тем как войти, волновался: «Как же я буду представляться?» А когда перешагнул порог, неожиданно произнес: «Здравствуйте, я с родины Мусоргского...» Алексей Иванович потом убедился, что эта фраза производит поистине волшебное действие. Перед ним гостеприимно открывались все двери: в Ленинградской публичной библиотеке выделили кабинет, принесли целую охапку книг и журналов, помогли снять фотокопии, в оперном театре имени Кирова встретили как родного и бесплатно снабдили интересными экспонатами – фотографиями, афишами...
Вернулся Качнов домой с набитым чемоданом. Поездка в Ленинград так его ободрила и вдохновила, что он, не откладывая, решил побывать в Москве.
В столице посланца земли Мусоргского радушно приняли Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Георгий Васильевич Свиридов. Союз композиторов СССР подарил народному музею пианино, радиолу, магнитофон...
В старом деревянном доме сельской школы, где из-за тесноты занимались посменно, под музей были выделены две лучшие классные комнаты. Стеллажи, макеты, рамки сделали сами ребята и их родители – рабочие совхоза, леспромхоза. Первую экспозицию оформил завуч школы Сергей Терентьевич Богданов. Он же стал и главным «летописцем» – вел переписку с теми, кто помогал музею в сборе материалов. 29 июня 1968 года состоялось открытие музея. Об этом важном событии в культурной жизни страны сообщили газеты, журналы. В музей стали приходить письма, бандероли, посылки.
Однажды пришло письмо из Рязани: «Пишет вам родственница Модеста Петровича Мусоргского... Я узнала, что создан музей, и могу передать...» Этот день стал для энтузиастов музея праздником. Началась переписка с Татьяной Георгиевной Мусоргской. А вскоре в Рязань отправилась грузовая машина, которую, несмотря на страдные дни, выделил совхоз «Наумовский». Из Рязани привезли бесценные реликвии: книжный шкаф, трюмо из дома Мусоргских и, самое главное,– альбом с неизвестным доселе автографом М. П. Мусоргского: «Моей дорогой сестре Темире Мусоргской в память ея приезда с моим братом Филаретом Мусоргским на первое представление оперы «Борис Годунов». «Темирой» Модест Петрович ласково называл жену брата Татьяну Павловну. Подарок этот был сделан в самый счастливый для композитора день, после премьеры в Мариинском театре, когда Модеста Петровича около двадцати раз вызывала на сцену восторженная публика.
Музей постоянно пополнялся новыми документами, нотами, книгами, картинами, скульптурами. Ценные экспонаты передали Георгий Свиридов, Тихон Хренников, Святослав Рихтер, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Ирина Архипова...
Все больше поклонников композитора из разных уголков страны и даже из-за рубежа посещали «классы Мусоргского».
В школьных комнатах становилось тесно, и вскоре состоялись два радостных новоселья. Школа переселилась в новое современное каменное здание, а музей переехал в Наумово и стал именоваться государственным. Здесь, в трех километрах от Жижицы, как мы уже говорили, сохранился почти полностью дом деда, где родилась и выросла мать композитора Юлия Ивановна Чирикова. Из всех построек на родине Мусоргского уцелела только эта усадьба. Когда началась реставрация старого барского дома, вместе с другими местными жителями здесь плотничал пенсионер Михаил Александрович Жуков, дед которого строил это имение полтора века назад. Старожилы помогали специалистам воссоздать подлинный облик дома. Усадьба постепенно обретала жилой вид. Были восстановлены людская, оранжерея, кузница, амбар, банька... Оживали старинный парк, пруды. Ученые и студенты Великолукского сельскохозяйственного института сделали «операцию» древнему дубу – современнику Ивана Грозного. Два лета подряд работали в парке студенты Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского, а в свободное время выступали в окрестных деревнях с произведениями Мусоргского, записывали народные песни.
Обставить дом по-старинному опять же помогли многочисленные поклонники Мусоргского со всей страны и местные жители. Ленинградка Ирина Николаевна Семенова подарила музею 200 старинных книг по музыке и 50 партитур. Из древнего Торопца привезли картины и гравюры XIX века. Белый рояль той эпохи передала в дар музею Софья Павловна Калужская. А крестьяне окрестных деревень принесли в музей немудреный скарб своих предков, который, вероятно, видел Модест Петрович.
Теперь все эти предметы крестьянского быта расставлены в «людской», очень похожей на «живую» избу, и кажется, что из нее только что вышли по своим делам хозяева. На стенах висят иконы, расшитые полотенца, на столе – жбаны для кваса...
Осенью и зимой в «людской» топят русскую печь, здесь собираются старушки с веретенами, с пряжей и поют те же песни, что пелись и при Мусоргском.
Экспозиция музея все время пополняется, и с каждым годом растет число поклонников композитора. Со всех концов приезжают они, чтобы увидеть землю Мусоргского, край, о котором Модест Петрович сказал: «Как меня тянуло и тянет к этим родным полям».
Однажды утром на тихом лесном полустанке Жижица остановился поезд из Москвы. Обычно он стоит здесь одну минуту, а в этот раз на песчаное полотно железной дороги все выходили и выходили пассажиры, а поезд терпеливо ждал. Приезжих – было их около сотни – встречали с цветами. А прибыли столичные гости на праздник песни, который впервые проводился на родине Мусоргского. В усадьбе, в старинном парке, среди вязов, лип, сирени стояли длинные скамейки. Тут же возвышалась сцена из свежеструганых досок. Концерт должен был начаться в 17 часов, но зрители стали собираться с утра. На поезде, на автобусах, автомашинах приезжали они из Пскова, Великих Лук, Куньи, Новосокольник, Невельского и Локнянского районов, шли пешком из ближайших деревень земляки великого композитора.
Вскоре огромная поляна перед Музеем М. П. Мусоргского заполнилась до отказа. Праздник открыли хозяева – старушки из фольклорной группы, созданной при музее по инициативе его заведующей Т. С. Ермаковой, исполнили старинные народные песни.
Под горячие аплодисменты зрителей поднялся на сцену народный артист СССР Евгений Нестеренко. Его в этих краях хорошо знают. Почти каждое лето певец проводит отпуск на родине Мусоргского. Выступает в музее, в сельских клубах и домах культуры. По его инициативе в тот раз приехали известные всему миру исполнители: Елена Образцова, Московский камерный хор под руководством профессора В. Н. Минина, народный артист Эстонской ССР, лауреат международных конкурсов Мати Пальм, композитор и пианист Михаил Ермолаев, лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории пианист Е. М. Шендерович...
Такие концерты на родине Мусоргского стали традиционными с тех пор, как в Жижицкой школе открылся музей М. П. Мусоргского.
Дмитрий Шостакович тогда написал: «Я уверен, что музей поможет подрастающим поколениям лучше узнать нашего замечательного Мусоргского». Слова эти стали пророческими. Тропа к древнему Жижицкому озеру не зарастает. И в Наумовском сельскохозяйственном техникуме, что находится в усадьбе музея, и в Жижицкой школе, и в Доме культуры районного поселка Кунья, и в Великолукской музыкальной школе имени М. П. Мусоргского, и в Псковском драматическом театре имени Пушкина постоянно проходят концерты известных в стране и за рубежом исполнителей, фестивали искусств, смотры и выступления самодеятельных хоров, музыкантов, солистов, посвященные композитору-земляку.
Каждую весну 21 марта на родине Мусоргского отмечают день рождения Модеста Петровича, а 150-летний юбилей великого сына России, гениального новатора в музыке, который, как сказал А. В. Луначарский, «не только над русскими оперными композиторами, но и над композиторами всего мира – возвышается», отмечает вся планета. По решению ЮНЕСКО, этот год объявлен годом Мусоргского.
Недавно солистка знаменитого миланского театра «Ла Скала» Мирелла Френи, прославленная певица, «звезда» первой величины мировой оперной сцены, сказала, что, если бы ей предложили взять на необитаемый остров самую лучшую оперу, она бы выбрала «Бориса Годунова» Мусоргского, потому что это «верх совершенства». Евгений Нестеренко, исполняющий произведения Мусоргского на сценах крупнейших театров мира, считает, что это «самый почитаемый русский композитор за рубежом». О всемирном признании великого сына России писали многие музыковеды, исследователи его творчества. Интересно высказывание французского композитора Дебюсси: «Никто не обращался к тому лучшему, что есть в нас, на языке более нежном, более глубоком: он (Мусоргский.– Н. Н.) – единственный и останется таковым... Никогда более тонкая чуткость не передавалась столь простыми средствами...» И еще одно малоизвестное мнение на эту же тему певицы М. А. Олениной-д’Альгейм из ее книги, вышедшей в Париже в начале века: «Но насколько он выше нас жизненностью и могучей чуткостью! Его искусство как бы ждет нас на повороте дороги, ведущей к гениальной и отзывчивой доброте, которой мы еще не достигли, но которую он ярко нам озаряет». Колыбель этой гениальной, могучей чуткости Мусоргского – его родина, земля псковская, именно здесь впервые композитор услышал, как он отмечал в одном из писем, «звук родной струны...»







Фотографии Н. Боднарчука
Художник Г. Савченко
Новиков Н. С.
Н73 «Звук родной струны...» – М.: Сов. Россия,
1989.– 32 с.: ил.
1989 год по решению ЮНЕСКО объявлен годом Мусоргского. Великий русский композитор – реформатор музыки родился 150 лет назад в самом сердце России – на Псковщине, в деревне Карево. Впечатления детства, годы, проведенные в Кареве, оставили неизгладимый след в жизни и творчестве Мусоргского. Журналисту Н. С. Новикову удалось разыскать материалы и документы, подтверждающие это,– с ними знакомит предлагаемая вниманию читателей брошюра.
78С1
ISBN 5-268-01128-6
Николай Степанович Новиков
«ЗВУК РОДНОЙ СТРУНЫ...»
Редактор Е. 3. Абоева
Художественный редактор А. С. Кулемин
Технический редактор Г. О. Нефедова
Корректор Г. М. Ульянова
ИБ № 5842
Сдано в набор 06.04.89. Подп. в печать 28.09.89. А05194. Формат 60х90/16. Бумага офсетная № 1. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,00 Усл. кр.-отт. 5,00. Уч.-изд. л. 1,99. Тираж 25 000 экз. Заказ № 132. Цена 15 к. Изд. инд. НА-227. Ордена «Знак Почета» издательство «Советская Россия» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 103012, Москва, проезд Сапунова, 13/15.
Книжная фабрика № 1 Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 144003, г. Электросталь Московской области, ул. им. Тевосяна, 25.


notes
1
Во всех документах фамилия писалась без буквы «г» – ее ввел сам композитор, исходя из прозвища «Мусорга», данного одному из его предков («мусургус» в переводе с греческого означает «певец», «музыкант»).








