Текст книги "Три пятницы абитуриента Докучаева"
Автор книги: Николай Сологуб
Жанр:
Подросткам
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
– Нет, шоркнул по шлему только. А тебя он нормально приложил, походу.
– Шлемак спас, но тряхнуло знатно, не поспорю. Еще руки порядком отбил дятел этот! Спасибо, бро, вовремя ты его утихомирил.
Алексей улыбнулся и протянул свою пятерню другу, выражая признательность.
– Да не за что. С таким быком в одну каску не справиться.
Кирилл пожал протянутую другом руку и принялся отряхивать с себя пыль, в которой испачкался, когда проводил удушающий захват.
– Теперь будет знать, как без намордника ходить, – с сарказмом добавил он.
Обсудив еще раз подробности случившегося инцидента, находясь под впечатлением и перемыв косточки агрессивному водителю внедорожника, друзья вернулись к причине сегодняшней встречи. Кирилл снял свой рюкзак, отряхнул его и положил на деревянный поддон, который лежал напротив них недалеко от дороги. Алексей рядышком положил свой шлем и куртку с перчатками.
– Ничего сложного здесь нет, – начал Алексей, – на велике же умеешь ездить, так вот, это почти тот же велосипед, только тяжелый и быстрый. Важно не спешить и сильно не газовать, пока не привыкнешь. Спешка к добру не приводит.
– Ясно, а где тут газ, где тормоз? Жесть… я даже не представляю, как переключать передачи. Я в этом вааащще профан, дружище!
Кирилл стоял и смотрел на байк, как смотрят в книгу, написанную на незнакомом языке.
– Да не парься, а то смотришь как баран на новые ворота, – усмехнулся Алексей. – Ща все разжую тебе.
И он принялся объяснять предназначение всех элементов управления мотоциклом, указывая на них и показывая фактически, что и как требуется нажимать и поворачивать.
– Это ключ, – поучительно говорил Алексей с интонацией терпеливого преподавателя, – его нужно повернуть в положение «ON» и проверить индикатор нейтрали, вот видишь? Он показывает, что передача не включена. Если мот на передаче, а боковая подножка не убрана, то он просто не заведется. Такая защита от дурака.
Кирилл внимательно слушал и наблюдал, стараясь ничего не пропустить и все запомнить, как отличник на любимом уроке.
– Когда убедишься, что скорость не включена, нажимаешь кнопку стартера, – монотонно продолжал Алексей, указывая на клавишу, расположенную у правой ручки. – Чтобы заглушить, поворачиваешь ключ в положение «OFF». Попробуй сам.
Кирилл оседлал мотоцикл, убрав подножку. Повернул ключ и нажал кнопку стартера. Двигатель завелся и мотоцикл заурчал. Улыбка озарила лицо Кирилла. А Алексей указал ему на правую ручку на руле, пояснив, что это ручка газа и велел повернуть ее. Кирилл повернул, обороты двигателя взлетели, и мотоцикл заревел, тогда он вернул ручку в прежнее положение, и обороты вернулись к холостым значениям. Поняв принцип, он погазовал еще несколько раз. «Глуши!», – скомандовал Алексей. Кирилл повернул ключ в положение «OFF» и двигатель заглох.
– Чтобы тронуться, тебе необходимо включить первую передачу, – продолжил наставлять Алексей, – для этого нужно пальцами зажать рычаг сцепления – вот он слева, и левой ногой нажать на педаль переключения передач, затем медленно начать отпускать зажатый рычаг и немного добавить газа. Мотоцикл тронется. Учти, обороты поднимаются быстро, когда добавляешь газ. Поэтому нужно успевать переключать передачи или перестать поддавать газу. Тебе хватит и двух передач для начала, чтобы освоиться. Сильно ручку газа не выкручивай, дозируй понемногу. Вторая передача включается поднятием педали переключения передач вверх. Предварительно не забывай выжать рычаг сцепления, потом уже переключай передачу вверх, и плавно отпускай рычаг, а правой рукой добавляй газ, чтобы не заглохнуть. Когда скорость сбавишь, переключись снова на первую передачу – педаль вниз. Понял?
– Вроде бы да. А тормозить как?
– Справа на руле рычаг переднего тормоза. Сильно не жми, чтобы не кувыркнуться с байка. Все делай плавно и не паникуй. А внизу справа педаль заднего тормоза. Все просто: сцепление слева, тормоза справа. Перед полной остановкой не забудь выжать рычаг сцепления, чтобы не заглохнуть. Попробуй. Пока только на первой передачи медленно.
Впереди было порядка четырехсот метров прямой дороги без препятствий и поворотов, где запросто могут разъехаться два крупногабаритных автомобиля. Это редко используемый участок дороги с гравийным покрытием вдоль забора какого-то предприятия. Идеальное место для получения первых навыков вождения.
Кирилл еще раз для себя повторил все то, что только что объяснил ему Алексей, переводя взгляд последовательно с одного элемента управления к другому. Затем повернул ключ, нажал кнопку стартера, немного погазовал, зажал пальцами рычаг сцепления, левой ногой надавил на лапку переключения передач, почувствовав, что включилась передача, начал аккуратно разжимать пальцы левой руки, высвобождая рычаг, а правой рукой начал добавлять газ. Двигатель через цепь передал вращательный момент колесу, и мотоцикл тронулся с легким толчком. Кирилл поехал вперед, вцепившись в руль. Скорость была сопоставима со скоростью бега в среднем темпе. Боясь потерять равновесие и опрокинуть мотоцикл, первые двести метров он ехал с опущенными вниз ногами то и дело, шаркая по земле подошвами. Но даже при этом чувство восторга переполняло его, а под шлемом на лице застыла детская улыбка. Алексей бежал за ним и смеялся, снимая при этом на телефон. Предусмотрев, что друг может запутаться и в последний момент не сумеет остановиться, Алексей упредительно крикнул ему: «Зажми сцепление и тормози!» Эта команда достигла сознания безумно довольного наездника, и он повиновался. Отжав сцепление левой рукой, правой он зажал рычаг переднего тормоза. Мотоцикл, слегка клюнув носом, застыл на месте, и Кирилл осознал, насколько чувствительный передний тормоз на этом японце и как следует дозировать усилие при нажатии на рычаг тормоза. Тут же он вспомнил и про педаль заднего тормоза, и про педаль переключения передач, и понял, что для управления всем этим ноги нужно держать на специальных подножках, а не размахивать ими и волочить по земле. Разложив в голове по полочкам всю полученную информацию, он отпустил сцепление и добавил газу. Мотоцикл покатился, и Кирилл начал аккуратно дозировать подачу газа, держа ноги уже на подножках. Развернувшись, он поехал обратно и сразу решил попробовать переключиться на вторую скорость. Отжал сцепление, переключил лапку скоростей вверх, почувствовав ее фиксацию, отпустил плавно рычаг сцепления и добавил газу. Мотоцикл прибавил скорости, и Кирилл, ликуя всеми фибрами души, проехал мимо друга. Доехав до места, откуда стартовал, он выжал сцепление и притормозил обоими колесами одновременно, зажав рычаг переднего тормоза на руле и надавив ногой на педаль заднего тормоза. Мотоцикл послушно остановился, а юноша щелкнул педаль переключения скорости вниз в нейтральное положение и отпустил сцепление. Повернувшись к подошедшему Алексею, он снял шлем и встретил его улыбкой искренней радости от переполняющих сознание эмоций. Тот улыбался в ответ, прекрасно понимая, что в этот момент чувствует друг.
– Ну, как? Судя по улыбке, доволен? – спросил Алексей, зная ответ заранее.
– Как слон! Сплошной кайф! Конечно, поначалу слегка очково, а потом полный улёт.
– Предлагал же тебе весной пойти со мной учиться на права. Сейчас бы уже смело за рулем куролесил по городу.
– Денег нет. Сам знаешь. Пока это роскошь для меня. К тому же ты не хуже любого инструктора объясняешь. Все пучком!
– Ладно, давай тренируйся дальше. Здесь покрутишься полчаса, изучишь, что да как. Потом попробуешь до садов доехать по проселку напрямик, там никто не ездит почти. Примерно два километра пути по прямой в одну сторону. Не спеша на третьей скорости. И на сегодня хватит, думаю, с тебя.
– Ага, давай так. Я погнал, – сказал Кирилл и надел шлем.
Алексей устроился на деревянном поддоне, где уже лежали шлем с рюкзаком, и принялся наблюдать за другом. А Кирилл наматывал круги, то увеличивая, то сбавляя скорость; плавно останавливался, резко тормозил, изучая повадки нового железного друга и набираясь опыта. Прошло минут сорок, прежде чем он вдоволь накатался в пределах этого ограниченного участка дороги. Он остановил байк напротив места, где расположился Алексей, заглушил двигатель, слез и выставил подножку. Алексей сидел и просматривал на экране смартфона видео, как его друг познает азы искусства вождения. Кирилл снял шлем и подошел.
– Что делаешь? – спросил Кирилл и присел рядом.
– Ща скину тебе видяшку, как ты приобщаешься к байкерской субкультуре, – шутя, ответил Алексей.
– Да ладно тебе! Ты снял мою кривую езду?! – обрадовался Кирилл и достал из кармана свой телефон, чтобы посмотреть только что полученное видео. После чего философски пояснил: – К моту я отношусь как к средству передвижения всего лишь, какой из меня байкер?
Видео вызвало у него смех и одновременно чувство неловкости за свое неуверенное вождение.
– Нормааально все! Никто не рождается в седле, мастерство приходит со временем, – поддержал его Алексей, хлопнув по спине. – И спасибо, что не опрокинул мой мот.
– Это тебе спасибо, исполнил одну мою мечту этим летом, для полного счастья осталось поступить в универ.
– Поступим. Я в армию как-то не горю желанием идти. Как кстати твой братишка? Как жизнь его курсантская? Приедет на каникулы?
– Вроде все путем у него, говорит, даже нравится. Обещал, что на пару недель приедет в конце июля – начале августа. Их же только на месяц отпускают летом, а половину отпуска он хотел провести на море с девушкой.
– Ясно. С девушкой это прекрасно. А у тебя, бро, как на личном фронте? Начал встречаться с кем-то или по-прежнему сохнешь по Соколовой?
– Пока что штиль у меня на личном. А Соколова…ну, да…нравится мне. Только там же все очевидно сразу было. Не моего поля ягода, короче. Забил давно. Не хочу об этом говорить.
Полина Соколова училась в параллельном классе с ребятами. В восьмом классе Кирилл обратил на неё внимание. Она ему понравилась, но свою симпатию он никак не выказывал. Мальчишеская гордость смешивалась со стеснением, он робел при встрече и делал равнодушный вид. Только во взгляде можно было прочитать симпатию и его влечение к ней. Но позволить ей сделать это он не давал, поскольку каждый раз быстро отводил глаза, когда они встречались взглядами. И каждый день, приходя в школу, он начинал искать ее лицо среди множества остальных. А в толпе без труда узнавал ее силуэт. Ее смех он не мог перепутать ни с чьим другим и упивался им, каждый раз заслышав. Естественно от друга Лехи скрывать это он не мог. Тот все знал, но языком не трепал. В девятом классе он переступил через свою робость, набрался смелости и заговорил с ней, дождавшись после уроков. Предложил даже проводить до дома, но в тот день из школы ее забирал отец, о чем она и сообщила, когда они остановились рядом с ожидавшим ее автомобилем на парковке перед школой. Так они познакомились. Это придало ему уверенности, чтобы продолжить общение в интернете. Не раз он пытался найти общие интересы с ней, чтобы сблизиться, переписываясь в социальной сети, но взаимной симпатии, увы, не почувствовал. Зато теперь они постоянно приветствовали друг друга в школе, даже перекидывались короткими фразами. А в день рождения Полины он заказал через интернет букет цветов с доставкой курьером ей домой. Она была удивлена тем, откуда он узнал ее адрес, но Кирилл не признался, оставив легкий налет таинственности. Она поблагодарила его, отправив сообщение, в котором написала, что ей приятно, и она польщена таким вниманием с его стороны. Но уровень их общения после такого жеста остался в прежних границах. Под конец девятого класса через знакомых девочек Кирилл узнал, что у Полины появился поклонник из старших классов, и они гуляют вместе. А перейдя в десятый класс, в начале учебного года он все-таки увидел того самого поклонника. После завершения уроков как всегда Кирилл в компании одноклассников вышел на крыльцо школы и болтал о чем-то с другими ребятами. Через минуту вышла Полина, на секунду остановилась у компании девочек из своего класса, попрощалась с ними и радостная устремилась к углу здания школы. Там ее ожидал молодой человек. Они обнялись, поцеловались, он взял ее ранец, и они вместе пошли прогулочным шагом по дорожке к школьной калитке. В тот момент Кирилла словно пыльным мешком ударили, внутри все оборвалось, настроение куда-то испарилось, в ушах, словно гул стоял, а в голове туман, в котором терялись мысли. Он сильно переживал тот момент и долго еще его вспоминал. Школьная любовь быстро не забывается.
Солнце припекало, и Кирилл накинул свою ветровку на бак и сиденье мотоцикла.
– Как тебе мот? Задумаешься о покупке в будущем или это не твое? – сменил тему Алексей.
– Зачетный аппарат. Полюбас возьму что-то подобное, когда разживусь средствами, – заключил Кирилл. – Хотел спросить, зачем ставят выхлопную систему на байки, которая орет, как с ума сошла?
– Да, по-разному, кто-то балдеет от этого рева, кто-то считает, что это, типа, безопасности добавляет в плотном потоке, чтобы тебя замечали сразу, когда ты перегазовываешь перед маневром. Некоторые, якобы, для увеличения мощности ставят прямоточный выхлоп, но тут палка о двух концах, помогает только качественная система, настроенная инженером, а не «Васей» в гараже за «пузырь».
– А ты себе не хочешь поставить такую приблуду?
– Неа. Батя объяснил, что делать этого не стоит, поскольку громкий звук противоречит нормам законодательства и тупо раздражает всех вокруг. Тебе же не нравится, если мот с таким ревом мимо проезжает? Нет? Вот и мне не нравится. А если такой крикун во двор заедет? Или утром заведет под окном свой байк, который на холодную может еще хлеще рычать. Кто-то в это время отдыхает перед сменой, кто-то после ночного дежурства, кто-то перед экзаменом выспаться пытается, а у кого-то маленькие детишки с беспокойным сном или старики. На дороге более заметным стать не сильно поможет тем более если быстро гнать. Элементарно ты проскочишь водителя быстрее, чем он твой рык услышит. Даже если в пробке будешь лавировать между машинами и рядами, то звук выхлопа не спасет тебя от водителя, который слушает громко музыку, или у которого тачка премиум класса с шикарной шумоизоляцией. Как сказал отец: «Если ты выбрал такое транспортное средство как мотоцикл, то будь готов к определенным рискам и приспосабливайся к современным дорожным условиям с высоким трафиком, оттачивай мастерство и передвигайся по правилам, а не причиняй дискомфорт остальным участникам движения своей хаотичной, агрессивной и безумно громкой ездой». Поэтому такие понты, как прямоток, мне и задаром не нужны. Сечешь, бро? – закончил свое рассуждение Алексей и подмигнул другу.
– Так оно, дружище. Я полностью солидарен с твоим отцом. Давай перекусим чуток, – предложил Кирилл и начал извлекать из рюкзака термос, бананы и шоколадку.
– О, красава! А я думал, зачем тебе рюкзак? Как раз в масть – я же утром торопился, так что толком и поесть не успел.
Друзья сидели на деревянном поддоне, выпавшего когда-то из кузова грузовика, в тени придорожных кустов и жевали. Сначала они съели по банану, после чего принялись за шоколадку, которую запивали горячим кофе из термоса. Поэтому Кирилл специально положил в напиток немного сахара. Дома же он вообще не клал его в кофе, если пил вприкуску с шоколадом, предпочитая сочетание горького вкуса со сладким.
– Сейчас бы холодный арбуз хорошо зашел, – предположил Алексей, сделав глоток.
– Ага… или холодный квас, – мечтательно протянул Кирилл.
И тут же рассмеялись тому, что на жаре пьют горячий кофе. Минут двадцать они болтали на разные темы, вспоминали одноклассников с их планами на будущее после окончания школы, обсудили новые модели телефонов, компьютерные игры и опять вернулись к теме поступления.
– Как считаешь, в каком универе у тебя выстрелит? – спросил Алексей.
– Не знаю даже, мне вообще ровно где, лишь бы где-нибудь. В юридической академии больше всего бюджетных мест так-то. Но туда и народу ломанулось немерено, поэтому шансы там, как и везде.
– Понятно. Мне проще, конечно, в этом плане. Фишка в том, что целевики и льготники первыми проходят отбор. Если я не пройду на целевое обучение, то буду участвовать в основном конкурсе.
– Прикольно. Вариант дельный, но тебе же придется потом отработать какой-то срок на том предприятии, с которым заключил договор?
– Да, у меня в договоре обозначен срок три года, но я не против. Платят там хорошо, условия комфортные, возможен карьерный рост. Сама специфика профессии мне интересна.
– Ну, да. Инженер Алексей Анатольевич – звучит круто! И к технике у тебя тяга имеется. Специальность твоя с машинами или станками связана, насколько помню? – уточнил Кирилл.
– Технологические машины и оборудование, если быть точным, бро – поправил Алексей.
– Точно. А ведь ты хорошо сдал ЕГЭ хоть и боялся завалить. Помнишь, как ты физику не любил поначалу, и математика тебе сложно давалась? – вспомнил Кирилл.
– Помню, я и сейчас не особо их люблю. Если бы родители не оплатили репетиторов, то я провалил бы ЕГЭ сто пудов!
– Какие еще плюшки у целевого направления есть, кроме обучения на халяву?
– На целевое направление слишком высокий балл не требуется, лишь бы проходной порог пройти вузовский. Если конкурса на место не будет, то зачислят с минимальными баллами. Предприятие предоставляет свое общежитие в случае необходимости или оплачивает вузовскую общагу, выплачивает стипендию, затраты на проезд компенсирует. Если захочешь, то сможешь работать во время учебы по специальному графику. И с практикой все решено, считай. По курсовым и дипломной работе тебя специалисты предприятия проконсультируют, если вопросы возникнут. Короче, хватает своих плюшек.
– Да, друг, повезло тебе. Я и не знал всего этого даже.
Кирилл замолчал, немного позавидовав другу. Но свой выбор он сделал давно и теперь каждый шел своим путем. Чувство зависти улетучилось, сменившись радостью за товарища.
– Ну, что погонишь? – риторически предложил Алексей.
– Да, сгоняю, – потягиваясь, ответил Кирилл.
Кирилл встал, зевнул и надел шлем. Подошел к мотоциклу, снял нагретую солнцем куртку с бензобака, надел ее и сел на теплое сиденье, выровнял байк и убрал боковую подножку.
– Осторожнее только, – напутствовал Алексей, – не наваливай сильно, и свет включи – там, у левой ручки тумблер с изображением фары.
Кирилл завел мотоцикл, включил свет. Алексей подошел, убедился, что тот правильно включил фару и объяснил, как выехать на проселочную дорогу, указывая рукой направление. Потом хлопнул друга по плечу и улыбнулся. Кирилл включил передачу и поехал. Доехав до конца прямого участка, он повернул к заброшенному ангару, проехал вдоль него до конца и по натоптанной годами дорожке съехал к грунтовке, ведущей к садам. Дальше Алексею оставалось только наблюдать, как его друг, слегка пригнувшись для лучшего равновесия, помчался в направлении садов, оставляя за собой облако пыли, поднимающееся от пропеченной солнцем сухой грунтовой дороги. Уже через несколько минут он увидел это же облако, двигающееся в обратном направлении во главе с мотоциклистом в ярком шлеме. А минуту спустя Кирилл съехал с грунтовки и, следуя тем же маршрутом, вернулся к отправной точке.
– Гляжу, не плохо получается у тебя. Освоил мот? – спросил Алексей, когда друг остановился напротив.
– Освоил, вроде как, – довольно ответил Кирилл, заглушил двигатель и слез.
– Ну вот, теперь всяко легче будет учиться на права, если вдруг соберешься.
– Да, спасибо, дружище!
– Да не за что. Мне на дачу надо к предкам, завтра вечером вернемся только. Тебе куда сейчас? Домой закинуть?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.