Текст книги "Коммунизм: в чём причина неудачи? (СИ)"
Автор книги: Николай Атта
Жанр:
Современная проза
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
А вы слышали, Мамыкина снимают,
За разврат его, за пьянство, за дебош...
(с) В.Высоцкий, «Песенка о слухах».
Это, впрочем, не мешало партийным и советским органам вмешиваться, порой весьма существенно, в семейные дела граждан:
Ты, Зин, уж лучше помолчала бы,
Накрылась премия в квартал.
Кто мне писал на службу жалобы?
Не ты? Да я же их читал...
(с) В.Высоцкий, «Разговор у телевизора».
Так в Советском Союзе сохранилось такое понятие, как заработная плата, а отличившимся работникам выплачивали премии. А самая престижная награда Советского Союза, «Премия имени Сталина», она же «Сталинская премия», советский аналог Нобелевской премии, специально учреждённая для финансовой поддержки людей творческих, помимо значка, диплома и удостоверения, включала и сто тысяч рублей деньгами.
Момент весьма важный – ведь в Советском Союзе при Сталине существовала значительная категория граждан, заработную плату не получавшая вовсе – крестьяне-колхозники.
Так в Советском Союзе граждане сохранили право на личное пространство – на собственное жильё, отдельную квартиру или дом. Проекты домов-коммун, время от времени появлявшиеся и в шестидесятые, и в семидесятые годы так и оставались проектами. Были, разумеется, и коммуналки – но их появление вызвала не сознательная политика Партии и Правительства, а разруха после Гражданской и Великой Отечественной войны. Даже убеждённый марксист-ленинец Никита Хрущев, отобравший у колхозников приусадебные участки (пусть поработают в общественном секторе – на колхозном поле, на колхозной ферме, а молоко, картошку и зелень покупают, а с наступлением коммунизма и получают бесплатно в колхозной лавочке) развернул строительство не домов-коммун, а отдельных квартир. К радости счастливых новосёлов, получивших не слишком просторное, не слишком комфортное (не случайно эти квартиры получили в народе прозвище: «хрущобы»), но всё же собственное, без любопытных соседей, жильё.
А при Брежневе, несмотря на яростное сопротивление коммунистов-ортодокосов, справедливо боявшихся возвращения частной собственности, рядовым гражданам Советского Союза было позволено владеть и землёй – садовыми участками площадью в шесть сотых гектара, знаменитыми «шестью сотками». Эти шесть соток были связаны массой ограничений и запретов – нельзя строить утеплённый дом с печкой, нельзя продать участок без разрешения садового товарищества. Но всё же это было личное, частное земельное владение, которым распоряжалось не государство, не общество-коммуна, не трудовой коллектив предприятия, а лично данный, конкретный гражданин.
Снова замечу:
Если вы всерьёз строите коммунизм, то развивать следует не частный, а общественный сектор экономики, добиваясь, чтобы огурцы и свежая зелень имелись на полках государственных магазинов. Организовать рабочий общественный контроль, сопровождать товар от поля до магазина, устраивать субботники с выездом рабочих на колхозное поле. Или же, если решить проблему в масштабах всей страны не получается, обрабатывать садовые участки коллективно, деля урожай поровну, по количеству едоков или пропорционально трудовому участию. Однако ни того, ни другого советские граждане делать не желали, тогда как на своих личных участках работали в охотку и с удовольствием.
Так в израильских кибуцах после упоминавшегося кризиса 1985-го года рядовым кибуцникам было позволено иметь личное жильё с кухней, личные вещи – одежду, обувь, книги, а кое-где и автомобиль, самим воспитывать детей, зарабатывать деньги, пусть и перечисляя значительную их часть в кассу кибуца, а в сами кибуцы начали привлекать наёмных работников – прежде привлечение наёмной рабочей силы со стороны считалось эксплуатацией.
А в Китае случились знаменитые реформы Дэн Сяопина:
"...выкопали из четвёртого тома «Капитала» рассказ Маркса о капиталисте, эксплуатировавшего восьмерых рабочих. «Если Маркс говорит именно о восьмерых, значит, найм семерых не может считаться капиталистическим, – логично заключили они. – А если ещё и сам хозяин будет работать, какой же это капитализм?» Дэну такая «научная» аргументация понравилась, и по его инициативе руководство ЦК и Госсовета разрешило «индивидуальные дворовые предприятия» с числом рабочих не более семи. И сразу же в стране начался бум в сфере бытового обслуживания населения: мелкие частные ресторанчики, обувные и пошивочные мастерские, парикмахерские и тому подобные предприятия стали расти, как грибы...
...Первый документ, принятый Политбюро 23 декабря 1982 года, разрешал крестьянам нанимать рабочую силу, правда, под эфемерным названием «помощников и учеников» и по тому же принципу, что на мелких предприятиях в городе. ... Второй документ устанавливал длительные сроки семейного подряда (15 лет и более) и поощрял «постепенную концентрацию земли в руках умелых землевладельцев», то есть «кулаков»".
(с) А.Панцов, «Дэн Сяопин», серия «Жизнь Замечательных Людей».
Словом, сама жизнь показала полную несовместимость коммунизма с самой природой взрослого, самостоятельного человека. Беда в том, что на одной шестой части суши его вполне серьёзно собирались построить...
(с) Atta, Москва, 24.06.2018
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...