Текст книги "Каспийские легенды и сказки"
Автор книги: Автор Неизвестен
Жанры:
Сказки
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)
Орел и его птенцы
Свил орел на скале гнездо. Вывел птенцов. Растут птенцы, оперяться начали. И тут орел увидел, что к его гнезду близко стали люди подбираться. Полетал орел по разным местам и нашел за морем другую скалу – неприступную, куда уже людям никогда не добраться. Решил он перенести туда всех своих птенцов, а было их у него трое.
Взял он первого птенца и полетел с ним. Долетел до середины моря и спрашивает:
– Скажи, птенец мой, когда я старым стану, то будешь ли ты мне так же, как я о тебе, заботиться, поить и кормить будешь ли старика бессильного?
Глянул птенец вниз: под ним, куда глаз ни кинь, море. Испугался он. Если отцу в неугоду ответить, то он осерчает да в море бросит. И отцу отвечает:
– Буду я тебя, отец, когда вырасту да повозмужаю, и поить, и кормить, и на своих крыльях буду носить.
Понял орел, что из страха обманывает птенец, и бросил его в море.
Взял орел второго птенца и понес через море. Долетел до середины и спрашивает:
– Скажи, птенец мой, когда я старым стану, то будешь ли ты обо мне так же, как я о тебе, заботиться, поить и кормить будешь ли старика бессильного?
Глянул птенец вниз: под ним – море. Испугался.
– Буду я тебя, отец, когда вырасту да повозмужаю, и поить, и кормить, и на своих крыльях буду носить.
Подумал орел и не поверил, понял, что из страха обманывает птенец, и тоже бросил его в море.
Взял орел третьего, последнего своего птенца, и понес через море. Долетел до середины и спрашивает:
– Скажи, птенец мой, когда я стану старым, то будешь ли ты обо мне так же, как я о тебе, заботиться, поить и кормить будешь ли старика бессильного?
Не глянул этот птенец вниз на море, а прямо и смело говорит отцу:
– Скажу тебе по правде, отец: вырасту я, будут и у меня дети, и о них, как ты обо мне, буду я заботиться – и поить, и кормить, на своих крыльях носить. А тебе скажу по совести: буду и тебе помогать в старости по силам своим, потому что нужно мне долг отцу платить, примером для своих детей быть, чтобы они тоже меня под старость не забыли.
Подумал орел – и поверил, не бросил этого птенца в море. Раз он так говорит, значит, говорит правду, и его в старости не покинет, можно на него понадеяться.
Перенес орел третьего птенца через море, выкормил и вырастил, и стал он отцу под старость первый помощник.
Запись Б. Лащилина.
Ахтуба
…Давно это было. Тогда в наших краях мало жило людей. Говорят, что тут когда-то на широких степных просторах проживало лишь несколько семей кочевников, занимавшихся скотоводством. У одного из кочевников много было скота и всякого добра, но больше всего он гордился своей дочкой-красавицей Тубой. Отец ни в чем не стеснял девушку. Умная, стройная, как майский степной тюльпан, Туба беззаботно жила в доме родителей. Она любила полынную степь, но больше всего дорожила своей свободой. Каждое утро она отправлялась на лихом коне гулять по степному раздолью. В пути она, будто весенний жаворонок, распевала песни о солнце и небе, о вольном ветре и птицах. Один раз Туба заехала так далеко, что очутилась у берега неведомой ей реки. Здесь она остановила коня и вскоре услышала звуки удивительной песни. В ней говорилось о несчастной доле девушки, которую насильно выдали замуж за старика-богача. Красива была эта девушка, да только рано завяла ее красота под ласками постылого мужа. Слова песни заставили Тубу задуматься над своей судьбой. Лишь недавно отец обещал отдать ее в жены богатому старику-баю. Туба направилась в сторону, откуда лилась песня. Подъехала, и перед ней на прибрежном камне сидел юноша-красавец, пастух. Стала Туба просить пастушка пропеть еще какую-нибудь песню. И он запел. В новой песне рассказывалось о любви доброго молодца к красной девице, о свободной и светлой жизни.
С той поры Туба каждое утро приезжала слушать песни пастушка. Она полюбила его. Наконец, отец Тубы прознал обо всем и запретил ей выезжать одной в степь. В одну из темных ночей Туба вышла украдкой из юрты, оседлала верного коня, вскочила в седло и вихрем помчалась к любимому юноше. Вскоре за ней отправился в погоню отец. Девушка встретилась с милым, рассказала о преследовании, и они отправились в дальний путь. Долго по степи скакали они, пока не достигли берега широкой, бурной реки. Погоня приближалась. Беглецы направили усталых коней в воду. Они уже вплавь достигли середины реки, но, что ни дальше, коням становилось труднее. Обессилевшие, они погрузились в воду.
Девушка и юноша утонули на глазах обезумевшего от жалости отца, который, бегая по берегу реки, кричал:
– Туба, воротись! Туба, вернись! – и бессвязно повторял: – Ах, Туба! Ах, Туба!
Так и появилось с той поры название реки Ахтуба.
Записано студенткой Н. Быковой со слов П. И. Ивановой
Как кот жадного кулака наказал
На берегу волжской протоки стояла небольшая деревушка. На ее окраине в ветхой избушке жил да был бедный-бедный мужичок. Всю жизнь он трудился да гнул спину на богатых, но только от трудов праведных не сумел нажить палат каменных.
Не было у мужика ни двора, ни худобы, ни жены, ни малых детушек. Богатство его составлял один-разъединый кот. Мужик делился с ним последним куском хлеба, а кот старался помогать хозяину чем только мог. Он трижды в день отправлялся на реку добывать рыбу. Пойдет утром поймает и принесет рыбку, пойдет в полдень – опять несет, а вечером, глядь, – еще одну. Так мужик и кот каждый день сыты бывали, о наживе большого богатства не думали.
Как-то в летний полдень мимо той деревни, где жил мужик, случилось проезжать богатому купцу. День был жаркий. Купцу хотелось пить. Приказал он кучеру остановиться у крайней избушки. Слез он с коляски и отправился в землянку. Вошел в нее и видит: сидит мужик за столом, ест жареную рыбу, а рядом с ним кот лежит. Пригласил мужик купца пообедать. Купец не отказался, поел рыбы и спрашивает:
– Ты, мужичок, наверное, рыболов?
А мужик ему отвечает:
– Не я, а вот он рыболов, – и показывает на кота. Купец засмеялся – не поверил, а мужик ему говорит:
– Правду говорю. Три раза в день он мне рыбу с реки приносит – и вот мы сыты.
Купец опять спрашивает:
– А почему только три рыбы? Что ж, он больше не может наловить?
А мужик говорит:
– Да, наверное, может, только нам с ним больше не нужно.
Задумался купец, стал что-то в уме прикидывать, а сам все на кота нет-нет, да и поглядит. Подумал, подумал и говорит:
– Продай мне своего кота.
– Нет, – отвечает мужик, – он не продажный.
Пристал купец:
– Продай! Я тебе большие деньги дам за него.
Теперь задумался мужик: и деньги ему нужны, и кота жаль.
Кот прыгнул на лавку, потерся о плечо мужику, да и тихонько ему шепчет:
– Продай, я все равно опять у тебя буду.
– Ну ладно, будь по-твоему, – говорит мужик купцу. – Давай деньги!
Обрадовался купец, дал мужику деньги, а кота, чтоб он обратно дороги не нашел, посадил в мешок и уехал. Приехал купец домой и говорит жене:
– Привез я, жена, кота-рыболова. Он целый день будет рыбу ловить, а мы – продавать. Еще больше разбогатеем. Все купчишки нам завидовать станут.
Жена купца, конечно, обрадовалась.
Велел купец отдельный домик коту построить прямо на реке. Посадили кота в домик рано утром, а вечером купец сам пошел посмотреть, сколько кот рыбы наловил. Глядь, сидит кот, умывается, а рядом с ним три рыбы лежат, да и те без махалок. Думает купец: «Видно, съел их лукавый кот». Рассердился купчина да как закричит:
– Ах ты лентяй эдакий! – и побил кота.
А на другой день опять кота в домик посадил. Но к вечеру около кота только три рыбины лежали. Мучился-мучился купец с котом, видит, что ничего с ним не получается. Со злости решил купец убить кота и замахнулся на него кочергой. А кот как прыгнет, да прямо в лицо купцу – выцарапал ему глаза и убежал.
Сидит мужик у себя в избенке. На столе у него всякая всячина. Все это он накупил на деньги, которые получил с купца. Все вкусное, дорогое, а есть не хочется. Жаль ему кота-друга.
Слышит – дверь кто-то царапается. Открыл мужик дверь, а там кот стоит и в зубах большую-пребольшую рыбину держит. Обрадовался мужик коту, и зажили они опять, как раньше, а купец после этого совсем разорился. Поделом ему, не жадничай!
Записано студентом И. Иневатовым.
Словарь
Банк – продолжение речного русла из волжской дельты в Каспийское море; рыбоход.
Бударка (или будара) – беспалубная лодка-остроноска, приспособленная для рыбного промысла в дельте Волги.
Болдырь (то же подчалок) – подсобная лодка при крупном морском промысловом судне. С болдыря производится обработка сетей.
Ватага – рыболовное заведение на реке; заведение для приготовления и хранения рыбы (в дореволюционное время). С середины XIX века на Северном Каспии были плавучие ватаги – крупные парусники для обработки рыбы.
Весновка – ранний весенний промысел рыбы, когда еще не разошлись льды.
Выгон (или выгонный ветер) – северо-восточный ветер, сгоняющий воду в море.
Ерик – узкий проток в дельте Волги, тиховодный рукав.
Жарник – рыбачий таган.
Кормщик, корщик – в дореволюционное время рулевой на рыбацком судне и старший, распоряжающийся ходом промысла.
Кусовая лодка – морское палубное судно с косыми парусами, в дореволюционное время служило для перевозки грузов или на промысле красной рыбы.
Ловец – рыбак-профессионал.
Моряна – юго-восточный ветер, ветер с Каспия, нагоняет воду в дельту Волги.
Неводник – длинный дощаник для перевозки невода.
Относ – отрыв, отгон крупных льдин от ледяных полей при сильных ветрах на море.
Посуда – судно.
Проран – проход меж заросших островков в дельте Волги.
Приемка – рыбоприемное судно.
Распаление – освобождение рек ото льда.
Рыбница – а) беспалубная широкодонная лодка для погрузки улова; б) палубное крупное судно мореходного типа, парусное, с грузовым трюмом.
Реюшка – легкое двухмачтовое палубное судно мореходного типа «морской охотник»; имеет два косых паруса, рейт – маневрирует при разных углах ветра.
Сбруя – рыболовное снаряжение.
Сетные порядки – ряды сетей, установленных на море.
Стойка или стоечная – крупное двухмачтовое промысловое морское судно при нескольких подчалках: служит жильем и базой рыбакам, обрабатывающим сети с подчалков.
Тоня – речной промысловый участок (с прилегающим берегом), где производится лов, выметывается и выбирается невод.
Хурда – отощавшие овцы.
Калмыцкие слова
Гелюнг (или гелюн) – буддийский священник.
Хотон – селение кочевников, группа кибиток.
Шулюн – бульон.
Нойон – князь.
Худук – колодец.