сообщить о нарушении
Текущая страница: 6 (всего у книги 8 страниц)
Стрелковое отделение из десяти человек состояло из командира в унтер-офицерском чине, его заместителя в чине ефрейтора, пяти стрелков и пулеметного расчета из трех пулеметчиков (Schützen). Командиру отделения полагалось снаряжение взводного командира, однако до 1941 г. автоматами таких младших командиров, как правило, не вооружали. Должность первого пулеметчика, обслуживающего легкий пулемет LMG34, была введена в 1936 г. Вместо подсумков с амуницией на левом боку спереди ему полагалось носить пистолет в кобуре. Спереди справа на боку он носил подсумок с запчастями. Второй пулеметчик, заменявший при необходимости первого, носил стандартное стрелковое снаряжение, но вместо одного набора подсумков с амуницией ему полагался пистолет с кобурой. Кроме того, он носил боеприпасы: четыре патронных ленты на 50 патронов каждая, ящик на 300 патронов и защитный чехол из листового металла с одним или двумя запасными пулеметными стволами. Заместитель командира отделения, рядовые стрелки и третий пулеметчик оснащались стандартным стрелковым снаряжением. Третий пулеметчик должен был также носить два ящика с боеприпасами.
VII. Французская кампания
1. Оберкаптенармус 3 7-го танкового инженерного батальона в полевой форме, Безансон, Франция, июнь 1940 г.
С 10 мая 1940 г. инженерные батальоны танковых дивизий обозначались черно-белым цветом канта, поскольку черный цвет саперов на черной форме танковых экипажей был бы невидим. Положение изменилось в 1941 г., когда саперам приказано было сменить обмундирование на специальную форму — такую же, как черная у танкистов, но цвета «фельдграу» — и цвет рода войск вернулся к саперному черному. Этот оберфельдфебель, отвечающий за техническое оборудование роты, носит на рукаве профессиональный шеврон, вышитый желтой шерстяной нитью по темно-зеленому с синевой фону диска, окаймленного алюминиевым шнуром, что свидетельствует об унтер-офицерском чине. 37-й инженерный батальон, созданный 15 апреля 1940г., воевал во Франции в составе 1-й танковой дивизии
2. Стрелок 154-го пехотного полка в полевой форме, Де-Панн, Бельгия, июнь 1940 г.
А-образная боевая выкладка, утвержденная 18 апреля 1939 г., в 1940г. встречалась сравнительно редко, и поэтому пехотинцам и саперам приходилось проявлять смекалку, увязывая различное снаряжение наплечными ремнями образца 1939 г., например, затем, чтобы связать воедино маскировочную плащ-палатку образца 1931 г. и столовые принадлежности образца 1931 г. Изображенный на иллюстрациипехотинец 58-й пехотной дивизии, сражавшейся во Франции и Бельгии, оснащен стандартным шанцевым инструментом, штыком с ножнами и петлей слева сзади, канистрой противогаза образца 1938г. и сумкой для сухого пайка образца 1938 г. на спине, фляга образца 1931 г. справа сзади.
3. Унтер-офицер 66-гомоторизованного полка в рабочей форме, Амьен, Франция, июнь 1940 г.
Этот боец 13-й моторизованной дивизии, недавно прибывший во Францию, выполняет работы в белой пикейной рабочей форме образца 1933 г. В 1940 г. эта форма уже начала заменяться более практичной формой из соломенно-зеленой ткани, а знаки различия младших унтер-офицерских чинов носились на воротнике рабочей формы до 22 августа 1942 г.
Белую тренировочную рабочую форму носили обычно новобранцы, а военнослужащие, принадлежавшие к младшему командному составу, надевали ее лишь изредка. Она состояла из пилотки образца 1934 г., рабочей куртки образца 1933 г., рабочих брюк, утвержденных 1 апреля 1933 г., черного пояса и походных сапог. Куртка из светло-кремовой или отбеленной хлопчатобумажной саржи в рубчик с двумя накладными карманами по бокам застегивалась на пять гладких выпуклых пуговиц, окрашенных матовой серой краской. Значки, эмблемы и символика вообще ограничивались особыми знаками различия, указывающими военное звание или должность, о чем будет речь ниже. 12 февраля 1940 г. цвет рабочей формы был заменен на более практичный зеленоватый, который называли «соломенной зеленью».
Форма танкистов
Черная форма образца 1934 г. была привилегией танковых войск и первоначально предназначалась только для танковых экипажей. Позднее и военнослужащим подразделений других родов войск в составе танковых дивизий также разрешалось носить эту престижную форму. 2 апреля 1937 г. такое разрешение получили батальоны связи, в середине 1938 г. — артиллерийские полки, в марте 1940 г. — танковые разведывательные батальоны, а 10 мая 1940 г. — танковые инженерные батальоны. К тому же многие лица, не имеющие на то никакого официального права, в частности, генералы, штабные офицеры и разного рода специалисты, например, врачи, инкассаторы и ротные старшины, самовольно надевали эту форму. Расцветка, бросающийся в глаза покрой двубортной куртки и петлицы с черепами должны были, по исходному замыслу, напоминать о славе имперской германской кавалерии.
VIII.Оккупационные войска
1. Унтер-офицер 754-го батальона регулировщиков дорожного движения в полевой форме, Аррас, Франция, июль 1940 г.
Батальоны регулировщиков были созданы из-за необходимости как-то управлять все увеличивающимся потоком немецкой техники. Военные регулировщики носили полицейскую форму, но в начале 1940 г. получили армейскую форму с оранжевым цветом рода войск и особой нарукавной повязкой. Нарукавного шеврона, повязки с названием части на обшлаге рукава и на нагрудном знаке у регулировщиков, в отличие от других частей полевой жандармерии, не было. Хотя распоряжением, изданным в мае 1940 г., и предписывались воротники, погоны и брюки цвета «фельдграу», регулировщики этими частями формы, как правило, до 1941-1942гг. не обеспечивались, так что изображенный на иллюстрации унтер-офицер по-прежнему носит воротник и погоны темно-зеленого с синевой цвета из отделочной ткани и цементно-серые брюки образца 1935 г., хотя батальон его и находился под прямым управлением Верховного командования сухопутных войск.
2. Генерал —майор 215-й пехотной дивизии в повседневной форме, Шомон, Франция, сентябрь 1940 г.
Заместитель командира 215-й пехотной дивизии, выполнявшей обязанности оккупационных войск в составе 1-й армии в восточной Франции, одет в повседневную офицерскую форму. Его полевой мундир образца 1937 г. отделан кантом. На поясе «раковинообразная» кобура с пистолетом «Вальтер» РРК «Люгер» калибра 7, 65 мм. На левом нагрудном кармане Железный Крест 1-го класса. Во второй петлице наградная ленточка Железного Креста 2-го класса 1914 г. с планкой 1939 г. На левом рукаве «Нарвикский щит» за участие в Норвежской кампании.
3. Обер-ефрейтор 672-й полевой обер-комендатуры в караульной форме, Брюссель, Бельгия, сентябрь 1940 г .
Этот солдат, служащий при штаб-квартире 672-й обер-комендатуры, одет в караульную форму. От полевой она отличается большей «официальностью»: есть «шнур меткого стрелка», снаряжение ограничивается поясом, подсумками для боеприпасов, штыком и ножнами. Солдат дослужился до звания младшего капрала и служит он в этом звании уже шесть лет, а на повышение в унтер-офицеры надежды мало, и поэтому ему придется носить редкие знаки различия: шеврон и «звездочку» на рукаве до конца войны, разве что ему повезет, и он попадет в число солдат, повышенных до звания штаб-ефрейтора (которое учредят 25 апреля 1942 г.).
Северная Франция, май 1940 г. Два солдата в полевой форме образца 1935 г., унтер-офицер (слева) с автоматом MP28/II «Шмайссер», охраняют военнопленных британцев. Бросается в глаза отсутствие некоторых предметов полевого снаряжения: есть канистры противогазов образца 1935 г, видны брезентовая сумка для сухого пайка и штык, но нет наплечных Y —образных ремней. (Йозеф Чарита)
Утвержденную 12 ноября 1934 г. черную форму можно было надевать на любой случай, за исключением официальных церемоний. В комплект входил берет с защитным шлемом образца 1934 г., позже замененный пилоткой образца 1940 г.; одевавшаяся через голову гимнастерка из темно-серого трико; черный галстук; полевая куртка образца 1934 г.; полевые брюки образца 1934 г. и черные ботинки на шнурках. Материалом, из которого изготавливался утепленный берет, служил грубый войлок или красная резиновая губка, это уплотнение обтягивалось черной шерстяной тканью. С 30 октября 1935 г. на офицерских беретах спереди крепилась эмблема вермахта: орел со свастикой из блестящего алюминия. У младших чинов этот орел был тканым: матовая серебристо-серая хлопчатобумажная нить накладывалась на ткацком станке поверх белой хлопчатобумажной нити. Позднее орел, кокарда и венок из дубовых листьев выполнялись тем же машинно-ткацким способом: все знаки различия были вытканными тусклой серебристо-серой нитью на черном фоне. Берет, как оказалось, был неудобен, если его носить внутри танка или бронемашины, и 27 марта 1940 г. приступили к его постепенной замене черной офицерской пилоткой образца 1940 г. и аналогичным головным убором для младших чинов образца того же года. Покроем и тканью эти головные уборы не отличались от пилоток 1938 и 1934 гг. цвета «фельдграу», но шили их из черной ткани, а подбой орла и кокарды тоже был черным. Многие офицеры и младшие командиры предпочитали пилотке офицерскую фуражку цвета «фельдграу» образца 1935 г., или пилотку с козырьком («высокое кепи») образца 1934 г., либо фуражки 1935 или пилотки 1934 гг. для нижних чинов.
Двубортная до бедра полевая куртка для танковых войск шилась из черной шерстяной ткани, с большим воротником, отделывавшимся двухмиллиметровым кантом цвета рода войск, и широкими лацканами. Запах спереди застегивался четырьмя большими черными костяными или пластмассовыми пуговицами, а левее и повыше пришивались еще три такие же пуговицы, но размером поменьше. Офицерский нагрудный орел изготавливался из тусклого алюминиевого шнура, у других чинов орел был вышитым или вытканным на станке, сначала белой, а позднее — матовой серебристо-серой хлопчатобумажной нитью, фон же всегда и во всех случаях оставался черным. Независимо от воинского звания, все военнослужащие танковых войск носили на воротниках курток окаймленные кантом цвета рода войск черные петлицы с пришпиленными к ним черепами из литого алюминия. Погоны, шевроны и прочие нарукавные знаки различия соответствовали полевой форме, только у унтер-офицеров и рядовых темно-зеленая с синевой отделочная ткань заменялась черной. Воротники курток младшего командного состава не украшались галуном из блестящей алюминиевой пряжи. Прямого покроя черные брюки образца 1934 г. в самом низу конусообразно зауживались, подчеркивая шаровароподобный «напуск», застегивались на пуговицу и затягивались тесемочными завязками на щиколотке.
Если в черной форме выходили на парад, то офицеры носили поверх своих курток аксельбанты и пояса из парчи образца 1935 г., а прочие чины надевали «шнуры меткого стрелка» и черные пояса. С 17 октября 1938 г. в танковых войсках начали вводить особый, «новый шнур меткого стрелка», еще сильнее выделяющий эти войска на фоне прочих военнослужащих. На щитке в кружке на верхнем конце шнура 1-4 степеней изображался орел над танком, а если шнур присваивался за меткость стрельбы 5-8 степеней, изображение обрамлялось венком из дубовых листьев, степени 9-12 обозначались золотым цветом. С 9 декабря 1938 г. артиллерийские снаряды на нижнем конце шнура были заменены алюминиевыми желудями. В полевых условиях все чины носили кожаный пояс с пистолетом и кобурой.
Особая форма других родов и видов войск
Воротники и обшлага рукавов парадных мундиров (Waffenrock) у офицеров Генерального штаба украшались блестящим алюминиевым галуном, а на петлицах полевых мундиров матовой алюминиевой нитью вышивали традиционный узор «катушками» (Kolben). Офицеры Верховного командования вермахта (ОКБ) и сухопутных войск (ОКХ) носили те же знаки различия, но на парадных мундирах они вышивались блестящей нитью золотого цвета, а на полевых мундирах — тусклой золотой нитью. Офицерам этих рангов полагалось также носить со всеми видами форм «генеральские» брюки и бриджи с кантом и лампасами из отделочной ткани пурпурно-багряного цвета.
Мотоциклист —курьер на улице городка во Фландрии, оккупированного германскими войсками в мае 1940 г. На нем прорезиненная полевая шинель образца 1934 г., на боку командирская сумка образца 1935 г. Канистра противогаза образца 1938 г. переброшена через грудь, чтобы не мешать седоку на заднем сидении мотоцикла. (ЕСРА)
Вместо пилоток в горнострелковых войсках носили горные шапочки с козырьками — такие же, как те, что были в ходу в войсках Германии и Австро-Венгрии в Первую мировую войну, тем более, что в горнострелковые войска брали очень многих новобранцев из Австрии. Стандартная модель, утвержденная примерно в 1930 г., шилась из ткани цвета «фельдграу». Ее отворот застегивался на две покрашенные тусклой серой краской пуговицы диаметром 12 мм каждая. У генералов пуговицы были тусклого золотого цвета. Орел и кокарда не отличались от тех, что украшали офицерские пилотки образца 1938 г. и пилотки прочих чинов образца 1934 г., однако алюминиевого или золотого канта по шву тульи и кромкам отворотов на офицерских горных головных уборах до 3 октября 1942 г. не было.
Франция, май 1940 г. Хороший образчик полевого мундира образца 1935 г. То, что у этого вахмистра артиллерии нет никакого полевого снаряжения, но зато на боку висит командирский планшет образца 1935 г. с видоизмененной застежкой, позволяет предположить, что он приписан к штабу полка. (Брайн Девис)
В обмундирование горнострелковых войск входили также лыжные брюки цементно-серого цвета (с 1939 г. цвета «фельдграу») образца 1935 г. с гамашами цвета «фельдграу» и коричневыми или черными кожаными альпинистскими высокими ботинками. При случае надевалась двубортная ветровка из зеленоватого с оттенком хаки миткаля плотной вязки, утвержденная, видимо, в 1925 г. В непогоду носили также обратимый, то есть двусторонний плащ из водоотталкивающей ткани, с одной стороны — белый, с другой — цвета «фельдграу» с капюшоном образца 1938 г., напоминавшим покроем эскимосский анорак. Из альпинистского снаряжения отметим рюкзак образца 1931 г. из брезента зеленоватого с оттенком цвета хаки.
Военнослужащие диверсионных подразделений армейской разведки (Абвера) носили немецкую или иностранную форму — по обстановке. Известно, что некоторые части Абвера во время блицкрига переодевались в польскую, бельгийскую и голландскую форму. С 13 ноября 1939 г. штрафники в четырех штрафных батальонах должны были носить обычную армейскую форму, но безо всяких украшений, наград или знаков различия, информирующих о стране, роде войск или воинском звании либо должности. Вероятно, даже на ременной пряжке у них не было девиза — только пустой выпуклый круг.
Все чины в конных частях, будь то кавалерия или какие-либо иные рода войск, носили бриджи цементно-серого цвета (с апреля 1940 г. — цвета «фельдграу») с нашитыми в определенных местах для большей прочности лоскутами серой кожи. С 12 ноября 1934 г. мотоциклисты-курьеры и мотоциклисты моторизованных разведывательных батальонов стали получать специальное обмундирование цвета «фельдграу». В такой форменный комплект входили защитная шинель для езды на мотоцикле, шерстяной свитер с круглым воротом под горло, длинные шерстяные чулки и водонепроницаемые хлопчатобумажные рукавицы. Тяжелая, прорезиненная с двух сторон шинель образца 1934 г. изготавливалась из плотного
пике цвета «фельдграу» с большим воротником из ткани цвета «фельдграу» и отделывалась, с 22 июня 1935 г., нашивками цвета «фельдграу», которые с ноября 1935 г. поменяли цвет на темно-зеленый с синевой, но в мае 1940 г. произошло возвращение, причем окончательное, к цвету «фельдграу». Кроме погон и нашивок, иных знаков различия на такой шинели не было.
Для экипажей бронеавтомобилей и самоходных установок моторизованной артиллерии и моторизованной пехоты, водителей моторного транспорта, а также охранников и часовых выпускалась водонепроницаемая плащ-палатка образца 1934 г. По покрою она походила на полевую шинель, но доходила до щиколоток и имела запас в талии, так что ее можно было надевать поверх шинели. Части, устраивающие дымовые завесы и занимающиеся маскировкой, обмундировывались защитной спецодеждой, комплект которой состоял из однобортной темно-коричневой кожаной куртки, брюк, рукавиц, фуражки, защитной маски на лице и защитных очков.
26 августа 1939 г. на базе нацистской трудовой армии RAD (Reichsarbeitsdienst — Имперская трудовая служба) было создано 220 строительных батальонов по 1700 человек в каждом. Эти подразделения должны были выполнять различные строительные работы на фронте. Военные строители (Pioniere) вначале снабжались формой и знаками различия RAD, но зимой 1939/40 гг. были переведены на общеармейское обмундирование.
Северная Франция, май 1940 г. Пулеметный расчет. Все — в полевой форме. Командир отделения (2-й слева) следит за действиями противника. Легкий пулемет LMG 34установлен на треножник, чтобы его можно было использовать на манер тяжелого пулемета. Обращает на себя внимание импровизированный «штурм-пакет» на спине пулеметчика, который увязал наплечными ремнями в одно целое миску, столовые принадлежности и пояс. (Брайан Дэвис)