Текст книги "Гремиха и Шойна. Два посёлка, но одна судьба"
Автор книги: Михаил Гудаев
Жанр:
Биографии и мемуары
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
Шойна после закрытия Канинского рыбозавода
Из-за запрета на морской промысел тресковых рыб в районе полуострова Канин в марте 1958 года Канинский рыбозавод реорганизуют в Канинское отделение Мезенского рыбокомбината. В начале 60-х годов население посёлка резко уменьшается. Рабочие постепенно переводятся на предприятия Архангельской области и Нарьян-Мара. В 1960 году колхоз “ Красный промышленник” становится частью укрупнённого колхоза “Северный полюс” правление, которого было размещено в селе Несь.
С 60-х годов Шойна оказалась в категории “неперспективных” посёлков. Рыбные запасы у западного берега Канинского полуострова были большими. Шойна, как говорили, “в сороковые – пятидесятые годы своей рыбой полстраны кормила”. Однако рыбное изобилие, которым природа одарила этот район, конечно же, не могло быть беспредельным.
Несмотря ни на что Шойна и в последующие годы жила интересной, насыщенной трудом и отдыхом жизнью.
В летний период раз-два в месяц в Шойну с Архангельска приходил пассажирские теплоходы “Мудьюг”, позднее его сменил “Юшар”. Три раза в неделю летали самолеты АН-2 с Мезени.
Несмотря на удаленность посёлка от большой земли, ведь дальше на север от Шойны Канинские маяк и метеостанция на мысе Тонком, а затем только Северный Ледовитый океан, люди в нём жили в ногу со всей нашей страной. Победы в космосе, на стройках страны были победами и жителей далёкой Шойны. Каждый из них чувствовал себя участником этих событий, восхищался и гордился этим.
Шойна и мыс Канин Нос в наши дни
В наши дни в Шойне насчитывается 46 жилых домов. Численность населения составляет 285 человек. Здесь расположены такие учреждения, как фельдшерско-акушерский пункт, средняя общеобразовательная школа, детский сад, аэрологическая станция, почтовое отделение, филиал Ненецкой компании электросвязи. Авиатранспортным путем населенный пункт связан с Архангельском и Нарьян-Маром.
Надпись на плите: ”Слава первопроходцам исследователям, морякам и воинам которые открывали, осваивали Русский Север, пробивали Северный Морской Путь, защищали эти земли и просторы океана для будущих поколений. Мыс Канин. Снегоходная экспедиция “На свет маяка”. 18 марта 2018 года”.
О жизни на мысе Канин в наши дни рассказано в статье “На носу хищной птицы”, опубликованной в Архангельской газете “Правда Севера” за 1 марта 2019 года.
Ссылки:
Сайт МО «Шоинский сельский Совет»;
Сайт Дома культуры посёлка Шойна;
Сайт Grandkid.ru;
Видеоматериалы о путешествии на Канин в сентябре 2019 года “На край земли”. Герасим. Мир Вездеходов;
Другая Шойна / The Other Shoyna.
Ссылки на мои видео: Шойна – наша малая Родина, Гимн Шойны, Большой юбилей в маленькой Шойне, Вспомним школьные годы, Масленица в Шойне, К празднику Победы, Помни свою Родину
Шойна, будешь в моём сердце и зимой и летом ты
Это слова из песни, ставшей Гимном посёлка Шойна. Песню написал военнослужащий одной из воинских частей посёлка, соавтором и первой исполнительницей на окружном конкурсе художественной самодеятельности в городе Нарьян–Маре в 1963 году была моя старшая сестра, Христенко Зося Васильевна, проработавшая долгие годы директором Шоинского Дома культуры. Песня нашла признание среди жителей посёлка, её продолжают петь на каждой встрече выпускников школы.
Как же можно забыть те места, где прошло твоё детство и столько лет прожито. В Шойне я жил с 1948 по 1984 год с перерывами (1965 – 68 годы – армия и 1974 – 75 – Нарьян-Мар). В семье нас было шестеро, я самый младший. И мать и почти все братья и сестры в пятидесятых годах работали на Канинском рыбозаводе. Отец, прошедший всю войну, в 1949 году умер в возрасте 44 лет. Все события пятидесятых, шестидесятых, семидесятых и начала восьмидесятых годов происходили на моих глазах. В Шойне окончил среднюю школу, после армии работал на маяке “Шойна”. С 1976 по 1984 год работал директором Шоинской средней школы.
С 1984 года проживаю в городе Новодвинске, Архангельской области. Последний раз удалось побывать в Шойне в 2007 году. Летал вместе с другими выпускниками на 75-летний юбилей Шоинской средней школы.
Все эти годы связи с Шойной не прерываю. Помогают интернет и социальные сети. По возможности участвовал во встречах выпускников, которые проходили в городе Архангельске.
Мною написаны и изданы в ЛитРес. Самиздад, г. Москва книги о Канине и Шойне: Дороги жизни нашей, Канинская-Шоинская школа, Шойна в 1941 – 1945 годах, Канина Земля, Канин, Канин-Шойна. Воспоминания
Йоканьгская Военно-Морская База, северная часть полуострова Канин и прилегающая к ним акватория Белого и Баренцева морей в годы Великой Отечественной войны
Эта книга о двух посёлках, Гремихе и Шойне, ставшими для меня близкими и родными. Идёт 2020 год. Это год 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне. И здесь был фронт. Фронт трудовой в самих посёлках и фронт боевой на морских рубежах. Я родился в 1946 году, поэтому рассказать о событиях тех лет могу, только использовав архивные материалы, воспоминания тех, кто жил в этих местах в те годы.
Материал взят с сайта “Морской флот страны 1941-1945” из статьи “Боевые действия 1-го Северного отряда пограничных судов”.
Линия фронта: “Мыс Святой Нос – Мыс Канин Нос”
Пограничникам пришлось отражать атаки немецких самолетов почти за месяц до 22 июня 1941 года. Так 30 мая 1941 года СКР “Бриллиант” нес службу по охране границы в районе губы Орловка.
Наблюдателем корабля на расстоянии 2—3 километров был обнаружен немецкий самолет. На корабле сыграли боевую тревогу. Самолет попытался атаковать сторожевик, но плотный огонь зенитчиков вынудил его уйти.
(СКРы – сторожевые корабли, катера. Использовались на советском флоте для несения разведывательной и дозорной службы, сопровождения и охранения крупных надводных кораблей и конвоев от нападения подлодок противника, борьбы с самолетами противника. При необходимости их планировалось использовать и в качестве быстроходных тральщиков).
Уже в начале войны был создан боевой дозор на линии мыс Святой Нос – мыс Канин Нос. Эта линия, длиной чуть более 150 километров, была все годы войны морской линией фронта на Севере. Здесь, с первых дней войны, шли бои наших военно-морских сил с вражескими кораблями, подводными лодками и самолётами.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. По приказу командующего Северным флотом 1-й Северный отряд пограничных судов под командованием капитана 2 ранга А. И. Дианова в составе семи пограничных сторожевых кораблей «Бриллиант», «Айсберг», «Жемчуг», «Нептун», «Рубин», «Бриз», «Сапфир», а также имеющиеся «малые охотники» и катера перебазировались в Йоканьгу для охраны горла Белого моря от проникновения надводных кораблей и подводных лодок противника. Дианов Александр Иванович был назначен командиром вновь созданной Йоканьгской ВМБ в составе Беломорской военной флотилии.
Сторожевые корабли и тральщики ЙВМБ сразу приступили к выполнению возложенных на них обязанностей. Подлодки противника, правда, ни разу за всю войну не заходили в бассейн Белого моря, но в воронке и в северной части горла моря появлялись постоянно.
“Первая встреча произошла уже 10 июля 1941 года. СКР “Жемчуг” в районе мыса Святой Нос обнаружил подводную лодку противника в надводном положении и атаковал её, сбросив три больших и шесть малых глубинных бомб. В течение 1941 года сторожевые корабли неоднократно атаковали подводные лодки противника. Самая знаменательная атака случилась 25 ноября 1941 года. СКР-25 “Бриз” на линии дозора Святой Нос – Канин Нос рано утром на дистанции около трёх кабельтовых обнаружил подводную лодку противника в надводном положении. Увеличив скорость, сторожевик развернулся для тарана, произведя пять выстрелов из носового орудия. Были отмечены два попадания. Через несколько минут “Бриз” таранил лодку в районе кормового среза рубки. Около минуты сторожевик тащил лодку на себе, после чего был дан задний ход, и лодка ушла под воду. На месте погружения было сброшено еще шесть глубинных бомб. В результате немецкая подводная лодка U-578 получила тяжёлые повреждения, и была вынуждена досрочно возвратиться в Киркенес, откуда была отправлена для серьёзного ремонта в Киль”.
“Только в 1941 году СКРами ЙВМБ было уничтожено семь подводных лодок и десять самолетов врага”.
Были и потери. “11 августа 1941 года СКР «Жемчуг» при несении дозорной службы на одном из самых неспокойных участков, рубеже мыс Святой Нос – мыс Канин Нос, был торпедирован вражеской субмариной”.
Налёты вражеской авиации на Йоканьгскую ВМБ и её боевые корабли
“12 мая 1942 года, когда СКР “Бриллиант” стоял на якоре Йоканьского рейда, три “юнкерса”, углубившись в тундру, зашли со стороны солнца и внезапно появились над сторожевиком. На корабль полетели бомбы. Три бомбы взорвались вблизи борта СКР, и в нем образовалось несколько пробоин, загорелись надстройки, но пожар вскоре был потушен. Экипаж героически отражал атаки. Осколки оставляли рваные раны на корпусе корабля. Моряки отчаянно боролись с огнем, но спасти корабль было невозможно. Вода поступала в трюм через пробоины у ватерлинии. Откачивать ее было нечем. “Бриллиант” неумолимо погружался в ледяную пучину. Экипаж вынужден был оставить корабль. Кроме того, во время этого налета были повреждены тральщик Т-911 (бывший траулер РТ-76 «Астрахань») и сторожевой корабль СКР-15 (бывший РТ), также стоявшие в бухте Йоканьги. Погибли в общей сложности тринадцать моряков и еще 46 получили ранения”.
“17 мая 1742 года группы по шесть «Юнкерсов» совершили еще два налета на Йоканьгу. На сей раз прямым попаданием был потоплен СКР-21 (бывший РТ-73). Еще одна бомба попала в сторожевой корабль «Бриз». Он получил тяжелые повреждения, но всё, же остался на плаву. От ударного воздействия при близких разрывах бомб сильно пострадал корпус сторожевика СКР-25 (бывший траулер РТ-88 «Печорец»). Во время налета пострадал и еще один сторожевой корабль – СКР-22 по названию тоже «Бриллиант» (бывший траулер РТ-79 «Тбилиси»). Всего при бомбежке погибли шесть человек и 24 получили ранения”.
“18 мая 1942 года последовал новый налет на рейд Йоканьги, в котором участвовали уже семнадцать «Юнкерсов». На этот раз там снова был поврежден тральщик Т-911, а также тральщик Т 904 (бывший траулер РТ-94 «Жданов»)”.
“21 мая 1942 г. на рейд Йоканьги в сопровождении эсминца «Валериан Куйбышев» и сторожевого корабля «Рубин» прибыл ледокол «Красин». Вскоре начался очередной налет Люфтваффе, в ходе которого на стоянки кораблей были сброшены 32 фугасные бомбы. Четыре из них взорвались поблизости от «Красина», в том числе одна – в нескольких метрах от его правого борта. В результате ударным воздействием выбило один из кингстонов в днище ледокола, и вода начала поступать в машинное отделение. Капитан, понимая, что корабль может пойти ко дну, тотчас отдал приказ идти к причалу. Там аварийная партия завела на поврежденный кингстон пластырь и откачала воду”.
Все эти удары заставили командование Северного флота срочно усилить противовоздушную оборону Йоканьгской военно-морской базы. Восемь катеров-тральщиков доставили туда вместе с расчетами и запасом боеприпасов десять 20-мм зенитных автоматов «Эрликон», полученных по ленд-лизу. Еще через два дня в Йоканьгу на тральщиках была переброшена батарея из четырех 76-мм орудий с личным составом. Затем германская авиация еще несколько раз бомбила Йоканьгу, но серьезных успехов больше не добилась”.
25 августа 1942 года командиром ЙВМБ вместо убывшего на новое место службы капитана 1 ранга А.И. Дианова был назначен контр-адмирал Николай Осипович Абрамов.
Зимой 1941-1942 гг. на Йоканьгском озере был сооружён временный аэродром. 29 января 1942 года там приземлились 4 истребителя И-15 и 4 гидросамолёта МБР-2. Уже 14 марта поднятый по тревоге истребитель повредил немецкий самолёт-разведчик. Весной аэродром подтаял, и 16 апреля самолёты возвратились в места постоянного базирования, а в Йоканьге началось строительство постоянной посадочной площадки. К 18 июня площадка была подготовлена. 24 июня на новую площадку приземлились 5 истребителей И-153, которые могли прикрывать базу с воздуха в светлое время суток. Полноценный аэродром был принят в эксплуатацию лишь к сентябрю 19423 года, после доставки и монтажа специального аэродромного оборудования.
В нападениях врага на Йоканьгскую ВМБ можно чётко выделить два варианта действий в зависимости от времени года. С марта по октябрь удары наносились в основном авиацией. Поздней осенью и зимой, в связи с сокращением светлого времени суток и наступлением полярной ночи, основные части германской авиации перебрасывались на «зимние квартиры» – аэродромы центральной Финляндии, где действовали против Карельского участка Северного фронта. В это время года в районе Горла Белого моря основной заботой советских моряков становились подводные лодки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.