355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Михаил Паджев » Через всю войну » Текст книги (страница 23)
Через всю войну
  • Текст добавлен: 26 сентября 2016, 10:49

Текст книги "Через всю войну"


Автор книги: Михаил Паджев



сообщить о нарушении

Текущая страница: 23 (всего у книги 23 страниц)

Из Попельни мы двинулись в Елисаветовку, где в схватке с врагом дело дошло до рукопашной. Моросил дождь. И это только приблизило обстановку, в которой мы оказались тогда. Ведь и в тот июльский день также накрапывал дождик, только из густой пшеницы, где сейчас тянулись поля с сахарной свеклой, выползали бронированные немецкие машины. Сейчас по разбухшим полевым дорогам ехали колхозные машины к сахарному заводу в Кожанке.

Когда мы оказались в Елисаветовке, дождь усилился, словно оплакивая тех, кто пал в бою за это село. Мы вышли из автобуса. На площади, где когда-то рвались вражеские мины и снаряды, поднимались в небо столбы пыли и дыма, теперь разбит парк и среди деревьев стоит величественный гранитный обелиск с именами пограничников нашего отряда. Мы подошли к нему, положили цветы, стали в скорбном молчании. Ивы опустили ветви до самой земли. Вода попадала за воротник, текла по шее, по телу. Но нет сил пошевельнуться, стряхнуть оцепенение. Склонила голову, не шелохнется Альбертина Жанновна. Не думала и не гадала она, уезжая с заставы, что вот такой будет ее встреча с мужем Максимом Скляром. В 1942 году у Альбертины родилась дочь. Но, не дожив и до двух лет, умерла. Это долгая история. В ней много горя. Но пережила его мужественная женщина, нашла силы не сдаться. Вот какая произошла встреча спустя столько лет после начала Великой Отечественной войны в Елисаветовке. На гранитной плите имена шести начальников застав и двух политруков. Среди них и дорогое нам с Альбертиной имя Максима Скляра.

Мы всегда будем помнить тебя, Максим!

Дальше наш путь лежал в город, где 94-й пограничный отряд совершил свой последний подвиг на украинской земле, задержав здесь гитлеровскую дивизию, чем дал возможность выйти из окружения частям и соединениям 26-й армии Юго-Западного фронта. В Лубны приехали в час тридцать ночи и тепло простились с Альбертиной Жанновной. Она уезжала в Харьков, где жила последние годы.

Ночное прибытие в Лубны не обескуражило нас. Ведь я и многие товарищи, кто совершал поездку по местам былых боев, впервые оказались в этом городе тоже ночью. И это совпадение невольно оживляло прошлое, такое далекое теперь и по-прежнему близкое.

Утром 16 сентября, в день тридцатой годовщины нашего боя в Лубнах, нас принял первый секретарь Лубненского райкома партии. Он тепло говорил с нами, распорядился устроить наилучшим образом, организовал несколько встреч с молодежью города. Мы побывали в школе No 3, где директором бывший фронтовик капитан запаса А. С. Сирченко. Красные следопыты этой школы проделали огромную работу по описанию боевого пути 94-го пограничного отряда, а в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции они приезжали в Москву, и мне и еще нескольким ветеранам отряда довелось вручать комсомольские билеты группе учащихся этой школы.

В школе No 7, куда нас также пригласили, действует пионерская пограничная застава, школьники ухаживают за памятником пограничникам отряда на Василенковом поле, переписываются с заставой имени нашего однополчанина Героя Советского Союза капитана Ивана Середы, павшего смертью храбрых в июле 1941 года близ села Голубятин. И этой школой до сих пор руководит бывший фронтовик майор запаса И. Л. Устименко. Мы съездили в села Круглики и Ольшанка, где возложили цветы на могилы пограничников, павших в боях в 1941 году, беседовали с учащимися этих сел. Особенно памятной была встреча в средней школе-интернате, где учатся и воспитываются дети-сироты. Казалось бы, давным-давно загладились рубцы на опаленной огнем боевой земле, запаханы воронки от бомб и снарядов, поднялись из руин и пепла города и села, а дети задали нам вопрос:

– Расскажите, пожалуйста, о войне.

Они задали его не только потому, что война запечатлелась в их детском воображении из рассказов старших, из книг и журналов, воссоздающих одну из самых драматических и героических страниц в истории их страны, но и потому, что в том далеком прошлом они ищут пример для подражания. Ведь именно то героическое время родило истинных рыцарей войны, предпочитавших смерть жизни на коленях.

Вот и нас, бывших участников Великой Отечественной войны, пограничников 94-го отряда, сражавшихся на этих рубежах, дети попросили рассказать о войне. Их было восемьсот мальчиков и девочек, собравшихся на встречу с нами в актовом зале школы, но, когда говорили мы, казалось, что зал не дышит, настолько внимательно слушали ребята рассказ о прошлом. Он трогал их до глубины души, он был близок им, ибо война прошла по их родной земле, опалила их Родину, унесла с собой многих близких и родных им людей.

Как-то на глаза мне попали записки двух советских журналистов, проехавших по Соединенным Штатам Америки маршрутом, по которому накануне второй мировой войны отправились по Америке И. Ильф и Е. Петров. Многое с тех пор изменилось в жизни крупнейшей капиталистической страны, но многое осталось по-прежнему. Колеся по американским дорогам, наши журналисты зорко примечали характерные черты американского образа жизни, американских взглядов, американского мышления. На одной из заправочных станций к ним в машину подсел молодой американец. Узнав, что перед ним советские люди, он сказал:

– А вы знаете, у нас дома есть русская военная медаль.

Оказалось, что во время войны его отец был моряком и три раза ходил в Мурманск. Сейчас отца уже нет. Мать хранит советскую медаль вместе с американскими орденами.

– Мама говорит, что отец называл русских героями. Рассказывал, что у вас были большие потери. Это правда?

– Правда, – ответили журналисты.

– Но ведь вы же вступили в войну позже нас.

– Кто это тебе сказал?

– Кажется, так говорили в школе, – смутился парень. – Впрочем, возможно, я слышал это по радио... Уже не помню, где я это слышал. Может быть, читал в газете... Вот так штука! Значит, на вас Германия напала раньше, чем на нас Япония! А я все думал, что вы присоединились к нам в конце войны. Какие же у вас были потери? Как у нас? Больше? Да ну! Больше трехсот тысяч? Больше полумиллиона? Перестаньте меня разыгрывать! Неужели больше миллиона?

Парень был потрясен, когда журналисты сказали ему, что за годы войны советский народ потерял двадцать миллионов человек.

– Какой ужас! – повторял он. – Какой ужас!

За время второй мировой войны на Америку упала всего одна неприятельская бомба. Ее запустили японцы с помощью воздушного шара. За все годы минувшей войны на американской земле взорвалось четыре вражеских снаряда. Их дождливой ночью выпалили украдкой подкравшиеся к западному побережью США японские миноносцы. Потери среди мирного населения Америки за войну составили... шесть человек.

Довелось прочитать и о впечатлениях одного советского историка, оказавшегося среди западногерманских школьников. Вот что они ответили ему на вопрос: "что вы знаете о Гитлере?"

– Он сделал для Германии много хорошего, и немецкий народ должен быть ему благодарен.

Мне, старому солдату, отшагавшему по военным дорогам тысячи верст и пробывшему на ней все тысяча четыреста восемнадцать дней, понятно, что тот парень, что повстречался советским журналистам на дорогах Америки, американские студенты, как и западногерманские школьники, не сами свои ответы придумали. Это результат пропаганды, буржуазных измышлений и фальшивок, которыми в изобилии снабжаются народы этих и некоторых других стран.

Когда мы прощались со школьниками из сел Круглики и Ольшанка, у нас, ветеранов Великой Отечественной войны, было спокойно на душе. Наши советские дети знали правду о минувшей войне. Они знали, кто начал эту войну, кто виноват в ней. Они знали, почему мы одолели сильного, коварного, хорошо организованного и подготовленного к войне врага, какая была тут роль советского народа и нашей армии. На примере пограничников 94-го погранотряда они видели, как их деды и отцы отстаивали свободу и независимость Родины, социализм.

Прощаясь с ребятами, мы чувствовали, что боевая эстафета старшего поколения в надежных руках. Мы повстречались с юными, но истинными патриотами. Не хочу, чтобы они пережили все то, что пережили мы. Но если что-то случится, пусть они будут такими, как мы.

И вот спустя еще десять лет, в сентябре 1981 года, я и мои боевые друзья по 94-му пограничному отряду снова побывали в этих местах. В канун 40-летия начала обороны города Лубны здесь открывался мемориал в честь его защитников. Мы были приглашены на торжества горкомом партии. В письме говорилось: "Лубненский горком Коммунистической партии Украины с радостью примет делегацию ветеранов Великой Отечественной войны, участвовавших в обороне нашего города от фашистских захватчиков в составе 94-го пограничного отряда. Ждем Вас. Секретарь горкома А. Н. Соболев".

Митинг открыл председатель городского Совета народных депутатов И. П. Гончаров. Он сказал:

– Сегодня у этого мемориала мы чтим память тех, кто в сентябре 1941 года совершил героический подвиг у стен нашего города. Не забудем их имена и те жертвы, которые принес наш народ во имя свободы и независимости Советской Родины. Вечная слава живым и павшим героям войны...

Секретарь горкома партии А. Н. Соболев рассказал собравшимся о героизме и мужестве пограничников 94-го погранотряда, о том, как труженики города и сел приумножают трудовые традиции старшего поколения.

Звучит Гимн Советского Союза. Слышится залп воинского салюта. Застыл торжественно почетный пионерский караул. Медленно сползает полотнище. И перед взором собравшихся предстает могучая фигура солдата, склонившего голову над могилой погибших пограничников.

Руководители города, представители предприятий, пионеры и школьники и мы, ветераны войны, возложили цветы к месту, где спят вечным сном наши боевые побратимы.

Еще один памятник пограничникам нашего отряда воздвигнут на украинской земле.

Вместо эпилога

Вот и подошел к концу мой рассказ о минувшей войне, о моих товарищах, живых и павших. Я ставил перед собой скромную задачу – на отдельных боевых и служебных эпизодах показать тот вклад, который внесли пограничники карпатской группы отрядов Украинского пограничного округа, прежде всего бойцы и командиры 94-го погранотряда, преобразованного в 92-й пограничный полк, в великое дело победы нашего народа над германским фашизмом.

Годы войны были насыщены событиями, обстановка зачастую менялась с такой молниеносной быстротой, что все я не мог упомнить, рассказал лишь о том, что отложилось в памяти, что больше всего запомнилось, о чем нашел подтверждение в скупых записях архивных документов. Менялись в ходе боев бойцы и командиры. Поэтому не удалось рассказать обо всех, назвал только тех, с кем довелось быть рядом, кто помогал восстановить боевой путь отряда и полка, кто лучше запомнился в силу тех или иных обстоятельств.

Сейчас со многими однополчанами я переписываюсь, с другими время от времени встречаюсь. Идут письма и от незнакомых людей. Люди ищут родных и близких, боевых друзей и товарищей, вспоминают о былом. Отвечаю на эти письма, помогаю, чем могу.

"Извините, что беспокою Вас. Уверен, что Вы поймете мое волнение и ответите мне. В Вашей книге есть строки о полковом комиссаре Богатикове Иване Никифоровиче. Это мой отец. Он был комиссаром 42-й стрелковой дивизии, начал войну в Бресте, погиб при защите Сталинграда. Нет, ошибки быть не может, Вы встречались с моим отцом. Я Вас очень прошу встретиться с нами, его сыновьями. Владимир Богатиков".

"По профессии я врач и не так много читаю книг о войне. Случайно попалась Ваша. Часы, отданные ей, стали для меня часами глубоко проникающей гордости и благодарности людям, защищавшим в суровую пору Родину, всех нас, в том числе и меня, в то время несмышленого дошкольника. Книга так сильно подействовала на меня, что я зримо ощущал себя среди пограничников 94-го отряда, испытывал и переживал все, что испытывали и переживали они, касался плечами их плеч, негодовал вместе с ними и радовался. Разве мог враг покорить таких людей и такую страну, как наша!.. Вячеслав Михеев".

Хочется сказать немного о послевоенной судьбе командиров и бойцов 94-го отряда. В городе-герое Бресте закончил свой жизненный путь начальник штаба 94-го погранотряда и командир 92-го полка полковник в отставке Ф. И. Врублевский. Дважды белорусский народ избирал Федора Ивановича в Верховный Совет республики. И после ухода на заслуженный отдых Ф. И. Врублевский, оставшись там, где прошли годы его тревожной молодости, – на границе, встречался с молодыми пограничниками, пионерами и школьниками, рассказывал им о былом, учил любить свое Отечество, свой народ, воспитывал в них готовность к подвигу.

Бывший комендант участка полковник запаса А. Л. Андрианов, комендатура которого насмерть билась с гитлеровцами у Житомирского шоссе на подступах к Попельне, после войны работал в Главном управлении пограничных войск, командовал пограничным отрядом. Уволившись на пенсию, не остался сидеть дома. Долгие годы работал в Ленинградском морском пароходстве. Сейчас часто встречается с молодежью, бывает на пограничных заставах.

В Киеве умер бывший начальник отряда генерал-майор в отставке П. И. Босый. В этом городе на одном из заводов работает старшим инженером бывший комсомольский вожак отряда подполковник в отставке П. А. Латышев. В Киеве же живут и работают полковник в отставке З. О. Блюмин, который командовал после Ф. И. Врублевского 92-м погранполком, разведчики отряда полковник в отставке М. Г. Зверев и майор в отставке А. И. Алексо, бывший заместитель коменданта майор в отставке Н. П. Кабленко, комсомольский работник майор запаса Л. Исхаков. Бывший политрук заставы И. В. Сидоренко, кто с группой бойцов до последней возможности оборонял Лубненский мост, сейчас нормировщик в поселке Акбулак Оренбургской области. Старший лейтенант запаса В. В. Раевский инженер научно-исследовательского института в Москве. В Министерстве внутренних дел СССР работает бывший помощник начальника отделения штаба нашего отряда, ныне генерал-майор Н. М. Буланов. В Махачкалу забросила судьба капитана запаса И. И. Комарова. В Новороссийске живет бывший начальник заставы майор в отставке М. М. Трушевский. Руководит лабораторией Архангельского лесотехнического института бывший старший сержант В. А. Лебедев. В деревне Андреевке Тульской области умер бывший начальник штаба батальона капитан запаса В. А. Анисимов, которого много лет коммунисты колхоза избирали своим секретарем.

В Пермской области поселились бывшие пограничники отряда А. Ф. Углицких, П. П. Собянин, Г. П. Бычин, А. И. Ермаков, В. И. Собянин, П. Д. Овчинников, П. Н. Никулин. Живут в разных концах страны И. И. Румянцев, П. Н. Криворотое, И. М. Заварзин, А. М. Дунаевский, А. И. Дубинин, А. К. Злаченко, И. И. Иванов, А. В. Кончиц. Через всю войну прошли и сейчас добросовестно трудятся мои боевые товарищи по десятой заставе В. В. Борисов, П. Д. Дмитриев, А. М. Агафонов, П. Е. Елисеев, Г. Г. Вьюгов, В. И. Скульский. В Симферополе скончался наш военный фельдшер К. Я. Осипов, с которым я прошел дорогами войны от начала до ее победного конца.

Накануне 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне стало известно о судьбе пулеметчиков десятой заставы братьев Хретининых: Н. Д. Хретинин сейчас на пенсии, живет в своем родном селе Чернава Саратовской области, а А. Д. Хретинин работает начальником отдела Дагестанского филиала Академии наук СССР.

Начальником отдела кадров строительного управления Полтавского областного Совета народных депутатов работает майор запаса Н. И. Герасименко, в Волгореченске трудится сержант запаса И. Н. Окольничников, в совхозе "Пролетарский" Омской области работает бывший командир отделения А. А. Минин.

Отозвались бывшие начальники застав А. В. Землянко из Лисичанска Ворошиловградской области, В. Я. Фомичев из Кривого Рога, бывший пограничник И. Д. Петров из Кудымкара.

В городе Лубны живет и работает бывший пограничник В. И. Евтушенко, с которым я встретился через сорок лет в день открытия мемориала павшим пограничникам 94-го отряда. Как я узнал, В. И. Евтушенко участвовал в строительстве этого мемориала.

В сентябре 1978 года не стало того, кто в один из самых : тяжелых для всего Юго-Западного фронта дней, 14 июля 1941 года, возглавил сводный отряд пограничников на участке Фастов – Попельня – Казатин, – генерал-майора в отставке В. А. Абызова. Он прошел большой боевой путь. Был начальником войск по охране тыла 2-го Прибалтийского фронта, занимал другие ответственные посты. Умер в Липецке.

Работая над этой книгой, я советовался со многими своими однополчанами. Огромную помощь мне оказали их письма, воспоминания. Показывал я свою рукопись и бывшему комиссару 94-го погранотряда полковнику в отставке Н. А. Авдюхину. К великому сожалению, наш боевой друг, наш комиссар не дожил до выхода книги, но читал рукопись и оставил такую запись на одной из страниц: "Боевой путь отряда в Великую Отечественную войну описан правдиво. Командование отряда еще в первом бою на государственной границе убедилось в том, что воины-пограничники обладают высоким боевым духом и подготовлены к выполнению боевых задач в самой трудной обстановке. Это подтвердилось в последующих боях с врагом фашистскими войсками и убедительно описано... Свое желание дополнить некоторые моменты из боевой жизни отряда в силу тяжелой болезни не смог. Хочу отметить, что мои боевые товарищи по отряду, оставшиеся в живых, с гордостью вспоминают о том, как героически сражались за нашу Родину его бойцы и командиры. Эта книга посвящена светлой памяти тех, кто сделал все, чтобы приблизить День победы".


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю