355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Иаков Ворагинский » Золотая легенда. Святые жены » Текст книги (страница 2)
Золотая легенда. Святые жены
  • Текст добавлен: 15 мая 2020, 03:03

Текст книги "Золотая легенда. Святые жены"


Автор книги: Иаков Ворагинский



сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

Епифаний (ум. в 403) не определяет, умерла ли Дева Мария и была ли погребена, или нет. В двух греческих апокрифах об оставлении Девой Марией этого мира, относящихся к концу четвертого – началу пятого века, а затем в трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита (конец пятого – начало шестого века) и Григория Турского (ум. в 594) мы впервые встречаем легенду о том, что душа Богоматери была перенесена в небесный рай Христом и Его ангелами в присутствии апостолов и что на следующее утро ее тело также было перенесено на облаке в рай, где оно воссоединилось с душой. Впоследствии эта легенда была наделена еще большими подробностями: помимо апостолов свидетелями этого чудесного события стали ангелы, ветхозаветные патриархи и даже Адам и Ева.

Несколько позднее на Востоке получил распространение праздник Зачатия Богородицы. Возникший на рубеже VII–VIII веков (по-видимому, в сирийских монастырях), он приобрел популярность в Византии, хотя на Западе первые сведения о нем появляются только в середине XI в., когда он стал отмечаться в Англии. Правивший там с 1066 по 1087 год Вильгельм Завоеватель официально запретил этот праздник. Через несколько десятилетий (ок. 1125), несмотря на ряд протестов, празднование Зачатия Богородицы возобновилось. В качестве обоснования было распространено мнение, что Пресвятая Дева была освящена в самом своем зачатии. Одновременно был поднят вопрос о зачатии Пресвятой Богородицы с позиций богословской науки.

Впервые учение о непорочном зачатии на Западе было высказано в виде частного мнения монахом Корвейского монастыря (бенедиктинское аббатство в Саксонии) Пасхазием Радбертом (IX в.). Только три века спустя английским монахом Идмером была предпринята первая попытка обоснования догмата о Непорочном Зачатии Богородицы – в 30-х гг. XII в. он написал на эту тему небольшой трактат. Поначалу его мысль встретила сильнейший отпор в трудах знаменитого западного богослова Бернарда Клервоского. Начались споры, продолжавшиеся до XIV века. На сторону противников учения встали такие представители Запада, как Петр Ломбардский, Бонавентура, Фома Аквинский и Альберт Великий (XIII в.), утверждавшие, что Божия Матерь не могла быть Пречистой изначально, ибо в этом случае возникало противоречие с учением об искуплении Христом всех людей. Папы тоже были против. Однако монах францисканского ордена Иоанн Дунс Скотт (1266–1308) построил догматические обоснования нового учения, и с этого момента оно вступило в следующую фазу развития.

Как известно, процесс этот завершился 8 декабря 1854 года принятием Католической Церковью догмата о непорочном зачатии Девы Марии. Суть его заключается в том, что на Деву Марию, хотя она и была зачата обычными родителями – Иоакимом и Анной, – первородный грех не перешел; соответственно, у нее не могло возникнуть даже мысли о потере или сохранении девства. Православная Церковь протестует против принятия этого догмата, но, как бы ни обстояло дело с богословской наукой, с тех самых пор на Западе удивительным образом остановилось впадение в прелесть представительниц прекрасной половины человечества и вновь вернулись острота и истинность восприятия подвига настоящих подвижниц и мучениц веры Христовой.

Сегодня истории из «Золотой легенды» интересны не только как память о прошедших веках и неиссякаемый источник для создания новых произведений искусства. Прочитав их, мы яснее поймем и еще более оценим женщин, самоотверженно свидетельствовавших веру Христову, лучше станем понимать и подвижниц православия, таких как Ксения Петербургская, Марфа Московская или Мать Мария, посвятивших свою жизнь не столько общению с Богом, сколько милосердию и стремлению помочь ближним. И дай Бог, чтобы в наши времена для свидетельствования веры ничего другого уже не понадобилось.

В. Рохмистров

* * *

Перевод на русский язык выполнен по книге: Jacobus de Voragine. The Golden Legend. Readings on the Saints. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2012, основанной на единственном современном латинском издании «Золотой легенды», которое было осуществлено доктором Тео Грессе в 1845 году.

При переводе также использовались издания: французское Jacques Voragine. La légende dorée (Париж, 1902); немецкое Jacobus de Voragine. Legenda aurea (Йена, 1917–1921); английское Jacobus de Voragine. The Golden Legend: selections (Лондон, 1998).

Рождество Девы Марии

Славнейшая Дева Мария ведет свое происхождение из колена Иудина, из царской ветви Давида. Евангелисты Матфей и Лука не отслеживают происхождение Марии, а исследуют только родословную Иосифа – не имеющего ни малейшего отношения к зачатию Христа, – ибо, как правило, святые авторы рассматривают ряды поколений исключительно по мужской линии, а не по женской. Тем не менее совершенная правда заключается в том, что Пресвятая Дева происходит из колена Давидова. Это очевидно, поскольку, как много раз подчеркивает Писание, Христос был рожден из семени Давидова. А поскольку Христос был рожден воистину Девой, то ясно, что Сама Она была порождением Нафана из рода Давидова.

У Давида было два сына: Нафан и Соломон. По линии сына царя Нафана, как это подтверждает Иоанн Дамаскин[5]5
  Об этом преподобный Иоанн Дамаскин пишет в книге 4 «Точного изложения православной веры», в главе XIV «О родословии Господа и о святой Богородице». К этому пояснению в книге дается сноска: «Святыми отцами разногласие евангелистов, рассказывающих о ряде предков Господа, изъясняется так, что один евангелист указал естественного отца Иосифова, а другой только законного».


[Закрыть]
, Левию наследовали Мелхи и Панфар, Панфару – Варпанфир, Варпанфиру – Иоахим, а Иоахим и был отцом Девы Марии. Нафан взял в жены женщину из колена Соломона, а ему наследовал Иаков. Когда Нафан умер, Мелхи из племени Нафана, сын Левия и брат Панфара, женился на овдовевшей жене Нафана, матери Иакова, а ей наследовал Илий. Таким образом, Иаков и Илий были братьями, рожденными от одной матери, но Иаков принадлежал к колену Соломонову, а Илий – к колену Нафанову. Илий из колена Нафанова умер, не оставив наследников, и Иаков, брат его, что был из колена Соломонова, взял жену Илия и восстановил семя брата своего (Мк. 12: 19), родив Иосифа. Таким образом, Иосиф был по естеству сыном Иакова из колена Соломонова, а по закону – сыном Илия из колена Нафанова. Так пишет Иоанн Дамаскин.

В «Церковной истории»[6]6
  Иаков Ворагинский в работе над этой книгой пользовался общей (сводной) «Историей Церкви», составленной из последовательно писавшихся церковными историками хроник. Наиболее известны «Истории» Иринея Лионского (130–202), Евсевия Кесарийского (263–340), Руфина Аквилейского (345–410), Павла Орозия (385–420), Феодорита Кирского (386–457), Сократа Схоластика (380–439), Созомена (400–450).


[Закрыть]
и в «Хронике» Беды Достопочтенного[7]7
  Беда Достопочтенный (672–735) – бенедиктинский монах, автор древнейшей истории Англии. Писал также комментарии к Священному Писанию, проповеди и жития некоторых святых.


[Закрыть]
мы также находим, что вся генеалогия евреев и прочих иноземцев хранилась в секретных архивах Иерусалимского Храма. Ирод приказал сжечь эти записи, полагая, что сможет представить себя благородным по рождению, если, при отсутствии противоположных доказательств, будет считаться израильтянином. Существовали еще также люди, именуемые «доминики» (люди Господни), поскольку они были близкими родственниками Христа и происходили из Назарета. Эти доминики старались изо всех своих сил, чтобы доказать человеческое происхождение Христа, основываясь отчасти на том, что слышали от своих праотцов, а отчасти на книгах, имевшихся у них дома.

Иоахим взял в жены Анну, у которой была сестра Хизмерия. Эта Хизмерия была матерью Елисаветы и Элиуда, а Елисавета была матерью Иоанна Крестителя. Элиуд же был отцом Эминена, а Эминен – отцом святого Серватия, чье тело покоится в городе Маастрихте на Мезе в епархии Льежа. У Анны было трое мужей: Иоахим, Клеопа и Саломе. От Иоахима, своего первого мужа, она родила единственную дочь Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа. Иоахим умер, и Анна вышла замуж за Клеопу, брата его, и от него родила вторую дочь, которую тоже назвала Марией и которая потом вышла замуж за Алфея. Эта Мария родила мужу четырех сыновей, а именно: Иакова Младшего, Иосифа Справедливого, называемого также Варсавой, Симона и Иуду. После смерти второго мужа Анна вышла замуж за третьего по имени Саломе, от которого родила третью дочь, также названную Марией, которую отдала в жены Зеведею. Эта Мария родила от мужа двоих сыновей, а именно Иакова Великого и Иоанна Евангелиста. Все это подытожено в следующих стихах:

 
Говорят, у Анны было трое праведных мужей,
Был Иоахим, Клеопа, а потом был Саломей,
И от каждого имела эта Анна дочерей.
Все три дочери Марии вышли замуж в свой черед.
Мужем первой был Иосиф, той – Алфей, той – Зеведей.
Сыном первой был Христос, у второй – четыре сына:
Иаков Меньший, Иосиф Справедливый и Симон с Иудою,
А у третьей – Иаков Больший и Крылатый Иоанн.
 

Но возникает вопрос: как могла Мария быть кузиной Елисаветы, как то утверждается повсеместно? Ясно, что Елисавета была женой Захарии, из колена Левиина, а по закону мужчина должен был выбирать жену из своего колена и семьи. Но Лука утверждает, что Елисавета была дочерью Аарона (Лк. 1: 5). Как говорит Иероним, Анна происходила из Вифлеема, который принадлежал колену Иудину, но надо помнить, что и Аарон, и Иойада[8]8
  В толковании Иеронима на Евангелие от Матфея (23: 35) читаем: «В Евангелии, которым пользуются назореи, вместо сына Варахиина написано – сына Иойады».


[Закрыть]
, первосвященники, взяли жен из колена Иудина, что доказывает факт соединения священнических и царских колен через кровные узы.

Беда говорит, что, возможно, такой вид родственных отношений, когда женщины отдавались замуж за представителей другого колена, развился в поздние времена. Это могло бы прояснить тот факт, что Мария, наследница царского рода, была связана родственными отношениями с коленом священническим. Таким образом, Пресвятая Мария является наследницей обоих колен. Господь пожелал, чтобы эти привилегированные колена слились в таинстве, и чтобы от них был рожден Господь Иисус, и чтобы Он, Царь и Священник, отдал себя нам, и чтобы правил своими последователями во время их борьбы со злом на протяжении всей жизни, и чтобы увенчал их после того, как они выиграют эту битву.

Это подтверждается и именем Христа – что означает Помазанник, ибо по закону Моисееву помазывались лишь священники, цари и пророки. Называясь христианами вслед за Христом, мы тоже называемся родом избранным и царственным священством (1 Пет. 2: 9). И когда говорилось, что женщина должна выходить замуж лишь за мужчину из ее собственного колена, то это делалось для того, чтобы не затевать новых распределений земель. А поскольку колено Левиино не участвовало в этих распределениях, то его женщины могли выходить замуж за кого им вздумается.

Святой Иероним в прологе к «Истории Рождества Девы Марии»[9]9
  В изданном в Киеве в конце XIX – начале XX века 19-томном собрании творений блаженного Иеронима Стридонского такой книги нет.


[Закрыть]
говорит, что в свои ранние годы он читал в одной книге историю об Иоахиме и Анне, а много лет спустя его попросили записать ее – и он так и сделал, записав, как помнил с детства. Иоахим, галилеянин из города Назарета, взял в жену Анну, уроженку Вифлеема. Оба они были праведными и исполняли все заповеди Божии. Они разделили свое имущество на три части: одна хранилась в Храме у священников, другая предназначалась странникам и нищим, а третья оставалась на их собственные нужды и ведение хозяйства.

Так прожили они двадцать лет, не имея потомства, и воззвали к Богу, чтобы он даровал им дитя, которое они обещают посвятить Ему. Однажды, когда Иоахим пришел в Иерусалим на Праздник освящения[10]10
  Восьмидневный праздник Ханука («Освящение») был включен в еврейский календарь, когда было возобновлено богослужение в Иерусалимском храме, отобранном у иудеев Антиохом IV Епифаном. После побед над сирийцами Иуды Маккавея и его братьев евреи вновь овладели храмом, очистили его от идолов и в 25-й день месяца кислева (стрелец – ноябрь – декабрь) 165 года восстановили богослужение по своему закону.


[Закрыть]
, он вместе с другими подошел к алтарю, чтобы повторить свою просьбу. Но священник, увидев его, злобно приказал ему уйти, заявив, что не должно тому, кого проклял Господь, приносить жертву Богу. И нечего бесплодному, который не увеличил народа Божьего, стоять вместе с теми, у кого есть сыновья!

Иоахим, видя, что отвергнут, устыдился и вернулся домой. Страдая от презрения родственников, которые слышали слова священника, он ушел из дома и стал жить вместе со своими пастухами. Но однажды, когда был он один, явился ему Ангел в ослепительном сиянии. Иоахим испугался, но Ангел велел ему не бояться и сказал:

– Я, Ангел Господень, послан объявить тебе, что молитвы твои услышаны и жертвы твои увидены Господом. Я видел, как тебя стыдили, и слышал укоризны в бесплодии, неправедно возводимые на тебя. Господь карает не природу, но грех, и когда закрывает женское лоно, то делает это для того, чтобы впоследствии таинственно открыть его – дабы все знали, что рождение есть плод не желания телесного, но лишь Божественной щедрости. Разве первая мать твоего рода не страдала от стыда бесплодия до тех пор, пока в девяносто лет не родила Исаака, на котором было благословение Божие для всего твоего народа? Разве не была Рахиль праздной долгое время – и все же не родила потом Иосифа, который обрел власть над всем Египтом? И кто был сильней Самсона или святей Самуила? А ведь у обоих были бесплодные матери. Истории их показывают, что отложенное зачатие и бесплодие обычно суть предвестники чуда! Итак, когда жена выносит тебе дочь, назови Ее Марией. И пусть Она с младенчества, как ты поклялся, будет отдана на служение Господу; и будет Она исполнена Святого Духа еще в материнском лоне. Она не будет жить в миру вместе со всеми людьми, но останется в Храме на долгое время, дабы ничто греховное не могло коснуться Ее. Таинственным и чудесным образом у Нее, рожденной от бесплодной матери, родится величайший Сын. Имя Ему будет Иисус, и через Него спасутся все народы. И пусть это будет тебе знаком: когда придешь к Золотым воротам Иерусалима, Анна, жена твоя, будет ждать тебя там.

Она станет беспокоиться, почему тебя нет так долго, и будет очень рада видеть тебя.

И с этими словами Ангел покинул Иоахима.

Тем временем Анна горько рыдала, не зная, где ее муж. Но и ей явился Ангел, и открыл ей то же, что Иоахиму, и добавил, что знаком ей будет то, что у Золотых ворот она встретит своего пропавшего мужа. Они встретились именно так, как предсказал Ангел, были счастливы увидеть друг друга и поверили в то, что у них родится дитя. Они возблагодарили Бога и отправились домой, в радости ожидая исполнения Божественного обещания. Анна зачала и родила дочь, которую назвали Марией. А когда той исполнилось три года, родители исполнили свой обет и отвели Ее в Храм Господень. К Храму вели пятнадцать высоких ступеней, и когда Дитя поставили на нижнюю ступень, Она поднялась наверх без помощи родителей или кого-либо еще – так, словно была совсем уже взрослой.

Исполнив свой обет, Иоахим и Анна оставили дочь в Храме с другими девами и вернулись домой. Мария неуклонно продвигалась в святости, каждый день Ее навещали ангелы, и каждый день Она наслаждалась лицезрением Господа.

В письме Хроматию и Илиодору блаженный Иероним говорит, что Пресвятая Дева взяла Себе за правило время от рассвета до третьего часа посвящать молитве, с третьего по девятый отдавать ткачеству, а после девятого снова молиться – до тех пор, пока не появится Ангел и не принесет Ей пищи[11]11
  В евангельские времена первый час соответствовал времени с шести до девяти часов утра, третий час – с девяти утра до полудня, шестой час – с полудня до трех часов дня, девятый час – с трех дня до шести часов вечера.


[Закрыть]
.

Когда Марии было четырнадцать лет, первосвященник объявил, что девы, жившие при Храме, достигли возраста, когда им пора возвращаться в свои дома и законно соединяться с предназначенными им мужьями. Все девушки повиновались его словам, и только Пресвятая Дева ответила, что не может сего исполнить: родители посвятили Ее Богу, и Сама Она дала обет оставаться девой ради Господа. Первосвященник был озадачен: он отнюдь не намеревался препятствовать исполнению обета и идти против Писания, говорившего: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему» (Пс. 75: 12), но и не осмеливался нарушить обычай народа.

Приближался еврейский праздник, и первосвященник созвал совет, дабы решить, как поступить с Марией. Священники оказались единодушными: в такой сомнительной ситуации надо искать Божьего совета. Они жарко молились, а первосвященник вошел в Святая святых[12]12
  Святая святых – самое сокровенное место Иерусалимского храма. Входить туда разрешалось только первосвященнику один раз в год.


[Закрыть]
, чтобы услышать глас Божий. И тогда раздался свыше голос, услышанный всеми:

– Каждый неженатый мужчина из дома Давидова должен принести к алтарю ветвь. Одна из них расцветет, и Дух Святой в виде голубя отметит цветущую ветвь клювом, как то предсказал Исайя. Тот, кому принадлежит эта ветвь, вне всяких сомнений, должен обручиться с Девой.

Иосиф из дома Давидова пришел к алтарю среди других неженатых мужчин, хотя и считал неестественным, что человек такого почтенного возраста возьмет в жены столь юную девушку. И он один удержал ветвь в руке, в то время как остальные положили свои на алтарь – и ничего из того, что предсказывал Божественный голос, не произошло. Первосвященник подумал, что нужно посоветоваться с Богом еще раз. И голос ответил ему, что тот единственный человек, который не положил свою ветвь на алтарь, и предназначен в супруги Деве.

Когда Иосиф принес свою ветвь на алтарь, она тут же расцвела, и голубь опустился на нее – и всем стало ясно, что именно Иосиф предназначен в мужья Марии. И тогда Иосиф вернулся к себе домой в Вифлеем[13]13
  Согласно Иакову Ворагинскому, дом Иосифа находился в Вифлееме; согласно некоторым другим источникам – в Назарете.


[Закрыть]
, чтобы приготовить все необходимое для обручения. Мария же вернулась в родительский дом в Назарете вместе с семью девами Ее возраста, которых первосвященник дал Ей в помощницы. И в эти дни во время молитвы явился Ей Архангел Гавриил и объявил, что Она станет матерью Сына Божия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю