355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Георгий Знаменский » Азбука православного вероучения » Текст книги (страница 5)
Азбука православного вероучения
  • Текст добавлен: 26 сентября 2016, 21:50

Текст книги "Азбука православного вероучения"


Автор книги: Георгий Знаменский


Жанр:

   

Религия


сообщить о нарушении

Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЕСТЕСТВЕ СЫНА БОЖИЯ

Иисус Христос, будучи Богом, вместе с тем есть и совершенный человек. Единосущный Отцу по Божеству, Он единосущен нам по человечеству, как сын Пресвятой Девы Марии.

В Ветхом Завете Спаситель называется «семенем жены», семенем Авраама, Исаака, Иакова, потомком Давида, долженствующим родиться от Девы; указывается даже место рождения в Вифлееме.

В Новом Завете, у евангелистов Матфея и Луки дается подробное родословие Иисуса Христа. Со всеми подробностями описывается, как Пресвятая Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли и как пастухи нашли Младенца в яслях.

Евангелист Марк повествует, как пришел Иисус Христос в Назарет и крестился от Иоанна во Иордане; как Христос посетил брак в Кане Галилейской и совершил первое чудо превращения воды в вино; как после воскрешения Лазаря приготовили Ему вечерю, и Марфа служила Ему, и Лазарь был одним из возлежавших на вечере с Иисусом Христом.

Приходится только удивляться, как могли отрицать человеческую природу Христа еретики, которые уже в век апостольский стали утверждать, что Христос был только Богом, а тело у Него было мнимое, призрачное, кажущееся, ибо, рассуждали они, не достойно Богу иметь плоть человеческую. Еретики эти назывались «докетами», от греческого слова «казаться». Некоторые из еретиков этого толка – Валентиниане и Манихеи – утверждали, что Христос прошел чрез утробу Девы, не изменив ничего вещественного, потому что тело у Него было особое, призрачное.

Евангелист Иоанн Богослов написал два Соборных Послания против еретиков, отрицавших человечество Христа. В первом своем Послании Евангелист Иоанн дает такой совет истинно верующим христианам:

«Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире»

(1 Ин. 4:2-3). Во втором Соборном Послании Иоанн Богослов еще раз подчеркивает ту же мысль:

«многие обольстители вошли в мир, не исповедающие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист»

(2 Ин. 1:7).

В Священном Писании со всеми подробностями описываются физические страдания Спасителя, которых не было бы, если бы Он не был действительным человеком.

Хотя Христос,

«будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу»

(Флп. 2:6) по Своему Божеству, однако как совершенный человек, во всем нам подобный, кроме греха, Иисус Христос

«уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»

(Флп. 2:7-8). Сам Иисус Христос называл Себя человеком и Сыном Человеческим.

Иосиф Аримафейский просит тело Иисусово для погребения, и Пилат приказывает отдать тело нашего Спасителя. Воскресший Спаситель, явившись апостолам и видя их смущение, призывает их:

«осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и кости не имеет, как видите у Меня»

(Лк. 24,39). А потом, попросив пищи, ел пред ними.

Душа человеческая была в Спасителе нашем:

«Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною»

(Мф. 26:38). По свидетельству евангелиста Луки, Спаситель, умирая на кресте, возгласил громким голосом:

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух»

(Лк. 23:46).

Святые Отцы Церкви, основываясь на Слове Божием, приводили соображения здравого разума в защиту истинно человеческой природы Спасителя. Раз Христос наш Ходатай пред Богом – Посредник, – то Посредник должен быть в сродстве с Богом и людьми. Если бы Христос имел сродство только с Богом или только с людьми, то Он уже не мог быть истинным Посредником. Будучи же Богочеловеком, Спаситель одинаково сделался Посредником в отношении к Богу и к человеку.

Мы не могли бы иначе познать Бога, как только через вочеловечившееся Слово.

Св. Ириней в своем труде «Против ересей» рассуждает так: «Мы не получили бы нетления и бессмертия, если бы нетленный и бессмертный не соделался прежде тем, что и мы, дабы тленное наше поглощено было нетлением и смертное наше поглощено было бессмертием».

Хотя Христос истинный человек, то есть произошел от людей по плоти и воспринял единосущное нам естество человеческое, однако произошел он сверхъестественным образом, воплотился и вочеловечился от Духа Святого и Марии Девы. Пренепорочная Матерь Его осталась по рождестве Приснодевою.

Непоколебимое верование всей Вселенской Церкви, что родившийся от Девы Марии Спаситель

«есть от Духа Святаго»

(Мф. 1:20), было окончательно запечатлено на Втором Вселенском Соборе, в 381 году.

Со всей искренностью Вселенская Церковь непоколебимо верует, что Пресвятая Дева Мария осталась Пречистой и Преблагословенной Приснодевою и по рождении Иисуса Христа, до конца Своей земной жизни. Со времени апостолов Божия Матерь величается Приснодевою и Присноотроковицей. Второе правило Пятого Вселенского Собора в Константинополе в 553 году грозно предупреждает: «Кто не исповедует Бога Слова, сшедшего с небес и воплотившегося от Святой, Преславной Богородицы и Приснодевы Марии, да будет анафема!»

Иисус Христос, как истинный и совершенный человек, отличался от нас не только Своим сверхъестественным зачатием от Духа Святого, но и совершенным безгрешием. Иисус Христос

«не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его»

. (1 Пет.2:22).


ТАЙНА СОЕДИНЕНИЯ БОЖЕСКОГО И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЕСТЕСТВА В ЕДИНОМ ЛИЦЕ ИИСУСА ХРИСТА

Человеческое естество не имеет в Спасителе нашем особой личности, не составляет особой ипостаси, а воспринято Его Божеством.

«Ипостась Бога Слова воплотилась, восприняв от Девы начаток нашего состава, то есть плоть, одушевленную словесной и разумной душой», – говорит Иоанн Дамаскин, и далее: «Ипостась Бога Слова не бывает ипостасью то одного, то другого естества, пребывая ипостасью обоих естеств неразлучно, нераздельно. Иисус Христос есть единое Божеское Лицо, единолично сознающее Себя в двойстве Своих естеств».

Вот почему и Священное Писание называет Иисуса Христа, как Единое Лицо: то Богом, то человеком, то Сыном Божиим, то Сыном Человеческим. Отсюда становится понятным, почему Христу, как Богу, иногда приписываются свойства человеческие, а как человеку – свойства Божеские.

Что Божеское и человеческое естество во Христе пребывают нераздельною единою ипостасью, свидетельствует Слово Божие:

«И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»

(Ин. 1:14).

Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне в 451 году постановил исповедовать Господа нашего Иисуса Христа совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, истинного Бога и истинного человека – из души и тела; единосущного Отцу по Божеству, и единосущного нам по человечеству, во всем нам подобного, кроме греха: рожденного прежде век от отца по Божеству, от Марии Девы по человечеству; в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, как Сам Господь Иисус Христос научил нас.

Итак, вопреки заблуждениям тех, кто разделял Иисуса Христа на два лица, в едином Лице Иисуса Христа два естества соединены нераздельно, неразлучно, а вопреки заблуждениям тех, кто учил, что Божество поглотило человечество в Иисусе Христе, Церковь учит, что два естества соединены неслитно, неизменно или непреложно.

Да и с точки зрения здравого смысла, Божество не может измениться, а человеческая плоть слишком слаба и ограниченна, чтобы себе подчинить Божество. Только при совершенной их целостности, сохранности и неизменности могло совершиться наше спасение: пострадать на кресте Бог мог только человечеством, а сообщить бесконечную цену Его страданию могло только Божество.

Божеское и человеческое естество соединились в единую ипостась Спасителя с момента зачатия Его во утробе Пресвятой Девы Марии. Эти два естества никогда уже больше не разлучались и не разлучатся.

Христос воскрес плотью, вознесся плотью на небо и снова явится, как Сын Человеческий, судить мир:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престол Славы Своей»

(Мф. 25:31).

Как два естества соединились в едином Богочеловеке: как Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный человек, остается дивным Божественным Лицом, – величайшее чудо из чудес, непосильное для понимания ограниченным нашим умом.

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе»

(1 Тим. 3:16).

Итак, свойственное Спасителю по человечеству, часто усвояется Ему, как Богу, а свойственное по Божеству, усвояется Ему, как человеку. Отсюда становятся понятными в Божественном Откровении такие выражения, как, например:

«Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею»

(Деян. 20:28);

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»

(Ин. 3:13).

«Во Христе эти имена взаимно перелагаются, так что человеческое называется Божеским, а Божеское – человеческим. Такое взаимодействие обоих свойств возможно только в единой ипостаси Господа нашего Иисуса Христа» (св. Григорий Нисский).

Хотя два естества во Христе соединены неразлучно, однако они соединены неслитно, а посему ни Божество, ни человечество не поглощаются одно другим и не переходят одно в другое. Вот почему Четвертый Вселенский Собор отечески мудро предупреждает верующих, что Божество и человечество во Христе соединены неслитно, неизменно, но в то же время – нераздельно, неразлучно.

Обожение человеческого естества во Христе надо понимать не в том смысле, что человек превратился в Божество, а в том, что воспринятое в единство ипостаси Христа человеческое естество приобщилось Его Божеству и чрез это приобщение возвысилось до самой высшей, возможной для человеческого естества, степени, не переставая быть человеческим.

Св. Григорий Богослов толкует это обожение человеческого естества так: «Плоть Господа обожена не по преложению, или превращению, или изменению и слиянию естества, а по приобщению Божеству. Божеское естество обожило, а человеческое – обожено и, осмелюсь сказать, человеческое естество во Христе стало единым с Богом. Помазавшее стало человеком, а помазанное – Богом. Произошло взаимное проникновение естеств, чему подобное видим в раскаленном железе. Раскаленное железо жжет не потому, что от природы имеет силу жечь, а потому, что получает такое свойство от соединения с огнем. Так и плоть, сама по себе смертная, по ипостасном соединении с Богом Словом, стала животворной».

Единому Лицу Богочеловека Христа подобает и единое, нераздельное Божеское поклонение по Божеству и по человечеству:

«Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его»

(Ин. 5:23).



«Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь, и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков»

(Апок. 5:12-13).

Св. Афанасий Великий поучает нас:

«Хотя плоть сама по себе есть часть творений; но она сделалась плотью Бога, и мы, когда поклоняемся плоти (Христа), то не отделяем ее от Бога Слова; равно как, поклоняясь Богу Слову, не отделяем Его от плоти»

.

Св. Епифаний восклицает: «Итак, никто да не речет Единородному: сложи плоть, чтобы я поклонился Тебе; но да поклонимся Единородному вместе с плотью».

«Поистине, велико, удивительно и изумительно то, что наша плоть восседает на небесах и восприемлет поклонение от ангелов, архангелов и серафимов», – восклицает св. Иоанн Златоуст.

А св. Иоанн Дамаскин говорит: «Один Христос – совершенный Бог и человек. Ему и поклоняемся равно, как Отцу и Святому Духу единым поклонением… Я боюсь касаться горящего угля, потому что с древом соединен огонь. Поклоняюсь обоим естествам Христовым вкупе, потому что с плотью соединено Божество».

Раз во Христе два естества (Божеское и человеческое) соединены неслитно, неизменно, посему, во Христе и два хотения или две воли.

По учению Церкви, Божественное хотение или Божественная воля во Христе торжествует, а человеческое хотение, несмотря на предстоящие неописуемые страдания Христа, подчиняется Божескому хотению во Христе:


«Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца»

(Ин. 6:38);



«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»

(Мф. 26:39);

Помолясь, Христос опять восклицает:

«Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя»

(Мф. 26:42);

«Чрез двоякое действование Божеского и человеческого хотения во Христе, Спаситель явил Себя беспредельным Богом и ограниченным человеком, вполне сохраняющим во Себе то и другое; то есть совершенным Богом и совершенным человеком, во всем нам подобным, кроме греха» (св. Ипполит).

Вот почему Шестой Вселенский Собор, Третий по счету Константинопольский, в 681 году, осудив развившуюся из ереси монофизитов (признававших одно естество во Христе) ересь монофелитов, признававших одну волю во Христе, постановил исповедовать две воли, два хотения во Христе, находящихся в постоянной гармонии. Человеческое хотение у Христа, поучают Отцы Шестого Вселенского Собора, «последующе и непротивостояще или противоборствующе, паче же подчиняющееся Его Божескому и всемогущему хотению».

Седьмым Вселенским Собором в Никее, осудившем ересь иконоборцев и составившим определение о почитании святых икон, закончилась славная эпоха Вселенских Соборов.

Памятуя грозное предостережение апостолов:

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»

(Гал. 1:8), – Отцы Семи Вселенских соборов весь жар своей богословствующей мысли направили не на «открытие» новых, чуждых Христовой Церкви, догматов, а на благоговейное и тщательное истолкование, в свете Священного Писания и Священного Предания, глубинных основ навеки нам данного к неизменному исповеданию вероучения Спасителя.

На Седьмом Вселенском Соборе был установлен и чин Торжества Православия, совершаемый в первый воскресный день Великого Поста, в Неделю Православия. Торжество Православия – это явление миру Православия во всей полноте Христовой истины.

Провозглашением анафемы всем еретикам и лжеучителям при совершении чина Православия Святая Церковь фактически только подтверждает то, что случилось с еретиками, уже отлучившими самих себя от Церкви в момент совершившегося у них заблуждения, и предупреждает верных чад, чтобы они знали, кто вышел из церковной ограды, лишив себя права именоваться православным. Само слово анафема в переводе с греческого значит – режу, отсекаю.

Мы – русские – приобщились к Вселенской Церкви, унаследовав ее учение от греков в 988 году, при Крещении Руси св. Князем Владимиром. К нашему счастью, это было время, когда Вселенская Церковь Христова еще торжествовала свою победу над всеми еретиками на семи Вселенских Соборах.

Но не так долго наслаждалась Единая Вселенская Церковь этой победой. В 1054 году свершился печальный акт разделения Церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную), после которого лишь в Православии продолжала сохраняться абсолютная полнота Божественного учения, принесенная на землю Спасителем мира.

Православная Церковь – это законная наследница Первобытной Древнеапостольской Церкви и славной эпохи Семи Вселенских Соборов.

Только в этой Церкви хранится вся чистота глубинных основ Церкви Бога Живого, которой по праву принадлежит обетование Спасителя:

«Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»

(Мф. 28:20).

Истинному Православию совершенно чуждо современное объединенческое движение, известное под именем экуменизма.

Истинное Православие, покоясь на недвижимом камне подлинной Вселенскости Христовой веры, единственно, что может дать желающим воссоединиться во Вселенском Православии: приобщить к единой Вселенской Церкви всех, выразивших таковое желание.

Вот почему Святая Православная Церковь безоговорочно и однозначно запрещает иметь молитвенное, а тем более литургическое и евхаристическое общение с теми, кто не является чадами Православной Церкви:

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся»

(Тит. 3:10).

Что же касается житейского, бытового общения с неправославными, то таковое вполне разрешается Церковью.

«Иначе

, – говорит апостол Павел, —

надлежало бы вам выйти из мира сего»

(1 Кор. 5:10).


ИЗ ПОСЛЕДОВАНИЯ В НЕДЕЛЮ ПРАВОСЛАВИЯ

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен, и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывают, анафема (трижды).

Глаголящим Бога не быти Дух, но плоть: или не быти Его праведна, милосердна, премудра, всеведуща, и подобная хуления произносящим, анафема (трижды).

Дерзающим глаголити, яко Сын Божий не единосущный и равночестный Отцу, такожде и Дух святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа, не единого быти Бога, анафема (трижды).

Безумне глаголющим, не нужно быти ко спасению нашему и ко грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, анафема (трижды).

Не приемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного вашего ко оправданию пред Богом средства, анафема (трижды).

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева, анафема (трижды).

Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов, и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину, анафема (трижды).

Отмещущим безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаянне вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение, анафема (трижды).

Отмещущим вся таинства святая, Церковью Христовой содержимая, анафема (трижды).

Отвергающим Соборы святых Отец и их Предания, Божественному Откровению согласная и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая, анафема (трижды).

Помышляющим, яко православные Государи возводятся на престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в Них не изливаются: и тако дерзающим противу Их на бунт и измену, анафема (трижды).

Ругающим и хулящим святые иконы, их же Святая Церковь ко воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко Благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим: оныя быти идолы, – анафема (трижды).

ИЗ ПРАВИЛ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

45. Эпископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен.

65. Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю