355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Флинт Капитан » Собачки мои, мы едем искать сокровища! (СИ) » Текст книги (страница 2)
Собачки мои, мы едем искать сокровища! (СИ)
  • Текст добавлен: 26 июня 2017, 22:00

Текст книги "Собачки мои, мы едем искать сокровища! (СИ)"


Автор книги: Флинт Капитан


Жанр:

   

Критика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

Вместо того, чтобы дать четкую мотивацию – почему Джесс была только что в хлеву, и вдруг оказалась в лесу – автор насыщает текст описаниями того, что в будущем не пригодится и будет забыто. Про город, про долг женщины.

Сущность Джесс изменилась, и солнечный свет несет ей холод и смерть, а кровь живых существ – теплоту и жизнь. Но почему это произошло, почему выпало именно на ее долю? Что она такого сделала? И хорошо это или плохо? Лиса тоже жрет мышей, а медведь способен задрать человека.

Физическую метаморфозу героини автор показал, а в чем ее смысл, в чем сверхзадача рассказа, идея?

Некая девушка непонятно как попадает в лес и становится зверем, фантастически (или волшебно) сверхчутким, очень сильным, безжалостным, боящимся солнца. Сильнее дежурного мага, приданного отряду солдат. При этом Джесс остается разумным существом, она понимает, что убивает людей. Но считает, что так и надо.

'Их было двенадцать они везли налоги и недоимки со всей округи'

Фокальный персонаж Джесс. Она не знает даже того, что с ней произошло в последние часы. Но знает, что двенадцать человек везут налоги и недоимки?

'И у многих солдат появились фривольные мысли и разыгралась кровь'

'Джесс инстинктивно почувствовала опасность'

Скачок фокала к солдатам, а потом снова к Джесс.

'уклонилась от раскалённого шара огня, обжигающего сам воздух'

Как выглядит ожог воздуха?

'Она не поняла сама, как оказалась за спиной мага'

Я тоже.

'Так просто и совершенно'

Ничего не просто и не совершенно. Отрывок, фрагмент без начала (без экспозиции) и без финала (без выводов, которые должен сделать читатель).

В лесу внезапно появилась девушка. Оказалась то ли оборотнем, то ли вурдалаком, то ли еще каким фентези-зверем. Всех поубивала. Стало ей зашибись хорошо. Тут и сказке конец. А называется сказка 'Черное солнце'. Может, это солнце виновато в мутации персонажа? К чему такое название рассказа? Ведь про солнце только мимоходом сказано, что оно не греет Джесс. Но тут не солнце виновато, это Джесс у нас такая... Какая? Да кто ее знает!



Хожевец Ольга Аркадьевна. Дом

Есть Иван Прокофьич – фокальный персонаж. Самодеятельный художник, переехавший в прадедов дом с подходящей для творчества мансардой. Есть история его борьбы с чиновниками против сноса дома. Есть одно неясное упоминание о странных командах, которые Иван Прокофьич кому-то отдавал по ночам. То есть обычная бытовая история. Она даже могла благополучно завершиться для героя, потому что за взятку дом не снесли бы, и для этого у ГГ хватало средств.

Но какая тут мораль? Морали нет. Просто так сложились обстоятельства.

Тогда попробуем прикрутить еще один финал, фантастический. Итак, дом уже не дом, а космический корабль, правда, старый. Не летал уже сто лет.

'Иван Прокофьич отдал команду'

Но откуда он знает, что дом умеет летать? Об это не было ни слова. Одной фразы про 'Двадцать градусов влево... Масштаб' для этого слишком мало.

Да Ивана Прокофьича больше и нет в тексте. Фокал переходит к самому дому, а у него свои заботы – силовые щиты, энергоцентраль, дюзы. То есть это все маскировалось?

Потом фокал перескакивает еще раз – к пташке, которая наблюдает процесс со стороны, и которой пофигу, что дома летают.

Вот такой сюжет с массой упущенных возможностей и неотвеченных вопросов. Что за прадед. Как о сущности дома узнал Иван Прокофьич. Как бы дом повел себя при сносе. Что сказали люди, когда не увидели дома на прежнем месте. О чем думал Иван Прокофьич, когда летел. И куда летел. Чем он там будет питаться и где покупать краски.

Вместо всего этого у нас самый легкий путь – дом улетел. И даже не обещал вернуться. Фишка-то в чем? Летающие (растущие, убивающие, говорящие, бродящие) дома – распространенное фантастическое допущение. Но одного фантдопа мало, нужна фантидея. А ее тут не видно.



Земцов Сергей. Миротворец

Простой охранник становится жертвой сразу двух мировых катастроф, природной и техногенной, при этом выживает и спасает человечество. Готовый слоган для блокбастера. Ну круто же, в самом деле. Я бы с удовольствием купил билет на такое кино и два часа просидел бы в темном зале, раскрывши рот, уткнувшись в экран и напрочь забыв о пакетике с чипсами.

Что мне мешает это сделать? Наименьший из недостатков – косяки с физикой. Сползающая атмосфера, связь магнитного поля со счетчиком Гейгера... Да ладно, мало ли в фантастике таких огрехов. Когда там все стреляет, взрывается, летит в тартарары, а герой со своей девушкой при этом занимается совсем другим делом, до научных косяков ли. Потому что интересная история. Человеческая.

Вот. Вот почему я сэкономлю на билетах (хотя пивка и чипсов куплю), и не пойду смотреть это кино.

Я не вижу человеческой истории. Здесь даже людей нет, включая главного героя-рассказчика. Только трафареты – командир, медик, техник, ученые. Вся чужая планета вполне укладывается в определение 'способность к регенерации', а вся Земля выражена в полете ядерных ракет навстречу друг другу. Нет персонажей – нет и прямой речи, что сильно напрягает. Худлит без прямой речи – прямо скажем, деньги на ветер.

А что есть? Всесильное существо, которому, что ни случись, все в масть, все на пользу. Такая скала доблести, твердости и надмирной доброты среди всепланетного хаоса. Герой неуязвим, за него нет смысла бояться. Он полностью лишен недостатков, он к финалу вообще не человек. Не интересно, потому что скучно. Когда Брюс Уиллис босиком по стеклу – не скучно, потому что герой себя преодолевает. А нашему герою все дается извне и даром. Но, самое главное, у него нет цели. Он как был в начале рассказа охранником с установкой 'следи за порррядком, и шоб там эти твари ни-ни!', так им и остался, только уже в тонких мирах.



Асока Тано. Мальчишки

'отдергиваешь руку от капель масла, летящих в стороны от разгоряченной сковородки'

Героиня настоящий ниндзя – успевает уклониться от летящих капель масла, как от выпущенной пули. А сковородка почему 'разгоряченная'? Чем она разгорячилась? Может, просто горячая?

'Словно Гагарин готовится к первому полету'

Гагарин в космос летал всего раз.

'Собственная кровь безвкусна'

Солоноватая. Спецом не проверял, но знаю.

'Бабушка присыпала вещи табаком от моли. Особенно те, что сложила на нижних полках' Вопрос в том, где ставить ударение в слове 'присыпала'. Если присыпАла, то возникает разнобой глагольных форм в двух соседних фразах: присыпАла – несовершенный вид, сложила – совершенный. Если присЫпала, то получается, что бабушка где-то рядом, присЫпала и только что отошла. А это не так, речь о прошлом.

'Томливо пахнет сирень'

'Вокруг весна – свежая, ранняя'

Сирень цветет после плодовых деревьев и черемухи. Получается, не совсем ранняя весна.

'Помню, как рыча в унисон курантам'

Куранты тоже 'рычат'?

'если нарывался под руку'

Смесь устойчивых оборотов – либо просто 'нарывался', либо 'попадался под руку'.

'Мне самой сбежать из дома почти невмоготу'

Невмоготу – это когда самому не хочется, сил нет. Тут же, судя по тексту, внешняя причина, муж героини.

'Красивых нужно держать на привязи. А если она в душе пацан, лучше в погребе, и сверху припереть старым вонючим шкафом'

Странное отношение мужа. Неужели он не разобрался, что женат на 'своем в доску пацане'? И почему героиня принимает такое отношение как должное?

'Стою с коляской у забора, в тени'

Где этот забор в тени? Открываю гугло-карты, пытаюсь 'поставить себя на место героини'. Ищу 'шикарный вид с угла'.

Если справа Вечный огонь, а слева Манежная площадь, то я смотрю на Кремль. Парк – это Александровский сад? Забор – его ограда? Но сад не за спиной, он тоже справа. За спиной – город, улицы, дома. И 'нулевого километра' с этой точки не видно, он загорожен Историческим музеем.

'На руках у растолстевшего с годами друга счастливо улыбается Аленка, обнимает Кольку за шею'

Удивительно контактная девочка. Первый раз увидела незнакомого дядьку, и уже обнимает за шею.

'Теплоходы ползут вдоль набережной'

Лишнее уточнение. Суда всегда идут вдоль реки, а не поперек.

'– Кать, – ночной звонок разбудил мужа, и Глеб протянул мне трубку'

Почему он звонит ночью? Нужно время, чтобы друзья Лешки поняли – да, действительно, пропал. То есть не 'вот прям щас пропал, исчез, провалился'. Можно позвонить днем. На мобильный. Еще лучше – смс. Чтобы не подставлять Катю.

'Отлично! Заработала неделю строгого режима'

Да, очень странные отношения. Или героиня продолжает чувствовать себя ребенком?

'А еще через сутки меня вызвали к следователю'

То есть Колька с Витькой сдали ее ментам? Ну, молодцы!

'За неделю друг осунулся, видимо, совесть его мучила, как и меня'

А почему? Что они сделали нехорошего?

'– Мы изменили время встречи, и могли вмешаться, – иногда мне в голову приходят странные мысли. – Подумаешь, перенесли на пораньше. Вот не надо сейчас грузить нас этим бредом, Катэ, – Витька зло сплюнул под ноги. – Ты в детстве достала с этим... чесслово. Твоя бабка ведьма, и ты вечно пропагандировала ересь! Суеверия, приметы'

Первое упоминание мистического фантдопа. Примерно две трети текста позади, и это вполне себе реалистический текст, безо всякой фантастики. И тут вдруг выясняется, что бабка – ведьма, что время встречи – неизменно, что при нарушении исходных условий случается неприятная неожиданность. Нигде до этого не сказано, что героиня 'вечно пропагандировала ересь'. Наоборот, она выглядела приземленной, здравомыслящей. Даже немного насмешливо относящейся к своим романтическим друзьям. И вдруг – мистика.

'– Окей, если вы считаете, что я вас прокляла, то через десять лет Лешка придет на нулевой!'

А почему, где тут логическая связь?

'Через семь лет нам пришлось вернуться. Дом попал под снос'

Дом у моря или дом, в котором жили раньше? Судя по всему, вернулись в ту же квартиру, где жили до отъезда. Вообще, какое значение имеет причина возвращения?

'За окном весна. Любимая сирень. Подхожу и распахиваю створки, внутрь врываются звуки, запахи, тополиный пух'

Тополя цветут позже, в июне.

'Три часа ночи, и Манежка кишит прохожими: парочки, иностранцы, заблудшие'

Заблудшие – это как? И по каким приметам героиня определила, что они заблудшие?

'Мимо монумента Жукову, спиной к Лобному. Восстановить уравнение почти невозможно, но я упрямо шагаю к отметке нулевого километра'

Здесь опять история с географией.

'Слышу, как где-то вдали свистит милиционер'

Милиционеров теперь нет, есть полицейские. И вместо свистков у них дубинки.

'Согласно киваю и закрываю глаза. Первые капли весеннего майского дождя смешиваются со слезами.

– И вы отпустите меня, мальчишки. Отпустите меня! Отпустите... прошу'

Финал хороший.

В целом – или совсем убрать мистику с 'бабкой ведьмой', картами Таро и прочей чертовщиной. Но тогда будет не совсем фантастика, а максимум – 'магический реализм'. Или сделать мистическую составляющую более тонкой, органичной. Небольшие упоминания о двойственном характере происходящего раскидать по всему тексту, с самого начала. Но во втором случае, мне кажется, пропадет неуловимое настроение, рассказ превратится в обычную страшилку. Так что первое – предпочтительней.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю