Текст книги "Сила/слабость. Справочник по расстройствам пищевого поведения"
Автор книги: Финн Скордеруд
Жанр:
Медицина
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
Мой друг и враг
В процессе лечения мы имеем дело с пациентом, у которого нет устойчивой мотивации к выздоровлению. Стать лучше – значит от чего-то избавиться. Но некоторые боятся при этом выплеснуть с водой заодно и ребенка, потеряв что-то важное.
За счет чего симптом может одержать верх и как его можно победить? Пациенту хорошо дать задание написать письмо своему пищевому расстройству – сначала как «другу», а затем как «врагу». Некоторым – особенно молодым людям – такое задание может показаться странным и трудным. Для прочих же оно, напротив, может стать идеальным ответом на их внутренний запрос.
Письма, написанные в рамках такого задания, со всей ясностью демонстрируют, что, несмотря на всю кажущуюся внешнюю схожесть симптомов, их субъективные психологические функции и смыслы могут быть весьма разнообразны.
О МОТИВАЦИИ
ПРИЗНАЕМ ПРОБЛЕМУ
Ниже приведено несколько примеров, взятых из работы с группой пациентов, которые как раз получили такое задание: написать письмо своему пищевому расстройству как другу и как врагу. Здесь представлена как анорексия, так и булимия, и переедание. Возраст всех пациентов – старше 20 лет.
«Друг»Расставить границы
В своей совокупности эти письма дают картину того, как тело используется пациентами для защиты своих границ. Авторы писем затрагивают тему «границ», не давая никакого четкого определения этого понятия. Пищевое расстройство описывается как стратегия по выставлению границ там, где они ослаблены или размыты. Это в каком-то смысле заключение себя самого в определенные рамки. Жизнь – хаос. А хаос требует систематизации, иначе он становится попросту невыносим. В нашей жизни есть целый ряд способов отгородиться от других и множество телесных практик, которые могут выполнять функцию защиты границ. Пищевое расстройство может рассматриваться как способ отступить на шаг назад от множества взаимопротиворечащих требований – и тем самым создать для себя площадку для обзора происходящего.
«Отказник» создает границы с помощью голодания.
«Чистильщик» избавляется от того, чем он(-а) переполнен(-а).
«Обжора» наедает себе защитную броню, чтобы отгородиться от других. Часто такое поведение возникает в результате насилия.
Одержимость едой создает изоляцию – и в плохом, и в хорошем смысле. Человек держит других на расстоянии вытянутой руки, таким образом создавая вокруг себя четко очерченное пространство, отделенное от внешнего мира.
Эмили описывает, как «сама себя заключает в рамки» с помощью конкретных шагов по изменению тела.
Эмили:
Ты… скрываешь мою мягкость, открытость и ранимость, очерчивая мои сглаженные углы острыми, резкими линиями; это уже не размытое, блуждающее «Я»; больше нет никаких сомнений, кто я есть, где мое начало и конец; моя аморфность обретает четкую форму.
Суль часто чувствует, что родители нарушают ее границы. Вторжение происходит с самых разных сторон. К примеру, отец постоянно отпускает комментарии по поводу ее внешности – насколько она красива или некрасива – и веса, а мать пытается навязаться ей в лучшие подружки. По мнению Суль, матери не хватает дружеской близости, жилетки, в которую можно было бы выплакаться и получить утешение. Но Суль не знает, как ограничить подобные поползновения от матери, ведь ей ее так жалко. Если она ее отвергнет, этим она ее обидит: чем дальше, тем больше ее мучают угрызения совести из-за того, что она плохая, никудышная дочь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.