Текст книги "Произведения живописи в школьном изучении литературы"
Автор книги: Евгений Колокольцев
Жанр:
Искусство и Дизайн
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
Литература
1. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. – М.: Искусство, 1962.
2. Леонардо да Винчи. Избранное. – М.: Наука, 1952.
3. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. – М.: ГИХЛ, 1957.
4. «Дневник Делакруа». – М.: Искусство, 1950.
5. Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1988.
6. Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси/Труды отдела древнерусской литературы ИРЛИ. – Т.XXII. – Отв. ред. Д.С.Лихачев. – М.-Л.: Наука, 1966.
7. Зотов А.И. Народные основы русского искусства. В 2-х т. – Т.I. – М.: Изд. Аккад. Художеств СССР, 1963.
8. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. – М.: Изобразительное искусство, 1972.
9. Русская художественная культура второй половины XIX века / В.Г.Кисунько, М.Н.Бойко, Л.З.Корабельникова и др. – М.: Наука, 1988.
10. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. – М.: Искусство, 1990.
11. Батюшков К.Н. Сочинения. – М.: ГИХЛ, 1965.
12. Гаршин В.М. Сочинения. – М.: ГИХЛ, 1983.
13. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 7-ми т. – М.: ГИХЛ, 1978.
14. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20-ти т. – М.: ГИХЛ, 1965-1977.
15. Гончаров И.А. Собрание сочинений: В 8-ми т. – ГИХЛ, 1952-1955.
16. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. – Л.: Наука, 1972-1990.
17. Гаршин В.М.Сочинения. – М.: ГИХЛ, 1983.
18. Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 10-ти т. – М.: ГИХЛ, 1953-1956.
19. Как мы пишем//Андрей Белый, М.Горький, Евг. Замятин и др. – М.: Книга, 1989.
20. 20. Рисунки русских писателей XVII – начала ХХ века/Авт. – сост. Р.В.Дуганов. – М.: Сов. Россия, 1988.
21. 21. Эфрос А. Пушкин-портретист. – М.: Гослитмузей, 1946.
22. 22. Керцелли Л. Мир Пушкина в его рисунках. – М.: Московский рабочий, 1988.
23. 23. Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. – М.: Искусство, 1986.
24. 24. Федор Достоевский. Тексты и рисунки: Сост. и авт. вступ. статьи К.А.Баршт. – М.: Русский язык, 1989.
Бытовая живопись на уроках литературы
«Прекрасное искать мы любим в прошлом…».
А.К.Толстой
Тематический диапазон живописного искусства находит отражение в системе жанров. По предмету изображения принято различать следующие жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, бытовой, исторический, батальный, анималистический. Между жанрами нет абсолютных, непреодолимых границ. В живописи разные жанры нередко вступают во взаимодействие: портрет на фоне пейзажа, историко-бытовая картина, в бытовом жанре и портрете зачастую велико значение интерьера, искусствоведы говорят об историческом портрете и историческом пейзаже и т. п. Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с его отдельными элементами (так называемыми «составными элементами анализа», некогда выделенными методистом В.В.Голубковым как объекты школьного анализа произведения).
Пейзаж как жанр живописи легко сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями природы в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Натюрморт может привлечь внимание читателя к словесным описаниям вещей. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в произведении художника слова. Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях («Кусака» Л.Н.Андреева, «Белый пудель» А.И.Куприна, «Кладовая солнца» М.М.Пришвина) или их фрагментами. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе. Наиболее широко соприкасается с составными элементами анализа бытовой жанр. По сути дела, разбор картин бытового жанра можно соединить с такими элементами анализа литературного произведения, как «тема», «идея», «сюжет». «герой», «описания» (описание обстановки, наружности героя, вещей, природы), «композиция».
Сюжеты бытовых картин, которые издавна на Руси называли «бытейскими письмами», безграничны: это частная жизнь человека, насыщенная обыденными событиями, это сцены домашнего досуга, повседневные домашние дела, праздники, увеселения, застолья, игры, сватовство, свадьбы, крестины, поминки, любовь, танцы, музыка, труд и другие житейские ситуации.
Стремясь подчеркнуть близость живописи к литературе и найти родственные признаки, объединяющие искусство слова и искусство изображения, искусствоведы часто используют термин «литературность живописи», которая, в частности, проявляется в её повествовательности. Наиболее полное воплощение повествовательность живописи находит именно в бытовой картине, которую нередко называют и жанровой картиной, и сюжетно-событийной, и тематической, и сюжетно-тематической. В силу того, что живопись как искусство пространственно-пластическое лишена временного развития, событие, действие картины воплощается лишь в одном из моментов. Но воспринимая его, зритель не только воссоздаёт явления и предметы, запечатлённые на полотне, но и устанавливает, в каких связях и отношениях они находятся друг с другом. Эти связи и отношения позволяют судить о характере того или иного события, действия, которое в воображении зрителя развёртывается во времени.
Сюжетность, повествовательность живописного полотна достигается определённой трактовкой художником места, времени, обстановки действия, взаимоотношений героев картины, меткостью и выразительностью деталей. Но, в отличие от писателя, который погружает читателя во все перипетии действия, изображает жизнь в развитии, художник-живописец показывает своих героев в каком-то одном моменте действия, в замкнутых рамках картины, которые в известной степени преодолеваются особой концентрированностью сюжета, вызывающего у зрителя ассоциации с предыдущим состоянием изображённых героев и заставляющего искать продолжающееся действие. Например, о многом может рассказать внимательному зрителю картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова». Сложный драматический сюжет полотна раскрывается в реакции многочисленных действующих лиц на происходящее. По их сочувственному, или ироническому, или явно недоброму отношению к героине легко можно представить предшествующее событие – ожидание поезда Морозовой и последующее – что будет, когда сани с боярыней скроются за поворотом. Художественно полноценное восприятие развития событий, захвативших художника, в немалой степени связано и с осознанием судьбы героини, то есть её прошлого и будущего по отношению к эпизоду, запечатлённому на полотне. История предстаёт здесь в живых человеческих характерах, и её знание является необходимым условием понимания суриковского холста.
Повествовательность, «литературность» живописи, её способность в одной картине «рассказать» о многом и служит весомым основанием для привлечения картин, в том числе бытовых (жанровых, сюжетных) картин, на уроки литературы. При этом демонстрация произведений живописи на уроках литературы несовместима с развлекательными, украшательскими функциями.
В отечественной методике сложились устойчивые традиции сопоставления бытовых картин с литературными произведениями по тематическому принципу, когда полотна художников соотносятся с темой, идейной направленностью созданий писателей, когда сравниваются общность сюжетов и близость судеб героев холстов живописцев и литературных произведений. Привычным стало использование картин при изучении произведений Н.А.Некрасова, когда полотна В.Г.Перова «Проводы покойника» (1865) и В.М.Мясоедова «Больной муж» (1881) сопоставляются с поэмой «Мороз, Красный нос», холст «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) К.А.Савицкого – со стихотворением «Железная дорога», а картины Г.Г.Мясоедова «Земство обедает» (1872) и «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) – с лирикой поэта. Изучение героических былин традиционно сопровождается привлечением известного полотна В.М.Васнецова «Богатыри» (1881-1898), а изучение русских народных сказок – рассматриванием его же картин «Алёнушка» (1881) и «Иван-царевич на сером волке» (1889). Устанавливаются тематические взаимосвязи между картинами В.Е.Маковского «Вечеринка» (1875-1897) и В.В.Пукирева «Неравный брак» (1862) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Идейно близок «Вишневому саду» А.П.Чехова холст И.Н.Крамского «Осмотр старого дома» (1873). Полотно Н.Н.Ге «Что есть истина?» Христос и Пилат» (1890) стало привлекаться в процессе разбора «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Перечень бытовых (жанровых) картин, традиционно сопоставляемых с тематикой и идейным пафосом художественных произведений, которые включаются в школьные программы по литературе, мог бы быть и значительно расширен.
Сопоставление бытовой картины с произведением художника слова является испытанным средством конкретизации представлений учащихся о литературном герое. Добротный материал для таких сопоставлений дают картины художников-передвижников, обращавшихся к самым острым проблемам современности. Одним из талантливых мастеров бытовой картины был Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894). Ему не чужды были сюжеты, подсказанные отечественной литературой. Под прямым воздействием пьесы А.Н.Островского «Шутники», поставленной на сцене Малого театра, он создал картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865), которая сразу принесла ему широкую известность. Одним из лучших произведений И.М.Прянишникова является его картина «Порожняки» (1871). М.Е.Салтыков-Щедрин назвал её лучшей картиной из тех, что экспонировались на Первой передвижной выставке. «Каждая картина этого высокоодарённого художника, – подчёркивал писатель, – представляет отрывок из действительности, до такой степени трепещущий, что зритель невольно делается как бы непосредственным участником той жизни, которая воспроизведена перед ним» (1, с.358).
Полотно «Порожняки» может быть привлечено в процессе разбора главы «Пир – на весь мир» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и соединено с образом Гриши Добросклонова. На картине изображено семь подвод, возвращающихся из города в деревню порожняком, то есть без поклажи, без груза. Извозчики сидят на дне саней, пряча от холода лица и руки. На последних розвальнях сидит семинарист, который прежде всего и привлекает внимание зрителя. Поскольку костюм в живописи порой вырастает в целое жизнеописание персонажа, школьникам предлагается подумать, в какой степени одежда характеризует героя картины. Он одет в холодное чёрное пальтишко, полосатые бумажные брюки и совсем не зимние сапоги. Пытаясь согреться, семинарист надвинул на лоб студенческую форменную фуражку, спрятал руки в рукава не спасающего от холода пальто, обмотал шею худым красным шарфом. Одежда помогает определить, что герой картины учится в семинарии («…где было тёмно, холодно, / Угрюмо, строго, голодно…»), что его прошлое и настоящее связано с лишениями, бедностью. Детали в картинах художников играют большую роль, выступая как красноречивые комментаторы. Прянишников метко характеризует стремления, интересы своего героя. Внимание рассматривающего полотно невольно сосредоточивается на стопке книг, которые являют собой всё достояние героя картины: этой деталью живописец приглашает зрителя размышлять о судьбе семинариста, его нелёгком пути к знаниям. Изображением на холсте лица героя художник с исчерпывающей ясностью передаёт переживания человека, его душевный мир, его устремления. Отмечая черты внешности героя «Порожняков», учащиеся выделяют его серьёзные, умные глаза, его мужественное, исхудалое лицо. Сопоставляя полотно с главой некрасовской поэмы, они вспомнят и «лицо худое, бледное» Гриши Добросклонова. Живописец внушает зрителю веру в то, что на пути к знаниям герой преодолеет все трудности и добьётся осуществления своей цели, что, несомненно, сближает образ героя картины с образом некрасовского героя. «Немало Русь уж выслала / Своих сынов, отмеченных / Печатью дара Божьего, / На честные пути…». И если герой Некрасова мечтает о просвещении своего народа («Иди к униженным, / Иди к обиженным – / И будь им друг!»), то, наверное, с такой же мечтой едет прянишниковский семинарист в деревню на свои «медные» с порожняками.
Немалую роль в раскрытии поэтического замысла художника играет зимний пейзаж. Перед глазами зрителя открывается широкая белая равнина, а на горизонте выделяется жёлтым пятном полоса заката. Туманная дымка обещает ветер и крепкий мороз: «… и чувствуешь везде такое молчание, среди угрюмого снегового пейзажа всё умерло, нет ни звука, кроме однообразно щёлкающих копыт и редкого понукания проснувшегося извозчика» (2, с.118). Состояние природы, изображённой в картине, подчёркивает ощущения и переживание героя, оттеняет мужественную решительность обыкновенного русского человека, придаёт эмоциональную выразительность полотну. Да и мотив дороги, избранный художником, традиционный мотив русской поэзии, как бы символизирует поиски новых путей, мечты народа о лучшей доле.
Что же утверждает художник своей картиной? Он с глубокой симпатией относится к своему герою, готовому нести знания людям и бескорыстно служить своему народу. Одним из первых среди художников-передвижников Прянишников поднимает тему русской демократической учащейся молодёжи, раскрывая в образе продрогшего от холода семинариста судьбу многих представителей разночинной интеллигенции.
Завершая разбор картины «Порожняки», полезно обратить внимание учеников на специфические средства создания образа-персонажа в живописи и литературе. Если художник при создании образа характеризует человека с помощью портрета, жестов, детали, пейзажа, композиции всего полотна, то поэт имеет более широкие возможности. Создавая образ, он описывает и историю жизни героя, характеризует его через описание размышлений и переживаний, даёт его оценку другими действующими лицами. В характеристике Гриши Добросклонова велика роль его песен.
Привлечение живописи на уроках литературы позволяет провести широкие аналогии между творчеством художников слова и мастерами пластического искусства. Критический подход к изображению действительности во многом объединял творчество Н.В.Гоголя и П.А.Федотова. Их творчество привело к победе нового направления в искусстве – критического реализма, основоположником которого в литературе был Гоголь, а в живописи – Федотов, которого в России стали называть «Гоголем в живописи». Подобно Н.В.Гоголю в литературе, Федотов в своих картинах «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста» выставил напоказ нравы современного общества, его лицемерие и неискренность, алчность и тунеядство, скудость духовных интересов. С ещё большей силой критическое отношение к действительности выступает в полотнах последних лет жизни, среди которых «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор!», «Игроки». В этих картинах, отличающихся подлинным драматизмом, звучит глубокое сочувствие художника-гуманиста к людям с исковерканной судьбой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.