Текст книги "Моя история"
Автор книги: Эрик Кантона
Жанр:
Спорт
сообщить о нарушении
Текущая страница: 8 (всего у книги 8 страниц)
Глава 9. Даешь дубль!
К концу января 1994 года борьба за главный приз английского футбола – чемпионский титул представляла собой гонку двух лошадей. Алекс Фергюсон именно победу в чемпионате считал главной целью, хотя мы хорошо стартовали в обоих кубках. Я всегда мечтал и сейчас мечтаю выиграть все три трофея в один год и установить рекорд, не покорившийся пока никому в Англии. Осуществление этой мечты было так близко!
Я получил травму в ничейном матче с «Вест Хэмом» (2:2) в конце февраля. Перед этим нас очень злобно приняли зрители «Аптон Парка». Особенно досталось Полу Инсу: болельщики не могли простить ему переход в «Манчестер Юнайтед», а также то, что он сфотографировался в майке нового клуба еще до того, как был утвержден его контракт. Как ни странно, тогда он впервые приехал на стадион своей бывшей команды, хотя провел на «Олд Траффорде» уже четыре года. Когда наш автобус подъехал к стадиону, мы увидели рабочих, копавших огромную яму. Брайан Макклэйр закричал: «Пол, вон тебе и могилу готовят!»
Подобное замечание – типичный образец здорового юмора в команде «Юнайтеда». Ситуация была напряженной, Пол Инс находился под огромным давлением, и нам ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы все это отразилось на нас. Поистине, когда к концу сезона напряжение неимоверно возрастало, именно командный дух и умение расслабляться помогли нам преодолеть все трудности.
Из-за травмы я пропустил следующие две игры, в том числе ответный полуфинал Кубка Лиги против «Шеффилд Уэнсдэй» на «Хиллсборо». Мы приехали туда после победы (1:0) на «Олд Траффорде», и матч предстоял нелегкий. Наблюдая за своей командой с трибуны, я был очень впечатлен увиденным. Мы выиграли – 4:1, Один гол забил заменивший меня Брайан Макклэйр, два – Марк Хьюз, и еще один – Андрей Канчельскис.
Но во второй игре – с «Челси» на «Олд Траффорде» – все было не так хорошо. В начале сезона мы проиграли – 0:1, но с тех пор не проигрывали в 34 матчах, а дома вообще не знали поражений в течение 17 месяцев. Но игра показала, что репутация и показатели ничего в футболе не значат, ибо «Челси» вновь обыграл нас – 1:0. Теперь все задались вопросом: не потеряли ли мы свой путь «Блэкберн» настигал нас, и многие полагали, что попытка выиграть все три трофея могла нас погубить.
Следующий матч – с «Чарльтоном» за выход в полуфинал Кубка Англии. Сезон принес уже немало сенсаций – сильные команды регулярно проигрывали соперникам из низших дивизионов. И «Чарльтон Атлетик» уже обыграл «Блэкберн» на пути к шестому раунду. Некоторое время казалось, что ему удастся взять верх и над вторым лидером премьер-лиги. Особенно после того, как перед самым перерывом был удален Петер Шмейхель.
Перерыв дал нам возможность собраться с мыслями и разработать план спасения. Лес Сили встал в ворота, и босс подумывал о том, чтобы снять Марка Хьюза, но Брайан Кидд сказал, что это лишит нашу команду гибкости. В конце концов босс попросил меня играть впереди между Райаном и Андреем, Марка – составить компанию Полу Инсу в полузащите, а Рою Кину – занять место Пола Паркера на правом краю обороны. Второй тайм стал очередной демонстрацией духа и отваги, которыми гордится «Олд Траффорд», а победа – 3:1 осталась в памяти как важный шаг на пути к «Уэмбли».
Если тот матч стал проявлением отваги, то в следующем – против жаждавшего реванша «Шеффилд Уэнсдэй» – команда предстала в полной гармонии, и каждый игрок идеально взаимодействовал с партнерами.
После бури с градом поле стало белым и скользким, но не смогло помешать нашему прекрасному выступлению, в ходе которого каждый проявил высочайшее мастерство паса, движения и удара. Мы выиграли – 5:0 и на семь очков оторвались от «Блэкберна». Единственной неудачей вечера стала травма Андрея Канчельскиса.
Следующие игры были не столь удачными как для меня, так и для команды. Мы дважды сыграли вничью (по 2:2) с «Суиндоном» и «Арсеналом», а мне в обоих матчах показывали красные карточки. В игре против «Суиндона» я не мог жаловаться на строгость судьи, хотя мне показалось, что мои резиновые шипы не доставили особых неприятностей Джону Монкеру. По иронии судьбы, он как раз в тот день сказал мне, что голосовал за меня в опросе на лучшего футболиста года по мнению игроков, итоги которого должны были быть обнародованы вскоре.
Второе удаление, в матче с «Арсеналом», было иного рода. Я только что получил желтую карточку за фол против Иана Селли, и это решение судьи было бесспорно. Но через две минуты, незадолго до конца матча, возникла красная карточка – судья решил, что я опасно атаковал Тони Адамса. То была гримаса правосудия. Игроки, находившиеся вблизи места событий, были возмущены, потому что каждый видел, как я специально перепрыгнул через Адамса, чтобы избежать столкновения, ибо прекрасно понимал опасность второго предупреждения, из-за которого мог пропустить несколько матчей. Я был поражен, увидев в руках судьи красную карточку, но сразу же пошел прочь, пока мои товарищи пытались что-то доказать, а приехавшие на матч болельщики «Юнайтеда» освистывали арбитра.
Частые телевизионные повторы доказали, что меня не следовало удалять в том эпизоде. И Пол Мерсон, и Тони Адамс были достаточно великодушны, чтобы сказать в прессе, что решение было ошибочным. Любой может совершить ошибку, и я не хочу за это кого-либо излишне критиковать. И все же, когда я сам ошибаюсь, потом сгораю со стыда, если у меня не хватает сил признать это.
Такие чувства я выразил после матча в беседе с корреспондентом газеты «Экип», и на следующий день мое интервью было переведено и появилось во всех английских газетах. Во Франции нам разрешают подобные оценки судейства – единственное, что я сказал, так это то, что он должен быть мужчиной и признать свою ошибку. Такое признание только укрепило бы его репутацию. Но вместо того чтобы обратить внимание на очевидную ошибку арбитра, Футбольная ассоциация зацепилась за мой комментарий к ней.
За два удаления я был дисквалифицирован на пять матчей! – менее подходящего для меня и для команды момента было не найти. Думаю, это было связано с огорчением от поражения в финале Кубка Лиги от «Астон Виллы» на «Уэмбли». Хотя я раньше играл на этом замечательном газоне, то был мой первый финал. Замечательный день: 80000 поющих болельщиков обеих команд. Я никогда не забуду, как тепло встретили меня поклонники «Юнайтеда», когда я вышел на разминку перед игрой. После трудной недели их потрясающая поддержка значила для меня очень много, и я надеялся, что смогу отплатить им призом, которого они ждали.
Мы играли неплохо, просто это был не наш день. Третий гол подвел черту – 1:3. Мало того, был удален Андрей Канчельскис – наказание никоим образом не соответствовало преступлению. Это был один из тех случаев, когда правила должны разрешать судьям действовать на свое усмотрение во имя справедливости и здравого смысла. В течение нескольких игр все три иностранца «Юнайтеда» были удалены с поля.
Критики не сомневались, что наш сезон пошел насмарку. Перед финалом шли разговоры о том, что мы могли впервые в истории выиграть три трофея, а теперь пресса была убеждена, что мы останемся ни с чем. Для нас настал момент оценить ситуацию и без паники собрать в кулак волю и мужество, проявленные нами в ходе сезона. У всех великих команд бывают взлеты и падения, но действительно великие могут преодолеть трудности и возродиться. Следующие шесть недель должны были показать, хватает ли нам уверенности в себе, чтобы быть настоящими чемпионами.
Неубедительные домашние победы над «Ливерпулем» и «Олдхэмом» и поражение в гостях от «Блэкберна» усилили позиции скептиков. Но затем вмешалось футбольное провидение. Когда я смотрел на часы «Уэмбли», отсчитывавшие время до конца полуфинального матча с «Олдхэмом», казалось, что шансов у нас нет. Оставалось 45 секунд дополнительного времени, и мы проигрывали – 0:1. Требовалось чудо. Оно пришло в виде удара Марка Хьюза с лета с линии штрафной в верхний правый угол ворот.
После того как Кубок едва не ускользнул от нас, мы ни за что не могли упустить его. Переигровку на «Мэйн Роуд» я снова смотрел с трибуны и стал свидетелем того, как «Юнайтед» обрел свою лучшую форму, а Андрей Канчельскис на правом краю был просто неудержим.
Благодаря этой переигровке я пропустил на один матч меньше в чемпионате, и, по странному совпадению, первой игрой, в которой я смог принять участие, была встреча с моим бывшим клубом «Лидсом» на «Элланд Роуд». Мы только что проиграли «Уимблдону», и для команды этот матч становился очередным серьезным испытанием. Пресса решила превратить его в личную битву между мной и Говардом Уилкинсоном и старательно нагнетала страсти, но ни меня, ни его это не интересовало. Каждый из нас думал лишь о трех очках для своей команды, и ни о чем другом.
Впервые за много недель в распоряжении Алекса Фергюсона были все игроки. Позже босс скажет, что наша победа – 2:0 была лучшим выступлением команды в сезоне. Она заставила подавленно умолкнуть болельщиков «Лидса», да и пресса поняла, что события развиваются отнюдь не по ее сценарию. Наш клуб неожиданно преобразился: впереди вновь забрезжил дубль.
Несмотря на отчаянные попытки команды Кении Далглиша догнать нас, мы сумели повторить мощный финишный рывок, как в прошлом году, подряд обыграв «Манчестер Сити», «Саутгемптон» и «Ипсвич». Последняя домашняя игра против «Ковентри» стала празднованием второго чемпионского титула премьер-лиги. Боги улыбались нам. Однажды возглавив гонку, мы никому не позволили обогнать нас даже на один день. И в то же время сумели дойти до двух кубковых финалов.
На протяжении всего сезона мы играли в стильный футбол, забив в лиге 80 голов – вот плоды нашей атакующей игры. По итогам всего сезона я стал лучшим бомбардиром с 25 мячами, а мой партнер по атаке Марк Хьюз забил 21. Мы оба улучшили свои показатели по сравнению с предыдущим сезоном и наглядно показали, что наше взаимопонимание крепнет. Но особенно опасной нашу команду делает то, что мы с Марком – лишь два бомбардира из многих: Райан Гиггз, Рой Кин, Пол Инс, Ли Шарп и Андрей Канчельскис тоже внесли по несколько мячей в общую копилку. Постоянная угроза чужим воротам со стороны этих игроков облегчает нашу задачу в атаке, а мы при этом можем создавать голевые моменты и для них.
Я горжусь тем, что играю в команде, которая заслужила сравнения с великими командами «Юнайтеда» прошлых лет. Своей игрой мы почтили имена Эдвардса, Чарльтона, Лоу, Беста и великого сэра Мэтта Басби, чьим традициям старались следовать. Мне сказали, что 41 победа во всех соревнованиях – на три больше, чем рекорд, установленный в 1957 году «малышами Басби». Всего четыре поражения в чемпионате – другой рекорд клуба, А впереди у нас еще финал Кубка Англии – наш 63-й матч за сезон (очередной рекорд). Перед завершающим аккордом сезона – финалом против «Челси» – мы получили недельный отдых. Он был нам очень кстати, ибо «Челси» оставался единственным клубом, дважды обыгравшим нас в чемпионате, и единственным, которому мы не сумели забить.
Финал Кубка Англии уникален, и я не единственный иностранец, который много раз видел его по телевидению прежде, чем сам принял в нем участие. Андрей Канчельскис и Петер Шмейхель испытывали те же чувства, что и я. В «Челси» это был первый финал для Дмитрия Харина и Эрланда Джонсена, так что предстоящий матч должен был иметь континентальный оттенок. Это великое событие, и еще более великим его делает активная подготовка со стороны прессы, начинающаяся за неделю.
А потом приходит сам матч – со всеми его традициями, красками и эмоциями. В первом тайме мы играли неважно, и в активе «Челси» было попадание в перекладину. Но потом два пенальти взломали замок, и после этого мы могли забить пять или шесть мячей, ибо пространство открылось для нас. Когда я шел бить первый пенальти, капитан «Челси» пытался отвлечь меня, поставив сто фунтов на то, что я не забью. Он играл за «Уимблдон» в знаменитом финале 1988 года, когда его команда обыграла «Ливерпуль», а Джон Олдридж не забил пенальти. Но в этот раз ему не повезло. Российский вратарь Дмитрий Харин в последний момент сдвинулся вправо, но я заметил это движение и послал мяч влево от него. Впервые в сезоне мы ведем в счете против «Челси»:
Второй пенальти был повторением первого. Позже меня спросили, что бы я делал, если бы он двинулся влево. Я просто ответил, что пробил бы вправо. Как я уже объяснил раньше в этой книге, выполнять пенальти легко, гораздо труднее решиться на это. Теперь мы контролируем ситуацию, и Марк Хьюз, и Брайан Макклэйр, два верных слуги «Юнайтеда», делают счет 4:0.
Семья «Манчестер Юнайтед» отмечает дубль в отеле «Метрополь». Со мной Изабель, Рафаэль и мой брат Жоэль, а отец и Жан-Мари были на финале, так что моя кровная семья объединилась с моей футбольной семьей. Всю ночь мы празднуем и фотографируемся с двумя трофеями.
На следующее утро специальный поезд везет нас в Манчестер, а потом мы проезжаем по городу в автобусе с открытым верхом. Это незабываемая картина: болельщики выстроились вдоль дороги, одетые в футболки «Юнайтеда», размахивающие шарфами, а некоторые раскрасили лица. Наш путь овеян красными и белыми знаменами и флагами. Дубль, о котором мечтают все, в этом столетии покорялся только «Тоттенхэму», «Арсеналу» и «Ливерпулю». Теперь мы встали с ними в один ряд.
Сознание причастности к такому уникальному триумфу – непередаваемое чувство. Так же как и гордость от того, что тебя признали игроком года твои коллеги. Этим титулом я во многом обязан своим партнерам по команде и той роли, которую мне было позволено играть в «Юнайтеде». Она очень хорошо подходит мне, дает свободу для творчества, позволяет прокрадываться незаметно на позиции, с которых я могу забивать или создавать возможности для других. Я благодарен Алексу Фергюсону и Брайану Кидду за то, что они разработали такую тактику, а товарищам – за то, что они так много вложили в мой личный успех. Не все тренеры предоставляют своим игрокам такую свободу для самовыражения на поле, не все могут сделать так, чтобы эта свобода вписывалась в командный план и шла на пользу общему делу.
Все это я пытался объяснить в своей речи на обеде, данном в мою честь Ассоциацией футболистов-профессионалов. Вот еще одно уникальное английское событие, которое объединяет всех звезд нашей игры, одетых в вечерние костюмы. Где еще возможно такое?
Еще одним поводом для гордости в этом сезоне было предложение нового тренера сборной Эме Жаке стать капитаном национальной команды. Не могу описать свои чувства, когда я выводил сборную на товарищеский матч с Италией. Жаке сохранил в команде многих игроков, но тактика будет другой. Носить капитанскую повязку – большая честь, которая влечет за собой и ответственность. Я сознаю, что должен быть примером
для других игроков, и сделаю все, что в моих силах, чтобы Франция вновь вышла в авангард мирового футбола.
Жаль, что мы не будем играть на чемпионате мира в США, но я надеюсь, что Англия вновь станет для меня местом удачной охоты, когда мы, дай Бог, приедем на финальный турнир чемпионата Европы 1996 года. Как прекрасно было бы сыграть на «Олд Траффорде» по пути к финалу на «Уэмбли»! Я представляю, как Франция играет в Англии и дарит английским болельщикам тот стиль, ту красоту и магию, которыми отличались многие матчи «Юнайтеда» на «Олд Траффорде».
Я поеду на чемпионат мира комментатором французского телевидения. Это будет новый для меня опыт, которого я жду с интересом. Я буду высказывать свое мнение о футболистах, о тактике, об игре. Возможно, действующий игрок может привнести новый ракурс в футбольный комментарий. Не знаю, буду ли я заниматься этим, когда закончу играть, но на данном этапе могу только сказать, что рассматриваю это как новую возможность и новый стимул. Я всегда любил новые импульсы, которые приносит с собой новый вид деятельности, так что, возможно, в будущем попробую себя в этой профессии.
Все, что мы сделали для «Юнайтеда», теперь история, событие прошлого. Мы должны смотреть вперед и ставить перед собой еще более высокие цели. А что может быть выше, чем победа в Кубке чемпионов в следующем году? В прошлый раз ранний вылет от «Галатасарая» принес нам огромное разочарование. Мы не должны допустить этого вновь. Наблюдая за матчем «Милана» и «Барселоны», мы увидели тот уровень, к которому должны стремиться. И мы будем стремиться. Клуб и люди Манчестера заслуживают этой чести.
Эпилог
Бесполезно пытаться не придавать большого значения цифрам. Журналисты все учитывают. В истории английского футбола ни один игрок не выигрывал чемпионский титул два года подряд с двумя разными клубами. Я уверен, что есть основополагающее правило: чемпион должен всегда и везде проявлять здоровый оптимизм и уверенность в себе, если хочет добиться своей цели.
Время от времени я слышу из уст разных тренеров, что нужно быть убийцей, чтобы добиваться успеха. Лично я никого никогда не убивал и убежден, что убивать нужно наши сомнения и страхи, а не наших соперников. Соперников я уважаю.
Тогда я был прав. Я покинул Францию и отправился в «Лидс», рискнув окунуться в другой футбол, другой образ жизни. В конце пришел чемпионский титул. Девяти месяцев хватило, чтобы город запел, запел «Элланд Роуд».
То, что за этим последовало, походит на воспоминания путешественника, описывающего свой путь. Моя сила – в умении без лишних сомнений делать то, что нужно, в нужное время, успевать. Короче говоря, делать правильный выбор.
В ноябре 1992 года я пытался утешить болельщиков «Лидса», приглашая их приехать и посмотреть, как я играю на «Олд Траффорде». Мой переход в лагерь главного соперника был излишне драматизирован, и это было неверно. Прошли месяцы. Теперь другие люди скандируют на трибунах: «О! А! Кантона!».
Это хороший знак. Это доказательство того, что в эмоциях и чувствах, пробуждаемых спортом, есть нечто универсальное.
Вскоре после финального свистка репортеры бросились ко мне, обеспокоенные реакцией болельщиков «Лидса» на мое возвращение на «Элланд Роуд». Я чувствую, что должен быть откровенен: «Я не хочу, чтобы верные поклонники «Лидса» страдали из-за того, как я играю. Они были суровы ко мне и не питали ко мне никакой жалости даже тогда, когда я вернулся в «Лидс» с «Манчестером». Я не держу на них зла. Футбол здесь – самостоятельная культура. Не только сам игрок становится ее частью, но вместе с ним и целая группа людей, чья жизнь в течение недели посвящена субботним рандеву. Пусть они просто знают, что я не забыл ничего из того, что они дали мне, и я всем сердцем хочу, чтобы это обращение было услышано и болельщиками Манчестера».
Никто не может сказать, где и когда закончится его карьера, какие повороты и перемены она принесет.
Но, как сказал «краснейший из красных» – Джордж Бест, «если ты однажды попал в «Юнайтед», этот клуб останется у тебя в крови на всю жизнь». И вот в возрасте около 28 лет я, похоже, стою на пути к самоосуществлению. Я верю, что эти месяцы новых испытаний и новой борьбы вдали от Франции, от друзей позволили мне приблизиться к этой цели.
Во сне я вижу, как Рафаэль бросается, словно его идол Петер Шмейхель, за воображаемыми мячами. По обе стороны ограды на траве стоят дюжины импровизированных штанг и сияют в ночи.
Да, победа – это хорошо.