355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Эльсе Роэсдаль » Мир викингов (с иллюстрациями) » Текст книги (страница 26)
Мир викингов (с иллюстрациями)
  • Текст добавлен: 10 сентября 2016, 15:37

Текст книги "Мир викингов (с иллюстрациями)"


Автор книги: Эльсе Роэсдаль


Жанр:

   

История


сообщить о нарушении

Текущая страница: 26 (всего у книги 26 страниц)

В этих, и во многих других местах, вплоть до Южной России и Украины, были найдены многочисленные предметы скандинавского происхождения, либо отдельно, либо на месте поселений. Они включают, в частности, 12 арабских монет с вырезанными на них рунами и еще не менее пяти других рунических надписей, из которых одна, найденная в Старой Ладоге, представляет собою стихотворение, а другая вырезана на руническом камне небольшого острова Березань в Черном море около устья Днепра.


Скандинавских находок очень много как в России, так и на Украине. Одних только овальных фибул найдено, по меньшей мере, 187, то есть гораздо больше, чем по всей Западной Европе. По аналогии с условиями в Западной Европе, где скандинавские бонды захватывали земли и начинали возделывать их, можно предположить, что и на Руси некоторые скандинавы становились земледельцами, особенно там, где ландшафт напоминал им окрестности шведского озера Меларен и откуда было рукой подать до родных краев. Одним из таких мест был, к примеру, район Ладожского озера. Однако следует отметить, что большинство скандинавских поселений в Восточной Европе носили все же явно временный характер. Это были своего рода торговые подворья, где скандинавы поселялись на время, только для того, чтобы скупить местные товары и отправиться с ними на большие торговища, где они также задерживались на некоторое время, поскольку путь домой был долог. Некоторые из таких поселений, вероятно, представляли собой сочетание торгового двора и военного лагеря, наподобие тех, которые существовали в завоеванной викингами Ирландии. В таких поселениях жили и женщины. Вместе с тем, повторяем, некоторые из скандинавов, вероятно, поселялись на землях Киевской Руси навсегда.

Что касается искусства, то в нем выделялись, прежде всего, художественные стили Борре и Йеллинг, они же использовались и мастерами-ремесленниками в Восточной Европе. Здесь, как и в других местах, начало возникать смешанное искусство, однако поскольку скандинавские и славянские формы выразительности резко отличались друг от друга, то смешение двух стилей создавало своеобразное, гротескное искусство необычайной силы, фантазии и выразительности.



Великие водные пути и памятные камни

На сегодняшний день едва ли возможно обнаружить на территории России и Украины географические названия скандинавского происхождения. Но в эпоху викингов скандинавы обычно называли по-своему крупные города и, что особенно характерно, Днепровские пороги в нижнем течении реки южнее Киева, которые многим из них приходилось миновать по пути в Византию. Название самого опасного из них, порога Айфур, встречается, например, в сочинении византийского императора Константина Багрянородного, относящемся примерно к 950 году, а также на одном из готландских рунических камней, где сказано: «Они дошли до Айфура». Между тем на славянском языке он назывался Ненасыть (или Ненасытецкий).

Эти сведения можно найти в труде императора Константина «De administrando imperio» («Как управлять империей»). Он, в частности, рассказывает о том, как русы ездили из Киева в Византию. В июне месяце (когда вода достаточно спадает после таяния снегов) путешественники съезжаются со всех мест в Киев, а оттуда уже все вместе отправляются в путь. Южнее Киева Днепр течет широко и спокойно, но, прежде чем достичь Черного моря, приходится миновать семь порогов. Через некоторые из них с уда лишь проводятся с особой осторожностью, но, чтобы преодолеть другие, такие, как, например, Айфур, суда приходится тащить волоком или нести на себе по сухопутью. И на этом пути во многих местах путников подстерегают опасности нападения. Миновав последний порог, они делают привал на одном из островов и приносят жертвы, в том числе живых петухов, а также бросают жребий перед тем, как принять то или иное решение. Перед тем как пуститься в плавание по Черному морю, они опять делают привал, на этот раз на острове Березань, а затем продолжают путь на Византию, мимо дельты Дуная.

Автор ничего не сообщает о том, какие товары они везли помимо рабов. Но в завершающем разделе повествования говорится, что в ноябре русы отправляются из Киева за платой к своим данникам, а в апреле возвращаются обратно. Скорее всего именно эти товары, полученные в качестве дани, они и продавали. Ничего нельзя также узнать о том, чем они занимались в Византии, однако в одном из упоминавшихся выше договоров с Византией сказано, что русам предоставляется право покупать там шелк за строго установленную плату, и большая часть шелка, появлявшаяся в Скандинавии в эпоху викингов, вероятно, поступала оттуда именно таким путем. Следовательно, эти товары, пользовавшиеся большим спросом, имели экспортные ограничения, а те товары, которые привозились на север, без сомнения, облагались пошлиной как в Киеве, так и во всех других местах, где торговля поддавалась контролю.

Путь от Византии до Балтийского моря кратко описан в «Повести временных лет». Он шел через Черное море до Днепра, а от верховьев Днепра через волок до реки Ловать, впадающей в озеро Ильмень. Далее по реке Волхов, впадающей в Ладожское озеро, а оттуда по Неве, к Балтийскому, «Варяжскому», морю. На этом пути скандинавы миновали Киев, Новгород и Старую Ладогу. Однако, как отмечалось, можно было избрать другой путь и от Днепра повернуть к Западной Двине, а оттуда через Рижский залив к Балтийскому морю. Восточный путь к Волге и стоявшему на ней городу Булгар, должно быть, проходил от Ладожского озера по реке Свирь до Онежского озера, а оттуда путешественники, свернув на юг и пройдя отрезок пути по суше, выходили к той реке, что вела к Белоозеру и городу, носящему то же название. Именно в этом краю, согласно легенде, в 862 году утвердился брат Рюрика Синеус. Отсюда путь лежал по реке до самой Волги, которая в этом месте уже достигала километра ширины. Можно было выйти к Волге также от озера Ильмень, но и здесь приходилось пройти отрезок пути по суше.

Некоторые из тех, кто в X веке сумел добыть для себя на Востоке богатства, золото или заслужить славу, часто упоминаются в рунических надписях на памятных камнях, особенно в Восточной Швеции. Многие из них, возвратившись домой с большой добычей, использовали завоеванное богатство разумно и с толком. Об одном из таких людей рассказывает надпись на камне в районе Веды (Упланд): «Торстейн воздвиг этот камень в память об Эрнмунде, сыне своем, и купил эту усадьбу, и добыл свое богатство на востоке в Гардарике» (то есть на Руси).

Другие надписи рассказывают о павших героях. Такова руническая надпись в Туринге (Седерманланд), высеченная в память о хевдинге Торстене и его брате: «Братья были лучшими из мужей в стране и в воинском походе. Они заботились о своих дружинниках. Он пал в битве на востоке в Гардарике. Предводитель дружины, лучший из сородичей».

В некоторых из рунических надписей упоминается Новгород (Холмгард), но нигде нет упоминания о Старой Ладоге и Киеве. С другой стороны, часто встречается упоминание о Византии («Греция»). В частности, на камне в Эде, к северу от Стокгольма, рассказывается о герое, возвратившемся домой. Надпись гласит: «Рагнвальд велел вырезать эти руны в память о своей матери Фастви, дочери Онэма. Она умерла в Эде. Да поможет Господь ее душе. Руны повелел вырезать Рагнвальд. Он был в Греции и был предводителем дружины». По всей вероятности, Рагнвальд служил в личной страже императора. Часто можно найти упоминания о неудачном походе 1040 года под предводительством Ингвара на Серкланд (очевидно, Халифат). Почти никто не вернулся живым из этого похода, а в память об Ингваре и его людях в Швеции было воздвигнуто 25 рунических камней.

Особенно печальной была участь погибшего готландца Родфоса, и его родители воздвигли в память о нем камень в Шонхеме. Надпись на этом камне гласит: «Валахи его предали, когда он был в походе. Да поможет Бог душе Родфоса. Да отвернется Бог от тех, кто предал его». Валахи жили, вероятно, на территории нынешней Румынии.

Но самым великолепным руническим монументом в память о походах викингов на восток является огромный мраморный лев, который не одну сотню лет стерег вход в афинскую гавань Порто Леоне в Пирее. На плече этого льва какой-то швед оставил длинную руническую надпись, вырезанную внутри переплетающихся змеиных тел, так, как это было принято у него на родине. К сожалению, ветры и непогода, а также происходившие в гавани сражения сделали свое дело, и прочесть эту надпись невозможно. Теперь этот лев стоит в Венеции, куда он был перевезен в качестве военного трофея в 1687 году.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Мир викингов

Мир викингов был огромен. Он распространился по всей Европе от Скандинавии до Средиземного моря, на восток и на запад, на северо-запад до Исландии, Гренландии и Америки. В эпоху викингов многие искали счастья на чужбине. Иные так и остались в чужих землях, а иные вернулись домой. Суровая действительность требовала своего. Никогда, ни прежде, ни потом, не поминали столь многих скандинавов у них дома за их заморские подвиги. Их память была увековечена на памятных камнях, в стихах, а позднее – в сагах. Многие из них играли значительную роль на европейской арене. Хевдинг Гастинг был известен своими деяниями в районе Луары, Средиземного моря и в Англии; Годфред завоевал земли во Фрисландии и получил руку королевской дочери, но так и не добыл полцарства. Улав Годфредссон пытался объединить королевства Дублина и Йорка, Кнуд Великий стал королем всей Англии, Дании, Норвегии и части Швеции. Ингольф захватил землю в Рейкьявике, Эрик Рыжий привез землепашцев в Гренландию, Рюрик, Олег и Игорь правили на Руси. Но Ингвар в стране сарацинов и Родфос с острова Готланд, которого предали валахи в южных землях, – какую роль сыграли они?

Огромный мир, многообразие иных культур обусловили множество разных влияний, и колоссальные богатства поступали в этот период в Скандинавию. Никогда прежде развитие не было столь стремительным. Ко времени завершения эпохи викингов скандинавы разительно отличались от тех грабителей, которые совершали разбойничьи набеги в 800-е годы на Линдисфарн, Ирландию, Францию, на Балтику и во многие другие регионы. Теперь в Скандинавии было три больших государства со все углубляющейся центральной властью, со множеством городов и со все ширящейся специализацией. Норвегия и Дания были христианскими странами, а Швеция почти приобщена к христианству, и знаменосцы новой веры усердно стремились искоренить прежний образ жизни и приобщить ее к новым идеалам.


Большие перемены произошли также и в Европе. Возникли новые могущественные государства, а другие перестали существовать. На Руси и в Нормандии властвовали представители скандинавских родов. Теперь в состав Скандинавии входили Юго-Западная Гренландия, Исландия, Фарерские, Шетландские и Оркнейские острова, Гебриды и остров Мэн. Скандинавские территории были в Ирландии, и скандинавы жили во многих местах на южном и восточном побережье Балтийского моря, а также на Руси. В Англии и Нормандии жили многочисленные потомки скандинавских поселенцев, а в самой Англии некоторое время был общий с Данией король.

Если попытаться установить хронологическую границу, отмечавшую завершение эпохи викингов, то следует остановиться на 1066 годе, хотя время скандинавов к этому периоду уже повсюду завершилось. Походы на западноевропейский континент были в прошлом, и минуло почти столетие с тех пор, как поток арабского серебра иссяк. В 1051 году английское серебро также перестало поступать в Скандинавию. Последние наемные солдаты были отосланы домой, а возможностей обогащаться в других местах больше не было. В 1066 году был совершен последний большой викингский поход, и в этот период судьба Англии и ее отношения со Скандинавией решились на поле сражения во время двух больших битв, где встретились викинги с самых разных мест, принадлежавшие к разным родам. Силы сражающихся были неравны.

С одной стороны, были норвежцы во главе с королем Харальдом Суровым Правителем, сводным братом Олава Святого, зятем киевского князя Ярослава Мудрого, шурином королей Венгрии и Франции. В прошлом он пережил множество приключений, был начальником в войске византийского императора и принимал участие в сражениях в Сицилии, а под конец стал телохранителем в личной страже императора. Возвратившись с Востока в 1045 году, он привез домой несметные богатства. Спустя 21 год выступил во главе огромной флотилии для завоевания Англии. К нему примкнул английский ярл Тосте, и ему оказали помощь оркнейские ярлы Поул и Эрленд и другие. 25 сентября Харальд Суровый Правитель был убит в сражении, разыгравшемся при Стамфорд Бридж, в 12 километрах к востоку от Йорка. С ним вместе полегла большая часть его войска. Согласно рассказу Снорри Стурлусона, он перед сражением, по обычаю викингов, произнес стихотворение. Первой строфой он был недоволен, а вторая была в скальдическом стиле и звучала так:

 
Мы в битве
Не прячемся за щитами
Из страха сломать оружие.
Так повелела нам женщина.
Та, чью шею украшает ожерелье,
Просила меня высоко держать голову
В битве, где сшибаются
Мечи и шлемы.
 

Победителем в битве при Стамфорд Бридж стал король Англии Гарольд Годвинссон, брат Тосте. Он принадлежал к преуспевающему английскому роду. Но стра-юой правили датские короли, в жилах которых текла кровь северян.


Третьим главным персонажем был герцог Вильгельм из Нормандии, потомок того самого Ролло, который в 911 году основал герцогство и который, согласно сагам, был одного рода с Оркнейскими ярлами. 28 сентября 1066 года он высадился в Южной Англии, и в битве при Гастингсе 14 октября Гарольд Годвинссон, который в рекордное время совершил марш из Северной Англии, был разгромлен и убит. Англия была завоевана потомком викингов, ставшим французом.

Наследниками Харальда Сурового Правителя в Норвегии стали его сыновья Магнус и Олав, а три года спустя Олав стал единодержавным королем. Он получил прозвище «Кюрре», то есть «Мирный». Норвежские короли отказались от экспансионистской политики, главным устремлением их внешней политики было теперь сохранение власти над северными островными территориями – Фарерскими и Оркнейскими островами, островом Мэн и Гебридами, а также сохранение своих интересов в Исландии. Отдельные викингские походы, в том числе из Швеции и Дании, все еще продолжались, но особого значения они не имели.

Новый период экспансии Дании и Швеции приходится на 1100 – 1200-е годы, с походами и завоеваниями на южном и восточном побережье Балтики и в Финляндии. Теперь они получили название крестовых походов. Покоренное население побуждалось к принудительному крещению, а Швеция утвердила свою власть над Финляндией. Но датские завоевания в западнославянских регионах и в Эстонии не привели к образованию датских поселений или к сколько-нибудь значительному влиянию здесь датской культуры. Колоссальный избыток энергии, характерный для эпохи викингов, благодаря которому огромные массы людей периодически распространялись по всем уголкам Европы, больше не существовал. Но уже тогда события эпохи викингов дали импульс развитию скандинавской литературы, истории и политики, и вплоть до сегодняшнего дня способствуют национальному самосознанию и чувству единства у скандинавов.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю