Текст книги "Психология социальной реализации профессионала"
Автор книги: Елена Ермолаева
Жанр:
Психология
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
На современном этапе профессиогенеза социогенная массовая утрата профессиональной идентичности привела к профессиональному маргинализму, ставшему заметным социальным явлением, причем не столько в форме безработицы, сколько в особой форме профессионального маргинализма на рабочих местах, который мы назвали действующим маргинализмом и определили его как социально неадекватное и опасное массовидное явление. Мы рассматриваем профессиональный маргинализм в аспекте распада и трансформации профессиональной идентичности, причем особое внимание уделяется утрате социальной профессиональной идентичности, связанной с неадекватным выполнением социальных функций профессии; особенно это явление заметно в сфере социально значимых профессий (см. главы 12–15).
Рис. 3. Индивидуальный профессиогенез в условиях социогенных кризисов
Ход индивидуального профессиогенеза все чаще прерывается вмешательством неизбежного в современных условиях профессионального переобучения, не всегда корректного и адекватного. Поэтому для обеспечения успешной реализации профессионалов, вынужденных менять профессию, важна непротиворечивость корригирующих воздействий естественному ходу профессиогенеза и их адаптация соответственно месту и времени применения. Для этого необходимо: поддержание оптимального сочетания (баланса) стабилизирующих и преобразующих факторов профессионального развития; использование психологических закономерностей различных этапов профессиогенеза при выборе конкретных корригирующих процедур. Если раньше считалось, что наиболее важными являются проблемы профессиональной переподготовки и формирования новых инструментальных навыков, то теперь на первый план выступила проблематика социальной адаптации и реализации профессионалов в новых условиях и поиск мер для недопущения их дальнейшей профессиональной маргинализации.
Глава 2
Динамика профессиональной идентичности в меняющемся социально-экономическом пространстве
В идеале цель профессиогенеза (на практике реализуемая лишь с той или иной степенью приближения) – достижение полной (т. е. предельной по всем параметрам) идентичности профессионала, позволяющей обеспечивать качество выполнения деятельности инвариантно условиям, лежащим как внутри, так и вне данного профессионального пространства. Как системная характеристика субъектно-социально-деятельностного соответствия профессиональная идентичность возникает на исторически и онтологически достаточно поздней стадии – с момента отделения социальной функции профессии (социальной роли) от инструментальной: когда социальная функция профессии становится не тождественной некоторому набору профессиональных операций (подобно тому, как работа художника не тождественна работе маляра, наносящего правильные краски технически правильными методами).
Профессионал полностью идентичен, если в каждый момент он идентичен самому себе, деятельности и социуму. Внутренняя идентичность (идентичность самому себе) – это не только ментальное принятие родо-видовых, но и устойчивость индивидуальных признаков профессиональной деятельности. Внешняя идентичность (идентичность социальным и историческим условиям) – соответствие (когда один признак является постоянным условием другого) или взаимно однозначное соответствие (при котором каждый из признаков выступает как условие другого) компонентов профессиональной структуры. Это согласуется с положением Б. Г. Ананьева, что «профессионально-трудовая деятельность всегда осуществляется совместно с тем или иным общественным поведением, которое оказывает определенное регулирующее влияние на развитие этой деятельности. Вся сложная система субъектных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций – ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития» (Ананьев, 1968, с. 288).
Понятие профессиональной идентичности логически дополняет представления ряда авторов, которые в условиях социально-экономических перемен рассматривают многие философские, социологические, культурологические проблемы с позиции идентичности (Г. Хофстед, Н. М. Лебедева, А. А. Кара-Мурза, Г. М. Фадеева, Ю. С. Новопашин, Х.-Л. Сангладер и др.), в частности, эти проблемы отражены в книге «Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе» (1996). В условиях размывания граней между объектами, предметами и целями основных наук о труде профессиональная идентичность может стать связующим звеном таких аспектов профессионализации, как динамика информационного пространства профессионала, взаимодействие и границы соответствия внешних и внутренних средств деятельности, социокультурная обусловленность профессий и профессиогенеза, уровнево-стадийная дифференциация профессиональных способностей и профессионализма.
В психологических теориях понятие идентичности всегда связывалось с проблематикой разрешения противоречий между личностью и окружающей социальной средой. При этом оно традиционно занимало подчиненное место в ряду других, более объемных понятий, определяющих концептуальные основы поведения и позиции человека в труде, частной и социальной жизни: субъектность, социальная адаптация, индивидуальность (Рубинштейн, Брушлинский, 1995; Абульханова-Славская, 1991; Ананьев, 1968); мировоззрение, ментальность (Р. Мандру, Л. Леви-Брюль, А. Дюпон, Л. Февр, М.Блок и др.); самотождественность, психосоциальная идентичность, Я-концепция, самость (Е. Эриксон, Р. Бернс, К. Г. Юнг, К. Роджерс). Идентичность связывается и с различными механизмами самореализации: самоактуализация (К. Роджерс, А. Маслоу), самодетерминация (С. Л. Рубинштейн), приведение в соответствие возможностей личности с требованиями социума (К. А. Абульханова-Славская), продуктивная творческая активность, согласование тенденций и потенций (А. Г. Ананьев), самоосуществление через экстериоризацию (Ш. Бюлер), преобразование стереотипов, противоборство типичного и индивидуального (А. Г. Асмолов), несение жизненной миссии (В. Франкл), и, наконец, «прорыв свободы» (К. Г. Юнг), «бегство от свободы» (Э. Фромм) и «стремление к свободе» (З. Фрейд).
Е. Эриксон определяет идентичность, в том числе и профессиональную, как важнейший механизм социализации. Но собственно профессиональная идентичность рассматривается им преимущественно в качестве аспекта профессионального самоопределения личности, этап дифакторного выбора ценностей через принятие одного из альтернативных вариантов поведения, приходящийся на определенный (по Е. Эриксону, подростковый) период развития. Несколько шире профессиональная идентичность понимается в русле культурного (К. Г. Юнг) или исторического (Е. Ю. Боброва) самоопределения: как обретение сознания своей причастности как профессионала к определенной культуре или эпохе, компонентом которой является профессия. Однако во всех теориях профессиональная идентичность как бы находится в рамках других структур, отмечая собой лишь состояние или этапы их развития.
Большинство российских фундаментальных исследований психологии профессионала, ориентированных в основном на выявление факторов личных достижений в разных видах профессионального труда, недостаточно отражали связи индивидуальной успешности с социальным эффектом труда и проблемы социальной адекватности профессионала. Исследователи, которые непосредственно затрагивали идентификационные, социальные и морально-нравственные аспекты труда, представляли их в отдельных, интересующих их аспектах: у Н. С. Пряжникова это чувство идентичности, идентификация со способом выполнения деятельности, с окружающем миром, в том числе – с элитарными профессиональными группами. В работах В. А. Пономаренко поднимаются проблемы психологии духовности профессионала, по сути, перекликающиеся с понятием идентичного профессионала, но напрямую этот аспект не прорабатывается. В. П. Поваренков считает смену идентичности результатом выхода из профессиональных кризисов и использует ее как основание для выделения трех стадий пофессионализации учителей. Большая работа Л. Б. Шнейдер (2004), хотя и имеет широкую теоретическую базу, посвящена достаточно узким прикладным вопросам формирования у студентов профессиональной идентичности как Я-концепции. Д. Н. Завалишина (2005; 2004) провела системный анализ профессиональной идентичности как многопараметрического интегрального личностного образования и связала идентичность с выходом субъекта профессиональной деятельности из системы «человек-профессия» в систему «человек-мир». Однако все эти и другие исследования не позволяют до конца ответить на главный для нас вопрос о структуре и сущности профессиональной идентичности и роли ее социального компонента в реализационных и адаптационных процессах в условиях быстрых и непредсказуемых макросоциальных изменений.
Наше понятие «профессиональная идентичность» в целом согласуется с современными тенденциями в западной психологии (Holland, 1997; Bergmann, 2002), в русле которых профессиональная идентичность трактуется как компонент личностной идентичности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и их балансе со средой. Но мы расширяем это понятие до масштабов идентификационных связей человека и с социальной средой, поскольку специфика профессиональной ситуации в современной России подразумевает более подвижную и широкую социальную базу идентификации, чем в стабильных странах. Понимание профессиональной идентичности как комплексной характеристики психологического соответствия всех компонентов профессиональной структуры отражает ее статус самостоятельной ценности. В отличие от профессионализма как характеристики уровня или профессионализации как характеристики процесса профессиональная идентичность выступает, прежде всего, как характеристика внутреннего соответствия субъекта деятельности и социально-профессиональной среде.
Основные параметры сформированной идентичности, обеспечивающей адекватное выполнение профессиональных функций – устойчивость, перенос навыков и универсальность. Устойчивость – неизменность основных характеристик осуществления и эффективности профессиональной деятельности при изменении условий протекания деятельности, временно искажающих профессиональное пространство. Перенос – сохранение профессиональных навыков при непреходящих изменениях профессионального пространства (качественное преобразование прежнего пространства или переход профессионала в другую культурную, ментальную, социальную или информационную среду). Параметр универсальности отражает сущность истинного профессионализма как явления надситуативного, наднационального и надкультурного.
Историческое изменение характера отношений психологической идентичности и профессионального мира прослеживается в развитии взаимосвязей человека и средств труда. Еще задолго до возникновения термина «человек-машина» (и самой инженерной психологии) предпринимались попытки реализовать идею соответствия человека и машины в ее крайней форме единства и даже тождества. Обоснование возможности такого единства на самом базальном уровне – рабочих движений и мышц, – можно найти, например, у И. Сеченова: «для каждой рабочей группы мышц существует определенный оптимум скорости» (Сеченов, 1906, c. 134). Г. Форд идею единства человека и машины довел до идеологии откровенного игнорирования личностного, духовного, индивидуального в человеке труда: «Средний работник ищет, к сожалению, работу, при которой он не должен напрягаться ни физически, ни, особенно, духовно» (Форд, 1926, c. 16); а в качестве основной цели провозгласил «сокращение требований, предъявляемых к мыслительным способностям рабочего и сокращение его движений до минимального предела» (там же, c. 81).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.