Текст книги "Приишимье"
Автор книги: Борис Кузьменко
сообщить о нарушении
Текущая страница: 8 (всего у книги 8 страниц)
Во втором отделении этого же хозяйства свиноводческий комплекс на берегу озера Бирюктал. Действующие отстойники не чистили, наверно, со дня пуска комплекса, так что правильнее их назвать бездействующими – отходы идут прямо в водоем. О какой сохранности его обитателей в данном случае может идти речь? Но это еще что! Во втором отделении совхоза «Атбасарский» применяют куда более «эффективный» способ очистки животноводческой фермы от навоза. Тут сталкивают его бульдозером прямо в речку Шугу.
А вот в совхозе «Селетинский» другая беда. Здесь в свое время было принято решение о строительстве канализационных сетей и очистных сооружений, выделены необходимые средства. После многих месяцев работы строители наконец отрапортовали: готово! Но, увы, «готово», оказалось лишь в их представлении. Многочисленные отступления от проекта, а также брак не позволили запустить комплекс в дело. Так и получилось: зарыли в буквальном смысле слова в землю почти миллион рублей, а выгоды для окружающей среды никакой – загрязнение вредными стоками местного водоема продолжается. Да и не только здесь. Страдают от человеческого равнодушия реки Ашилыайрык, Аксу, Жабай, а через них – Ишим.
По-прежнему мало внимания уделяется проведению мелиоративных и профилактических мер, которых прежде всего требуют озера. Но помощь нередко задерживается, а то и вовсе не поступает, в результате водоемы зарастают камышом и другой грубой растительностью, мелеют, заболачиваются.
В принципе, каждый пруд или озеро является самоочищающейся экологической системой. Ученые объясняют, что биоценоз водоема – то есть совокупность растений и живых организмов – действует так, что все вещества, содержащиеся в воде, разлагаются, накапливаются в организмах либо откладываются на дне.
Все живое, что обитает в воде, принимает участие в непрерывном процессе биологической очистки озера. Чем многочисленнее населен водоем, тем интенсивнее проводится эта работа. Однако тут надо иметь в виду следующее: природа сама является регулятором и загрязнения и очищения водоемов. Но вот в этот процесс вмешивается человек, и продукты его деятельности в той или иной форме попадают в реки, озера, пруды. Существующий баланс нарушается, и обитатели водной среды уже не справляются с резко возросшими «обязанностями». Да и содержащиеся в стоках вещества порой не поддаются природной переработке. В этих случаях человек должен помочь природе исправить последствия собственных ошибок. Иначе озеро постепенно заилится, зарастет и в конечном счете погибнет. Другого пути нет.
К таким мерам относится и искусственная очистка прудов и озер от растительности. Они зарастают, как правило, жесткими растениями, такими, как камыш, рогоз, тростник, стрелолист, аир болотный. Для того чтобы избавиться от них, вовсе не обязательно спускать воду, существуют специальные камышекосилки. Маленькие водоемы можно вообще обкашивать обычными ручными косами, которые удерживаются на дне каким-либо грузом – скажем, намотанной цепью. Убирать растительность нужно перед самым цветением, чтобы предотвратить образование семян.
Представляет опасность для водоема и мягкая растительность – ряска, кувшинка, лютик, водокрас, тысячелистник и другие травы, развившиеся в больших количествах. Из-за них вода плохо прогревается, эти виды растительности после отмирания быстро разлагаются и переполняют озеро органическими веществами.
Удалять мягкую растительность тоже несложно: из воды ее можно вытягивать обычными граблями. Понятно, что такой способ для обширных прудов не подходит, тогда удобно употреблять сети, бредни или специальный водный плуг, который легко изготовить в самой обыкновенной совхозной мастерской.
Но если все так просто, то почему в хозяйствах не спешат принимать необходимые меры? Ответ столь же прост: не хотят дополнительных хлопот, надеются на «авось» – все образуется само собой. Так мы и теряем водоемы.
Чрезвычайно мало внимания уделяется и такой проблеме, как обогащение водоемов в зимний период кислородом. Известно, что в подавляющем большинстве озера в Приишимье мелкие. Если зима выдается суровой, то их поверхность сковывает толстый ледяной панцирь, который с трудом пробьешь. Эта работа требует серьезных усилий, механизации. Но она просто необходима, потому что открывает доступ кислорода к воде и помогает рыбам не задохнуться.
Большую помощь в этом деле оказывают любители зимней ловли. Однако часть водоемов расположена вдали от крупных населенных пунктов и зимой сюда трудно добраться. Следовательно, таким озерам необходимо помогать в централизованном порядке.
Но делается это явно недостаточно. Более того, порой вместо того, чтобы привлекать население в помощь, людей нередко отпугивают различными запретами. Так случилось, например, на Кургальджинских озерах. Администрация заповедника запретила проводить зимний подледный лов рыбы, но сама обеспечить обогащение воды кислородом не сумела. И вот результат. Раньше здесь только коллектив местного рыбозавода добывал за январь-март до четырехсот тонн рыбы. Теперь столько же, если не больше, рыбы гибнет от заморов.
Такая же беда произошла и на озере Пестром, расположенном вблизи Петропавловска. Замор погубил здесь большое количество рыбы. Стали выяснять, как это получилось.
В свое время этот живописный водоем, который по праву считается одним из самих красивых в Северном Казахстане, был излюбленным местом отдыха горожан. Здесь постоянно – и зимой, и летом – пробовали поймать удачу любители-рыболовы. Но потом вокруг озера развернулась непонятная суета. Сначала его объявили заказником, запретив любительский лов. Потом передали Петропавловскому рыбозаводу, однако и он не имел права вести здесь добычу: озеро получило статус маточного. Так как в подобном качестве Пестрое не интересовало завод, то, понятно, что внимания ему не оказывали. В результате озеро за каких-то два года сильно заросло мягкой водной растительностью, преимущественно элодеей канадской, которую не случайно прозвали «водяной чумой». И наконец произошел замор. О такой опасности на рыбозаводе знали, ведь из девятнадцати закрепленных за ним озер только три настолько глубоки, что не боятся зимних холодов. Тем не менее своевременных мер принято не было.
Коллектив этого предприятия постоянно не выполняет план по отлову пресноводной рыбы, а в оправдание ссылается на ее отсутствие в озерах. Вот так: для промышленной и любительской добычи ее нет, а для замора – пожалуйста. Рыбаки ведут лов все в меньших объемах. В Сергеевском водохранилище, например, добывают всего около тридцати тонн – это 2,6 килограмма с гектара водной поверхности. Для сравнения можно сказать, что их соседи, коллектив Целиноградского рыбозавода, на своем озерно-товарном хозяйстве получают с гектара в десять раз больше рыбы.
Низкая урожайность голубой нивы – это, кроме всего прочего, отсутствие направленного формирования ихтиофауны. В свое время специалисты Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства разработали биологические обоснования и дали рекомендации на зарыбление Сергеевского водохранилища сеголетками сиговых и карповых. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Видимо, их посчитали нереальными.
Но вот другой пример. В 1980 году началось рыбохозяйственное освоение озер Большой и Малый Тарангул. В них запустили личинки пеляди и рипуса. Акклиматизация прошла успешно и год спустя здесь добыли 32 тонны сиговых. В дальнейшем сюда выпустили сеголетки карповых и снова получили хороший возврат. Казалось бы, следует развивать этот опыт и добиваться большей отдачи с каждого имеющегося в области голубого гектара. Но этого не произошло, все вернулось, как говорится, на круги своя. Стоит ли удивляться низкой продуктивности водоемов? Природа отвечает добром на заботу о себе, но и на равнодушие оно тоже отвечает равнодушием. Об этом не следует забывать.
Вопрос, что после нас останется нашим потомкам, далеко не праздный. Наступление на природу идет сейчас такими темпами, что нужно думать не только о потомках, но и о самих себе – что будем иметь через пять, десять, двадцать лет? Не окажется ли человек с удочкой, сидящий на берегу речки или озера, пережитком давно минувших времен, живым анахронизмом?
Очень хочется надеяться на лучшее. Эту надежду питают те меры, которые во все возрастающих масштабах применяют в Приишимье для того, чтобы ограничить воздействие на природу тех негативных явлений, что еще допускаются в хозяйственной деятельности. В частности, осуществляют обваловку озер и прудов, а также имеющихся на них животноводческих помещений, перевод ферм с берегов водоемов, строительство общепоселковых сооружений полной биологической очистки.
Особенно многое делается по строительству очистных сооружений в городах и селах, расположенных по Ишиму. В Целиноградской бассейновой инспекции по использованию и охране водных ресурсов меня познакомили с огромным списком таких объектов, вступивших в строй за последнее время. Сейчас инспекция контролирует свыше пятидесяти комплексов, которые позволили резко сократить сбросы вредных стоков в Ишим и другие реки области. Более того, за последние годы здесь не было аварийных или залповых сбросов, загрязняющих водные источники. Вот уже пять лет качество воды в Ишиме не меняется и в основном соответствует требованиям, предъявляемым к рекам этого типа. За этим делом пристально следят работники четырнадцати ведомственных лабораторий, которые осуществляют жесткий контроль за качеством сбрасываемых вод.
Аналогичная работа проводится и в других областях, через которые протекает Ишим. В Северо-Казахстанской области, например, облисполком принял специальное решение, предусматривающее ввод в строй за пятилетку 24 водоохранных сооружений. Пятнадцать из них уже действуют, три – находятся в стадии строительства.
Сложнее ситуация в Кокчетавской области. Здесь также наметили большую программу. Ее цель – полностью изменить сложившуюся тяжелую ситуацию: предприятия региона потребляют 21 миллион кубометров воды, а очищают из них всего 3,2 миллиона. Тут даже такие крупные предприятия, как Пескинский завод железобетонных конструкций, вынужден на протяжении ряда лет сбрасывать сточные воды повышенной минерализации в Ишим.
Решить задачу одним махом не удалось – слишком долго накапливались вопросы, которые откладывали на «потом». Но дальше откладывать нельзя. И тут выяснилось, что мощностей строительных организаций, действующих на Кокчетавщине, явно не хватает. Вот и затягивается строительство ряда крупных очистных сооружений, ввод которых сразу же положительно сказался бы на общей ситуации.
И все же мне не хотелось бы кончать на пессимистической ноте. Если люди сообща берутся за какое-то большое дело, то рано или поздно его свершат, добьются победы. Только очень хочется, чтобы успех пришел быстрее, ведь он прямо связан с нравственным и физическим оздоровлением природы Приишимья – края красивого, доброго, щедрого.
...Я сидел на берегу Ишима – там, где, сделав крутой поворот, он расплескался небольшой заводью. Волны здесь умеряли свой и без того неторопливый бег и золотились в лучах заходящего солнца. Оно опускалось все ниже, и вот уже тени прибрежных тополей потянулись через русло.
Тихо, только слышно, как попискивает прыгающая рядом синичка.
– А не пора ли тебе на покой? – спрашиваю я.
Она смотрит, наклонив головку, круглым глазом на меня и, видимо, согласившись, что пора, срывается с места и «ныряющим» лётом скрывается в кустах. Я перевожу взгляд на удилище, вырезанное из ивовой ветки, на поплавок, застывший на темнеющей воде, и настораживаюсь. Он тяжело завалился сначала на один бок, потом на другой и тут же стремительно пошел в сторону. Я подсек и радостно засмеялся, увидев болтающуюся на конце лески рыбешку.
...Как все-таки мало и как много нужно человеку для счастья!
* * *
Приишимье – путь долгий. Красив, обаятелен этот край, и населен он людьми сильными, умными, которым многое по плечу. Могучая целинная эпопея наложила свой нестираемый отпечаток на природу этих мест, преобразила землю, круто изменив ее облик. Что было привычно нам каких-то двадцать-тридцать лет назад, сегодня настолько изменилось, что порой не веришь своим глазам.
Хуже стало или лучше? Думаю, вопрос чисто риторический. К прошлому возврата нет, мы должны принимать сегодняшнюю, реальность и стремиться сделать ее богаче, насыщеннее. Короче, предстоит достраивать, усовершенствовать новый дом – мир, в котором мы живем.
Уверен, он будет улучшаться. Для того, чтобы всем нам было лучше.
Приишимье в фотообъективе
Стр. 9
Течение степной речки тихое и размеренное
Стр. 16
Обычны на озерах Казахстана колонии чеграв
Стр. 24—25
Лесопосадки в Зеренде
Стр. 32
Ромашки – спутницы лета
Стр. 48
В тихих лесных уголках – редкие животные, например, косули
Стр. 56—57
Глубоки и прозрачны плесы степных речек
Стр. 64
Чайки – непременные спутники озер Казахстана
Стр. 80
Поймать рака в Ишиме – большая радость для детей
Стр. 88—89
Растут новостройки Целинограда. Новые дома на проспекте Целинников
Стр. 96
Неповторимое очарование степным речкам придают кувшинки
Стр. 112
На илистых отмелях озер и речек можно встретить разнообразных куликов, таких, например, как перевозчик
Стр. 120—121
Смешанный лес в Приишимье
Стр. 128
Степь трудно представить без сурков – симпатичных пушных зверьков
Стр. 143
Целинный урожай
Литература
Советский Союз // Географическое описание в 22 томах. Казахстан. М.: Мысль, 1970
Бобров Р. Беседы о лесе. М.: Молодая гвардия, 1982
Головин Б. О чем говорят названия растений. М.: Агропромиздат, 1986
Березина Н., Лисс О., Самсонов С. Мир зеленого безмолвия. М.: Мысль, 1983
Дежкин В., Фетисов Т. Профиль равновесия. М.: Молодая гвардия, 1977
Смирнов Ю. Влияние охоты на охотничье-промысловую фауну Казахстана. Алма-Ата: Кайнар, 1965
Дубицкий А. Где течет Ишим. Алма-Ата: Казахстан, 1965
Содержание
Здесь течет Ишим 5
Человек на земле 39
Объяснение в любви 71
Природа предъявляет счет 102
Что остается людям 123
Кузьменко Борис Тимофеевич
ПРИИШИМЬЕ
Фото Н. Н. Леонова, В. Т. Якушкина
Редактор А. А. Трофимова
Художник Б. Р. Жапаров
Художественный редактор А. Н. Байсеркеев
Технический редактор Т. В. Суранова
Корректор Н. И. Сергеева
ИБ № 3473. Научно-популярное
Сдано в набор 25.02.88. Подписано в печать 8.09.88. Формат 75х901/32. Бумага мелованная. Гарнитура обыкн.-новая. Усл. печ. л. 6,6. Усл. кр.-отт. 29,6. Уч.-изд. л. 7,1. Тираж 8000 экз. Заказ 709. Цена 1 р. 30 к.
Издательство «Кайнар» Государственного комитета Казахской ССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 480124 Алма-Ата, пр. Абая, 143.
Полиграфкомбинат производственного объединения полиграфических предприятий «Кiтап» Государственного комитета Казахской ССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 480002, г. Алма-Ата, ул. Пастера, 41.