355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Борис Поломошнов » Ильенков » Текст книги (страница 1)
Ильенков
  • Текст добавлен: 5 октября 2016, 20:30

Текст книги "Ильенков"


Автор книги: Борис Поломошнов


Жанр:

   

Философия


сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Борис Поломошнов
Ильенков: «Откуда берется ум?»

«Все глухие по природе своей глупы», – сказано.

Аристотелем.

В его работе «О чувственном восприятии и чувственно воспринимаемом» (Περὶ αἰσθήσεως καὶ αἰσθητῶν).

И – там же: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки ребёнка кормить не следует».

Не ищите эту работу в четырехтомном академическом издании собрания сочинений Аристотеля.

Не надо.

Потому что ее там нет.

Ведь во времена публикации «собрания» «верхи» всегда знали лучше «низов», что тем положено читать, а что им – зась.

В Средневековье верхи поступали проще: сказано у Аристотеля: «глухие – глупы», значит – изгонять их из храмов.

Так и делалось: не могут глухие «нормально» общаться с богом и его полномочными представителями – служителями церкви – «нечего им там делать».

«Не могут учиться, как нормальные люди? Пусть же будут неграмотными, так им и надо», – ведь первая в мире школа для глухих была основана лишь в 1760-м году.

Это – что касается глухих.

А что же тогда говорить о слепо-глухих?

А с ними тогда – и подавно все ясно.

Казалось бы.

А как на самом деле?

Читаем.

У Эвальда Васильевича Ильенкова:

«Случается, к счастью, редко, но все же случается, что в руки педагога-воспитателя попадает существо, по всем биологическим показателям принадлежащее к виду «homo sapiens» («человек разумный»), но не обнаруживающее никаких признаков не только «разума», но и какой бы то ни было человеческой психики. Ни речи, ни сознания, ни самых примитивных проявлений целенаправленных действий, целесообразного поведения.

Более того, отсутствует психика вообще, даже в тех ее элементарных формах, которые свойственны чуть ли не от рождения любому высшему животному. Существо это, как правило, неподвижно и напоминает скорее растение – какой-нибудь кактус или фикус, который живет лишь до тех пор, пока сохраняет непосредственный – не требующий перемещения – контакт с пищей и водой, и погибает, не издав ни звука, если его забыли напоить-накормить и уберечь от холода. Оно не сделает никакой попытки добраться до пиши, даже если эта пища находится в полуметре от его рта, не подаст даже писком сигнала о том, что оно голодно, не спрячется под теплое одеяло от сквозняка, не отреагирует на ласковый голос матери и на ее улыбку. Это в полном смысле человекообразное растение, начисто лишенное психики. Оно будет расти – увеличиваться в размерах, но психика в нем так и не возникнет. Даже самая элементарная.

Непосредственная причина этого трагического состояния – слепоглухота. Одновременное отсутствие и зрения и слуха. Врожденное или обретенное в раннем детстве (в результате болезни или несчастного случая) – это дела не меняет, ибо в случае рано наступившей слепоглухоты очень быстро деградируют и полностью исчезают все те намеки на человеческую психику, которые успели возникнуть до наступившей беды. И это – при вполне нормальном (с биологической, с медицинской точки зрения) мозге.

Мозг продолжает расти, усложнять свои морфологические структуры, т. е. развиваться по программам, закодированным в генах, в цепочках молекул дезоксирибонуклеиновых кислот, но ни одной, даже самой примитивной, связи между нейронами, обеспечивающей его психическое функционирование, так и не возникнет. Мозг так и останется навсегда лишь органом управления процессами, протекающими внутри тела этого обездоленного существа, – процессами кровообращения, пищеварения и выделения, газообмена и терморегуляции, т. е. процессами, которые и у каждого нормального человека протекают без участия психики и в ее помощи не нуждаются.

Науки биологического цикла – физиология высшей нервной деятельности, медицина и нейрофизиология – в этой ситуации совершенно бессильны, ибо дело тут не в отсутствии биологических предпосылок и условий возникновения психики, а в том, что слепоглухота начисто перерезает все обычные каналы общения мозга с миром человеческой культуры. Мозг оказывается в состоянии трагического одиночества, наедине с чужим и непостижимым для него «внешним миром вообще».

Помочь в данном случае может совсем другая наука – психология. Наука, которая исследует не мозг как таковой, как материальный орган психической деятельности, а сам состав психической деятельности, никак «от природы» в этот мозг не встроенной, а возникающей лишь прижизненно, в ходе приобщения человека – обладателя этого мозга – к жизни в условиях исторически развитой культуры.

Ибо только в ходе этого процесса (а не в результате биологического развития мозга) впервые возникают, а затем развиваются вплоть до самых высших уровней все без исключения специфически человеческие психические функции – сознание, воля, интеллект, воображение, способность понимать речь и говорить, способность «самосознания» и все остальное.

Можно ли приобщить к человеческой жизни ребенка, лишенного и зрения и слуха сразу? Возможно ли в данном случае сформировать у него полноценную человеческую психику? А если можно, то как?

Исходное условие жёсткое: психики нет вообще, и «сама» она не возникнет. Ее надо «сделать», сформировать, создать. Для этого нужно знать совершенно точно: что именно ты хочешь сформировать? Что такое психика вообще? Что такое специально человеческая психика – интеллект, сознание, воля? Где граница между психикой животного и психикой человека? В каких условиях психика – интеллект, сознание, воля?

В каких условиях психика человека развивается нормально, а в каких дает уродливые перекосы, педагогический брак? Всё это – вопросы, стоящие перед каждой матерью и каждым отцом, перед любыми яслями и любым детским садом, перед каждой школой и каждым вузом. Но – и в том особенность работы со слепоглухонемым ребенком – здесь все эти проблемы встают «в чистом виде».

В обычных случаях психика ребенка формируется в условиях «педагогической ст

...

конец ознакомительного фрагмента


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю